• Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 14. «Контакт» как наркотик…

    «Когда я, четырнадцатилетней девочкой, пришла записываться с Людой Донцовой в драмкружок, и грозный дядька в очках Люду принял, а меня - нет, ну никак не думала , что опять столкнусь с ним через 14 лет и он подарит мне вторую творческую жизнь... В виде музыкальных спектаклей «Страусенок Роки» и «Козленок Рудуду»... Я взрослая женщина, радовалась как ребенок... с великим удовольствием выходила на сцену под его руководством, пока работала в ЦВР. И когда распрощалась с ЦВР, не могла отказывать себе в удовольствии, откликаться на все его просьбы».
    Елена Антоневич.

    Прокомментируй первым! Прочитано 548 раз Подробнее ...
  • BaranovskieSitziМузей приглашает на выставку «Барановские ситцы»

    ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей» приглашает с 19 октября по 19 ноября 2018 года в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) на выставку и мастер-классы музея-заповедника Александровская слобода «Барановские ситцы». Среди разнообразных коллекций музея-заповедника Александровская слобода достойное место занимает богатая коллекция на-бивных тканей XIX-XX веков. Цены на экскурсионное обслуживание и мастер классы смотрите на афише.

    Прокомментируй первым! Прочитано 104 раз Подробнее ...
  • Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 15. О первых дебютах «Контакта»

    В клуб строителей меня приняли на полную ставку, но с условием, что буду решать вопросы с организацией и проведением всех культмассовых мероприятий. В общем, выполнять работу художественного руководителя. Но, в отличие от заводов, трест «Муромстрой» тратить средства на самодеятельность не желал. И причина, на мой взгляд, не столько в отсутствии свободных средств, а в слишком частой смене руководства. До передачи здания клуба на баланс Управления образования, в тресте сменилось: 3 секретаря ВЛКСМ, 3 секретаря парткома, а управляющих, не то, что имена, даже лиц не успевал запоминать.

    Прокомментируй первым! Прочитано 312 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Понедельник, 19 Февраль 2018 19:05

Самодеятельный театр. Часть 3. Глава 6. «Контраст». Истоки

Оцените материал
(16 голосов)

Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 3. Глава 6. «Контраст». Истоки

Если отложить в сторону кассовые сборы, штатное расписание, и специфику общения с профессионалом и неподготовленным актёром, то отличие одного от другого можно найти лишь в том, что профессионалы ходят в театр зарплату зарабатывать, а артисты самодеятельности несут на сцену свободное от работы время. И чем старше коллектив, тем меньше нахожу разницы между профессионалами и артистами самодеятельности. И настоящий самодеятельный театр отличается от профессионального, разве что, отсутствием юридического адреса с лицевым счётом, да количеством цехов, обслуживающих спектакли профессиональных театров.

Народный артист СССР Константинов П.А. начинал путь в ЦТСА и Малый театр с участия в самодеятельности Муромского реального училища. Руководитель «Контраста» Горячев Н.Н. был режиссёром двух спектаклей областного театра драмы. «Контакт» прекратил существование в 2007 году, потому что у меня иссякли силы для дальнейшей борьбы за выживание, «Контраст» здравствует по сей день. И дай Бог этому коллективу многие лета, чтобы потомки не по слухам, а по отзывам зрителей с документам могли судить о вкладе участников этого коллектива в культуру города.

При поисках материалов по истории театра в Муроме немного удивило заявление председателя комиссии по собственности МКО Воспановой Эмилии Марковны в статье «Купец Ермаков – городской голова Мурома»: «…На его средства построен театр (1867 г.) — здесь начали свою театральную карьеру П.А.Стрепетова и А.П.Ленский, впоследствии ставшие знаменитыми актерами Малого театра». Из доступных мне источников известно, что Стрепетова вышла на сцену в возрасте 7 лет в Нижнем Новгороде, а Ленский начал путешествие по сценам провинциальных театров с 18 лет во Владимире. А в Муроме они встретились в 1868 году.

Попытаюсь найти следы Стрепетовой и Ленского в Муроме. А попутно заглянуть в историю крепостного театра в Приклоне, бывшем пригороде Меленок. С актёров крепостных театров и с любительских самодеятельных трупп начинали свою историю многие труппы профессиональных театров. А в десяти километрах от Меленок родился я, и тоже выходил на сцены Меленковского района. На фундаменте своих находок попробую добраться и до мечты Н.Н.Горячева о создании молодёжного театра в Муроме, как филиала Владимирского Академического театра драмы. Вроде бы и связи никакой: Меленки, театр Ермакова, театр Горячева. Но как тесен и взаимосвязан мир! Все роднички в конечном результате стекаются в океан под названием «Его Величество Театр».

Не было бы необходимости заострять внимание на неточности, о том, что Стрепетова с Ленским начинали работать в театре Ермакова в 1867 году. Если бы она не кочевала из одного источника в другой. А это уже дезинформация любителей театра. Да! Их знакомство произошло в Муроме. Но не в 1867 году, а летом 1868 года, когда они организовывались в артель для гастролей по провинциальным театрам. А как провинциальные актёры искали себе работу, А.Н.Островский образно нарисовал в пьесе «Лес» при встрече Несчастливцева и Счастливцева. Один идёт без денег, пешком, из Вологды в Керчь, другой - из Керчи в Вологду, но в обоих городах нет трупп, и куда их нелёгкая несёт? Так и Стрепетова П.А., в поисках работы попала в Муром в 1867 году, в только что открывшийся театр Ермакова. Перелистываю книгу Р.М.Беньяш «Пелагея Антипьевна Стрепетова» Л., Искусство, 1947, потому что Раиса Моисеевна скрупулёзно вникала в биографии героев своих книг. А так как судьбы провинциальных актёров, покорявших сцены Петербурга и Москвы, повторялись как под копирку, то и биографию Александра Павловича Ленского не грех напомнить по книге Пажитнова Л.Н. «Ленский А.П.» М., Искусство, 1986.

Kontrast gl61Kontrast gl62

Kontrast gl63Kontrast gl64

 

ФОТО: «Комедийная хоромина» и Фёдор Волков

Крепостной театр и антрепренёрство

14 мая 1833 года в России вышел указ, запрещающий продажу крепостных с публичного торга на аукционах без земли для погашения долгов, и продажу разным владельцам членов одной семьи. До реформы 1861 года, когда крестьяне перестанут считаться крепостными, пройдёт ещё три десятка лет. И крепостные актёры будут продаваться, наказываться, отправляться на тяжёлые работы по прихоти барина. Антрепренёры появились вместе с массовым появлением профессиональных театров. Хотя первым антрепренёром в России следует назвать немца, пастора московской лютеранской церкви магистра Иоганна Готфрида Грегори в «Комедийной хоромине», построенной в 1672 году в селе Преображенском по указу царя Алексея Михайловича для утехи царицы. Первое представление Фёдора Григорьевича Волкова в Ярославле прошло в кожевенном амбаре отчима 10 июля 1750 года. В январе 1752 года Императрица Елизавета Петровна вызывала Волкова с товарищами в Санкт-Петербург, больше Волков в Ярославль не возвращался, но с его театра начали рождаться общедоступные театры

Во Владимире первый постоянный драматический театр открылся в 1848 году. До этого в губернии было несколько крепостных театров. В том числе в Приклоне, у меленковского помещика Николая Никитича Названова. В аграрный кризис двадцатых годов, когда помещикам стало не до театров, Названов Н.Н. свой театр не распустил, а стал разъезжать по городам и давать представления за плату. В декабре 1832 и январе 1833 года театр из Приклона выступал во Владимире. К концу 40-х годов ХIX века крепостные театры прекратили свое существование. Театральное предпринимательство перешло от помещиков к антрепренерам. Театрами стали управлять представители мелкой буржуазии, разночинцы и мещане. Провинциальные театры открывались как коммерческие заведения, и рассматривались их хозяевами как разновидность торговой деятельности.

Сведений о судьбе актеров Названова после его смерти в 1848 году нет, но есть информация, что его музыканты зимой 1851 года играли в оркестре театра во Владимире, организованного 3-й гильдии купцом И.И.Барсуковым и Иваном Лавровым. По подсчетам провинциального актера и писателя Льва Николаевича Самсонова, мечтавшего заменить кабальное антрепренёрство организацией трупп на артельных началах, и который попытался организовать такую труппу в Одессе, подсчитал, что в 1875 году в России было уже не менее семидесяти пяти провинциальных трупп.

Kontrast gl65Kontrast gl66

Kontrast gl67Kontrast gl68

 

ФОТО: Здания театра во Владимире 1856, 1907 и 1971 гг. Театр Нижнего Новгорода

Из истории драматического театра во Владимире

Летом 1848 года во Владимире, проездом, остановился малоизвестный провинциальный актер Иван Лавров. Через губернаторшу, «любительницу всего изящного», уговорил губернатора Донаурова сыскать деньги на строительство деревянного балагана для театра. Балаган был построен в считанные дни, и осенью 1848 года вологодский антрепренер Б. Соловьев давал в нем первые представления с участием Лаврова. Труппа Б. Соловьева закончила свои выступления весной следующего года, но часть труппы, вняв уговорам Лаврова, осталась во Владимире. В октябре 1850 года наспех построенному балагану владимирский полицмейстер вынес приговор: «...здание по ветхости своей …сломать».

И городская дума приняла решение: «Поручить третьей гильдии купцу Ивану Иванову Барсукову возвести близ Золотых ворот новое театральное здание...» Антрепренёром был И.Лавров. В начале 50-х Лавров уехал из Владимира и театр переходил от одного антрепренера к другому. Пока во Владимире не появился новый предводитель дворянства Михаил Ильич Огарев с молодой супругой, талантливой актрисой Петербургского Александрийского театра Александрой Михайловной Читау, оставившей сцену ради счастья замужества. В 1866 году супруги Огаревы уехали из Владимира, театр осиротел. Но, благодаря Огаревым, на сцене Владимира родился будущий корифей Малого театра А.П.Ленский.

Фрагменты биографии Стрепетовой и Ленского до встречи в Муроме

Более полную информацию о рождении и исчезновении профессиональных трупп и самодеятельных коллективов в Муроме, появлении здесь звёзд сцены, надеюсь увидеть в книге, материал для которой собирают и обрабатывают Надежда Дмитриевна Антонова с Николаем Николаевичем Горячевым, не без помощи журналиста Удалова Альберта Алексеевича. А я ограничусь материалом дискуссии по следам статьи Ю.И.Морозова: «Театр в Муроме: химера или реальность» и встречей с Н.Н.Горячевым. Дискуссия, в которой принимали участие: Кротова Ирина Леонидовна, Богатов Владимир Иванович, Шапошников Михаил Павлинович… развернулась на станицах газеты «Муромский край» в 1996 – 1997 годах. А моё сотрудничество с Николаем Николаевичем началось в 1974 году.

Стрепетова Пелагея Антипьевна (4 (16) октября 1850 - 5 (17) октября 1903)

Kontrast gl69Kontrast gl610

Завёрнутую в байковое одеяльце, её оставили на крыльце нижегородского театрального парикмахера Антипа Григорьевича Стрепетова. Это было 4 октября 1850 года… Театр вошёл в сознание Стрепетовой так же рано, как входили в него окружающие предметы быта. Театр и был бытом семьи, так великодушно включивший её в свой состав. Елизавета Ивановна Кочетова (девичья фамилия приёмной матери) начала сознательную жизнь в качестве певицы в крепостном театре, принадлежавшем нижегородскому помещику Шепелеву… Театр был для неё не храмом искусства, а обязательной основой жизни трудной и неласковой… Театр терпели, потому что на нём строилось маленькое скудное благополучие…

Нижегородский театр тех лет мало соответствовал представлению о храме искусства… Заботливый Смольков, прослывший самым скупым антрепренёром, к которому в 1866 году, после отъезда Огарёвых из Владимира, попадёт и молодой Ленский, иногда запирал свою труппу днём на замок, чтобы предохранить артистов от излишнего угощения и обеспечить вечерний спектакль… Впервые Стрепетова появилась на сцене в двухактной драме «Морской волк» в 1857 году, когда ей было семь лет.

Следующие семь лет она была зрительницей – жадной, восторженной, всегда взволнованной, всегда ненасытной. В 11 лет увидела «Отелло» с А́йрой Фре́дериком О́лдриджем, который в 1858 году гастролировал в Сербии и в Российской империи. Он надолго стал героем её мечтаний и игр. В 14 лет она знала, что должна быть актрисой. Для приёмной матери это было неизбежным следствием алкоголизма мужа… В письме своему знакомому, ярославскому и рыбинскому антрепренёру Смирнову, с предложением своих услуг на роли вторых старух, Елизавета Ивановна Стрепетова писала, что предлагает и свою дочь «на что понадобится, а жалованье вы назначите сами, если убедитесь в её полезности». Антрепренёр ответил согласием.

21 июня 1865 года Пелагея Стрепетова поступила на службу в рыбинский театр. Так кончилось её детство… За три года сменила театры семи городов: Рыбинск, Ярославль, снова Рыбинск, Симбирск, Самара, Муром, Владимир, Новгород, Саратов… Играла много... Через три года вторично попала в Самару... А после каждого изнурительного путешествия её ждала неприспособленная запылённая сцена, тусклый свет керосиновых фонарей, жалкая клетушка артистической уборной… пропахшей сладковато-терпким запахом дешёвого грима и чужих разгорячённых тел…

И опять торопливо мелькали спектакли, сыгранные с двух, а то и с одной репетиции… Играть приходилось без выбора, всё, что дадут. Артисты старались вовсю рассмешить публику, а актрисы кокетничали напропалую, не стесняясь ни зрителей, ни партнёров. И это повторялось в каждом театре, в каждой наспех собранной труппе, где, как писал А.Н.Островский в статье «Записка о театральных школах»:

«Прежде всего, я позволю себе обратить внимание Комиссии на труппы драматические, как на предмет мне более знакомый и близкий. Чтобы определить ценность того артистического материала, которым, за отсутствием драматических школ, поневоле должны пользоваться императорские театры, нужно предварительно рассмотреть источники, из которых этот материал почерпается. …артистов, сколько-нибудь годных к сцене… почти ничтожный процент. Провинциальная сцена – это последнее прибежище людей, перепробовавших разные профессии и испытавших неудачи, и которым уже больше решительно некуда деваться, - это рай для лентяев и тунеядцев, бегающих от всякого серьёзного дела, и желающих не трудясь, не только быть сытыми, но ещё и… занимать заметное положение в обществе».

После полуграмотных актёров, которых много она встретила по дороге из Мурома в Орёл, и из Орла в Ярославль, её партнёрами были молодой А.П.Ленский, вчерашние студенты В.Н.Андреев-Бурлак и М.И.Писарев, которому потом пришлось сыграть сложную, благотворную и всё же печальную роль в её жизни.

«Я… вела очень замкнутый образ жизни, вся ушла в театр, в мои роли, с товарищами встречалась только на сцене, на репетициях, да в спектаклях… Вне театра для меня не было жизни. Я не могла ни о чём больше думать и чувствовать кроме сцены».
(П.А.Стрепетова «Воспоминания и письма» Academia.1934. стр.335)

Ленский (Вервициотти) Александр Павлович (1 (13) октября 1847 - 13 (26) октября 1908)

Kontrast gl611Выбор любого ремесла диктуется цепочкой обстоятельств. Родители Ленского А.П., князь Павел Иванович Гагарин и певица Ольга Вервициотти, в официальном браке не состояли, поэтому он считался внебрачным сыном, хотя и воспитывался в семье. Павел Иванович Гагарин службу начал с 24 лет в Коллегии иностранных дел. Уехал в Америку, где четыре года прожил при русской миссии. Из-за болезни вернулся в Россию в 1826 году, полностью оставил службу, и поселился в одном из своих родовых имений Сасове Тамбовской губернии. Создал крепостной театр. Жил в незарегистрированном браке с дворянской девицей Елизаветой Ивановной Макаровой.

В 1845 году в Одессе организовал театр, а чтобы обеспечить достойный уровень представлений, открыл школу, в которой преподавали: драматическое искусство, танец, музыку, французский и русский языки. Нехватка публики, желающей тратиться на театральные расходы, в том числе и на зарплату учителям школы, заставляет труппу через год переехать в Кишенёв. Но и это не спасает положение. И только через годы, театроведы и театралы в воспоминаниях оценят труппу Гагарина, как передовую антрепризу своего времени.

В Одессе Павел Иванович познакомился с гастролирующей в России певицей Ольгой Вервициотти, куда она прибыла в качестве примадонны гастролирующей итальянской оперной труппы, и создал новую семью. Ольга Вервициотти, хоть и носила итальянскую фамилию, была английской подданной. Это гражданство она передала и детям, поэтому Александр Павлович считался по происхождению англичанином, так как родной отец официально отцом не значился. В 1897 году ему пришлось принимать российское подданство.

Гражданский брак Гагарина П.И. с «певичкой» древним княжеским родом был воспринят в штыки, и семья лишила новую семью его части богатой доли, оставив лишь имение Сасово Тамбовской губернии. Туда и удалилась супруги с грудным Александром. С меценатством было покончено, средств на театральные развлечения уже не хватало. А скоро родился еще один сын, Анатолий, который со временем тоже стал актером Малого театра под псевдонимом Ленский-2.

Мать умерла, когда Александру было 10 лет. Престарелый отец определил его в семью старшей дочери. С 1858 года Александр жил и воспитывался в семье Полтавцевых, старшей сестры по отцу и ее мужа, актёра К. Н. Полтавцева. В этой семье подростку приходилось выполнять роль «мальчика на побегушках», но знание театра во многом пришло благодаря Полтавцевым. Постоянно посещал Малый театр, участвовал в любительских спектаклях. Под покровительством актёра Малого театра В.А.Дмитриевского, постепенно вникал в секреты театрального искусства.

В 18 лет, в середине ноября 1865 года, с рекомендательным письмом В.А.Дмитриевского к предводителю дворянства во Владимире М.И.Огареву, Александр покинул дом, где чувствовал себя нахлебником. Во Владимире жила родная сестра по отцу, законная дочь князя Зинаида Павловна, которая была замужем за подполковником Иосифом Александровичем Тришатным. Добирался до Владимира в вагоне III класса, с узелком руках и мыслями: а примет ли сестра, которую никогда не видел?, а примут ли в труппу?, куда деваться зимой без гроша в кармане?, да в придачу адрес сестры забыл взять… Но, как гласит поговорка, язык до Киева доведёт.

Радушная встреча сестрой и приём Огаревым в труппу, открыли Александру путь в серию провинциальных сезонов. В 1865 году дебютировал под руководством А. М. Читау-Огарёвой как артист, придумав себе псевдоним в честь умершего в 1860 году Дмитрия Тимофеевича Ленского, актёра, писателя и автора перевода французского водевиля М. Теолона и Ж. Баяра «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка». В связи с отъездом из Владимира Огаревых, принимает приглашение Нижегородского антрепренёра Ф.К.Смолькова и работает там два сезона – 1866-67 и 1867-68 годы.

На сезон 1868 года принимает приглашение Александра Андреевича Рассказова, ушедшего по состоянию здоровья в отставку из Малого театра и открывшего антрепризу в Самаре. По рекомендации Ленского Рассказов приглашает в труппу и малоизвестных М.И.Писарева с П.А.Стрепетовой. Распрощавшись со Смольковым, Ленский познакомился летом в Муроме со Стрепетовой, где объединялись в товарищество на летние гастроли. А Писарева он знал ещё в Москве, подростком живя в доме Полтавцевых. До 1876 года Ленский играл на сценах провинциальных театров, сменив множество трупп: Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса. Потом будут встречи со Стрепетовой и в Александринском театре, где он будет играть в 1882 – 1884 годах, но первая встреча с ней состоялась в Муроме летом 1868 года.

Kontrast gl612Kontrast gl613

ФОТО: Стрепетова в роли Катерины, Ленский - Отелло

Продолжение следует.

Информация:
- «История Мурома и Муромского края с древних времён до конца ХХ века» Учебное пособие.
- Л.Богданов «Крепостной театр меленковского помещика Николая Никитича Названова».
- Беньяш Р.М. «П.А.Стрепетова» Л., Искусство, 1947, 1967
- Пажитов Л.Н. «А.А.Ленский» М., Искусство, 1988
- Сайт Владимирского областного театра драмы
- Воспанова Э.М. (Московское Купеческое Общество), « Русские предприниматели – благодетели России: о малоизвестных представителях купеческого сословия»
Фото: из открытых источников
Иван Васильевич Костин

Прочитано 965 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi