• FRANT zOA29HuqRWcТеатр кукол «Франт» начинает приём новогодних заявок

    Не смотря на то, что до нового года остается еще больше двух месяцев, сюрпризы и сказки для маленьких гостей готовятся заранее. Так, представление «Тайна Королевской елки» состоится с 21 по 30 декабря 2017 года и с 3 по 7 января 2018 года в ДК железнодорожников по адресу: Муром. Ул. Привокзальная дом 4.

    Прокомментируй первым! Прочитано 159 раз Подробнее ...
  • FRANT zOA29HuqRWcРешил всё-таки Алёша Пеночкин пойти в школу

    А всё потому, что Золотая Рыбка выполнила главное его желание. Освободила его от подготовки к школе и посещению в ней скучных и не нужных шестилетнему Алёше уроков. Ему интереснее было проводить время с тараканами, которые целыми днями бегают, прыгают, а не изучают какие-то скучные буквы с цифрами. Рыбка согласилась исполнить только одно желание, потому что невод Алёша не сплёл, в море три раза не закидывал, рыбку не ловил. Вот рыбка и «подарила» ему тыкву вместо головы.

    Прокомментируй первым! Прочитано 171 раз Подробнее ...
  • 1 P 7FzH gEYoПервый фестиваль самобытной культуры «Россию строят мужики» в Муроме

    Любое дело требует навыков, терпения и сноровки. Вот и муромские ребятишки 16 сентября 2017 года в Доме народного творчества под присмотром родителей примеряли шлемы ратоборцев, крутили старинный гончарный круг под приглядом Дмитрия Лебедева из Касимова, наблюдали за работой на самодельном лучковом токарном станке столяра Евгения Анчурина из Мурома, слушали народные песни, принимали участие в конкурсах на игровом поле «Богатырёв двор», где проходил фестиваль «Россию строят мужики». И у меня родился вопрос к директору ДНТ Барановой Александре Ивановне:

    Прокомментируй первым! Прочитано 185 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Суббота, 26 Август 2017 15:00

Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 3, глава 9. МПЗ. Не хлебом единым

Оцените материал
(7 голосов)

Morozov 2Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 3, глава 9. МПЗ. Не хлебом единым

Остались позади 1418 дней и ночей. Мобилизованные и эвакуированные, а таких на МПЗ было 80 %, начали осаждать отдел кадров, чтобы получить расчёт и вернуться домой. Шлакозасыпные конструкции цехов с деревянными перекрытиями требовали реконструкции. Упал спрос на военную продукцию, требовался переход на выпуск ширпотреба. А для этого нужны были не только специалисты, но и средства. Часть специалистов появилась благодаря возвращению фронтовиков, которые и дисциплину в коллективах держали армейскую. Но переход на мирные рельсы был тяжелым.

Костылев В.М. (12.04.1911 - ?)

Kostylev  IMG 8562Kostylev IMG 8571

ФОТО: Костылев В.М. и ветераны завода.

«План трещал по швам. В 1947 году выпуск товарной и валовой продукции не выполнили. В 1949 году начальник завода Костылев В.М. вводит в структуру завода машиносчётную станцию, поступившую на завод с трофейным оборудованием. На одном из совещаний в Москве резко выступил с критикой отсутствия финансирования. Выслушали, объявили взыскание, но 20 миллионов выделили. Началась реконструкция завода и строительство жилья. В 1956 году возвели 36-квартирный дом с помещением для гастронома, открыли магазин «Книги», начали благоустройство стадиона. Но ведь многие жили ещё не только в бараках с удобствами на улице, но и в землянках».

В начале лета 1956 года закончился 15-летний период работы Костылева Виктора Михайловича, которого переводили в Ленинград на усиление завода «Краснознамёнец», а точнее для организации при заводе НИИ химического машиностроения СКТБ-5. В январе 1957 года Н.С.Хрущёв, ради экономии бюджета, принимает решение о замене Министерств Совнархозами. Подчинение предприятий переводят в регионы, Костылева В.М. назначили начальником спецпроизводства Ленинградского совнархоза. В 1965 году после расформирования совнархозов, как не оправдавших себя, Л.И.Брежнев возвращает подчинение предприятий Министерствам, Костылева назначили директором завода «Краснознамёнец». Но с МПЗ Виктор Михайлович связи не прерывал. Последняя встреча с ветеранами МПЗ зафиксирована на фотографии 1981 года, а чествование победителей восьмой трудовой вахты началось с известия о его кончине и минуты молчания.

Дом культуры

Dom kult 0Dom kult 1

Dom kult 2Dom kult IMG 8345 cr

ФОТО: ДК 1943 года. Открытие памятника Ленину. ДК сегодня.

В годы войны, кроме пуска завода, стояла необходимость обеспечивать рабочих жильём, питанием и другими предметами первой необходимости. Уже к 1943 году в посёлке работали несколько торговых точек, были открыты три столовые, налажен выпуск обуви на деревянной подошве, открыты сапожная и швейная мастерские, прачечная, амбулатория, детский сад. Но какие бы катаклизмы не сопровождали жизнь людей, молодость брала своё. Как мотыльки на свет сбегались люди на звуки гармошки. Торжественные мероприятия с танцами проводили в рабочей столовой, что было не очень удобно.

Для досуга строителей в 1939 году на заречной части была построена площадка под летний театр. В мае 1943 года начали строить одноэтажный шлакозасыпной клуб вместимостью 450 человек по проекту архитектора Сильваневского. Встреча 26-й годовщины Октября в 1943 году прошла в недостроенном клубе, торжественная сдача которого состоялась в 1944 году. Оформлением сцены занимался Андрей Васильевич Морозов, который в то время работал на МПЗ техником, но с кистью не расставался. «Красочное панно «Освобождённый город» вселяло надежду на скорую победу».

«Клуб стал душевным бальзамом для многих. Среди мобилизованных и эвакуированных было много талантливых людей. Были и профессиональные артисты, бывшие работники искусства и культуры. Даже нашёлся режиссёр – М.Балабин. По их инициативе и при активном участии был создан драматический кружок, вокруг которого собирались все заводские таланты разных жанров… На клубной сцене выступала с балетными танцами А.Е.Ларионова, начинал свою концертную деятельность Володя Федосеев, будущий дирижёр Большого симфонического оркестра страны. Он играл на баяне и брал уроки у слепого подболотского баяниста В.Беспалова.

В зрителях недостатка не было. Зал всегда переполнялся до такой степени, что пуговицы проверялись на прочность. Музы в годы войны не молчали. Силами драматического кружка ставились пьесы: «Тропа шпиона», «Кровь народа», «Рыбачка с побережья», «Разлом», «Свадебное путешествие» и другие. Частыми гостями клубной сцены были артисты драматических театров Смоленска, Горького, Павлова, Москвы. Любили заводчане ездить в город на спектакли Муромского драмтеатра».

В 50-х годах на МПЗ по распределению приезжали молодые специалисты. Старый клуб не вмещал всех желающих, да и после просмотра кинофильма было неудобно сдвигать сиденья, освобождая место для танцев. Назрела потребность в строительстве нового здания для проведения досуга всех возрастных групп. Вопрос о строительстве Дом культуры был вынесен на собрание партхозактива завода в 1958 году.

М.И. Ермаков представил на обсуждение общественности авторский проект Дома культуры архитектора Корфельда. 5 мая 1958 года состоялась торжественная закладка фундамента будущего Дома культуры и, несмотря на большие проблемы с финансированием, но неиссякаемую энергию молодёжи, 12 августа 1962 года открытие нового Дома культуры состоялось. С просторным фойе, местом для оркестра, с широкими мраморными лестницами, кинозалом на 600 мест и сценой, малым и спортивным залами, и огромной красивой люстрой в большом зрительном зале.

До начала 60-х годов ДК был, пожалуй, единственным настоящим центром досуга жителей поселка. Но даже после включения посёлка в состав города, находясь на приличном расстоянии от городского центра, культмассовые мероприятия на Вербовском проводятся автономно. Новогодняя ёлка, шествие к мемориалам и фейерверк на 9 Мая, традиционные поселковые мероприятия и участие в городских мероприятиях с проведением части их программ на посёлке. Не могу пройти мимо имён ушедших из жизни коллег, в разные годы возглавлявших ДК. Первым директором был А.В. Тимин, который проработал до 1963 года. С.А. Болотнов проработал до 1971 года. В последующие годы работу Дома культуры возглавляли: Я.М. Свердлов, В.Л. Симонов, В.И. Кулик.

Морозов Андрей Васильевич. (22.08.1901 – 18.05.1972)

Morozov 1Morozov 2

Morozov 3Morozov 4

Живописец. Родился в селе Молотицы Муромского района. 28 апреля 1917 года получает аттестат «с отличием» об окончании Муромского второго высшего начального училища. Занимался некоторое время в художественной студии И.С. Куликова у преподавателя Целебровского П.И. У него Морозов учился трудолюбию в изучении рисунка, постигал законы линейной и воздушной перспективы. Постоянный участник муромских городских и областных выставок. Жил и работал в г. Муроме. Впечатления детских лет художник выражает так:

«Сергей Есенин в своих стихах очень близок мне... И хомуты, и щенки кудлатые — все это знакомо! Вот и кажется мне, что Константиново и Молотицы схожи между собой, «Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона...» Очень хорошо сказано».

В годы Великой Отечественной войны Морозов занимался батальными картинами. Два его полотна с 1957 года располагались в арках фойе на втором этаже клуба строителей. При ремонте клуба в 1975 году в проёмах между дверями в зрительный зал разместили резное панно Орджаникидзе Измайлова, работы Морозова оставались на своих местах. При очередном ремонте ЦВР ниши от картин освободили, картины какое-то время пылились в гардеробе, а с частой сменой руководства и вообще исчезли в неизвестном направлении. Еще одно огромное полотно с пейзажем Мурома висит в зале ожидания железнодорожного вокзала Муром-1.

Многие картины Морозова приобретены музеями и просто любителями оригинальных подлинников. Окончив начальную школу, Морозов начинает свое художественное образование. В 1921 году Андрей Васильевич был зачислен курсантом Военно-Политической школы. Одновременно посещал студии московских преподавателей Рерберга и Леблана. В 1938 году окончил заочные курсы живописи рисования при центральном Доме народного творчества им. Н.К. Крупской. С 1934 года член Союза художников СССР.

Федосеев Владимир Иванович «Я родился три раза»

Родился в Ленинграде 5 августа 1932 года. Отец работал на заводе, мать была домохозяйкой.
Про учебу Федосеева В.И. в Подболотской школе я впервые услышал в музее школы № 2 от директора Галкиной Инны Викторовны, а в книге «Славный путь МПЗ» нахожу только одну строчку:

«На клубной сцене выступала с балетными танцами А.Е.Ларионова, начинал свою концертную деятельность Володя Федосеев…».

Имя учителя игры на баяне подскажет Беспалов А.Н., а подробности об эвакуации в Муром и кратковременном периоде жизни здесь нахожу в интервью Владимира Ивановича Ладе Ермолинской 4 марта 2015 года.

«В новом месте началась новая жизнь. Я опять поступил во 2 класс. Не то чтобы отставал, но того, что получил дома во время блокады, оказалось недостаточно.
Мне было 10 лет, и отец по-прежнему мечтал сделать из меня музыканта – нанял частного педагога-баяниста. Я баян и поднимал-то с трудом, но учился с удовольствием, время от времени давая концерты в госпиталях – там же, в Муроме. В пионерских лагерях я был первым человеком, потому что играл на всех линейках, а в походах меня вообще носили на носилках вместе с инструментом. Это был очень интересный период, но педагог мой, к сожалению, учил меня практически без нот – я играл по слуху.

Я люблю говорить, что родился три раза. Первый раз меня родила мама. Вторым рождением считаю то, что выжил во время блокады. А третий случай произошел немного позже. Когда нашу семью со всем скарбом погрузили в машины, и мы стали под бомбежками переправляться по льду в направлении на Муром. И на первой же станции – Войбокало – нас всех погрузили в эшелон. Вещи мы поместили в товарный вагон, а сами пошли погулять – до отправления оставалось целых 3 часа.

Тут налетели немцы и стали бомбить эшелон. Меня взрывной волной куда-то закинуло, очнулся в жутком помещении – то ли в подвале, то ли в подъезде. Вокруг лежали умершие, контуженые люди, а я один – маленький, и ни мамы, ни папы, ни сестры… Опять мне помог Бог! Я стал бегать, кричать и в конце концов нашел всех живыми и здоровыми. К вечеру, когда мы опять обрели друг друга, стали искать вещи. Видим костер, который уже не горит, а догорает, тлеет, и в нем весь наш скарб… А сверху, на этой обуглившейся куче стоит папин баян – невредимый! Его-то мы и взяли с собой в Муром.

А про блокаду? Как сегодня, как наяву. Детства я был лишен, потому что сидел дома, никуда не выходил. Даже учился в своей квартире. Мама у меня была общественницей и сдала одну из комнат под второй класс, поскольку школы не отапливались, и дети не могли заниматься. Я сидел дома как затравленный зверёк, потому что на улицу выйти было невозможно. Очень опасно было, людей просто съедали. Моя сестра – врач, не могла ходить по вызовам. Тот, кто отправлялся к больному, часто не возвращался. Помню, как с мамой гасили фугасные бомбы, засыпая их песком… Да, страшное время было! У меня до сих пор все это перед глазами… Каким образом мы выжили, трудно сказать. Бог помог».

Не блокадница Полякова из Москвы

Провела детство в Муроме и москвичка, будущая народная артистка России Людмила Полякова, родившаяся за два года до начала Великой Отечественной Войны. Но информация об этом периоде её жизни очень скупая:

«Детство актрисы прошло в городе Муроме, где ее семья пребывала во время эвакуации. Она никогда не мечтала стать актрисой, не планировала поступать в театральные ВУЗы. После окончания школы Людмила Полякова отправилась в Одессу, чтобы стать океанографом».

Мечта «плавать» на прохладных волнах профессии океанографа в Одессе утонула в океане горячих эмоций театра и кино училища имени Щепкина в Москве, хотя и заглянула туда совершенно случайно. А потом понеслось: кулисы, гастроли, съёмочные площадки, театр Станиславского, Малый театр. Сын с домиком в Испании тоже из череды этих событий.

1 Ludmila-Polyakova2 Ludmila-Polyakova

4 Ludmila-Polyakova3 Ludmila-Polyakova

ФОТО: Кадры из фильмов и на съёмках к/ф "Палач"

Но вернусь в Муром. Кремлёвская гора. «Кто не видел Мурома с Оки, тот не видел русской красоты», - напишет в своих заметках Максим Горький. Я перефразирую Горького: «Кто не катался зимой с Кремлёвской горы, тот не видел детства». Нужно только смелости набраться и попробовать спуститься на санках первый раз, а потом повторять эту радость снова и снова, и летать быстрее ветра от смотровой площадки парка или от дома Гладковых до середины реки. Наши будущие знаменитые земляки: отец телевидения Зворыкин В.К., народный артист Константинов П.А., автор «Гусарской баллады» Гладков А.К. жили по соседству с этой горой, поэтому у меня нет сомнений, что в детстве «летали» по ней. Может быть и Полякова испытывала такое счастье.

За 70 с хвостиком послевоенных лет поменялись наряды на Первомайской, в парке, на набережной Оки. Но остались кадры этого уголка 40-летней давности в фильме «Восхождение» Ларисы Шепитько, в котором Л.П.Полякова исполняла роль Демчихи. В кадрах фильма зафиксированы: подъём по спуску Воровского, виселица на огромной клумбе на пересечении Первомайской с Воровского. На балконе Дома охотников знамя с наблюдателями-фашистами, а внизу покрытая снегом Ока. Назывался этот уголок города «на кругу», пока клумбу не закатали в асфальт.

Встреча Поляковой Л.П. с городом детства произошла через 30 лет на съёмках фильма. В фильме «Голгофа», о судьбе режиссёра Ларисы Шепитько и фильма «Восхождение», она ни слова не говорит о городе детства, а только о поисках и утверждении режиссёром актёров на роли и атмосфере во время съёмок. И в момент казни, когда Демчиха стояла с петлей на шее лицом к Оке, в памяти актрисы всплыла картина из военного лихолетья: как её мать с мешком картошки на салазках одолела Оку, а вот подняться на Кремлёвскую гору сил не хватило. Упала у подножья в голодный обморок. И если бы не случайные прохожие, которые привели женщину в чувство и помогли ей подняться наверх, то в ту зиму Люда Полякова могла бы остаться сиротой. Эту деталь биографии она слышала от взрослых. Этот миг жизни всплыл в момент съёмки эпизода казни.

5 Ludmila-Polyakova6 Ludmila-Polyakova

7 Ludmila-Polyakova8 Ludmila-Polyakova

ФОТО: Кадры из к/ф "Восхождение"

Конечно, можно назвать случайными совпадениями мою попытку соединить разные события и разные судьбы в одном котле. И что в папку собранного материала о блокадниках Ленинграда попала и биография москвички не блокадницы Людмилы Петровны Поляковой. Волей случая и виселица к фильму «Восхождение» расположилась рядом с домом Гладкова А.К., автора пьесы о героях разрушительной войны 1812 года. Совершенно случайно и будущие народные артисты Федосеев В.И. из Ленинграда и Полякова Л.П. из Москвы оказались детьми в одно время в одном городе. Да и фильм Ларисы Шепитько получился не совсем о войне, а о закономерности связей наших судеб в один узел. И я в этих случайностях вижу обоснование закономерности: как тесен, взаимосвязан и хрупок мир.

И снова о блокадном Ленинграде

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.
Д.Самойлов «Сороковые»

Geroi shkol IMG 6800Geroi shkol IMG 6801

Geroi shkol IMG 6802

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир отметил уже 72-ю годовщину со дня уничтожения логова фашизма в Германии, а мемориальные доски у входа в школы России продолжают прикрепляться не за мирные заслуги. У входа в школу № 2 прикреплены две мемориальные доски. Бабаев Алексей в 19 лет погиб в Афганистане, Хохлов Виктор, тоже в 19 лет, погиб в Чечне. 18 мемориальных досок с именами молодых ребят прикреплено у входов в школы Мурома. И памятник «Скорбящий ангел» стоит напротив школы № 20, дань погибшим в мирные для страны годы при исполнении воинского и гражданского долга. А сколько таких мемориальных досок и памятников по стране? А сколько имён ещё не начертано на плитах братских могил «пропавших без вести» на просторах Европы во время Второй Мировой войны? И как не вспомнить слова поэтессы Натальи Буровой

Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала,
Тревожилась, гордилась, тосковала.
Пожизненно влюбленная, как мать
Готовая и штопать, и мечтать,
И ждать скупых, нерасторопных писем
С какой-нибудь окраины страны.
Я сына родила не для войны!
Ещё вчерашний звонкий голосок,
А ныне жизнерадостный басок
Мне веру в жизнь и счастье утверждает.
А где-то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы -
Работают холодные умы…
Я сына родила не для войны.

Знаменитую советскую миниатюрную Золушку Янину Жеймо зачислили в истребительный батальон. Лидия Федосеева-Шукшина прожила блокаду в коммуналке. В семье Алисы Фрейндлих варили столярный клей и для вкуса заправляли горчицей, которую бабушка сохранила с довоенного времени. Галина Вишневская, похоронив бабушку, стала служить в ПВО. Илья Резник, Илья Глазунов, Елена Образцова, Иосиф Бродский, Валентина Леонтьева весной 1942 года были эвакуированы через «Дорогу жизни». Дмитрий Шостакович служил в отряде ПВО, продолжая под звук бомбёжек работать над «Седьмой симфонией».

Вера Инбер приехала со своим мужем врачом в Ленинград последним поездом перед началом блокады. И три года выступала в воинских частях, перед населением города, на радио. Из под её пера вышли сборники «Пулковский меридиан», книга очерков «Почти три года (Ленинградский дневник)», цикл рассказов о ленинградских детях.

В пролет меж двух больничных корпусов,
В листву, в деревья золотого тона,
В осенний лепет птичьих голосов
Упала утром бомба, весом в тонну.
Упала, не взорвавшись: был металл
Добрей того, кто смерть сюда метал.

Поэтесса и прозаик Ольга Берггольц на себе испытала все ужасы блокады. Муж скончался от голода 29 января 1942 года, но она находила силы подходит к микрофону. И в своих радиопередачах находила слова, которые вселяли веру в победу в души падающих в голодные обмороки людей, и ежедневно хоронивших своих родных.

Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что как роса сияла эта радость,
угрюмо озарённая войной.

Алесь Адамович и Даниил Гранин собрали воспоминания, дневники, письма, записи в амбарных книгах в сборник «Блокадная книга». В книгу собраны шокирующие детали жизни ленинградцев до Ладоги, которых не найти ни в художественной литературе, ни на телеэкране. Выжившие делились самым сокровенным. Одна обезумевшая мать вырывает кусок хлеба у сына, другая зимой кладёт труп сына между оконными рамами и отрезает от него по кусочку, чтобы спасти от смерти дочь. И после таких деталей становится ясно, почему врач, сестра Федосеева В.И., не ходила на вызовы, а он не мог выйти на улицу.

На Пискарёвском мемориальном кладбище захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта. По одним данным около 470 тысяч человек; по другим - 520 тысяч. 470 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих. Наибольшее число умерших пришлось на зиму 1941-1942 годов. Цифры из журналов учёта при кладбищах: 15 февраля 1942 года захоронено 8452 умерших, 19 февраля- 5569, 20 февраля- 10043…

На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. 300 тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах. Сколько их упало в бездну вместе с крышами во время массовых бомбардировок и ушло под лёд Ладоги во время эвакуации, никто не скажет. Даже из действующих армий не все документы попали в ГАМО, а военкоматы о «пропавших без вести» составляли донесения только по воспоминаниям выживших и вернувшихся с фронта. За годы блокады, по разным данным, погибло от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода. Семья Федосеевых выжила и в 1943 году эвакуировалась в Муром.

Из баянистов в дирижёры

FedoseevMurom 6FedoseevMurom 3

FedoseevMurom 4FedoseevMurom 5

Отец Владимира Ивановича нашёл в Подболотне слепого настройщика музыкальных инструментов. Беспалову Владимиру Дмитриевичу (1928 – 1989), двоюродному брату главного архитектора Мурома Беспалова Николая Андреевича в 1943 году едва ли исполнилось 15 лет, когда он приступил к обучению будущей мировой знаменитости игре на баяне. Сам Владимир Дмитриевич учился в специальной школе во Владимире на настройщика музыкальных инструментов и, как и Валёнков П.К., играл на слух. Подробностей его жизни родственники не помнят, а документов, кроме упоминания в книге «Славный путь «МПЗ», не нашли.

Федосеев В.И. с юмором вспоминает, как его с баяном на носилках носили, а старожилы Вербовского вспоминают, как крепкие подболотские девчата носили по госпиталям его баян, который был чуть поменьше и чуть полегче самого хозяина. Был маленького роста, поэтому во время выступления ставили на табуретку. И про талант хиленького вундеркинда из Ленинграда: «Его после блокады от ветра качало. Но гармонист был отличный». После Победы основная часть рабочих вернулись в Ленинград, вернулись домой и Федосеевы. Но провал знаний в музыкальной грамоте не помешал Владимиру Ивановичу в 1948 году начать учёбу в Ленинградском музыкальном училище имени Мусоргского, в 1952 году поступить в Московскую Академию имени Гнесиных, а позднее сдать экзамены в аспирантуру, где прошёл дирижёрскую школу у Лео Морицевича Гинзбурга.

«Встал вопрос о том, что мне нужно учиться дальше по музыкальной линии. Поступить оказалось непросто, ведь я плохо знал ноты, но все-таки меня приняли. Мой будущий педагог – Павел Иванович Смирнов, руководивший оркестром баянистов во Дворце пионеров, послушав меня, сказал: «Я буду с ним заниматься». И с 48-го по 52-й год я учился в училище им. Мусоргского. Садился на 10 трамвай и ехал через Охту, через Смольный, с тяжелым баяном на плече, соскакивая между остановками трамвая».

Как он пробивал себе путь от оркестра народных инструментов до руководства Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского (до 1993 года БСО Всесоюзного радио и Центрального телевидения), через руководство Венским симфоническим оркестром, с которым не расстаётся до сих пор, подробно описано в биографии маэстро и упомянутом мной интервью. В интервью к 85-летию он высказал мысль о поиске приемника для оркестра, но продолжает сам гастролировать по всему миру. А вот «путеводителем» к вершинам мировой славы, ангелом – хранителем и в радости, и в горе Владимир Иванович называет свою жену Ольгу Ивановну Доброхотову.

«У меня всегда была мысль встать во главе какого-нибудь оркестра, я даже готов был уехать в провинцию. Но, окончив аспирантуру, продолжал работать в народном оркестре. К этому времени мне выпало большое счастье – я познакомился с Ольгой Ивановной. Она – дочь великого певца Ивана Михайловича Скобцова, который 25 лет пропел в Большом театре; очень образованная женщина. А встретились мы на радио – Ольга Ивановна была моим начальником, принимала все программы народного оркестра и критиковала за неправильный вкус. Вместе мы уже 35 лет (2015 год). Это большое счастье. Потому что мы живем одной душой, все проблемы понимаем одинаково. Она в области культуры очень много знает, много сделала. 25 лет вела программы на телевидении. А она учится у меня, но совсем другому – внутреннему чувству. Мы дополняем друг друга, с разных сторон смотрим и на жизнь, и на музыку. Такое счастье дается редко».

Продолжение следует

Источники: «Славный путь МПЗ 1941 – 2011» М., Весь Сергиев Посад. 2011. Интервью Лады Ермолинской с В.И.Федосеевым. Официальный сайт Владимирского отделения Союза Художников России. Авторские сборники стихов.
Консультанты: Галкина И.В., Водчиц И.А.
Фото: автора, из книги «Славный путь МПЗ 1941 – 2011», М.Ананьева с паралёта В.Бондарева, из к/ф "Восхождение" и открытых источников.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 329 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi