• Murom xud muzej gdc0Vdch-ygМузейная среда 26 ноября 2018 года в 17 часов

    Дорогие друзья, приглашаем всех 26 сентября в 17 часов на новую "Музейную СРЕДУ". Ждем вас в Выставочном центре Муромского музея (Московская 13). Экскурсию по истории Казанской железной дороги и открытию железнодорожного моста через Оку проводит заместитель директора МИХМ Горская Анна Алексеевна.

    Прокомментируй первым! Прочитано 53 раз Подробнее ...
  • Murom xud muzej gdc0Vdch-ygВыставка произведений художника Германа Блинова

    «Муромский историко-художественный музей» открывает 21 сентября 2018 года в Выставочном центре (Муром, Московская, 13) выставку произведений художника Германа Блинова из фондов Муромского музея. Родился Г.В. Блинов в 1939 году в деревне Семухино Ярославской области. В 1957 году окончил сельскую среднюю школу. В своей жизни ему пришлось перепробовать множество профессий: работал поваром, судовым сборщиком, машинистом экскаватора, сторожем, натурщиком, художником-оформителем, дворником.

    Прокомментируй первым! Прочитано 49 раз Подробнее ...
  • 1 crmnP-a2b04Фестиваль «У Золотых ворот» город Владимир с 18 сентября по 2 октября

    За две недели на фестивале «У Золотых ворот», посвящённом 170-летию Владимирского академического театра драмы, планируются встречи артистов Грузии с Арменией, Пензы с Севастополем. Швеция и Молдавия привезут свои работы. Молодёжный театр на Фонтанке и театр на Юго-Западе Москвы решили привезти Шекспира, и спектакли по его пьесам будут показаны на фестивале пять вечеров подряд. За две недели могут произойти какие-то изменения в афише, которые будут опубликованы на сайте театра драмы: dramavladimir.ru. А 7 сентября в 18:00 театр драмы приглашает на "Ночь в театре". Вход свободный.

    Прокомментируй первым! Прочитано 200 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Вторник, 27 Февраль 2018 21:28

Самодеятельный театр. Часть 3. Глава 8. «Контраст». О кадрах в культуре

Оцените материал
(15 голосов)

Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 3. Глава 8. «Контраст». О кадрах в культуре

2 декабря Рычков Е.Е. представил нового начальника культуры В.В.Козлова, поблагодарив Л.В.Алексутину за её вклад в развитие культуры, пригласив на должность руководителя Совета по культуре при главе округа. Заслуги Людмила Владимировна предпочитает делить со своим окружением. «Уникальный мужской фольклорный ансамбль «Мурома» был организован Александром Черниковым на МРЗ. С развалом заводов профсоюзные клубы массово передавались городу, даже рабочим зарплату платили бартером, и группа «Мурома» могла уйти в небытие. Я обратилась к Каурову П.А., и коллектив не только спасли, но и вывели его на муниципальный уровень, сделали визитной карточкой города. Не меньше проблем было с Домом народного творчества. Развал развалом, но жизнь надо было как-то продолжать. А я загорелась идеей возрождения народных ремёсел. Полуразвалившийся клуб комбината «Красный луч», как клуб, мне был не нужен. Мало того, что удалось его отреставрировать, так ещё и возродить в нём полноценную жизнь. Не помню, сколько фестивалей пришлось организовывать, но два из них получили статус областных, а фестиваль народной музыки и ремёсел «На Муромской дорожке» вышел на межрегиональный уровень. Любое дело будет иметь продолжение, если в него вкладывать душу».

Не случайные встречи

Kontrast gl642Kontrast gl643

ФОТО: Алексутина Л.В. и Козлов В.В. за одним большим столом в сквере Ермакова на Дне города

Случайных встреч не бывает, ибо каждый находит то, что ищет. С Людмилой Владимировной Алексутиной, как художественным руководителем, встретились в 1985 году в клубе строителей, и 16 ноября провели юбилейный вечер, посвящённый 10-летию «Контакта. А 20 марта 1986 года она была переведена в Муромский горисполком на должность инспектора по культуре, сменив на этом посту Стадник Галину Алексеевну. Правда, после Стадник эту должность месяца четыре занимала Широкова Л.Н., но Стадник Г.А. была на этом посту 11 лет. В 1990 году Алексутина возглавила впервые созданный при администрации города отдел культуры, а в ноябре 1996 года глава города Кауров П.А. назначил её начальником управления культуры.

С художником Дворца Добролюбовой Мариной Борисовной мы долгое время были знакомы заочно, благодаря дружбе наших детей, пока судьба не свела нас в работе. За творческим ростом мастерства сегодняшних руководителей культуры Мурома: Валерия Козлова, Леонида Комиссарова, Марины Чепелюк, наблюдаю с их первого выхода на площадку в серьёзной работе «Любовь, джаз и чёрт». Лена Зернова, Наташа Гелюта, Лёша Трофимов, Саша Жигалов запали в душу после просмотра какой-то сказки до появления этой троицы. А до них были встречи с большой плеядой первенцев Горячева под названием «Счастливые нищие», из которых: Юля Романова, Слава Варенцов, Саша Жигалов будут руководителями подготовительной группы «Контраста». Слава Варенцов откроет свой театр «Новая сцена» во Владимире. И ветераны театра Радковского: В.А.Лебедев, Я.М.Свердлов, Г.В.Лунина, Л.В.Костерина, Н.П.Антонова будут некоторое время поддерживать связь с Горячевым.

Kontrast gl652Kontrast gl653

Kontrast gl644Kontrast gl645

Kontrast gl646Kontrast gl647

Kontrast gl648Kontrast gl649

ФОТО: Художники, режиссёр и фрагменты представлений театрального коллектива "Счастливые нищие" 

Kontrast gl6107

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО: Ветераны театра Радковского и "Счастливые нищие" в гостях у "Контакта" 23 апреля 1978 года

Перешли из «Контакта» в «Контраст»: Ира Агапова, Серёжа Шишов, Андрей Куреннов, Ира Исаева, которая там и замуж выйдет за Володю Чепелюк. После спектакля «Кот в сапогах» в клубе строителей, премьера которого состоялась 23 апреля 1978 года, Николай Николаевич попросит у меня исполнительницу Кота Веру Самарину для своего спектакля. Я попрошу у него Сергея Петрухина на роль Шипучина в спектакль «Юбилей». А когда проходили общегородские праздники: Масленица, День Нептуна, День города, то оба коллектива работали в одной упряжке под общим руководством Н.Н.Горячева. Марина Соколова в середине 80-х, Наташа Зубова с 1992 до 1996 года будут специалистами отдела культуры, совмещая участие в мероприятиях ДК 1100-летия и клуба строителей (с 1990 года ЦВР).

Kontrast gl650

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Kontrast gl651

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО: Вверху "Счастливые нищие", внизу "Контраст"

Будущие руководители культуры города: Козлов Валерий из школы № 10, Комиссаров Леонид из школы № 4 и Петровская Марина из школы № 3 встретились в подготовительной группе народного театра у Гелюты (тогда ещё Зерновой) Елены Геннадьевны (6.03.1962 – 20.03.2008) в 1980 году. Мальчики начинали своё продвижение в мир театра с роли Нового Года в новогодней сказке, Марина - с роли Снегурочки. В 1983 году эта компания вышла на сцену в спектакле «Любовь, джаз и чёрт», с той поры и не расстаются. В феврале 2011 года Валерий Владимирович пригласил Леонида Васильевича на должность главного инженера. В декабре 2013 года Козлов В.В. переходит в управление культуры, уговорив на должность директора Комиссарова Л.В., а Леонид Васильевич уговорил Марину Владимировну перейти из МПСИ на должность худрука во Дворец. Так троица объединилась и для решения творческо-производственных вопросов.

Подростки взрослеют

Нравственные ценности, с которыми подростки вступают во взрослую жизнь, зависят от многих факторов: семья, школа, друзья, увлечения. Каждый прожитый день пополняет копилку позитивного жизненного опыта, если родители в курсе интересов своего чада и в нужный момент подставят плечо, подскажут, поправят, научат делиться, а не выхватывать. Если, конечно, с момента появления на свет не стали творить из него мерзопакостного эгоиста. В коллективе эгоисты не приживаются. Самодеятельный театр - это осознанный коллективный труд не только с ролью на площадке, и морально-нраственный климат в нём играет не последнюю роль. А высота моральной планки, особенно в подростковых коллективах, с их мятежными душами и стремлением к независимости, полностью зависит от мировоззрения руководителя и от качества выбранного репертуара.

И вдруг: «Любовь, джаз и чёрт»! На сцену вышли герои подворотен с подвалами, все проблемы которых решаются в любви к джазу с водкой. Позднее появится целая плеяда молодых драматургов, вскрывающих нарывы общества. А в 1982 году такое поведение было хорошей темой для бесед бабушек у подъезда, для отчётов о работе детской комнаты милиции с комиссией по делам несовершеннолетних, головной болью родителей с педсоветами, но не идеологически выверенным материалом для сценического воплощения. То, что Беатриче попала в «крутую» компанию и, не найдя защитника, выбросилась из окна, это уже дело следственного комитета с судом. А на советской сцене таким героям было не место. Как удалось Николаю Николаевичу переубедить активистов школ в необходимости рассказа со сцены о таких ребятах, и протащить спектакль сквозь чистилище идеологического отдела ГК КПСС, это секрет режиссёра, а я напомню отзыв о просмотре спектакля журналистом-фронтовиком И.Р.Хазиным:

Kontrast gl656Kontrast gl657

Kontrast gl654Kontrast gl655

ФОТО: Сцены из спектакля Ю.Грушас "Любовь, джаз и чёрт"

«Экспрессия в спектакле «Любовь, джаз и чёрт» создаётся режиссёром Н.Горячевым не только игрой актёров, но и всем антуражем, оформлением. Когда декорация, свет, музыка, почти все предметы реквизита, свисающие с потолка канаты, служат не просто для создания фона, прояснения каких-то характеров, ситуаций, а воспринимаешь их как эфемерную опору, за которую цепляются эти парни, потерявшие нравственный стержень жизни. …то они (канаты), как бы, превращаются в гитары, то в качели, гордо возносящие ввысь трогательную, чистую Беатриче, к которой не пристаёт никакая грязь, сквозь какие испытания не пришлось бы ей пройти… Активное вторжение театра в жизнь… доказывает, что у «Контраста» есть право решать сложные художественные задачи, поднимать проблемы социально злободневные…»

Через год после исполнения Мариной Петровской роли Беатриче, роль Зоси в спектакле «Пойти и не вернуться» получилась не менее эмоциональной. Как и произведения Василя Быкова, разрушающие все идеологические стереотипы про людей на войне. В 1975 году Николай Николаевич уже обращался к материалу этого автора в спектакле «Орган в ночи». В 1976 году вышел в прокат фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести В.Быкова «Сотников», в котором страх смерти делает из спутника Сотникова предателя. Немаловажно, что в съёмках этого фильма были задействованы и артисты «Контраста». В 1985 году Горячев вновь возвращается к этой теме, и на областном фестивале «Театральная весна-85» Марина за роль Зоси, Александр Чепелюк за роль Антона получают дипломы «За лучшее исполнение главных ролей», группа актёров – «За серьёзную актёрскую работу», и Горячев Н.Н. – «За лучшую режиссёрскую работу».

Много воды утекло с 1983 года, когда Марина Петровская вышла на сцену с жёсткими претензиями героев к старшему поколению. Немало времени прошло и с 1985 года, когда я впервые увидел будущих супругов Чепелюк в одном спектакле. В 1981 году Александр Чепелюк вернулся из армии, которого с нетерпением ждал Николай Николаевич. В 1985 году спектакль «Пойти и не вернуться» стал событием не только теаатрального коллектива из Мурома, но и областного дома художественной самодеятельности на областном смотре. А так как на предприятиях к 40-летию Победы проводились трудовые вахты с повышенными социалистическими обязательствами, то и ДК 1100-летия, как подразделение ЗиО, принял обязательство дать 40 представлений. «Контраст» обязательство выполнил, а 29 июня 1985 года Саша с Мариной стали мужем и женой. А так как дочь Маргарита провела детство за кулисами, то и её судьба свела в совместной работе с родителями на мероприятиях Дворца культуры.

Kontrast gl658aKontrast gl658

Немало париков и шикарных костюмов сменили Марина с Александром за эти годы перед выходом на суд зрителей. Александр стал официальным Ильёй Муромцем, сменив Лебедева Владимира Александровича. Но, несмотря на пышность нарядов и накал страстей, я уходил из зала, как обычно уходят после любого развлекательного мероприятия. Одним словом — театр!.. И вдруг, в 2012 году в Памеле увидел постаревшую девочку-подростка из пьесы Грушаса. Но не просто бомжиху, загнанную катаклизмами политических и социальных потрясений в подвал разрушенного особняка, а покрытую сединами мудрую женщину. В которой каждый удар судьбы, каждая потеря близких людей, всё больше укрепляли позицию её детской героини. А это так похоже на жизнь из 90-х годов! Когда большинство жителей страны в одночасье стали бомжами, но, даже в самых безвыходных ситуациях, оставались людьми.

Свету Орлову, в её первой роли - Розалине в спектакле «Чума на оба ваши дома», увидел красивой, юной девочкой. А в следующем спектакле, «Дорогая Памела», это была уже не наивная девочка, а прожжённая стерва Глория, которая с компанией: Солом Бозо (Юрий Иванов) и Брэдом Виннером (Андрей Шемякин), ворвались в подвал, единственное жилище полуслепой старухи, решать свои финансовые проблемы за счёт смерти хозяйки. Но если Беатриче Марины Петровской нашла выход из ситуации в смерти, то Памела Марины Чепелюк разбудила в Глории закон трёх «СО»: сочуствие, сострадание, соучастие. А это такой дефицит у молодого поколения начала XXI века.

О цензуре по следам пьесы Грушаса

Органы НКВД не признавали никаких опечаток в прессе, и тем более, идеологических отклонений в репертуаре театров. За антисоветскую и контрреволюционную пропаганду или агитацию по ст. 58-10 приговаривали к срокам от трех лет до высшей меры. За единственную опечатку был расстрелян главный редактор центральной махачкалинской газеты, в которой в слове Сталин вместо «т» была напечатана буква «р». А редактор прифронтовой газеты застрелился сам, при выходе номера со словом Ленинград без буквы «р». То же происходило и с актёрами, режиссёрами. Наталья Сац после возвращения из зоны создала Детский музыкальный театр, а В.Э.Мейерхольда расстреляли. Хрущёвская оттепель смягчила требования, но до ликвидации КПСС в 1991 году цензоры продолжали отрабатывать свою зарплату.

Во время выступления моего коллектива с композицией о Ленине штанкет с портретом Ленина упал на сцену, что повлекло за собой разборки в КГБ и ГК КПСС. Сбой в работе техники навлёк грозную рекомендацию: «Показ композиции запретить, а директору школы с инспектором по культуре за подбором репертуара следить пристальнее». Пьесу про молодёжь без идеалов, без ответственности за свои деяния, могли и не пропустить. Подворотни, ночные разборки подростков были реальностью жизни, но не могли служить идеалом подрастающему поколению, отсюда возникали и вопросы при выборе репертуара для постановок. Контролирующие органы не могли пройти мимо вольнодумства режиссёра при выборе пьесы Грушаса. Проблемами семнадцатилетних могли заниматься те, кто зарплату за это получал, а не кружок самодеятельности. Так предписывалось инструкциями, но реальная жизнь вносила свои коррективы.

Чепелюк Марина

Kontrast gl676Kontrast gl677

Kontrast gl672Kontrast gl673

Kontrast gl678Kontrast gl679

ФОТО: Если Марина Ввладимировна с Александром Васильевичем жили на сцене, то что оставалось делать Рите, выросшей за кулисами.

- Марина! Сейчас вы с Леонидом Комиссаровым находитесь у штурвала Дворца культуры. Он – директор, Вы – худрук. На сцене тоже не расстаётесь. Он – муж, вы – жена. С чего началось такое тесное партнёрство?

- С «Контраста». Когда мы познакомились, то были ещё школьниками. Оба пришли девятиклассниками в 1980 году. Я окончила музыкальную школу, и надо было чем-то заняться. Тогда и «Счастливые нищие» существовали, но костяк «Контраста», который существует до настоящего времени, всё-таки рождался из молодёжи. А как с партнёром, где люди не просто проводят свободное время, а становятся одной семьёй, пожалуй, была встреча в «Максималисте». Первый спектакль был «Любовь, джаз и чёрт» (1982 г.), где я играла Беатриче, Лёня Комиссаров играл одного парня из компании. Саша Коршунов играл подонка, который жизнь моей героине покалечил, ещё Лёша Трофимов играл довольно своеобразного подростка. Тогда ведь не кричали на всех перекрёстках, что происходит с девушками, которые общаются с пацанами свободного поведения.

Это обсуждалось за закрытыми дверями директоров школ, в детских комнатах милиции, в комиссиях по делам несовершеннолетних, но в прессу просачивалось, если подросток совершал уголовное дело и попадал в колонию. А Николай Николаевич взял такой спектакль, и это было хорошим уроком в первую очередь нам. В сущности, таким же пацанам и пацанкам. Пионерская и комсомольская организации старались делать из нас примерных мальчиков и девочек, готовых рапортовать о героических поступках, и совершенно не заглядывали на изнанку наших проблем. И в спектаклях обязательно должны были показывать хороших мальчиков, которые побеждают плохих мальчиков. А Николай Николаевич взял, да и сделал спектакль про изнанку нашей жизни. Тяжело было сначала, психологически, с непривычки. Потом поверили режиссёру, разогрелись, и пошли за ним. Может, что-то у нас и не получилось, чтобы прорваться в души всех подростков, которые приходили смотреть спектакль, но мы старались.

А когда стали постарше, играли мужа с женой в «Максималисте» Стратиева (1988), а настоящий муж, Саша Чепелюк, играл Двухстворчатый гардероб. Мне было очень легко с Лёней. Если бы был другой партнёр, то, вероятнее всего, я бы не смогла с ним играть. Особенно сцены с раздеванием. Но Лёша Комиссаров оказался до такой степени тактичным, да и поддержка Саши была немаловажной, так что я уже не думала о внешнем виде, а полностью была поглощена ситуацией, в которую попали молодожёны. Одним из кандидатов на роль мужа был другой партнёр. Но, скорее всего, я не смогла перешагнуть психологический барьер, и игра с ним у нас не сложилась. Не помню, как тогда Николай Николаевич решал этот вопрос, но играли спектакль мы с Лёней.

Орлова Светлана

Kontrast gl680Kontrast gl681

Kontrast gl682Kontrast gl683

Kontrast gl684Kontrast gl685

ФОТО: Светлана Владимировна Орлова на сцене

- Света! Начиная с Горина, вижу Вас во всех спектаклях. Какая нужда Вас затащила в «Контраст»?

- Первое знакомство с Николаем Николаевичем произошло в 2000 году при подготовке какого-то городского мероприятия, когда я, как специалист управления культуры, вышла на сцену в качестве ведущей. Потом будет много мероприятий и на площадках города, и во дворце, которые я буду вести. И в 2004 году Николай Николаевич пригласил меня попробовать роль Розалины, родственницы Джульетты в спектакле по пьесе Горина «Чума на оба ваши дома». Понравилось. Потом всё свободное время буду проводить в репетиционной комнате. И на этих репетициях возникала неземная любовь к Николаю Николаевичу.

Когда уже сыграла немало спектаклей, в том числе и поставленных для меня, я Николаю Николаевичу заявила, что если бы он меня не пригласил на роль Розалины, то я набралась бы наглости, пользуясь служебным положением, и напросилась бы на все его репетиции в качестве зрителя. Как он проводит каждую репетицию – это отдельное произведение искусства. Спектакль, с его неповторяемыми эмоциями, это уже результат кропотливого труда. А вот как Горячев подводит каждого актёра к этому результату, как проходит сам процесс подготовки спектакля, это намного интереснее разового или многоразового выхода к зрителям.

- Понял, что сам процесс Вам намного больше приносит удовлетворения, чем выход на площадку. А среди небольшого набора довольно разноплановых ролей у Вас есть любимая роль?

- Роли, как дети. Каждой надо заразится, выстрадать, а перед зрителями раствориться в ней до последнего дыхания. Поэтому выделить любимую или нелюбимую роль нет основания. К более вымученной, более выстраданной для меня роли, я бы отнесла спектакль «История любви» по пьесам Николая Коляды, который мы играем вдвоём с Лёней Комиссаровым. А самым интересным, где я купалась в игре, я бы назвала «Дорогую Памеллу». В Глории соединились и комедия, и трагедия, а под маской циника скрывался добрейшей души человек. А это качество ох как далеко спрятано в душах современной молодёжи.

Комиссаров Леонид

Kontrast gl686Kontrast gl687

Kontrast gl688Kontrast gl689

ФОТО: Леонид Васильевич и Ирина Владимировна Комиссаровы с детьми Егором и Матвеем. С друзьями в театре и дома

- Леонид Васильевич! Когда Валерий Владимирович Козлов перешёл в Управление, Вы стали директором Дворца культуры, а Марина Владимировна Чепелюк художественным руководителем. А как Вы попали к Горячеву?

- Учился в школе № 4 в девятом классе. В ноябре 1980 года Жигалов Александр, который учился в десятом, пригласил позаниматься в театральном коллективе. Вечером взял спортивную одежду, доложил родителям, что иду знакомиться с новым коллективом. Встретила меня Елена Зернова, которая вела подготовительную группу. Объяснила про общие сборы по три раза в неделю для физической и пластической разминки. И пошли занятия: речь, шпаги, акробатика…

Где-то, через неделю или две, Николай Николаевич обратился к Елене Геннадьевне за актёром на роль Нового Года и получил три кандидатуры: меня, Валеру Козлова и Игоря Осина. Игорь через год – полтора ушёл из студии, а мы с Валерой до сих пор лицедействуем. Опыт приходит во время практики, и Николай Николаевич утверждает меня в «Аленький цветочек» на роль племянника купца, а в нагрузку и на роль Чудища. Это будет первый опыт по переодеванию. В ежегодных «Юморинах» участвовал, где основную линию по соединению всех коллективов вёл театральный коллектив. Большой опыт набирался и в концертных бригадах, которые выезжали в цеха завода, в парки города, в деревни, пионерские лагеря с турбазами.

Первая серьёзная роль была в спектакле про подростков Юозаса Грушаса «Любовь, джаз и чёрт», в которой Марина Петровская, Саша Коршунов, Лёша Трофимов играли. В 1982 году мы его выпустили, а ноябре 1983 года меня призвали в армию, спектакль свернули. В 1985 возвращаюсь из армии и сразу включаюсь в работу над спектаклем «Ящерица» по пьесе Володина. В «Максималисте» Станислава Стратиева я играл Славчо, мужа Иванки, которую играла Марина Петровская, тогда уже поменявшая фамилию на Чепелюк. То ли из-за комплекции, то ли про другой какой причине, мне всегда приходилось играть героев-любовников, что меня очень огорчало.

- Почему?

- В сказках, особенно новогодних, очень хотелось сыграть злодея, чтобы пошалить немного, а мне отрицательных ролей не доставалось. Как из армии в 1985 году пришёл, так и не снимал шубу с бородой Деда Мороза. До армии играл и Соловья-разбойника, и Лешего, и Кащея на новогодних представлениях. Не буду касаться мелких ролей, как в спектакле «Про Федота-стрельца», в «Юморинах», а из последних спектаклей мне понравилась играть в «Истории любви MikS» по пьесам Николая Коляды.

- Вероятно, по причине, что играете главного героя?

- Да! А ещё потому, что на сцене только мы со Светланой Орловой вдвоём. Возили во Владимир, приняли хорошо. Немало удовольствия получил в спектаклях «Чума на оба ваши дома» Горина, «Ромео и Джульетта» Шекспира, где я играл отца Монтекки. Немало драйва получил и в спектакле «Хомо эректус, или Обмен женами» по пьесе Юрия Полякова. Но вернусь в прошлое. В 1983 году я закончил 1-й курс института, тогда он назывался МФ ВлГИ машиностроения, и как мужчина, достигший восемнадцатилетнего возраста, попал под призыв по указу Министра Обороны Устинова. Молодёжи призывного возраста не хватало, вот и призывали всех первокурсников дневной формы обучения. Служил под Йошкар-Олой в ракетных войсках. Отслужил два года, восстановился на второй курс. Многие, после двухлетнего перерыва, не смогли настроиться на учёбу, уходили, не сдав зимней сессии. Я, каким-то чудом, удержался, а вечера проводил в «Контрасте».

На 4-м курсе женился, на 5-м, в 1988 году, родился сын. В 1989 году окончил институт и пошёл работать на РИП. Начал с мастера в инструментальном цехе, через пару месяцев начальник цеха ушёл на пенсию, и меня перевели начальником ПДО. Потом перестройка, сокращения, поиски работы, чтобы и зарплата удовлетворяла, и интерес не пропадал. Работал на фанерном комбинате, на ЖБК, техническим директором на стройке, получил высшее образование строителя по гражданскому и промышленному строительству. После стройки поработал у Чурдалёва начальником монтажного участка в строительно-монтажной компании «САНТ», года полтора у Соколика Алексея Ивановича по обслуживанию мини-котельных, в страховой компании «МАКС». Где-то не устраивала зарплата, где-то условия труда.

Устроился на «Муромэнергомаш». Принимал активное участие, как рабочий, в монтаже оборудования гальванического цеха, потом предложили должность мастера, старшего мастера этого цеха. Проработал там года полтора, Козлову Валерию Владимировичу предложили должность директора ДК 1100-летия, и он пригласил меня сюда главным инженером. А так как зарплата на заводе была не больше, чем оклад здесь, да и приятеля с партнёром по сцене подводить не хотелось, я в феврале 2011 года и перешёл сюда.

- Как Вам удавалось соединять работу с «Контрастом»? Ведь работодатели навряд ли радовались Вашим отлучкам.

- Для участия в новогодних представлениях брал очередной отпуск, а на гастрольные поездки уходили отгулы с хозяйственными отпусками.

- Итак, Козлова Валерия Владимировича утверждают руководителем Управления культуры, Вас на должность директора. Какое наследство Вы получили?

- Где-то с месяц Валерий Владимирович уговаривал меня занять эту должность, но мне интереснее было с рабочими решать вопросы, чем в кабинетных разборках участвовать. Как у Филатова: «Мне бы саблю да коня, да на линию огня! А дворцовые интрижки, энто все не про меня!» Но объяснили, что пока необходимой кандидатуры нет. Появится, освободим. И, вот, с декабря 2013 года «освобождают». Николай Николаевич, когда обсуждали этот вопрос, сказал, что главное первый год продержаться, а потом машина сама поедет. Те же люди, тот же список мероприятий. Сейчас намного легче тащить этот корабль.

А в наследство получил грандиозные планы, но бюджет урезают всей стране. 22 июля 2014 года после реставрации Дворец открыли, с архитектурной подсветкой здания, но остался ещё объём незавершённых работ. Благодаря Козлову удалось «наскоблить» 15 миллионов на капитальный ремонт, который не проводили со дня открытия. На реставрацию фасада с фундаментом ушло 13 с половиной миллионов. Объект в списке культурного наследия, поэтому лепнина, фрески, всё представляет историческую ценность. Оставшиеся средства хотели распределить на мелкий ремонт всего здания, но Рычков настоял «не распыляться по мелочам», поэтому около двух миллионов ушло на наведение красоты в фойе первого этажа. Отциклевали и покрыли лаком паркет, заменили освещение, подсобные помещения привели в порядок, заменили одежду сцены на одежду из негорючих материалов. А противопожарная обработка ежегодно обходилась порядка 100 тысяч. Фасад завершали уже при мне, но основная нагрузка легла на плечи Валерия Владимировича.

- А деньги где искали? Ведь на билеты по 150 рублей и плату гастролёрами за аренду миллионов не наскребёшь.

- В один из приездов Орловой в наш ДК, Козлов задал ей вопрос: почему все ремонты исторического здания регионального значения ложатся на плечи местного бюджета? Она и пообещала дать пять миллионов, а десять Рычкова попросила найти. Фасад отреставрировали. Есть документация на благоустройство туалетных комнат, но нет денег. К тому же у нас три филиала, на текущие ремонты и проведение мероприятий в которых тоже приходится зарабатывать. «Театральная весна», городские мероприятия, отчётные концерты, выезды на фестивали требуют вложений. Костюмы, декорации, транспорт обходятся в копеечку.

Козлов Валерий

Kontrast gl690Kontrast gl691

Kontrast gl692Kontrast gl693
ФОТО: Валерий Владимирович с Ириной Борисовной в день выпуска из школы младшего сына Семёна и с внучкой Машей. Офицер Антон с новоиспечённым воином Семёном, после принятия братом присяги

- Валерий Владимирович! Марина Чепелюк в «Контраст» пришла сама. Леонида пригласил Саша Жигалов, а Вас кто привёл?

- Мой одноклассник, восьмиклассник школы № 10 Володя Суворкин. У него здесь уже старший брат занимался.

- А почему театр, а, скажем, не спортивная секция?

- До армии я много чем увлекался, в том числе и спортом. А любовь к театру, вероятнее всего, наследственное. У нас во дворе были и теннисный стол, и биллиард, и волейбольная площадка. Мама была заводилой и организатором разных мероприятий как на заводе, так и во дворе. Так что, я чувствовал, что сцена – это моё. Я бы и сейчас с удовольствием пошёл к Горячеву, но настолько загружен, что не хватает времени на репетиции. Но театр Горячева жив, ежегодно выпускает новые спектакли. Когда я был директором Дворца культуры, мы организовали фестиваль «Театральная весна», поэтому у них есть стимул ежегодно творить и к фестивалю, и к дню работника культуры.

- А как в Вашей жизни появился ансамбль «Мурома»?

- До армии работал на заводе «РИП», куда и вернулся из армии. В перестройку пришлось работать и в охране Фанерного комбината, у Борматова Эдварда Константиновича, в студии звукозаписи, а в 1999 году мне Николай Николаевич Горячев порекомендовал поступать в институт культуры. Поступил на заочное отделение в Рязанский филиал МГИК и в 2004 году получил диплом менеджера социально-культурной деятельности.

В 2000 году Андрей Темнов перешёл из ансамбля директором в клуб железнодорожников, и Людмила Владимировна Алексутина предложила мне должность администратора ансамбля. Вот, с 2000 до 2012 года я и был директором ансамбля «Мурома». В 2011 году Рычков Евгений Евгеньевич стал мэром, положение во дворце на тот момент было не совсем успешное, он и попросил меня возглавить это учреждение. Я пригласил на должность главного инженера Комиссарова Леонида Васильевича, который тогда работал на «Энергомаше». За два года мы с ним восстановили во дворце и тепло, и сцену. Благодаря поддержке Евгения Евгеньевича привели в божеский вид внешнее состояние здания.

Kontrast gl659Kontrast gl671

Kontrast gl695Kontrast gl697

Kontrast gl697aKontrast gl697b

Zarskoe IMG 8433Zarskoe IMG 8434

 

ФОТО: Ремонты зданий и помещений для истиных артистов не преграда

Я, как чиновник, начал считать каждую копейку

- Про Ваш вклад в восстановление Дворца подробно рассказал Леонид Васильевич. Поэтому позвольте задать вопрос Вам, как чиновнику. Мы с Горячевым могли принимать в коллектив компании шатающихся без дела подростков. Сейчас масса таких подростков остаётся за бортом бесплатных кружков. Насколько культура стала коммерческой структурой?

- Культура никогда коммерческой не была. А средства из бюджета всегда выделялись на неё по остаточному принципу. Вы начинали работать, когда зарплата даже руководителя кружка с дипломом была чуть повыше зарплаты уборщицы. Со средним специальным образованием 70 – 85 рублей, с высшим, при стаже 15 лет, 110 рублей. Когда начинающий инженер на заводе получал 150 – 170 рублей, а зарплата некоторых категорий рабочих вообще была выше зарплаты руководителя предприятия. А если и были Дворцы с домами культуры, где руководители получали хорошую зарплату, то они оформлялись работниками предприятий, на балансе которых был очаг культуры, но не культработниками. И материальная база таких очагов полностью зависела от отношения руководства к учреждению культуры.

А если в каких-то бедных очагах работа и кипела, то только благодаря энтузиазму его работников с привлечением руководителей на добровольных началах. В годы либеральных реформ не только добровольцев, даже высококлассных специалистов по миру пустили, а предприятия все социальные службы передали государству. Сейчас, пожалуй, впервые со времени установления советской власти государство поворачивается к нам лицом. До майских указов Президента зарплата культработников крутилась вокруг минималки: 5 - 8 тысяч. Сейчас зарплаты социальным службам поднимаются до средней по региону. По Владимирской области она составляет более 26 тысяч рублей, а для Мурома это уже нормальная зарплата.

То, что сейчас удаётся зарабатывать учреждениям культуры, в основном уходит на стимулирование работников и частично на оплату коммунальных услуг. Бюджет культуры около 140 миллионов, которые уходят в основном на социальные гарантии работников и содержание зданий. У нас 10 учреждений культуры. Только у Дворца три филиала, у библиотеки двенадцать филиалов, три музыкальных школы, дом народного творчества, художественная школа и так далее, которым кроме оборудования, требуется и ремонт.

- Выходит, на массовость с бесплатным посещением, в ближайшей перспективе рассчитывать не приходится? Ушли в прошлое кружки в парках, дома технического творчества. Клуб Ленина с клубом железнодорожников поменяли статус. Сейчас даже из ЦВР кружки по школам расформировывают.

- ЦВР – это дополнительное образование. И считаю, правильно сделали, что коллективы, которые базировались в школах, перевели на бюджет образования, потому что образование финансируется из областного бюджета, а ЦВР содержится за счёт бюджета города. Но кружки-то не ликвидировались. Только преподаватели стали получать зарплату в школах. А по сокращению или открытию каких-то кружков в ЦВР и школах, это вопрос к Раевской Ирине Игоревне. Я могу отвечать только за наши коллективы, многие из которых имеют звание народных. Только во Дворце 14 клубных формирований и кружков, в который и дети занимаются.

Чтобы руководитель мог получать зарплату, у него должно быть не менее 25 – 30 человек. Всё, что свыше – это дополнительные услуги. Например, у Натальи Босых 170 человек, поэтому у неё есть помощники, которые ведут занятия, получая дополнительно к зарплате из внебюджетных средств. У Сергея Викторовича Шефер в ансамбле эстрадного танца тоже порядка 140 человек. А остальное у нас всё бесплатно. В театральном у Горячева с Фомичёвой школьники занимаются, в цирковой студии «Весёлая рампа», «Россияночке», студии бального танца. Если в какие кружки есть конкурс, то проходят конкурсный отбор. Если вы ведёте своего ребёнка или внука к конкретному руководителю, то определяете, насколько он профессионален.

Проблема не в том, что детям некуда идти, а в том, что профессиональных руководителей дефицит. Многие выпускники специализированных учебных заведений идут в охрану, в торговлю, где деньги получают такие же, а ответственности на несколько порядков меньше. И вторая проблема, руководителем любого самодеятельного коллектива должен быть человек с огоньком, целеустремлённый, и без червоточины в душе. Диплом есть, а в профессии хочет найти какую-то материальную выгоду. И около такого специалиста даже взрослые люди, не говоря уж о детях, долго не задерживаются. Без огонька в душе в творческой профессии делать нечего. Возьмём фольклорный ансамбль «Мурома». У большинства из них есть какие-то рабочие профессии, и могли бы спокойно, без нервотрёпки те же деньги зарабатывать, но ребята прикипели душой к творчеству.

У нас в культуре работает 377 человек. Сложно выделить кого-то в фанаты, потому что в любом мероприятии, особенно общегородском, задействованы все коллективы учреждений культуры. И не Вам, знакомому не одно десятилетие с этим процессом, рассказывать, сколько времени и сил уходит на подготовку и организацию каждого мероприятия. Одни уходят на пенсию, молодые перенимают опыт у ветеранов, так что текучки, как таковой, у нас нет. Но немного обидно становится, что сейчас больше уделяют внимание сельским клубам и домам культуры.

К таким СДК, как в Панфилово, вопросов нет. Работает на полную катушку. Может потому и руководители оттуда не бегут, что специалистов выращивают в своём селе и коллективы передаются из рук в руки. А может близость города сказывается. Другой пример – Ковардицы. Тоже два шага от города, где есть и клуб, и школа. Школа, в которой есть и зрительный зал, и спортивный зал, после обеда простаивает. И для чего содержать клуб, где до ночи сидят один библиотекарь и один клубный работник, и куда дети приходят только в теннис поиграть? А не выгоднее ли деньги, которые уходят на его содержание, пустить на развитие работы для всех жителей села в той же школе? Строить на селе центры, а не отдельные здания. Тот же завклубом с библиотекарем идут в школу, но снимается бюджетная нагрузка на содержание здания, на отопление. Я, как чиновник, начал считать каждую копейку.

Есть деревни, где народ появляется только летом, когда дачники приезжают. Работы нет. Школа с садиком одна на десять деревень, детей из которых собирает и отвозит домой школьный автобус. К сельским школам сейчас тоже предъявляют высокие требования, и вся кружковая, спортивная работа проходит там. А клуб почти в каждой деревне есть. И многие из них находятся в зданиях со статусом культурного наследия, ремонт в которых с согласованиями и утверждениями обходится в два – три раза дороже, чем ремонт зданий без статуса. И не выгоднее ли средства из бюджетов сельских поселений, областных и федеральных бюджетов, направить на центральные площадки, где сосредоточены и специалисты, и технические средства, чем распылять на бездействующие клубы? Как это сделали со школами и детскими садами, а чтобы не угасали остатки жизни в умирающих деревнях, можно организовывать выезды концертных бригад; выезды агитпоездов с мед.работниками, юристами, социальными службами. До 90-х годов мы выступали не только на сцене Дворца с выездами на фестивали и смотры, но и были графики выездных концертов и спектаклей в заводских цехах, на агитплощадках и парках города, в сельских культучреждениях. У самодеятельных артистов был стимул держать форму и обновлять репертуар. Сейчас стараемся выводить все коллективы на все городские мероприятия, не считая мероприятий, которые организуются во Дворце культуры.

В завершение беседы с Валерием Владимировичем хотел было задать вопрос: А почему бы и сейчас не возродить практику выездов в сельские клубы? Но вовремя остановился. Ведь мы ездили к хлеборобам, дояркам, в луга во время заготовки сена, к студентам во время уборки картофеля. И с транспортом вопрос решался с предприятиями. Кто сейчас будет платить за транспорт, и кто нас ждёт на селе? Поэтому остаётся согласиться с подсчётами Валерия Владимировича по вопросу распыления средств. В 1917 году для проведения ликбеза были задействованы все учебные заведения, а с расширением кружковой работы в самодеятельном и техническом творчестве стали строить избы-читальни, клубы, дома и Дворцы культуры. Для развития спорта, задачей которого была и подготовка защитников Родины, создавались спортивные площадки со стадионами, организовывались спортивные общества. Реформы либералов уничтожили предприятия с сельским хозяйством, что повлекло за собой самоликвидацию огромного количества профсоюзных клубов, дворцов, стадионов. Недавно в Нижнем Новгороде оказался около Дворца культуры имени В.И.Ленина, построенного в 1927 году. Огромнейшее здание с выбитыми стёклами, и на одной обшарпанной двери висит объявление с расписанием занятий секции аэробики. А напротив, небольшое аккуратное здание «Детской железной дороги».

Kontrast gl698Kontrast gl699

Kontrast gl6100Kontrast gl6101

Kontrast gl6102Kontrast gl6103

ФОТО: ДК им.Ленина в Нижнем Новгороде старше ДК им.1100-летия в Муроме на 35 лет.

А ведь каких-то 30 лет назад во всех уголках этого огромного здания жизнь бурлила. А 40 лет назад, приезжая к родственникам в гости, приходил в этот зал на концерты московских и горьковских артистов. Может, есть смысл сегодня вернуться к опыту 1917 года? Уменьшить количество сторожей в помещениях с печным отоплением, в том числе и в Министерствах с ведомствами, а специалистов самодеятельности, технического творчества, рукоделия, спорта запустить в современные помещения школ с тратой средств на современное оборудование со средствами передвижения? Чтобы наши потомки могли продолжать и совершенствовать начатые нами дела, а не разрушали созданное предками, чтобы потом не реставрировать с нуля разрушенные здания, как это начали делать в 90-е годы с церквями...

Kontrast gl6104Kontrast gl6105

ФОТО: С выставки "Контрасту 40 лет"

Kontrast gl6106

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ФОТО: "Контрасту" 4 мая 2018 года исполнится 44 года

 

Фото:
автора, Алексутиной Л.В., Козлова В.В., Комиссарова Л.В., Орловой С.В., Чепелюк М.В., из архива народного театра «Контраст», из открытых источников.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 853 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi