• zentr  2019 4 IMG 2899 1Прогулка по новогодним сказкам при встрече 2019 года

    Современное положение с театрами в провинции стало мне напоминать встречу двух актёров в пьесе А.Н.Островского «Лес». Один идёт из Керчи в Вологду, другой из Вологды в Керчь, но в обоих городах не было труппы. И корифеи сцены Стрепетова П.А. с Ленским А.П. не встретилась бы в Муроме летом 1868 года, если бы А.В.Ермаков в 1867 году не открыл здесь театр. Но это о театре профессиональном, куда актёры идут за зарплатой, а вот с самодеятельными коллективами дело гораздо сложнее. Уходит организатор, распадается и созданный им коллектив. Но, чтобы расстаться с грустными мыслями, решил прогуляться по новогодним ёлкам.

    Прокомментируй первым! Прочитано 156 раз Подробнее ...
  • Zakony 2019 1Законы вступили в силу с января 2019 года

    Выросли пособия, пенсии, зарплата и плата за ЖКХ. Сбор валёжника для топки печей перестал быть преступлением. Заработало около 60 новых законов, которые повлияют на нашу жизнь. Одни сделают ее немного легче, другие заставят приложить усилия, чтобы вписаться в новые законодательные нормы. Увеличился минимальный размер оплаты труда (МРОТ), меньше которого работодатели не имеют права платить зарплату своим работникам, если, конечно, они трудится 40 часов в неделю. При меньшем рабочем времени и оплата меньшая.

    Прокомментируй первым! Прочитано 221 раз Подробнее ...
  • Murom xud muzej gdc0Vdch-ygКосмос в муромском музее

    Муромский музей продолжает просветительскую часть проекта «Ближний космос. Эволюция мечты». Три лекции проекта, завершение которого запланировано на май 2019 года, уже почитаны. 10 декабря Сергей Иванов прочитает лекцию «Строение планет», о формировании и эволюции межзвездной среды, из которой создаются звезды и планеты. 19 декабря с лекцией «Слёзы комет» приедет Юрий Евгеньевич Кузнецов, а 24 января 2019 года египтолог Виктор Викторович Солкин будет рассказывать об астрономических знаниях древних египтян. Начало лекции в 16 часов.

    Прокомментируй первым! Прочитано 270 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Понедельник, 05 Июнь 2017 10:58

Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 3, глава 7. МПЗ и Шульженко

Оцените материал
(19 голосов)

b2a49d4f2ffc418d2ecc9f91f06Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 3, глава 7. МПЗ и Шульженко

«В тяжелейших условиях начала войны коллектив, под руководством ленинградцев, сумел достроить и пустить завод. Эвакуированные жители Ленинграда и мобилизованные из Горьковской, Воронежской, Московской, Смоленской и других областей стали бойцами трудового фронта нового завода. В наши дни уже внуки и правнуки первопроходцев несут эстафету трудовых дел МПЗ на Вербовском».
Это информация из книги «Славный путь МПЗ 1941 - 2011».

Как тесен мир

Можно, конечно, было бы и промолчать о судьбах людей давно прошедшей войны. Кому интересно это слушать, а ещё и читать? Тем более, не об эпохальных событиях, типа взятия Берлина в мае или взрыва американской бомбочки над Хиросимой, а о каких-то блокадниках, которые в Муроме продукцию для войны делали...
Промолчать, конечно, можно было бы. Если бы мой прадед не вернулся с Первой Мировой войны инвалидом. Если бы Хиросима одной бомбочкой «Малыш» 6 августа 1945 года не была превращена в пыль. Если бы я не потратил 15 лет на поиски места гибели моего деда, участника Второй мировой, сына прадеда инвалида. Если бы мои друзья со срочной службы не возвращались с пулевыми ранениями, а их детей не возвращали домой «грузом 200». Можно было бы промолчать, если бы любители прав и свобод без чувства ответственности, не кричали у стен древнего Кремля о необходимости смены режима, а политики с магнатами не мечтали о разделе России на феодальные княжества, как это сделали с СССР в 1991 году.

Shulzhenko 1Shulzhenko 2

Shulzhenko 3Shulzhenko 4

ФОТО: Дань памяти ветеранам войны в деревне Адино

Любая война начинается с игры. Детской, экономической, политической. И мне, как бальзам на душу, что забытые в альбомах, чемоданах, антресолях фотографии наших предков нашли всенародное признание по всему земному шару в акции «Бессмертный полк». И дети, внуки и правнуки победителей фашизма в этой игре начинают изучать историю своего рода, села, города, страны не по чьим-то словам из учебника истории за оценку в классном журнале, а со слов семьи про вклад в этой Победе. Осталось "Бессметный полк" участников боёв дополнить фотографиями ветеранов трудового фронта, которые на колхозных полях и у заводских станков "пахали" вместо ушедших на фронт. Может тогда наши потомки будут ставить памятники на могилах своих предков, а не возводить обелиски жертвам «игр в войну». Может тогда и оценка по теме: " Уроки Первой или Второй Мировой" на уроке в школе будет осмысленной, а не за вызубренный и забытый через какое-то время материал. И цветы будут носить не на Братские кладбища, как это сделали мама с тётей только через 70 лет после гибели из отца за 500 километров от дома.

Как тесен и хрупок мир. Череда случайных встреч, обстоятельств и событий вершат судьбы не только отдельных людей, но и целых народов. Встреча с Ефросиньей Владимировной Сумник, как с защитницей крыш Ленинграда, ледовой дороги и строителем Мурома, подтолкнула меня к воспоминаниям о появлении в Муроме Анны Алексеевны Епанчиной и встрече с директором школы № 2 Галкиной Инной Викторовной. В этой школе Ефросинья Владимировна участвует в торжественном приёме ребят в пионеры. При обзоре экспонатов школьного музея говорим с Инной Викторовной не только о ленинградцах и деталях истории образования на посёлке, но и про участников из школы № 2 в жизни театральных коллективов «Контакт», «Контраст», «Прикосновение». Но тема сегодняшней прогулки: «Ленинград, война, эвакуация и музыка», поэтому иду в заводской музей МПЗ на встречу с директором Рябовым Валерием Витальевичем.

Три эшелона из тридцати с оборудованием и около 350 специалистов с семьями успели эвакуировать из Ленинграда в Муром до начала блокады. Будущий дирижёр Венского симфонического оркестра и Большого симфонического оркестра в Москве В.И.Федосеев был эвакуирован с родителями на Большую землю и попал в Муром в 1943 году. Будущий директор музыкальной школы № 1 Епанчина А.А., похоронив в блокаду всех родных, тоже приедет в Муром в 1943 году. В том же году в Муроме умер слепой музыкант Валёнков П.К., который переехал в Муром из Петербурга в 1918 году от голода и разрухи Гражданской войны.

Е.В.Сумник защищала блокадный город и встретила весть о Победе в Прибалтике. После войны вернётся в Ленинград. В 1956 году, по окончанию железнодорожного института и командировок на строительство мостов и тоннелей от Ангары до Оки, получит командировку в Муром и осядет здесь на 60 с гаком лет. Епанчина А.А с декабря 1943 года будет востребована в коллективах, в которых трудился П.К.Валёнков. Федосеев В.И. тоже вернётся с семьёй в Ленинград и начнёт путь музыканта с мировым признанием. Но начать эту главу я хочу с К.И.Шульженко, пластинки с голосом которой были в каждом доме, где был патефон.

«Синий платочек» и Шульженко Клавдия Ивановна (24.03.1906 – 17.06.1984)

Shulzhenko 5Shulzhenko 6

ФОТО: Шульженко И.И. с дочерью и сыном. Афиша Ленгосэстрады.

Эстрадная певица, народная артистка СССР, участница Великой Отечественной войны – это аксиома, которая для поклонников и любителей её творчества священна. Родилась в Харькове в семье бухгалтера Главного управления железной дороги Ивана Ивановича Шульженко, но железнодорожных мостов, и тем более МПЗ, не строила. И муромских детей музыке не учила, да и в Муром с концертом приезжала единственный раз 9 мая 1977 года. Но встретив начало войны в Ленинграде, она была свидетелем и бомбёжек, и голода, которые успели испытать строители МПЗ, эвакуированные в Муром во время блокады.

Судьбе было угодно, чтобы в 1928 году состоялся её дебют на сцене Ленинградского Мариинского театра, дебют как актрисы и певицы состоялся в 1923 году на сцене Харьковского театра драмы, а после смерти часть её архивов оказалась в Муроме.
С 1929 до 1942 года Клавдия Ивановна работала артисткой Ленгосэстрады. В начале войны добровольно вступила в ряды действующей Красной армии. Сотни концертов перед бойцами на передовых позициях фронтов, в госпиталях. В конце 1941 года в репертуаре Клавдии Ивановны появилась песня «Синий платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским и ставшая впоследствии легендарной. Первый вариант песни написан в 1940 году в Москве во время гастролей Белостокского "Голубого джаза" под управлением Генрика Гольда и Ежи Петерсбурского. Поэт Яков Галицкий, пробившись в номер Петерсбурского, показал ему текст песни, и тот экспромтом подобрал музыку в ритме вальса.

Воспоминание Якова Галицкого:

«Петербургский прочитал его, сел, не говоря ни слова, за пианино и, словно у него уже заранее была готова музыка, сыграл раз и другой коротенький сентиментальный вальс. Чтобы какая-нибудь фраза не вылетела из памяти, он тут же закрепил мелодию на нотной бумаге. Вальс понравился нам обоим, а также всем окружающим нас музыкантам, и уже на следующий вечер эту песенку-вальс спел на концерте в театре «Эрмитаж» польский певец Станислав Ляудану. И вскоре она разнеслась по всему миру».

Песню записывали на пластинку: Изабелла Юрьева, Екатерина Юровская, Лидия Русланова. Все записи выходили с указанием автором текста Якова Галицкого. «Военный» вариант, который позднее назовут «песней окопного быта», появился в 1942 году на Волховском фронте. Шульженко гастролировала там с джазом Алексея Семенова (в январе 1942 года переименованного в Ленинградский фронтовой джаз-ансамбль), и юный лейтенант Михаил Максимов протянул ей листок со словами текста. Новый текст, после единственной репетиции, она спела в тот же день на концерте для летчиков.

Shulzhenko 7Shulzhenko 8

Shulzhenko 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО: Аккомпаниреют Л.Беженцев и Л.Фишман. Фото на память после концерта. Фронтовой джаз-ансамбль.

Shulzhenko 10Shulzhenko 11

Shulzhenko 12Shulzhenko 13

ФОТО: К.И.Шульженко с Коралли, с Кобзоном, с оркестром. Г.К.Епифанов с лётчиками. 

С джаз-оркестром Семенова, в котором к тому времени они с мужем Владимиром Коралли стали художественными руководителями и были ими до лета 1945 года, рядовая Красной армии Клавдия Ивановна Шульженко прошла всю войну. Голод в Ленинграде не щадил никого. Несколько музыкантов ансамбля умерли от дистрофии, но 12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии состоялся 500-й концерт. С песней «Синий платочек» она снялась в фильме «Концерт фронту», с плёнки которого была выпущена пластинка для фронтовиков и Ленинградского радио. Благодаря исполнению фронтовых песен Клавдия Ивановна получила всесоюзное признание. Но судьба песни без эпизода в Московском доме звукозаписи, куда ансамбль вызвали для подготовки программы к 25-летию создания РККА (Декрет от 28 января 1918 г.), не будет полной.

«В Москве во время подготовки программы «Города-герои» Шульженко пришла в Дом звукозаписи, чтобы положить военный платочек на граммофонный диск. Зима стояла лютая, Дом почти не отапливался. Станки в аппаратной были укрыты брезентовыми шатрами, обогревательные приборы поддерживали температуру, ниже которой восковые блины для записи пришли бы в негодность, да и сами станки не смогли бы вращаться. Не снимая пальто, Шульженко вошла в студию. От дыхания певицы микрофон покрывался инеем, но она пела так, как никогда раньше. Знала, что пластинку ждут на фронтах. Закончила петь и была уверена, что лучше не сможет, что этот первый вариант должен быть и последним. Но когда прошла в аппаратную, к ней навстречу кинулась молоденькая женщина, вся в слезах – оператор Галя Журавлева:

- Клавдия Ивановна, я испортила вам запись! Вспомнила, как провожала на фронт мужа, как он в последний раз поцеловал нашу дочурку, и не могла сдержать слез. И не заметила, как они падали на воск и растопили его…
- Таким браком можно гордиться, - заметила Клавдия Ивановна».

О «Синем платочке» писали много, в том числе и в письмах к Клавдии Ивановне. Один фронтовик вспоминал, как после страшного боя на Курской дуге не мог разбудить солдат, чтобы покормить. Но кончилась передышка, надо снова идти в атаку. За грохотом взрывов не было слышно команд. «Тогда он крикнул: «За синий платочек! Вперёд, за мной!» И все поднялись, как один, словно их живой водой окропили».
Лётчик Ростислав Родионов написал из госпиталя:
«Мой самолёт подбили над вражеской территорией. Ранило в обе ноги. Думаю – всё, не дотяну до линии фронта. Но радиомаяк передавал Ваши песни. Я слушал и летел на Ваш голос – посадил машину у своих. А вот ноги у меня отрезали…»

Есть в воспоминаниях Клавдии Ивановны эпизод с концерта в госпитале. Забинтованный с ног до головы боец Балтийского флота говорить не мог, но что-то пытался объяснить руками. Никто не мог понять раненого, пока попавший с ним в госпиталь юнга не объяснил, что его командир просит исполнить песню «Руки». И снова этот юнга с выжившим командиром встретятся с Клавдией Ивановной после войны уже в телестудии на Шабловке при записи программы «Голубой огонёк». И снова попросят исполнить песню «Руки». И ещё эпизод про солдат, которые привязывали синий лоскуток на штыки и с криками за "Синий платочек" шли в бой. Генерал лейтенант авиации Иван Федорович Голубев сказал: «Песни Шульженко, как снаряды и патроны были нам нужны в бою! "Синий платочек" и сейчас с нами на всю жизнь!» А разве не с такими же мыслями наши мамы, бабушки, прабабушки с детьми стояли у станков и выполняли план на колхозных полях за ушедших на войну?

Shulzhenko 14Shulzhenko 15

Shulzhenko 16Shulzhenko 17

ФОТО: Игорь Кемпер с родителями. К.И.Шульженко с Г.К.Епифановым.

Подробности биографии певицы можно найти в автобиографической книге «Когда вы спросите меня», а я ограничусь датами из этой книги. С 1930 года была замужем за эстрадным певцом и артистом разговорного жанра Владимиром Филипповичем Коралли, настоящая фамилия Кемпер (1905-1995). В мае 1932 года родился сын Игорь Кемпер. В 1954 году они развелись. Владимира Коралли после смерти похоронили рядом с бывшей женой. С 1956 года по 1964-й и затем с 1976-го до конца жизни Шульженко состояла в фактическом браке с Георгием Кузьмичом Епифановым (1918-1997), кинооператором. Он в 1940 году окончил ВГИК. В годы Великой Отечественной войны служил кинооператором ВВС Первого Белорусского фронта. Его аэросъёмки вошли в фильмы «Берлин» и «Разгром Японии» (1945 г.). Кроме документальных и художественных фильмов принимал участие в съёмках Государственных официальных мероприятий, последних съездов КПСС.

Shulzhenko 18Shulzhenko 19

Shulzhenko 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО: Епифанов Г.К. за работой. 

Какое отношение эта информация имеет к блокадникам на Вербовском? На Ленинградском заводе «Краснознамёнец» Клавдия Ивановна не работала, но многие из них были зрителями её концертов как до переезда в Муром, так и во время блокады. И голод, при котором кружка кипятка была для многих спасением, не обошёл её стороной. Одни воевали с оружием в руках или у станков заводов, а она с армией артистов воевала словом, песней, поднимая дух уставших и голодных защитников на передовой, в госпиталях, в заводских цехах блокадного Ленинграда. Нет в её архиве писем с Вербовского, но есть слова благодарности защитников дороги через Ладогу, по которой людей эвакуировали и в наш город. И есть Государственные награды за работу. В том числе и Орден Ленина.

Shulzhenko 21Shulzhenko 22

Shulzhenko 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО: Орденоносцы. 

После смерти Георгия Кузьмича часть семейных архивов будет храниться в Муроме, в семье его племянницы Н.В.Мориной. Эти материалы, благодаря стараниям Надежды Владимировны, станут доступны жителям города и области через встречи в школах, городском музее, передачам на телевидении. А из моей памяти уже сорок лет не уходит образ песни Ильи Семёновича Жака на слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Руки», прозвучавшей в исполнении Клавдии Ивановны на сцене ДК 1100-летия Мурома 9 мая 1977 года:

Нет, не глаза твои
Я вспомню в час разлуки,
Не голос твой услышу в тишине,-
Я вспомню ласковые и трепетные руки,
И о тебе они напомнят мне.

И когда Клавдия Ивановна начинала петь припев:

«Руки!
Вы словно две большие птицы!..»,

Над сценой поднимались не руки исполнительницы, а словно два крыла огромной птицы, которые летали, обнимали, спасали, любили… Песня, написанная в 1939 году, не уходила из репертуара певицы до конца творческой жизни и выросла, как, впрочем, и все её песни, до мини-спектакля. Не зря её первая профессиональная встреча со сценой началась с драматического театра. Около двух лет Шульженко и Коралли работали с джаз-оркестром Я.Скоморовского, в котором И.С.Жак работал музыкальным руководителем и был любимым композитором и аккомпаниатором Клавдии Ивановны. И не могу пройти мимо её воспоминаний про слова из песни «Руки» в адрес И.С.Жака: «Когда по клавишам твои скользили пальцы, каким родным казался каждый звук» я пела непосредственно ему».

В музее ДК 1100-летия храниться автограф:
«Дорогие муромцы! Я встречаюсь с Вами впервые и счастлива, что это состоялось в день Победы и год шестидесятилетия Великого Октября. Этот старинный город прекрасен своей вечной молодостью. Счастья Вам, здоровья и дальнейших успехов! Клавдия Шульженко. 9 мая 1977 год».

Shulzhenko 24Shulzhenko 25

ФОТО: Фотогафия с автографом Шульженко К.И.

А блокадники? 27 января 2017 года в эфире телекомпании «Муромский меридиан» прозвучала цифра: «Сегодня в Муроме проживает 25 жителей блокадного Ленинграда и одна защитница Северной столицы». А в далёких 1945, 1946 годах, с известием о Победе рабочие из Ленинграда ринулись в отдел кадров за расчётом, чтобы вернуться домой. Ведь в 1941 году их отправляли сюда в командировку. Кому возвращаться было некуда и не к кому, остались здесь. У слесаря Миронова в Ленинграде от голода умерла жена. Очередная партия эвакуированных в Муром заводчан привезли его дочку. При встрече девочка, с явными признаками дистрофии, бросается на шею А.С.Любимовой и называет её мамой. Так родилась одна из семей будущего рабочего посёлка Вербовский. Как тесен и взаимосвязан мир.

Продолжение следует

Источники: - «Славный путь МПЗ 1941 – 2011» М., Весь Сергиев Посад. 2011. - Клавдия Шульженко «Когда вы спросите меня», М., Молодая гвардия, 1981. - Глеб Скороходов «Тайны граммофона: Все неизвестное о пластинках и звездах грамзаписи» М.,: Эксмо, Алгоритм, 2004. - Интервью с Мориной Н.В.
Фото: автора, из группы Адино, архива Н.В.Мориной, музея ДК 1100-летия г.Муром
Иван Васильевич Костин

Прочитано 1649 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi