• Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 27. «Контакт». МГИК. Петрова Л.М.

    «В 1949 году в Библиотечном институте открывается кафедра КПР для подготовки организаторов и методистов клубного дела. В 1959 году на кафедре КПР образовалась театральная секция, председателем которой был старейший педагог института театровед В.Н.Гудовичев. Вскоре секция выделилась в театральную кафедру, обязанности заведующего исполнял другой театровед - Е.А. Шатилов. А с 1960 года у руководства кафедры режиссуры и мастерства актера встал заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссер-практик Ю.Г. Поличинецкий».
    Петрова Л.М.

    Прокомментируй первым! Прочитано 448 раз Подробнее ...
  • Murom xud muzej gdc0Vdch-ygКосмос в муромском музее

    Муромский музей продолжает просветительскую часть проекта «Ближний космос. Эволюция мечты». Три лекции проекта, завершение которого запланировано на май 2019 года, уже почитаны. 10 декабря Сергей Иванов прочитает лекцию «Строение планет», о формировании и эволюции межзвездной среды, из которой создаются звезды и планеты. 19 декабря с лекцией «Слёзы комет» приедет Юрий Евгеньевич Кузнецов, а 24 января 2019 года египтолог Виктор Викторович Солкин будет рассказывать об астрономических знаниях древних египтян. Начало лекций в 15 часов.

    Прокомментируй первым! Прочитано 146 раз Подробнее ...
  • Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 26. «Контакт». МГИК. Поличинецкий Ю.Г.

    «Спектакль должен быть таким, чтобы некоторые зрители выходили из зала с перекошенными рожами». Такой ответ мы получили на встрече с М.Ф.Шатровым в 1978 году, когда обсуждали выбранные в работу отрывки из его пьес. Особое внимание он заострил на «Гамбургском счёте» - двойной бухгалтерии, которая присуща многим героям его пьес. Прошло 40 лет. Шатровские герои из местных чиновников и руководителей предприятий доросли до государственных деятелей, и приступили к решению уже мировой проблемы: «Как продавать свои услуги по спасению России, если она перестанет верить, что тонет?»

    Прокомментируй первым! Прочитано 587 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Вторник, 31 Июль 2018 01:34

Самодеятельный театр. Часть 4. Глава 13. «Контакт». Нулевой цикл

Оцените материал
(26 голосов)

Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 13. «Контакт». Нулевой цикл

Есть у строителей термин - нулевой цикл. Нулевая отметка - это отметка чистого пола первого этажа, фундамент будущей многоэтажки. Причём здесь театральный коллектив «Контакт»? Первый выход на сцену ДК Якиманки 16 ноября 1975 года можно назвать организацией подвального пространства. А с появлением агитпрограммы «Спрашивайте, мальчики», спектаклей: «Золушка», «Кот в сапогах», «Фантазии Фарятьева», появился и костяк коллектива, который будет диктовать условия жизни не только до ликвидации клуба строителей в 1990 году, но и до последнего выхода на сцену ЦВР в апреле 2007 года.

Болонская система образования в России

Zhkola20 1984Режиссёр областного театра драмы Владислав Борисович Пази, после просмотра спектаклей «Медведь» и «Страсти по Варваре» с участием Л.В.Морозовой, назвал наш коллектив «камерным, домашним». И эта «домашность», которой ребятам не хватало в школах, а некоторым и дома, и которая не состоялась бы без участия Людмилы Витальевны, позволяла ребятам ощущать нужность их усилий в коллективном труде. И учителя школ, после участия «серых мышек» в спектаклях, начинали менять своё отношение к ним. А что может быть дороже для ребёнка, как не признание его таланта?! И я рад читать в ответах самой «беспокойной» части коллектива ответы на вопрос «Что дал «Контакт?»: «Поменял взгляды на отношения между людьми. Спас от одиночества. До «Контакта» не знала, что литература такой интересный предмет»…

О причинах попыток выдворения «Контакта» из стен ЦВР с 2003 до 2007 года я узнаю, познакомившись с Федеральным Законом № 273 «О дополнительном образовании» от 29.12.2012 года в редакции 2018 года. Комментаторы закона чётко указывают, что правительство заявило о серьёзной готовности принять участие в деле воспитания и образования детей. «Эта готовность выражена, например, в предоставлении грантов тем, кто готов посвятить себя юному поколению граждан, развитию их творческих способностей...»
«В советский период секции и кружки… держались, преимущественно, на энтузиазме их организаторов. Единственной задачей, с которой они справлялись в полной мере, было только обеспечение присмотра детей взрослыми… Не было и конкретной направленности в работе таких кружков, четкого учебного плана, методики и контроля».

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Оказывается, мы не так и не тому детей учили! Теперь понятна логика администрации ЦВР с Управлением образования, когда из их уст прозвучало обоснование: «Это раньше мы собирали всех подростков под одну крышу, чтобы по улицам не шатались, а сейчас у нас другая задача». Правда, «другой задачи» мне тогда они объяснить не смогли, но порекомендовали школьников передать другим руководителям, а с выпускниками школ заниматься театром дома.

С внедрением Болонской системы образования началась борьба не за занятость детей, не за их воспитание, а за гранты. В 90-е годы гранты Сороса щедро пополняли не только Министерства с ведомствами, но и до учебных заведений доходили, сейчас идёт борьба за гранты из разнообразных бюджетов и спонсоров внутри страны. Но для отчётов нужны звон медалей с дипломами учеников средних школ города. А лишняя морока с моими подопечными из ГПТУ и техникума, выходцами этих самых школ, администрации ЦВР была не нужна. А по России расползались олимпиады для отличников, и конкурсы, от городских до республиканских, по защите методик, планов, проектов. И чем талантливее был сочинитель, тем больше шансов у школы или отдельного педагога получить грант для воплощения своего проекта. А остальные энтузиасты, которые до сих пор не расстаются с детьми, возят их на конкурсы с фестивалями за счёт бюджета родителей, если спонсоров не находят.

Из воспоминаний артистов клуба строителей с 1975 по 1989 год

Kontakt 1975 1Kontakt 1975 2

ФОТО: Таня, Света и Любовь Александровна Волковы

Kontakt 1975 7Kontakt 1975 8

ФОТО: Детство Тани и семья Светы

Kontakt 1975 5Kontakt 1975 6

ФОТО: 1995 год на Куйбышева: Коля Шокин, Ольга Аладышева, И.В.Костин, Катя Лушина окружили Т.Е.Сабову с Наташей. 27 марта 2015 года у входа в ДК 1100-летия мне позируют Т.Е., А.И. и Настя Сабовы

Kontakt 1975 3Kontakt 1975 4

ФОТО: И пусть не стала народной артисткова Таня Волкова, но не забывает дорогу к народу Т.Е.Сабова

В ПТУ со школами с набором артистов проблем не было. Этот вопрос решали мастера с классными руководителями. А в клуб кого-то приглашал, кого-то уговаривал, кто-то сам приходил по рекомендации учителей, или друзья приводили. А задержавшись в коллективе, основная масса ребят продолжала ходить не ко мне, а к друзьям, которых находили в «Контакте». И секрет долгой жизни коллектива вижу в том, что старшие не пинали младших, а помогали им, потом становились друзьями на долгие годы. Помогали в выполнении школьных домашних заданий, решали глобальные подростковые проблемы, которыми сложно поделиться с родителями. Таня Волкова не только всех подруг из школы 15 "затаскивала" в кружок, но и мальчики по её требованию заглядывали, не говоря уж о сестре Светлане. А мама, Любовь Александровна, приходила причёски делать героиням сказок и водевилей. Футболист, Эдуард Петрович Дмитриев, зашёл решить какой-то вопрос с кем-то из друзей. А так как он решал его перекинувшись через мою голову, пришлось представиться:

- Молодой человек! Меня зовут Иван Васильевич, а Вас?

- А меня Эдуард Петрович!, - с вызовом ответил молодой человек.

Kontakt 1975 9Kontakt 1975 10

ФОТО: Петрович на работе и на рыбалке

А так как наша жизнь строилась на полном самообслуживании, и тунеядцев не любили, то и Петровичу пришлось «попахать» во имя друга, совмещая футбол с театром. Но самую большую ценность «Контакта» вижу в том, что любители уличной свободы и групповых разборок, с которыми я знакомился по наводке участковых и инспекторов детской комнаты милиции, меняли ориентир ценностей. Кто из их друзей не желал «пахать на этого очкарика», в коллективе надолго не задерживались. И некоторые из «не желавших пахать» сделали не по одной ходке на зону. А кто находил удовольствие в выплёскивании своих эмоций не на задворках с глухими переулками, а на сцене, становились верными и преданными помощниками в перевоспитании очередной партии подростков, «обиженных на жизнь».

Из уст Юрия Васильевича Михеева иногда звучит определение моей деятельности: «Костин! А ведь ты на нас тренировался. Мы у тебя были, как подопытные кролики». И в этом он прав. Им было по 14 – 16, а мне уже 25! Сейчас им под 50, или за 50, а мне за 60. Именно на первенцах я и начинал эксперименты по практическому освоению призыва Василия Александровича Сухомлинского: «Учитель! Воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!» И осваивать этот призыв мне помогали немногочисленные люди старшего возраста, классные руководители школ. И сейчас с уверенностью могу сказать, что интерес к активной, позитивной и плодотворной жизни начинал формироваться не только в семьях и школах, но для многих ребят трамплином стал и театральный коллектив. И первыми заводилами этого интереса в театральном коллективе «Контакт» были староста Морозова Л.В. с партнёршей Сабатуриной Е.И.

Сабатурина Евдокия Ильинична. Дата рождения 25.01.1932 года.

Kontakt 1975 30Kontakt 1975 29

ФОТО: Евдокия Ильинична в окружении друзей: В.Самариной, О.Нечаева, Л.Морозовой, Н.Зубовой

Заниматься в самодеятельности начинала с детства в селе Лакаш Рязанской области. В 1949 году приезжает в Муром, устраивается работать на ЗиД (ныне ОАО «Муромтепловоз») и идёт в театр к Радковскому. В 1951 году переезжает в Ковров, где продолжает заниматься в театральном коллективе рабочего клуба. В 1956 году возвратилась на ЗиД, организовала в цехе № 3 самодеятельность, в 1965 году перешла работать на МСЗ, но с театром Радковского не расставалась. Я познакомился с ней в 1974 году в ДК им. Ленина, а с 19 сентября 1977 года до 18 мая 1989 года она делилась премудростям театра с молодёжью «Контакта» в клубе строителей.

Когда заглядывал к ней домой, то тетрадь с новой ролью всегда была с ней: толи на диване во время вязания, толи на подоконнике перед швейной машинкой, толи на кухонном столе во время приготовления пищи… Несмотря на проблемы с ногами и сердцем, добиралась на все репетиции, выступления и выезды на гастроли без опозданий. Причём некоторые репетиции, чтобы не брать с собой мужа, ибо отвлекал по каждому пустяку и мешал сосредотачиваться, её кошельку обходились в стоимость полулитры. А вот сына Вадима удалось однажды втянуть за собой в спектакль. На должность осветителя и организатора шумов за сценой. С выходом на пенсию переехала с мужем в Лакаш. Сейчас общаемся только по телефону.

Людмила Витальевна Морозова (17.01.1938 – 5.07.2017)

Kontakt 1975 17Kontakt 1975 18

Kontakt 1975 19Kontakt 1975 20

ФОТО: Дочь Лариса и дети с контрольными Людмилы Витальевны

В самодеятельности начала заниматься в школе. Её дяди: Николай Михайлович и Анатолий Михайлович Фёдоровы, с ведущей актрисой Радковского и двоюродной сестрой Людмилой Фёдоровой, привели Люду Макарову к Павлу Петровичу в 1960 году. Но, отыграв в «Стряпухе замужем» роль актрисы Маши, и снявшись на центральном телевидении, в 1962 году Людмила Витальевна на долгие пятнадцать лет расстаётся с театром по семейным обстоятельствам.

Сначала для ухода за больной матерью, Александрой Михайловной Макаровой (до замужества Фёдоровой). Потом замужество и рождения двух дочерей. С 1962 по 1969 год работает на МРЗ, где активно участвует в цеховой самодеятельности. В 1969 году из-за детей переходит на работу нянечкой в детский сад. Но в жизни каждого человека рано или поздно встаёт вопрос выбора профессии. Людмила Витальевна выбрала профессию воспитателя детского садика в 35 лет, поступив в Муромское педагогическое училище, будучи матерью двух дочек и 4 года проработав нянечкой. В работе с детьми она нашла своё призвание, могла говорить про них часами.

19 сентября 1977 года, поддавшись на настырные уговоры Евдокии Ильиничны Сабатуриной, Людмила Витальевна переступила порог комнаты № 21. И на двенадцать лет взвалила на себя обязанности старосты. До 17 часов раздавала детей родителям, а к 18 часам шла на репетиции. Ещё она успевала готовить, стирать, собирать мужа на работу, детей в школу. Обязанности старосты коллектива шаловливых подростков тоже были не из лёгких. А в моменты моих отлучек на сессии с командировками, ещё и организационные вопросы приходилось решать. Сколько раз порывалась «бросить всё к чёртовой матери!»

«Иван Васильевич, а ведь и бросила бы! И Лариса-то с Мариной ещё школьниками были, повышенного внимания требовали. И Володя не привык приходить с работы в пустую квартиру. Но, спасибо детям, что не заставляли переживать меня из-за невыученных уроков и поведения в школе. Да и уроки контактовцы иногда помогали делать, пока я репетировала. А когда мы с Володей стали собирать всех на лыжные прогулки, выезжать с концертами, пока Иван Васильевич в Москве месяцами пропадал, то какое-то родство появилось. Ребята ко мне тянулись. А когда видишь изменения от своих усилий в Юре Михееве, Серёже Жесткове с Серёжей Шишковым, Наташе Зубовой, Вере Самариной, Олеге Ильенкове, и многих-многих других ребятах, которые делились и радостью, и болью; когда видишь как оттаивают их души и начинают загораться глаза, ну разве можно к таким ребятам спиной поворачиваться?…»

Kontakt 1975 21Kontakt 1975 22

Kontakt 1975 23Kontakt 1975 24

ФОТО: "День Нептуна"- 1981. Свадьбы -1986. В Лазаревском лесу несколько зим. На озере "Свято" - 14.07.1980

Не помню её уставшей или больной. Много раз репетировали и в её квартире. Особенно летом, когда на улице стояла изнуряющая жара, а предстояли выезды с концертами в парки города или к сельским бригадам по заготовке сена в лугах. И как не вспомнить слова Ф.Г.Раневской в одном из интервью Наталье Крымовой: «С гениальными актёрами я сама становлюсь одарённой, а с бездарью и сама превращаюсь в бездарь». Партнёрам Людмилы Витальевны, независимо от возраста, приходилось принимать правила её игры: «Готовить роль надо дома, до репетиции, а вышел на сцену, работай, а не лясы точи!»

Кто-то из членов комиссии, при приёме спектакля «Фантазии Фарятьева», задал Юре Михееву, исполнявшего роль Павла Фарятьева, вопрос про исполнительницу роли Тёти:

- Она Вам кто? Мама?

На что Юра задумался на несколько секунд, а потом выдал заключение:

- Мама? Нет. Она общая мама! Даже не мама, а старшая сестра!

Уговоры на роль Тёти были очень тяжёлыми. После второй премьеры, когда к ней потянулась молодёжь за утешением от обид на Костина, она почувствует себя «всем нужной», а восемь месяцев работы над «Фантазиями Фарятьева» назовёт «периодом мучительных пыток». Страх перед обилием текста, страх не так повернуться и не так сказать. Спектакль, с её слов, не принёс никакого удовлетворения. Да и у меня было ощущение, что это её первый и последний выход на сцену в «Контакте». «Слоновьи ноги», таким я видел её передвижение по сцене. А в мозгах, как у Панаса Петровича из фильма «Королева бензоколонки»: - Сбежит! Непременно сбежит!

Но сбежать не дали энергичная Евдокия Ильинична и настойчивая молодёжь. И Людмила Витальевна стала постепенно входить во вкус. Сначала школьницы Лариса и Марина стали «жить» за кулисами во время маминой сценической жизни, а потом и отец семейства, Владимир Иванович, из простого зрителя перешёл в разряд помощников. Коллегу по детскому саду Пугину Татьяну Андреевну втянула в новогоднюю сказку, но Татьяна Андреевна не выдержала нагрузки, и отыграв новогодние представления, удалилась из актёров в зрительный зал. Лариса с Мариной занимались в танцевальном коллективе у Людмилы Ивановны Бурьяновой. А получив аттестаты зрелости в школе, Лариса выбрала профессию культпросвет работника во Владимирском культпросвет училище, с трудоустройством в 1982 году в родном клубе строителей, а Марина решила поступать в Муромское медицинское училище и по окончанию долго работала постовой сестрой в детской больнице. Сейчас работает мед. сестрой у кардиолога в городской больнице № 2.

А можно ли переоценить вклад Людмилы Витальевны в организацию морально-нравственного настроя коллектива, в котором каждая деталь работала как магнит, на притяжение, а не на отталкивание. Обязательные чаепития с рукотворной домашней выпечкой ребят в дни рождений, в дни премьер, а в дни подготовки спектакля к премьере - перекусы с продукцией из Чабуречной, что располагалась через дорогу от клуба. Организация встреч на своей территории и коллективные вылазки на мероприятия других коллективов. Выездные концерты и спектакли. Лыжные прогулки в свободное от театра время. Участие с «Контрастом» в общегородских праздниках. Ну, и конечно, творческие вечера в честь проводов в армию, а потом переписка с защитниками Родины и студентами. И во всёх начинаниях в первых рядах была староста, желавшая творить не во вред, а во благо. И это притягивало молодёжь, за что ей благодарны и бывшие, и нынешние мальчики и девочки. Последний раз на сцену ЦВР она выходила в 2005 году, а последний раз шалила со своими воспитанниками и бывшими партнёрами в ДНТ на 35-летии коллектива в 2010 году.

lN5ol7nZTx87 ijulja IMG 8137

ФОТО: На Автодора - 14.07.2015. На Куйбышева - 7.07.2017

Десятки ролей, сотни сценок, стихотворений и монологов, сотни встреч со зрителями давали Людмиле Витальевне право называться наставником! Даже после переезда дома пионеров в клуб строителей, я неоднократно обращался к ней за помощью как к актрисе, получая благодарности за профессионального партнёра от начинающих актёров. И перед каждым выходом на площадку, она повторяла молодым партнёрам:

«Ищите глаза зрителей. Попробуйте в них прочитать, понимают они вас или нет, иначе выход к зрителям теряет смысл».

Наташа Зубова (Алексейцева)

Kontakt 1975 11Kontakt 1975 12

Kontakt 1975 13Kontakt 1975 14

 

ФОТО: Среди выпускниц школы № 28 в центре Н.Жолобова, а на семейной фотографии Алексейцевых в центре Володя

«Жители рабочего посёлка ЖБИ: Наташа Зубова, Наташа Жолобова, Валя Вилкова, Люба Романова и др. ходили учиться в школу № 28. Путь пролегал мимо клуба железнодорожников. И неудивительно, когда родители Зубовой, Романовой и Вилковой получили квартиры на ул.Владимирской, 2, а родители Жолобовой на Вербовском, мы продолжали проводить свободное время в агитбригаде клуба ж/д у Озерова Александра Валентиновича. Но вот открывается после ремонта клуб строителей, за стеклом витража появляется первое объявление о выступлении театрального кружка и о наборе в него.

И эти две ненормальные, Зубова и Жолобова, которые спали и видели себя великими актрисами, а агитбригада «Веселый тепловоз» для них стала уже пройденным этапом славы, там они считали себя уже состоявшимися, решили попасть в настоящий театральный кружок. Это была наша настоящая мечта! И что же? Пришли зимой 1976 года на «прием» к великому режиссёру Костину, а он вместо того чтобы послушать наши «гениальные способности», закаленные в агитбригаде у Александра Валентиновича, вдруг спросил, а каких мы знаем драматургов? Вот тут то мы и сели, как говорится… И ужас от незнания, и негодование от «недооцененности» привел нас в шок. Не помню, как и сколько длилась эта переоценка, но «Стройка» стала родным домом.

Как и следовало ожидать, в «Контакт» потянулась вереница наших друзей и одноклассников. Учились средне, но талантов было не счесть. Вся школа № 28 кружилась в огромном количестве кружков, хоров, агитбригад и т.д., потому все за «ШБЗухой» (шлако-бетонный завод) и в «Стройку» пошли. Марина Калмыкова (Баранова), Игорь Тарасов (в которого было влюблено полшколы и все девочки театрального коллектива)… Помню, что почти все одноклассники ходили на спектакли, и шибко за нас болели, но в коллективе больше никого из класса не помню. Дальше уже с радиозавода - Люда Малькова, Яша Евстигнеев. А ещё вспомнила, как моя коллега с завода, Валентина Васильевна Бирюкова, разрешила воспользоваться её хрусталем для спектакля «Страсти по Варваре»... и мы, радостные, притащили половину содержимого её квартиры» в 21-ю комнату!»

Клуб строителей для Наташи был гораздо ближе по расстоянию, чем клуб железнодорожников, а позднее стал и трамплином для дальнейшей общественной и творческой деятельности. Работая на радиозаводе монтажницей, в 1981 году поступает в режиссёрскую группу культпросвет училища. На радиозаводе, в буквальном и переносном смыслах, начнётся эксплуатация её способностей: комсомольский вожак цеха, член горкома ВЛКСМ, депутат горсовета…, а ещё активный участник самодеятельности завода и работы разнообразных секций. Ну, а по вечерам с выходными, она была ведущей актрисой театрального коллектива «Контакт» с обязательными гастролями по городу и району.

В 1991 году, с ликвидацией горкомов и первичных организаций ВЛКСМ и КПСС, переходит на работу в Управление культуры. Становится организатором и участницей всевозможных городских мероприятий, под руководством Алексутиной Л.В. и с участием режиссёра Горячева Н.Н., но выкраивала время и на «Контакт». Свой день рождения 18 мая 1993 года она встретила на сцене ЦВР в роли Кубыркиной в «Беде от нежного сердца», в ноябре 1995 года поможет с организацией юбилейного вечера «Контакту 20 лет», а 10 ноября 1996 года будет героиней на вечере прощаний. Провожали Виталия Конакова в армию, Катю Лушину для подготовки к поступлению в ВУЗ, а городскую Бабу Ягу – Наташу Зубову замуж в Москву.

Вера Самарина

Kontakt 1975 31Kontakt 1975 32

ФОТО: Вера с мамой

Kontakt 1975 33Kontakt 1975 34

ФОТО: Дима с мамой на коне В.А.Лебедева в День города, и мама с Димой в день выпуска из школы в 2004 году.

Kontakt 1975 35Kontakt 1975 36

ФОТО: Дима с мамой на балконе дома, а бабушка Вера с внуком Ваней пришли в роддом за Алёнкой 14 мая 2018 года

Тоже пришла «готовой артисткой». И в работе над первой ролью Феи Мелюзины в «Золушке» Т.Габбе я увижу не только слёзы и закусанные губы будущей волшебницы, но и упорство с желанием всё доводить до конца! Потом придёт и понимание, что актёрство, это не просто читка стихов наизусть у классной доски, а адский труд с вывертом души наизнанку. Попытается втянуть в эту адскую работу сестру Надю с братом Володей, а потом и племянники Сергей с Виталием попробуют выйти на площадку. Но будет несправедливо забывать про вклад в жизнь коллектива мамы и бабушки Самариных – Елены Владимировны. Она давала ребятам настрой на работу и шила костюмы для сцены всем артистам из своей семьи.

Творчество в доме не просто поощрялось, оно там жило. Старший сын Сергей занимался чеканкой, Володя увлекался живописью, Надя – литературой, Вера – театром. Позже, когда Вера будет работать на заводе РИП, родит сына Диму, и по ряду обстоятельств найдёт применение своих сил с силами сына в Доме Народного Творчества, я услышу от неё признание по поводу уже ушедшей в историю роли Меты в спектакле «Папашины игрушки»: «Ох, Иван Васильевич! Как бы я сейчас сыграла эту роль! Ведь сколько не того и не так я тогда сделала!» Пусть и запоздавший анализ работы над ролью, но Вера Васильевна, в свободное от внуков и работы на РИП время, продолжает играть героинь сказок в ДНТ! Значит время в юности потрачено не зря!

Володя Бондарев

KontaktIMG 2121KontaktMleZAr7lOlo

Ну, и куда же я сейчас без Володи! Говорит, что его послала ко мне для спектакля «Акселераты» Евдокия Ивановна Губина. Олега Нечаева в работе над этим спектаклем помню отлично, Володю – нет. Но роль Сашеньки в «Беде от нежного сердца» делалась исключительно под него. И одноклассницу на роль Катеньки – Иру Полякову, привёл он, потому что был недоволен подобранной мной актрисой. Позднее я не буду представлять ни одного своего мероприятия без видеокамеры Володи. И все видео, снятые им на плёнку, со временем он же и в цифру переведёт. Стараюсь не пропускать видеоролики экстремала Бондарева: как он ухаживает за своим летательным аппаратом, как готовит его к полёту, записи взлётов, полётов над городом, и посадок. А начав на сайте «Муром-мама» публикации о прогулках по городу, не могу обойтись без его фотографий с высоты птичьего полёта.

Но память держит и другого, юного Володю. Световой аппаратуры на сцене не было, висела только гирлянда обычных ламп накаливания. А всё закулисное пространство занимал отключённый во время ремонта клуба от сети театральный реостат. Студенты института смогли восстановить работу двух катушек, так Володя с Вадимом Сабатуриным догадались их маслом смазать, чтобы облегчить движение графитовых ползунков. Благо масло горело во время репетиции, а не во время спектакля. Ещё интересней случай произошёл во время выезда со спектаклем в Зимёнки. Володя с Ирой Поляковой в этот день выпускной экзамен по литературе сдавали, а вечером на гастроли. Приехали, разгрузились, выясняется, что Олег Нечаев сапоги, Володя Бондарев брюки к фраку забыл положить. Миша Дмитриев, Олег и Володя приехали в модных тогда джинсах. С сапогами Олег вопрос быстро решил. У кочегара клуба взял. С брюками пришлось поволноваться. Мои брюки по размеру не подходят, не гнать же автобус в Муром, играй в джинсах.

Я сел на последний ряд от стыда, что не смог проконтролировать такие мелочи. А рядом сидит парень, в таких же джинсах, как у моих забывчивых артистов. Но, явно, как будто с мылом натягивал. Ну, думаю, мать вашу, модники! Мало того, что заменили наш холст на забугорный материал, так ещё и с неудобствами ради моды мирятся!.. Включается фонограмма, выходят артисты, и вдруг вижу – на Володе чёрные брюки!!! Вот, думаю, молодец! Наверно полсела исколесил! Но самое интересное началось в моменты признаний Сашеньки героиням в любви. При каждом падении Володи на колени, сидящие рядом со мной джинсы вздрагивали. Словно из кресла гвоздь в заднее место вонзается. После третьего коленопреклонения начинаю понимать, что рядом со мной сидят джинсы Володи, поэтому и размер маловат, а по сцене скачут брюки этого молодого человека.

Сергей Обласов (16.07.1969 - 27.11.2013)

Kontakt 1975 25Kontakt 1975 26

Можно ли представить площадь трёх вокзалов в Москве без высотки гостиницы «Ленинградская» или Красную площадь без собора Василия Блаженного и Спасской башни? Так нельзя представить и «Контакт» без Сергея Обласова. Даже в моменты отлучек на учёбу, потом в армию, а позднее на жительство в Кинешму Ивановской области, его дух витал по уголкам комнаты 21 в мыслях партнёров и в его письмах, которые хранятся на антресолях квартиры 69 на Автодора 40. А уж когда он работал в "Плодовом" и КРС "Зимёнки", то его отсутствия вообще никто не замечал. Как, впрочем, никто и не задумывался над вопросом, а как он умудряется на репетиции со спектаклями из Зимёнок не опаздывать?!

LBLaix28 zwuL66gyrdAik

ФОТО: Сергей Обласов с Ольгой Маровой в 1984-м и свадебной кавалькадой в 1986 году. Лиза Обласова в 1999 году.

В группе «Театральный коллектив «Контакт» «вконтакте» он успел оставить последние строки о своей жизни в коллективе, и о встречах с теми, которые ушли раньше него, и на встречу с кем он сам поторопился уйти.
Но немного дат из его биографии:
В 1984 году был приведён за ручку из школы № 28 Ларисой Владимировной Морозовой, как единственный танцор мужского пола.
1 марта 1986 года дебютировал как драматический актёр с миниатюрой «Про колечко с бирюзой» с партнёршей Еленой Милинчук.
20.12.1987 года отправлен военкоматом на 2 года в Кормиловку Омской области, где развернул бурную деятельность по вовлечению рядового состава и младших командиров, без отрыва от задач службы, в бурную театральную деятельность.
18.11.1995 - дебют в роли бухгалтера банка Хирина в спектакле «Юбилей» А.П.Чехова.
24.04.1996 - на свет появилась дочь Лиза.
25-летие «Контакта» в 2000 году встретит в Ивановской области. 30-летие в 2005-м - на сцене ЦВР.

«Учился я в средней школе № 28, а там проводился конкурс бальных танцев, в котором, волею случая, и я принимал участие. Как то в качестве тренера-репетитора пригласили Ларису Владимировну Морозову, и Лариса буквально за ручку привела меня в клуб строителей, где руководила танцевальным коллективом «Радуга». Там были одни барышни и ни одного мужичка. В то время руководители различных кружков жили довольно мирно, в помощи друг другу не отказывали, и Ларисины воспитанницы частенько принимали участие в постановках «Контакта». Я обратил внимание, что чудной какой-то дядька в очках во все суется, до всего ему есть дело, вопросики задает... А он, видимо, на меня обратил внимание, как на единственного танцора.

Когда в совместных концертах я выходил на сцену танцевать, а с театралами в сценках играть, у меня и в мыслях не было, что с этим коллективом будет связана вся моя дальнейшая жизнь. После окончания школы я поступил в училище в Суздальском районе. За день до моего отъезда в училище подходит Иван Васильевич и просит найти человечка по электрическим, музыкальным и др. делам... Олега Нечаева призвали в армию, оборудование осталось без хозяина, так нарисовался и длительное время не стирался Митька Земцов. А с ним и Стасик Горчаков, и Саша Кондаков… Потом, как у всех, армия, институт, работа... Конечно, можно было бы по журналам восстановить дату официального зачисления меня в участники коллектива, но мы там жили не по журналу или какому-то режиму, а, пожалуй, вопреки! Во все времена главным принципом «Контакта» было ЖЕЛАНИЕ! А в остальном - помогут, подскажут».

Наташа Петрова (Веселова)

Kontakt 1975 27Kontakt 1975 28

ФОТО: Веселовы Александр и Наталья с детьми Мариной и Артёмом

«В «Стройке» я появилась во время работы над агитспектаклем «Спрашивайте, мальчики» (1977г.). Много чего не помню, но вот как приходилось мне орать во все горло со сцены: «Люди, вы меня слышите?», это отпечаталось в детской памяти. Ходить на репетиции приходилось вечерами с отнюдь не спокойного центрального поселка. В провожатых (в добровольных и «по приказу») перебывали многие. Менялись подруги, которых я тащила с собой, а я все ходила и ходила, но ведь что-то влекло нас туда - особая атмосфера, посиделки, разговоры обо всем, репетиции, мандраж перед спектаклями.

После школы уехала в Казанский Университет, училась на физфаке, прыгала с парашютом и плясала кадриль в «Снежном десанте» - была такая военно-патриотическая организация. Там и мужа себе нашла. Попутно училась на факультете общественных профессий на искусствоведа. Жаль, что не стала по жизни пользоваться этой специальностью, но «взращенный» в «стройке» артистизм меня не покидает до сих пор. Физиком не довелось поработать, приходится довольствоваться другой ролью - 25 лет каждый день по 5-6 спектаклей в главной роли! Преподаю в лицее информатику. Вот где театр! Живу эту четверть века в Тольятти. У меня сын и дочь (16 и 26). Чудесные воспоминания юности связанные со «стройкой» греют мою душу!!! Еще я завзятая автомобилистка. 10 лет уже рулю. Приезжайте к нам в гости. Или так, по пути. Все, кто хотите! Природа у нас красивая - Жигули, Волга, Уса - красота! Буду рада. Ваша Наташа Петрова».

Sergej ZhizhovСергей Шишов

«Евдокия Ивановна Губина пригласила меня принять участие в школьной постановке «Мещанин во дворянстве». Работал с нами И.В.Костин. Смешно получилось. И всех участников спектакля Иван Васильевич пригласил в клуб. В 1985 году репетировали с Игорем Гладковым Мольера. Я никак не врубался в смысл поведения своего героя и лепетал текст, как романтический герой из школьной программы... В то время мое сердце пылало страстью не к главной героине, а к другой участнице спектакля. Часа два все участники репетиции бились надо мной, но ничего сделать не могли, я был полностью в облаках. Потом Иван Васильевич включил антипедагогический приём с шоковой терапией, да так, что моё лицо чуть ли не багрянцем покрылось. Вот это, я вам скажу, встряска была!!! Ничего отрицательно, безусловно, но тогда я понял, насколько актеру нужно вживаться в роль, и сколько чувствовать нужно! Исчез я, вероятно, потому, что увлекался всегда чем-то новым. Меня понесло тогда поближе к Горячеву. Александр Жигалов вёл у него экспериментальную группу «Пластилин».

Ну, а хватило бы мне сил управлять этой оравой без присутсвия Юрия Васильевича Михеева, вопрос очень большой! В 1977 году я познакомился с ним в опорном пункте, председателем которого был Алексей Петрович Машин, с тех пор и не расстаёмся. Одиннадцатый год не работает театральный коллектив, но если Михеич приехал в Муром, значит жди сигнала к сбору. Ссылки на сверхзанятость не принимаются.

Kontakt 1975 15Kontakt 1975 16

ФОТО: Таня Михеева с Сергеем Жестковым в иномарке в Нижнем Новгороде. Ю.В.Михеев с Т.В.Михеевой готовят инвентарь для весенней обработки огорода в Мякотинском

Продолжение следует

Фото, присланные героями публикации, из архива автора
Иван Васильевич Костин

Прочитано 665 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi