• Blokada Sumnik hast1 2005Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 1. Глава 1. Победили не силой оружия, а силой духа

    Рождением этого материала я обязан двум свидетелям начала блокады Ленинграда 8 сентября 1941 года, волей обстоятельств в разные годы оказавшимся в Муроме. Анна Алексеевна Епанчина до эвакуации из Ленинграда через Ладогу копала окопы, Ефросинья Владимировна Сумник начинала тушить пожары на крышах во время бомбёжек, затем была переведена на защиту дороги через Ладогу. Оказавшись в Муроме, Анна Алексеевна учила детей музыке, Ефросинья Владимировна строила город.

    Прокомментируй первым! Прочитано 2942 раз Подробнее ...
  • 1leninblokad2gl5Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 2. Глава 5. Путь к Мурому

    В начале марта 1942 года Анна Алексеевна Епанчина эвакуировалась из Ленинграда через Ладожское озеро, в феврале 1944 года открыла в Муроме музыкальную школу, а 9 мая (16 марта?) 1973 года на Московской 37а встретилась с Мстиславом Ростроповичем. И пили чай, говорили об искусстве, о Ленинграде, о музыке. И много знакомых имён вспоминали, которых Анна Алексеевна знала до со времён учёбы в Ленинградской консерватории до войны, а Мстислав Леопольдович знал не только по роду своей деятельности, но и как педагог консерватории после войны. Но прежде чем перейти к описанию приезда Епанчиной А.А. в Муром, у меня родился вопрос к ветерану КГБ Виктору Григорьевичу Зайцеву.

    Прокомментируй первым! Прочитано 2577 раз Подробнее ...
  • Murom xud muzej  emblМИХМ. Лекция Александра Шаенко «435 нанометров»

    Муромский музей завершает цикл лекций о космосе, а человечество готовится к длительным полетам в космосе. А как обеспечить экипаж кислородом и питанием, об этом расскажет Александр Шаенко — кандидат технических наук, более 15 лет работающий в космической отрасли. Он принимал участие в разработке ракет-носителей «Ангара-А5» и KSLV-1, отечественной космической обсерватории «Миллиметрон», частного российского спутника DX1 компании Dauria Aerospace. Приглашаем 15 ноября, в пятницу, в 16:00 посетить на выставке «Ближний космос. Эволюция мечты»  его лекцию «435 нанометров» о проекте разработки биореактора для длительных космических полетов.

    Прокомментируй первым! Прочитано 29 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Пятница, 23 Август 2019 20:22

ПРОГУЛКИ ПРОВИНЦИАЛА: ПКиО им. В.И.Ленина. Глава 1

Оцените материал
(17 голосов)

Zentr.alleja 6aПРОГУЛКИ ПРОВИНЦИАЛА: ПКиО им. В.И.Ленина. Глава 1

Всё познается в сравнении. Не будет преувеличением, если я назову советский период жизни парка имени Ленина не только тенистым уголком на крутом берегу Оки, но и центром: культуры, физкультуры и патриотического воспитания. 25 июня 1852 года открывается Окский сод, который князь И.А. Трубецкой дарит городу, чтобы люди могли отдыхать от зноя в тени деревьев. В 1924 году посадят вторую аллею и на пути к смотровой площадке построят крытый летний театр для собраний и других культмассовых мероприятий. В 1934 году на Соборной площади появится стадион «Спартак». 1 июля 1960 года состоялось торжественное открытие обновлённого парка с центральной аллеей от входа по проекту Н.А.Беспалова, а в 1964 году и открытие спортивного комплекса в Николо-Зарядском овраге.

Сбором и анализом материалов по истории и судьбе Богородицкого собора с колокольней тридцать лет занимался Комлев Алексей Рудольфович и предоставил для публикации на сайте «Муром-мама».
http://www.murom-mama.ru/stati/otdyhaem-s-malyshom/kratkaya-istoriya-i-sudba-gorodskogo-sobora-rozhdestva-bogoroditsy-v-murome-proletarskiy-vzglyad.html
Историю остальных исторических сооружений на территории Окского сада (с 1961 года ПКиО им. В.И.Ленина) нахожу в публикациях к.и.н. Чернышёва Владимира Яковлевича и в воспоминаниях с газетными вырезками из архива третьего директора парка - Медыны Виктора Павловича. Историей пожарной части поделилась Ивакилева Татьяна Николаевна из ПЧ № 15. А на фотографиях главного архитектора города Беспалова Николая Андреевича с фотографом-любителем Павловым Всеволодом Петровичем нахожу изображения этих мест, с проходившими на них мероприятиями. Что-то уже опубликовано в статье, которую можно посмотреть по ссылке:
http://www.murom-mama.ru/stati/otdyhaem-s-malyshom/progulki-provintsiala-letniy-teatr-i-stadiony-na-kremlyovskoy-gore.html

А это фрагменты истории парка в фотографиях

Zentr.alleja 1Zentr.alleja 2

ФОТО: Портреты Ленина и Сталина на аллее, ведущей к ротонде, находились здесь до ХХ съезда КПСС, проходивщего с 14—25 февраля 1956 года. А на центральной аллее устанавливали новогоднюю ёлку.

Zentr.alleja 3Zentr.alleja 4

Zentr.alleja 5Zentr.alleja 6

ФОТО: Дети компаниями могли гулять по парку сами по себе, без страха родителей за их судьбу.

Zentr.alleja 6a

ФОТО: Фонтан на центральной аллее было знаковым местом для парка до 2004 года.

Zentr.alleja 7Zentr.alleja 8

ФОТО: Место для рекламы у центрального входа не поменялось. Изменилось только содержание.

Zentr.alleja 9Zentr.alleja 10

ФОТО: Центральная аллея и её окружение 24 июля и 28 марта 2019 года.

Zentr.alleja 11Zentr.alleja 12

А так как все мероприятия в парке, за исключением внутренних мероприятий завода РИП и парка, согласовывались с ГК КПСС и утверждались горисполкомом, то не лишним будет напомнить и имена кураторов деятельности культпросвет учреждений.
В 1945 году при Муромском горисполкоме образован отдел культурно-просветительной работы, который возглавила Людмила Васильевна Истомина. С 1951 года по 1953 год отделом заведовала Екатерина Васильевна Амозова. С 1953 года по 1955 год - Надежда Михайловна Катина. В 1955 году прошло сокращение штатов горисполкома, куда попал и отдел КПР. В 1958 году вновь вводится должность инспектора по культпросветработе. Инспекторами были: до 1961 года Травников Евгений Михайлович. 1961 - 1962 годы - Самарин Александр Николаевич. 1962 – 1965 - Гончарова Клавдия Ивановна. 1965 - 1973 - Дарьина Нина Витальевна. 1973 – 1984 - Стадник Галина Алексеевна. Потом началась кутерьма с подбором специалиста на должность инспектора, и последней в этой кутерьме оказалась Широкова Лидия Николаевна. Но, посидев четыре месяца в кресле чиновника, Лидия Николаевна поняла, что эта должность не для её режиссёрской натуры, и с 20 марта 1986 по декабрь 2013 года, сначала инспектором, а с 1996 года начальником Управления культуры, стала Алексутина Людмила Владимировна. С 2 декабря 2013 года эту должность принял Козлов Валерий Владимирович.

Фотоальбом В.П.Павлова

А вот о парке хочу начать рассказ с автографа в альбоме, который получил в дар В.П.Медына от фотографа-любителя Всеволода Петровича Павлова. Фотографии из этого альбома, а ещё фотографии Беспалова Николая Андреевича из архива Беспалова Алексей Николаевича помогли нам с Виктором Павловичем восстановить хронологию жизни парка до его прихода на должность директора парка в 1972 году.

Foto Pavlova 1

«В дар Окскому парку.
Очень много незабываемых воспоминаний оставил парк в моей памяти юношеских довоенных лет, а так же в пятидесятые годы после демобилизации в 1948 году из армии.
Ветеран ВОВ и труда, фотолюбитель.
Подпись. (неразборчива, но, без сомнения, автора фотоальбома)
Август 92 г. Муром.
В день открытия фотовыставки, посвящённой 1130-летию города».

Foto Pavlova 2

ФОТО: Съёмки кинофильма "Невеста" 1956 год.

Foto Pavlova 3

ФОТО: Вечер, посвящённый 70-летию А.И.Фатьянова 20 мая 1989 года. Справа вдова Алексея Ивановича.

Foto Pavlova 4

ФОТО: Беседка для духового оркестра. Эстрада-раковина на танцевальной площадке.

Foto Pavlova 5

ФОТО: Осень влюблённым не помеха.

Foto Pavlova 6

ФОТО: Первый снег. 1960 г.

Foto Pavlova 7

ФОТО В.С.Королёва: Окскому парку 145 лет. 1997 г. 

Первым директором обновлённого парка был назначен В.И.Таланов, который наладил культмассовую работу, досуг, стал организовывать праздники, концерты, музыкальные кинолектории в летнем театре, совместно с кинотеатром «Прогресс» и лектором музыкальной школы № 1 Епанчиной Анной Алексеевной. В парке играл духовой оркестр, на танцевальной площадке у дерева только поизносившуюся эстраду меняли, но не менялось место встречи будущих мам и пап вплоть до передачи территории парка в частные руки в 2004 году. Второй директор, бывший партработник, подполковник в отставке В.П.Максимов продолжал дело предшественника. В 1972 году его сменил Медына Виктор Павлович, который был директором до осени 1999 года. Но весь штат парка на время его прихода состоял из директора, кассиров, да сторожей. И об аттракционах тогда оставалось только мечтать. И вот в статье «В нашем парке старом», М.Р. № 133 от 18.08.1972, новоиспечённый директор обещает установить два аттракциона для взрослых и окончание оборудования новой танцевальной площадки. И ещё сообщает, что для парка приобретён биллиард.

В 1970 году за летним театром установили скульптуру Зои Космодемьянской, около которой проводились мероприятия по патриотическому воспитанию. Но кроме воспитательного процесса перед парком стояла задача и зарабатывание средств на своё содержание. В 1975 году руководство завода РИП принимает решение о выделении средств на приобретение «Колеса обозрения» высотой 28 метров, которое было установлено в 1976 году на месте пришедшего в аварийное состояние летнего театра. В 1979 году был приобретён аттракцион «Сюрприз», который был установлен между административным зданием и «Колесом обозрения». Скульптуру пришлось убрать. А так как территория кремля место историческое, то археологические раскопы делались не только по планам Министерства культуры с экспедициями Владимиро-Суздальского музея, но и внеплановые на местах возведения капитальных сооружений. В моей памяти всплывают два довольно глубоких раскопа в районе установки аттракционов, поэтому ответ о раскопах нахожу в публикациях В.В.Бейлекчи.

«Наиболее активные археологические исследования на территории Муромского кремля начали проводить в середине ХХ века. В 1946 году археологические исследования были проведены Н.Н.Ворониным и Е.И.Горюновой. Наиболее значительные исследования были проведены в конце 1970-х начале 1980-х годов муромским отрядом Владимиро-Суздальской экспедиции ИА АН СССР под руководством Н.Е.Чалых. Летом 1998 года сотрудниками музея под руководством В.В.Бейлекчи проводились экстренные спасательные раскопки на оконечности мыса в Окском парке, вызванные решением городской администрации об установке на этом месте памятника Илье Муромцу. В 2006 году был заложен раскоп с юго-восточной стороны от входной арки по ул.Первомайская под руководством В.В.Бейлекчи, а в 2010 году аналогичный раскоп был разбит с северо-западной стороны арки под руководством С.В.Очеретиной».

Из биографии Медына В.П.

Medyna IMG 2648Medyna IMG 2650

ФОТООтец, Павел Петрович, был прекрасный гармонист, а мама, Марья Андреевна, была прекрасная певица.  А я любил аккомпанировать солдатскому хору.

- Виктор Павлович! В случайные встречи я не верю, как и в случайный выбор профессии. Что Вас подтолкнуло на выбор профессии культработника?

- Не что, а скорее, кто. 1 декабря 1945 года мой день рождения. Учился в железнодорожной школе № 16. Отец, Павел Петрович, был прекрасный гармонист, а мама, Марья Андреевна, была прекрасная певица. Особенно мне нравились украинские песни в их исполнении, потому что отец у меня украинец. Так что можно сказать, что музыка в меня вошла с молоком матери. Но когда я подрос, отец сказал: «Сын! Жизнь трудная штука. А баян может тебе дать кусок хлеба. Пойдём в музыкальную школу». Это был 1954 год. Привёл меня на улицу Губкина к Усову. Определили к педагогу Третьякову, который позднее возглавит вторую музыкальную школу на Вербовском. Он меня прослушал, и начали заниматься. Днём школа на Казанке, вечерами музыкальная школа у реки, которая в 1959 году переедет на Железнодорожную улицу (сейчас Филатова, 11). А так как нас в семье было двое детей, а зарплата родителей была небольшая, я был вынужден пойти в ремесленное училище № 10. Получил разряд слесаря-сборщика и меня направили работать на РИП. А в 1964 году, танцор ансамбля Игоря Моисеева Виктор Петрович Иванов организует в ДК 1100-летия ансамбль «Россияночка», и я стал одним из первых аккомпаниаторов этого ансамбля. Первый баянист был Семён Жемчужный, я был второй, а третьим был Герман Дмитриев. Отсюда у меня родилась другая струя деятельности. Днём на заводе, а вечерами в ДК.

В Муроме не было уголков, где бы не звучали имена: Епанчиной, Теслера, Усовых, Костерина, Радковских Павла Петровича и Павлины Васильевны, Бурьяновой Людмилы Ивановны. Был прекрасный хор Гендельмана, танцевальный коллектив Фадеева, который по мастерству не уступал коллективу Иванова. А вокальные ансамбли с солистами были не только во всех клубах, школах и училищах, но и в цехах всех заводов. И я создал на РИПе вокальный ансамбль «Радуга». А тогда смотры с конкурсами проходили и по линии комсомола с партией, и межсоюзный дом художественной самодеятельности проводил, и внутри Министерств и ведомств собирали не только рукодельных мастеров, но и артистов от станка. Снимали нас и московское, и горьковское телевидение, а в 1980 году коллектив «Радуга» получает путёвку ЦК ВЛКСМ на обслуживание жителей Рязанской области во время уборочной компании «Урожай-80».

Был интересный момент и в армейский период. Служил в Отдельном контрольно-пропускном пункте в Выборге. Оформляли документы на въезд и выезд иностранных граждан из СССР. Туда, куда я попал, брали, как правило, военнослужащих только с высшим образованием. Офицерские должности, хромовые сапоги, пистолет на боку. Я туда попал из школы курсантов. И в Выборге собрались музыканты из Ленинграда, из Москвы, с Вязников и я из Мурома. Мы собрались в ансамбль и так себя зарекомендовали, что стали чуть ли не визитной карточкой Выборга. Создали хор, появились солисты. Слух про нас дошёл до Ленинграда, и приехали представители ансамбля песни и пляски Северо-Западного пограничного округа для отбора музыкантов в свой ансамбль. Отбор прошли кларнетист Гриша Петров из Вязников и я, а в это время выходит приказ о зачислении меня курсантом школы командного состава, где давали колоссальные знания. Объект повышенной секретности, поэтому никаких записей, знание иностранных языков. Документы иностранных граждан, пересекающих границу, только в голове.

- Почему тогда Вы оказались не в школе пограничной службы, не в ансамбле песни и пляски, а в Муроме?

- Так я был не офицер, не сверхсрочник, а проходил срочную службу. Прошел приказ о зачислении меня в Школу контролёрского состава, а в армии приказ не обсуждается, а выполняется. Так что с мечтой об ансамбле песни и пляски Северо-Западного пограничного округа пришлось расстаться. С ноября 1964 по сентябрь 1967 отдавал гражданский долг государству и вернулся на родной завод. И в 1972 году, а я в тот год получил диплом культпросвет училища, в которое поступал в 1968 году, в профкоме мне предложили эту должность. Я не отказался. С 1973 по 1978 год проходил обучение в Высшей профсоюзной школе культуры в Ленинграде, которую окончил с директором клуба строителей Славой Князевым.

Ещё один интересный момент был в моей жизни. Четыре года проработал в парке и получил квартиру. Руководство ММЗ «Вербовский» хотели забрать меня директором своего ДК. Яша Свердлов по каким-то причинам уходил оттуда, и там мне предложили трёхкомнатную квартиру. Мокеев Н.Н. узнаёт об этом, вызывает Александрова В.С., и мне ключи с ордером на квартиру напротив «Океана» вручают. Пришлось остаться в парке. Получал приглашения быть директором: Суздальского ДК, ПКиО Бабушкинского района Москвы. Катина Н.М., Скобелева Н.А. и Коровушкина Л.Н. предлагали директорство в ДК имени Ленина, «Орлёнке» и ДК 1100-летия. Но я сразу отказывался, потому что занимать место живого человека считал недопустимым для себя. А осенью 1999 года, в связи с изменившимися семейными обстоятельствами, пришлось уехать из Мурома.

А достижения моего директорства? Сложился прекрасный творческий коллектив. Обновлена материально-техническая база. Был прекрасный оркестр Николая Ивановича Ларионова. После ухода с танцевальной площадки ВИА «Мелодия», её место заняла дискотека. Вёл её Комаров Владимир Иванович. На танцевальные вечера приглашались участники танцевальных групп разных городов области. Музыкальные программы получали из кафе «Метелица» с Арбата. Записи ещё на радио не крутили, а на нашей танцевальной площадке они уже звучали. Не обходилось и без жалоб на меня в вышестоящие организации, но думаю, что не жалуются только на тех, кто вообще ничего не делает. В парке проходили мероприятия областного масштаба по обмену опытом. Проводились комсомольские субботы, в которых участвовали все промышленные предприятия, все культучреждения, все учебные заведения. Парку присвоили первую категорию, а в 1996 году и я получил звание «Заслуженный работник культуры России».

- И я был не только зрителем, но и участником многих мероприятий. И не только у Вас, но и в «Полтиннике. Горисполком спускал нам графики на весь летний сезон. Но не помню случая, чтобы я встречался с Вами на эстраде?

- Хотя и мне приходилось выходить на эстраду, но кроме решения вопросов по обновлению материально-технической базы, я вёл кропотливую работу и по созданию коллектива культработников, которых до 1972 года в парке не было. И пионерами в этом деле были Т.П.Ярцева и Г.А.Денисова. Они закладывали традиции массовой культуры, создавая предпосылки для рождения творческого коллектива и повышения категории парка. Но коллектив парка, как и любой живой организм, менялся. Кого-то не устраивала зарплата, кого-то условия труда. В 80-е в коллектив пришли: Ю.А.Романова, В.Ф.Белячкова, З.В.Бойцова, В.Л.Виноградова, Г.П.Мичурина, А.М.Самсонов, художник В.И.Батаев. В 90-е внесла вклад режиссёр Л.Л.Смусенок, зав.сектором по работе с молодёжью Е.Г.Галкина, художник В.В.Додонов. А на сцену, кроме артистов Мурома, выходили артисты Владимира, Москвы, Горького. И проблемы помогали решать директор завода РИП Н.Н.Мокеев с председателем профкома В.С.Александровым, в последствии, несмотря на сложные времена, и А.Г.Шамов с В.Ф.Модиным.

- Вы в 1972 году заявляли, что приобретён биллиард?

- Да. Приобрели. И открыли биллиардный зал в административном здании, бывшем служебном здании кафедрального Богородицкого собора, который зачем-то сломал Спирин. Крепкое здание было. И историческое.

- Но историческим был и Богородицкий собор. А когда исчез с этой территории стадион «Спартак»?

- А в 1960 году и исчез, когда город отдал парк заводу, и началась его реконструкция. Убирается стадион, разбивается центральная аллея с детской площадкой. Строится летняя эстрада-раковина и танцевальная площадка.

- Они есть в альбоме Павлова?

- Не помню, есть ли на его фотографиях первые эстрады-раковины, а те, что я обновлял, он фотографировал. А раковины в парках сооружались для акустики. Но деревянные конструкции недолговечны, поэтому в 1984 году я привожу проект эстрады из Москвы, предварительно проконсультировавшись с парком Горького в Москве. И в 1986 году новая эстрада приняла первых зрителей. А затем наступил черёд реконструкции танцевальной площадки.

- Поставили на танцевальной площадке новую эстраду, новый забор, но дерево осталось на месте.

- А дерево носило не только эстетический и исторический характер для влюблённых, но и технический. На нём мы монтировали световые гирлянды.

Estrada 1125 letEstrada 2018 god 

ФОТО: 10 марта 2019 года на месте летней эстрады была огороженная площадка.

Tanzpol 1Tanzpol 2

ФОТО: Так выглядели танцевальные площадки: первая - после войны, вторая - с 1987 года. Фотографию с раковиной и деревом смотрите в фотоальбоме В.П.Павлова. 

Allej Geroev 0

Allej Geroev 1Allej Geroev 2

ФОТО: Мероприятия проводит Ю.А.Романова.

Allej Geroev 4Allej Geroev 3

Allej Geroev 5

Allej Geroev 6

ФОТО: Женскому хору Панфиловского РДК аккомпанирует Александр Николаевич Воробьёв. Солистка Людмила Ефимовна Вдовиченко.

Allej Geroev 7

ФОТО: Из хора ветеранов ДК 1100-летия г.Иуром, под руководством Гендельмана Якова Вениаминовича, на фотографа смотрит Павел Павлович Стрельцов.

Allej Geroev 8

Пресса о работе ПКиО им. В.И.Ленина

«Весело, ярко, и красочно» О.Минеева. Зам секретаря комитета ВЛКСМ. Маяк № 31 2 августа 1976
25 июля в День Военно-Морского Флота СССР на Оке проводился городской традиционный праздник «Нептуна». Начался он парадом катеров-знаменосцев. В то время, как праздничный эскорт совершал почётный круг по реке, от пристани на двух шлюпках в сопровождении катера с духовым оркестром, руководимым Н.И.Ларионовым, отправился сам Нептун (Иван Пугачёв из цеха 125). Нептун направился к водной станции морской школы. Здесь встречает его капитан (Евгений Лихонин из 118 цеха) и приветствует на муромской земле… Большую работу по организации праздника провели и работники парка. Продолжением праздника явилась встреча в ПКиО им. Ленина отдыхающих с ветеранами флота – работниками нашего завода И.Г.Турчиным и М.М. Репиным, которые рассказали о своём боевом пути.

Про первый праздник «Нептуна» вспоминает Медына В.П.
- Дарьина Нина Витальевна, в 1972 году занимавшая должность инспектора по культуре, как-то при разговоре со мной, задаёт вопрос, а почему бы мне не взять на себя организацию праздника Нептуна? Ока рядом, творческие силы в городе есть, зрителей всё лето целый пляж. И я по её выкладкам просчитал возможности города и завода РИП, на балансе которого был парк. Начал разговор с начальника морской школы Онищенко. Это опытный моряк. В его руках были и катера для знаменосцев пятнадцати республик, и большие катера. Сходили с ним на переговоры в воинскую частью понтонёров. Всех нужных людей собрали на совещании у Скобелевой Нины Александровны, и по утверждённому сценарию назначили ответственных за каждый уголок. Ведь каждый эпизод театрализованного действа требовал координации всех служб. Сцена-то огромная, река. На катерах знаменосцы с Нептуном, следом артисты, за ними на большом катере духовой оркестр в сопровождении шлюпок.

Команда артистов была вся с завода РИП, а самодеятельность на заводе была сильная. Но всё это пространство надо было ещё и озвучить, ведь электричества-то на реке нет, а радиомикрофонов тогда ещё и в помине не было. Для озвучивания задействовали заводскую машину, которая использовалась для агитации на площадях и улицах. Понтонёры немало работы сделали. Раскрыли понтон, загнали на него агитационную машину, и эта кавалькада плыла по реке. Зрители и на пляже, и на берегу города были в восторге. А погода выдалась солнечной, и праздник получился ярким, красочным. После реки зрителей пригласили в парк, где организовали концерты, встречу ветеранов флота, вручили им подарки, играл духовой оркестр. С тех пор, пока с развалом СССР республики не отхватили по кусочку суверенитета, День «Нептуна» проводился ежегодно.

А мероприятий в парке проводилось предостаточно, в том числе и с участием творческих коллективов городских учебных учреждений, цеховых коллективов заводов, клубов и ДК. Только театральный коллектив клуба строителей под моим руководством, с водевилями и чисто театральными программами, выходил на эстраду парка за 14 лет 32 раза, а сколько было ещё сборных концертов клуба. А танцевальный коллектив Людмилы Ивановны Бурьяновой был вообще нарасхват и на мероприятиях в парках, и в ДК 1100-летия. Последний выезд в парк с водевилем А.П.Чехова «Юбилей», но уже из стен ЦВР, театральный коллектив «Контакт» сделает 9 июня 1996 года. И это будет тридцать третий выход на эстраду ПКиО им. В.И.Ленина. В газете «Муромский рабочий» № 107 от 4.07.1990. Г.П.Мичурина сообщает о предстоящем 30-летии парка, а в 1992 году парк будет отмечать уже 140-ю годовщину, подняв из архивов имя князя И.А.Трубецкого. А через год Ю.А.Романова, худрук парка, в статье «До свидания, парковое лето» («Маяк» № 40 от 25.10.1991) посетует не только на проблемы с организацией мероприятий в парке, но и атмосферу жизни в городе, с отношением к культуре вообще.

«Да, воистину «не хлебом единым жив человек», хотя сейчас в магазинах только его, пожалуй, и вдоволь. Но и эта истина может вызвать сомнение, поскольку хлебушек-то наш насущный не всякий час на прилавках бывает, а нередко и большую очередь за ним приходится выстаивать. И всё же радует то, что народ озабочен не только тем, чтобы талоны продуктовые отоваривать, но и на афиши наши, случается, поглядывает, и к нам в парк, бывает, заглядывает…
С января 1991 года парк стал одним из подразделений завода. Исчезли кураторы: профком, партком, горком… По «всей стране народ успел «хлебнуть» свободы полной грудью. С участниками мероприятий договариваться стало сложнее. Могут пообещать и не придти.
От идеологических мероприятий стали переходить на развлекательно-познавательные. Парк сделали подразделением завода, зарплаты повысили, а субсидирование на мероприятия урезали. Суммы с платных мероприятий стали уходить в кассу завода. Затягивается и ввод нового здания с услугами не на улице для платных мероприятий круглогодично. Но пока с этой на вид легкоразрешимой проблемой, а на деле никем не решаемой, бьётся лишь наш уважаемый директор В.П.Медына, но и его долготерпению, похоже, приходит конец».

Дефолт ещё не наступил, но даже в самые тяжёлые моменты люди тянулись в места скопления народа. Для детства с юностью не бывает плохих моментов, а с годами одиночество ложится тяжёлым бременем. И где ещё, как не в парке, или других местах с массовыми мероприятиями можно отдохнуть от ежедневных забот. И нахожу подтверждение этому в «Муромском крае» № 80 от 5.07.1997
Мини-интервью «Парк моей любви»
Сегодня Окский парк, ныне носящий имя В.И.Ленина, отмечает своё 145-летие. Возраст весьма преклонный. Для многих он стал не просто одним из старых уголков города, а чем-то большим.
Надежда Михайловна Катина
- Для меня этот парк – это то место, где тысячи муромцев имели и имеют возможность прикоснуться к прекрасному. Здесь часто выступали артисты самого высокого ранга. Многие рядовые жители впервые вышли на сцену парка заявить о себе. Раньше здесь играл духовой оркестр, потом появились молодёжные ансамбли. И потому люди любят парк.
Надежда Дмитриевна Антонова
- С самого раннего детства для меня Окский парк окружён ореолом прекрасного. Заходишь в него, и все заботы, переживания остаются за спиной. Ухоженные клумбы, голубые ели, смотровая площадка, откуда можно полюбоваться окскими далями, - всё это очищает душу и делает мир теплее. Мягче.
Владимир Князев (1980-е работал в парке баянистом в комнате школьника с детьми и подростками).
- Я люблю этот парк по многим причинам. В детстве меня родители водили покататься на качелях, на чёртовом колесе, посмотреть на разлив. Когда вырос, сам стал приходить отдыхать в парк. Здесь на танцевальной площадке я встретил свою будущую жену. И хоть прошло с тех пор десять лет, я не жалею о своём выборе.

«ТРИБУНА» 30.04. – 6.5.1998. Ю.Юрский «Живи, наш Окский парк»
Финансовые проблемы, которые поднимает автор статьи, опускаю, потому что за закрытием предприятий и очаги культуры стали уходить с молотка. Да и парку Ленина осталось жить шесть лет, поэтому беру отсюда выдержки беседы журналиста с В.П.Медына:
- Материально-техническая база его велика. Здесь расположено 10 аттракционов, зал кривых зеркал и бильярдная, танцевальная площадка и летняя эстрада.
- Чтобы хоть как-то выживать, пришлось, скрепя сердце, сокращать немногочисленный аппарат работников. Несколько лет назад постоянный штат составлял 32 единицы, восемь из которых занимались организацией культурного отдыха. В летний сезон до 72 человек для работы на аттракционах доводили, а сейчас осталось только 22 единицы, в том числе только три культработника.
- Сотрудников парка никак не упрекнёшь в спячке и на сценической площадке не услышишь пошлости, которая ползёт в души россиян с экранов телевидения с кинотеатрами и со страниц журналов с газетами. Это один из форпостов, мимо которого проходят грязь с низменными страстишками. Наоборот, культработники парка выносят на сцену образцы высокой нравственности, народной культуры, чистоты и порядочности.
- За прошедший сезон проведено 315 мероприятий, посвящённых истории нашего края, ветеранам войны и труда, нашим писателям и поэтам, на которых звучали песни и романсы.
- Одно дело сказать спасибо за работу, и совсем другое сохранить очаг культуры, не дать ему погаснуть, как это случилось с детским парком ОАО «Муроммашзавод». Острых углов и у нашего парка много. Он давно перерос свои возможности, буквально захлёбывается от огромного числа посетителей, а это ведёт к вытаптыванию клумб, газонов.
- Ещё одна проблема – налоги. С парка «дерут», как с промышленных предприятий, а ведь парк общественное достояние.
- На концертной площадке всё реже выступают коллективы художественной самодеятельности. Понятно, что все они перешли на хозрасчёт и требуют плату за выступления.

Не меньше проблем поднимал и Е.И.Ломакин, ставший директором в 1999 году. 
Мечтал о месте приёма пищи отдыхающим, и даже разворачивал палатку-кафе перед входом на смотровую площадку. Поднимал вопрос о ночном патрулировании милиции с укреплением склонов Николо-Зарядского оврага, который до сих пор продолжает разрушаться от сточных вод и захламляться сушняком с бытовым мусором. В мечтах было привлечение школьников к несложным хозяйственным работам, т.к. шло сокращение и на заводе, и в парке.

И последний гвоздь в историю парка Ленина вижу в заводской газете Маяк № 10 от 9.08.2002 «А парку – 150!»
«Настала пора думать над тем, как полнее компенсировать затраты завода на содержание паркового хозяйства… сегодня предприятие работает в более сложных условиях…».

Attrakzion 1

ФОТО: Детский городок 1960 года.

Attrakzion 2

ФОТО: Детский городок 1970-х - 1990-х.

Attrakzion 3Attrakzion 4

ФОТО: Аттракционы "Сюрприз" и "Колесо обозрения" до 2004 года.

Attrakzion 5Attrakzion 6

ФОТО: Карусель "Лошадки" и автодром до 2004 года.

Attrakzion 7Attrakzion 8

ФОТО: Лодочки за летней эстрадой и "Колесо обозрения" по соседству со смотровой площадкой до 2004 года.

В 2004 году территория парка сдана в частные руки, и из зоны отдыха, с прицелом на воспитание гармонически развитой личности, перейдёт в разряд коммерческих центров. А 29 августа 2008 года в Окском парке, о чём сообщит местное ТВ, «свое десятилетие отмечает группа компаний «Триада». Это одна из немногих компаний в городе, занимающаяся целым рядом услуг: торговля, охрана, полиграфия, реклама, риэлтерский бизнес, благотворительность».
А далее только вопросы бизнеса, и ничего лишнего:
«Около 5-ти лет назад арендаторам земельного участка в самом сердце Мурома стала именно «Триада» во главе с Николаем Юрьевичем Спириным. Задача перед частным капиталом стояла непростая – сохраняя и преумножая традиции старинной парковой зоны превратить ее в образец современной индустрии и развлечений. В развитие паркового хозяйства уже инвестировано более полутора миллионов долларов. Сегодня парк по-настоящему стал семейным местом отдыха для всех муромлян».

Сопоставляем с информацией про 8 июля, или 25 июня по старому стилю, 1852 года:
«В основу будущего парка лег Окский бульвар рядом с Рождественским собором, куда собирался народ любоваться не только заокскими далями, но и захватывающим зрелищем ледохода. На средства городничего князя И. А. Трубецкого площадь расчистили от ветхих построек и устроили городской бульвар с беседкой, которые были безвозмездно переданы городу для общественных гуляний».

Наши прародители и родители слушали в парках игру духовых оркестров и пели под гармошку. Наше поколение застало размножение песен любимых групп на магнитофонных плёнках, а в парках с утра до вечера звучала с магнитофонов музыка из репродукторов. Потом ВИА на танцевальных площадках сменят дискотеки. Затраты минимальные, а результат по сборам тот же. Но когда я раскачивался на лодочках или летел на каруселях, то самой любимой мелодией в те моменты была для меня песня на слова Е.Евтушенко и А.Бабаджаняна «Чёртово колесо» в исполнении Муслима Могамаева.
…Но я лечу
С тобой снова.
Я лечу – Эх!
И одно слово я кричу,
Кричу: «Люблю!», -
И лечу я к звёздам,
Кричу и вновь лечу.
На «Американских горках» с «Сюрпризом» было не до музыки. Визгов с писками и без неё хватало. Транслируют ли сейчас музыку в «Окском парке», сказать не могу. Но, сколько раз ожидал своих гостей, пока они катаются на «Колесе обозрения», трансляции не слышал. А может, просто внимания не обращал.


Attrakzion 9Attrakzion 10

ФОТО: Аттракционы после 2004 года.

Attrakzion 11Attrakzion 12

Продолжение следует

Источники: Информация из музея Управления культуры о.Муром, остальные указаны в тексте статьи.
Фото: автора, Н.А.Беспалова, В.П.Павлова, В.Коноплёвой, М.Шмелёвой.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 977 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi