• Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 21. «Контакт» на Автодора,40

    Четырнадцатым сезоном, 18 мая 1989 года, могла бы и завершиться жизнь «Контакта», если бы я не получил квартиру на Автодора 40. Если бы Дом пионеров не переехал в пристрой на Автодора 40. Если бы его не возглавила Тамара Рафаиловна Николаева, которая сменила перешедшую в Управление образования Мартынову Елену Александровну. Если бы в нём не оказалось Лариохиной Елены Анатольевны. Соединение магического театрального термина «если бы» и стало точкой отсчёта пятнадцатого сезона «Контакта».

    Прокомментируй первым! Прочитано 341 раз Подробнее ...
  • FRANT zOA29HuqRWc«Франт» приглашает на спектакль «Гуси-Лебеди» и на новогодние представления

    30 ноября 2018 года в 18 часов Муромский театр кукол «Франт» приглашает в ДК железнодорожников на спектакль «Гуси-Лебеди». Стоимость билета - 120 руб./чел. А с 20 по 30 декабря и с 3 по 7 января состоятся новогодние представления «Замороженные нотки» с играми и хороводом. Стоимость билета 200 руб./чел.
    Даём справки и принимаем заявки на представления по телефонам:
    8-930-833-12-01 и 8-920-920-83-10

    Прокомментируй первым! Прочитано 34 раз Подробнее ...
  • Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 22. «Контакту» двадцать лет

    Будет несправедливо, если в этой главе я обойду стороной память об однокурснике по институту Владимире Юрьевиче Ильине, ибо, благодаря его присутствию у меня хватило сил окончить институт. Кроме духовной, Володя наладил и физическую связь между Муромом и Венёвом. Как режиссёр, он «подкупил» моих артистов. Как журналист и поэт, собирал компании творческих людей Мурома в моей квартире. Благодаря ему стихи Ольги Добротиной попали на страницы газет Венёва и оформление к двум юбилеям «Контакта» легло на его плечи. Я с супругой - на заводе, сын в школе. Днём Володя занимает всю квартиру на Автодора компоновкой оформления фойе, а с вечера до полуночи со мной на репетициях. И в таком ритме проводит минимум неделю своего внеочередного отпуска.

    Прокомментируй первым! Прочитано 524 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Суббота, 18 Август 2018 19:13

Самодеятельный театр. Часть 4. Глава 15. О первых дебютах «Контакта»

Оцените материал
(11 голосов)

Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 15. О первых дебютах «Контакта»

В клуб строителей меня приняли на полную ставку, но с условием, что буду решать вопросы с организацией и проведением всех культмассовых мероприятий. В общем, выполнять работу художественного руководителя. Но, в отличие от заводов, трест «Муромстрой» тратить средства на самодеятельность не желал. И причина, на мой взгляд, не столько в отсутствии свободных средств, а в слишком частой смене руководства. До передачи здания клуба на баланс Управления образования, в тресте сменилось: 3 секретаря ВЛКСМ, 3 секретаря парткома, а управляющих, не то, что имена, даже лиц не успевал запоминать.

Клуб строителей

Debjut 7.4.15 20Фотография клуба из архива МИХМ, явно, не 90-х годов. Кафе «Сосновый бор» с квасной бочкой уже работают, а вот заселение дома по Владимирской 2, где виден башенный кран, состоится в 1975 – 76 году. Оттуда и поведёт Наташа Зубова своих подруг в артисты. Для руководства треста «Муромстрой» клуб был «бельмом на глазу», для облсовпрофа тоже не более, чем источник доходов. А на содержание самодеятельных коллективов предлагали зарабатывать, но не давали разрешения на платные мероприятия, кроме танцевальных вечеров, новогодних представлений и сдачи зрительного зала с помещениями в аренду. Стали зарабатывать, облсовпроф стал автоматически снижать дотации годовых бюджетов на заработанные суммы. Трест косметический ремонт фасада и внутренних помещений в 1975 году, первый крупный с 1957 года, сделал, но не тронул крышу. Потоки воды и таивший снег, на лестницах запасных выходов со второго этажа, долго просачивались сквозь стены в коридоры, пока при очередном ремонте ЦВР лестницы от стен не убрали, и не сделали одну в центре галереи. В 1999 году директору ЦВР Вере Ивановне Зубовой деньги на крышу выделили и эту лесенку по её просьбе соорудили, сняв проблему с разрушающимися стенами. До этого момента зимой они превращались в ледяные горки.

Крыша-решето, пропуская ручейки на потолки, постепенно приводила к разрушению штукатурки. В ноябре 1979 года во время занятий танцевального коллектива обвалилась штукатурка с потолка в спортзале, а через неделю и в комнате для занятий духового оркестра. Если в спортзале дети успели отскочить от «камушка» с потолка, то духовые инструменты оказались под глыбой штукатурки. Благо людей в этот момент в комнате не было. Я тогда исполнял обязанности директора, и реакция руководства треста на мои обращения была нулевой. А так как в клубе проводились сессии горсовета и проходили выборы, то через какое-то время, не без помощи горкома партии и горисполкома, дырки на потолках подлатали.

VBCKp-dgHpE 16.07.2018 1VBCKp-dgHpE 16.07.2018

ФОТО: Клуб строителей. Фасад с южной стороны - 1970-е. Две лестницы во двор - 1957 год и одна в центре - 1999 год.

В марте 1985 года, в связи с декретным отпуском Серёгиной Т.А., я снова приступаю к исполнению обязанностей директора. 15 июня 1985 года после двухсерийного индийского фильма 300 зрителей покинули зал в 22 часа, а 16 июня в 10 утра должны были придти 300 детей из пришкольных лагерей на мультфильм. Штукатурка рухнула в час ночи, вдребезги разбив шесть кресел. Обвал чудом обошёлся без жертв. И снова у треста возникли проблемы с людьми и финансами. Облсовпроф тоже отказался корректировать план по киносборам. Поехал в Министерство культуры РСФСР с заявкой на баян, а попутно заехал и в ВЦСПС.

Ночью, после вечернего звонка Тамары Натановны Пресс из ВЦСПС Министру строительства, возвращаюсь из Москвы. К восьми утра иду в клуб, а там меня уже встречает всё руководство треста «Муромстрой» и представители области. Прибыли определять объём работ. Тут же нашлись средства, материалы и рабочая сила, но квартиру я не получу ни в 1982-м, ни в 1985-м в домах улучшенной планировки. Обоснование? «Побольше жалуйся в Москву с Владимиром!». Ордер в «хрущёвку» на Автодора успел получить в феврале 1988 года, а в конце 1990 года и клуб ликвидировали, передав здание на баланс Управления образования.

Категория клуба, которая влияла и на штатное расписание, зависела не только от проводимых мероприятий и количества народа в кружках, но и от количества мест в зрительном зале. А материальная база профсоюзного очага культуры полностью зависела от отношения к нему головного предприятия. В 1975 году в штатном расписании клуба было три ставки руководителей кружков. Михейкина Г.Н. занималась с вокалистами, Бурьянова Л.И. - с танцорами. По полставки делили между руководителями фото и театрального кружков. Зав. детским сектором Николаева Зоя Васильевна тоже числилась в штате клуба. С открытием в 1962 году ДК 1100-летия, туда перешёл из клуба Ленина Павел Петрович Радковский, из клуба строителей – Виталий Сергеевич Денисов. Сионский Дмитрий Алексеевич уехал из города. Ставки театралов в ДК им. Ленина с клубом строителей сохранялись, но постоянно действующими коллективами кружки так и не стали. Вновь приходящие руководители, менявшиеся почти ежегодно, каждый начинал с нуля.

Были в клубе ещё самоокупаемый кружок кройки и шитья под руководством Асеевой Анны Тихоновны, ВИА играл на платных танцевальных вечерах, а духовой оркестр под руководством Ивана Дмитриевича Мусьяченко был визитной карточкой треста. И зарплату ему начисляли не в клубе, а в каком-то из строительных управлений. В руководстве треста «Муромстрой» бессменными оставались главный инженер Владимир Николаевич Войнов, который до приезда очередного назначенца из Владимира исполнял обязанности управляющего, и председатель профкома Симоненко Сергей Павлович. В 1985 году Симоненко уходит на пенсию и его пост занимает Волков. Бригада уборщиц и сторожей под руководством Печниковой Марии Александровны были в штате ЖКО.

Разброс строительных объектов был не только в черте города, но и по району, поэтому собрать строителей вместе по окончанию рабочего дня было большой проблемой. Попытался пару раз, по договорённости с парткомом и профкомом, организовать занятия в общежитии, но обе попытки свернулись из-за обмана с оплатой за работу баянистам. Когда подключались рычаги давления на СМУ со стороны руководства треста, то получалось собрать артистов из разных подразделений на разовые акции. Особенно, на новогодние, и перед «Днём строителя». А вот диалоги о регулярной серьёзной работе больше походили на монолог уступчивой няньки с капризным дитяти.

Из строителей в своём коллективе какое-то время пребывали несколько выпускников ПТУ № 14: Маша Зайцева, Света Сотникова, Наташа Шеронова, Елена Воробьёва, Вероника Каткова, Саша Лыщин, Костя Пандяев, и ещё с десяток ребят в разные годы. С Кондрашовым Юрием Александровичем познакомился, когда он работал мастером производственного обучения в ПТУ, в «Контакт» он изъявил желание придти, будучи мастером СМП-105. Алексей Лавров появился с бригадой артистов из СУ-16 при подготовке какого-то мероприятия, да так и внедрился в «Контакт». В числе постоянных помощников в проведении мероприятий клуба были: Володя Левкин, Сергей Фадеев, Саша Рознов, которые подружились с моими артистами при подготовке и проведении вечеров отдыха с тематическими вечерами для строителей.

Привычную программу «Дня строителей» 1978 года: торжественная часть, концерт и танцы, удалось провести в форме диалога «От всей души». Была такая передача на телевидении, героями которой были люди из глубинки, биографиями которых создавался образ человека труда. Насколько сложно было уговорить руководство треста пойти на такой эксперимент, об этом мог знать только директор клуба Князев Вячеслав Яковлевич. ибо традиционные президиумы на торжественных мероприятиях партия не отменяла. Но он был великий дипломат. Да и обязанности управляющего треста на тот момент, с исчезновением очередного управляющего, исполнял Войнов Владимир Николаевич (умер в сентябре 1992 г.), а с ним, в пределах разумного, всегда можно было договориться. Не помню, кто был тогда парторгом: Несиков Владимир Яковлевич или уже Пронюшкин Александр Михайлович, но профсоюз возглавлял Симоненко Сергей Павлович.

В таком формате проведу вечер, посвящённый комсомолу, как совместное мероприятие комсомольских ячеек треста и ЦРБ. К поиску и сбору комсомольцев разных лет подключилась Катина Надежда Михайловна, с которой активно общался до перехода на завод. Доставку хроники из кинотеатра «Октябрь» и возврат назад решала секретарь комитета комсомола ЦРБ Павлычева Людмила. Секретарь ВЛКСМ треста Пчелин Николай, пожалуй, больше наблюдал, чем активно помогал. С приходом Серёгиной Т.А., а за ней и худрука Алексутиной Л.В., увеличилось количество выездов небольшими концертными бригадами на строительные площадки. А чтобы спектакли не умирали после двух – трёх показов в клубе, договаривался с районным отделом культуры о сельских площадках и о транспорте.

Драматический кружок

Семь лет я занимался подготовкой концертных номеров с разнообразными мероприятиями, а в свободное от основной работы время занимался спектаклями. Дипломный спектакль сдал 18 декабря 1980 года, 13 мая 1981 года получил диплом, в январе 1982 года сдал директорство Серёгиной Т.А., и полностью переключился на работу с коллективом. Реклама о наборе в августе - сентябре 1975 года вызывала интерес только у девочек, мальчики считали занятия в театральном кружке ниже своего достоинства. А те, которых удавалось привлечь, получив пропуск для свободного входа в клуб, «по-английски», без предупреждения, исчезали из коллектива, часто одалживая свои пропуска друзьям для прохода на платные танцевальные вечера. А так как контролёры с гардеробщицами знали постоянных участников в лицо, то много конфискованных пропусков возвратилось в мои руки без «артистов». И так происходило два сезона.

С появлением в сентябре 1977 года Сабатуриной Е.И., Морозовой Л.В., Юры Михеева, Серёжи Жесткова, Серёжи Шишова, Наташи Зубовой, Веры Самариной, с которыми не расстаюсь по сей день, стала выстраиваться репертуарная политика. А выбор Морозовой Л.В. старостой, дал возможность жить коллективу и во время моих отлучек. Спектакли стали регулярно выходить на сцену. За пять лет моих отлучек на экзаменационные сессии, а до перехода на завод и в командировки с многодневными областными семинарами, не было ни одного срыва запланированных концертов со спектаклями.

Дебют на сцене ДК совхоза «Плодовый»

Debjut 7.4.15 9Debjut 7.4.15 10

ФОТО: Красовская Л.Ф. за столом председателя профкома совхоза и участники спектакля "Татьяна" на сцене клуба в Якиманской слободе 16.011.1975 г.

Debjut 7.4.15 11Debjut 7.4.15 12

ФОТО: "Заступница" в "Плодовом" 16.11.1975 г.

Debjut 7.4.15 13Debjut 7.4.15 14

Debjut 7.4.15 15Debjut 7.4.15 16

Debjut 7.4.15 17Debjut 7.4.15 18

ФОТО: Участники концертов на сцене и на лыжах, а с выхода на сцену 16 ноября 1975 года пяти Оль и Марины Колмыковой, мы начали отсчёт дней, месяцев и лет театрального коллектива "Контакт".

Это новорождённые приходят в мир с отсутствием знаний, навыков, умений, а приходившие ко мне добровольцы доказывали, что они уже «готовые артисты!» Ведь они же с первого класса в школьных мероприятиях самые востребованные чтецы, танцоры, певцы, а в пионерлагерях вообще сценаристами и режиссёрами были. Поэтому им любая роль по плечу! И учить их ничему не надо! Сами кого угодно чему угодно научат! Но столкнувшись с необходимостью более серьёзного внедрения в выбранный материал и соблюдения дисциплины, многие уходили. А «готовые артистки», прошедшие весь процесс от выбора материала до выхода к зрителям, чаще всего расставались с мечтой идти в актёры. Из пяти участниц спектакля «Татьяна» только Оля Червякова выбрала профессию культработника. Остальные стали инженерами, медработниками, бухгалтерами, торговыми работниками.

15 апреля 1977 года коллектив становится победителем городского смотра с агитпрограммой «Спрашивайте, мальчики», что атоматически давало пропуск на областной смотр. В январе 1978 года, отыграв новогодние представления, я отбыл на зимнюю сессию. Дать телеграмму о дате вызова во Владимир, чтобы и я посмотрел выступление, не успели, зато в письме порадовали, что 20 января вернулись из Владимира с дипломом второй степени. О мобильной связи тогда и не мечтали, а ребят предупредили, что в 6 утра отъезд, только накануне вечером. Вернувшись с сессии, недосчитал 15 пацанов. Трест заказал автобус не львовский, чтобы довезти 42 участника, а лишь на 24 места. 22 артиста и 2 сопровождающих лица уехали во Владимир, а 20 парней вернулись домой. И только пятеро из не попавших во Владимир встретили меня после сессии, остальные обиделись и ушли.

Debjut 7.4.15 1Debjut 7.4.15 2

Не у всех желающих «быть артистками» хватило сил и терпения дотянуть и до первой премьеры 16 ноября 1975 года. С момента показа на сцене клуба совхоза «Плодовый» двух одноактных спектаклей: «Татьяна» Т.Макарской, в котором было занято пять Оль (см. на фото вверху)и «Заступница» В.Розова, в котором были заняты: я, моя супруга Ольга и роль Ларисы играла Марина Колмыкова, мы и начнём летоисчисление «Контакта». Директором клуба в Якиманке была моя знакомая по культпросвет училищу Красовская Людмила Фёдоровна. Она и предложила сцену своего клуба для первого выхода «Контакта», пока в клубе строителей шёл ремонт. Потом мы будем частыми гостями этой сцены. А так как трест «Муромстрой» был шефом совхоза «Плодовый», то и привозили мы сюда не только спектакли с концертами, но и проводили тематические вечера.

С третьего сезона, несмотря на отсутствие технического оснащения на сцене, и луна самой первой четверти стала всходить на «востоке» и заходить на «западе»; и дуб трансформироваться в королевский дворец. Тогда же девочки сядут за швейную машинку, а мальчики возьмут в руки столярный инструмент. Но пройдёт ещё не один год, прежде чем мальчики начнут посещать кружок не только ради любопытства или сопровождать сюда влюблённого в артистку друга, но и ради завершения начатых дел. И первым таким мальчиком с марта 1976 года будет Валера Колесов, у которого в руках даже ни к чему непригодные вещи начинали превращаться в функционирующие на сцене аппараты.

Валера Колесов

Debjut 7.4.15 5Debjut 7.4.15 6

ФОТО: Валера Колесов и Сергей Колпаков

Debjut 7.4.15 7Debjut 7.4.15 8

ФОТО: Олег Ильенков, Виктор Ладыгин

Debjut 7.4.15 3Debjut 7.4.15 4

ФОТО: Если фотографии мальчиков скопировны с фотографий 3 х 4, то повар Татьяна Калинина подарила мне своё изображение после работы в пионерлагере "Солнечная поляна", а Ольга Шашанова использовала эту фотографию для реквизита в спектакле "Татьяна". 

Мальчик с золотыми руками и не менее золотыми мозгами. Заманить его в клуб помог участковый инспектор Сергей Иванович Земсков. Это сейчас участковые занимаются только склонными к криминалу взрослыми, а инспекторы детской комнаты только детьми из неблагополучных семей. В семидесятые годы участковые занимались семьями. Сергей Иванович познакомил меня с участковыми и председателями ближайших опорных пунктов, оттуда и появились первые тринадцати – пятнадцатилетние мужики, которые со временем станут не гостями ради танцев, а хозяевами ради дела в коллективе.

Бурлящая энергия этих динамо-машин была не востребована школой, отсюда и возникали конфликты с педагогами. Для многих ребят родительское воспитание ограничивалось нотациями, поэтому подростки находили взаимопонимание в компаниях на улице. А в клубе они были свободны в выборе формы публичного изъявления своих мыслей, чувств; могли воплотить в конкретное дело или в конкретный предмет свою фантазию и навыки. Кому-то пришлось учиться подчинять свои желания законам общежития, кому-то пришлось чуточку перенаправлять запал своей кипучей энергии в неведомое для них русло «самодеятельного театра». Миша Анисимов, Саша Горожанов, Витя Маркин, Андрей Сидорин, Женя Трофимов и много других имён из тысячи мальчиков и девочек, которые знакомились со мной, но я их не узнаю на улице. Из той когорты надолго прописались в «Контакте» три друга: Юра Михеев, Серёжа Жестков и Серёжа Шишков. Но это будет уже 1977 год.

А с 1976 года собранный Валерой из сподручных средств пистолет – осветительный прибор, бьющий узким лучом в темноту сценического пространства, и отреставрированный им вышедший из строя магнитофон «Тембр», будут долго служить нам как на сцене клуба, так и во время многочисленных гастролей по площадкам города и района. Деньги на приобретение нового магнитофона «Маяк» у клуба появятся только через пять лет, в 1980 году. А приезжая на выходные или каникулы из Горьковского речного училища, Валера не бросался обещаниями, а делал то, что другим рукам было не под силу.

Помогал актёрской братии творить чудеса для сказок, или создавать элементы декораций, которые будут служить не одному поколению контактовцев. И кулинарными способностями Валеры, думаю, я иногда злоупотреблял. Попросил его сделать из папье-маше подгоревший пирог для сценки, но он пёк сдобы, которые растворялись во рту артистов чуть ли не после каждого выступления с этой сценкой. И так продолжалось до тех пор, пока он не уехал в Горьковское речное училище. Последнее его изделие хранилось несколько выступлений, успело зачерстветь. Доехали с очередным концертом до Макаровки, сценку отыграли, но от неосторожного обращения булка поломалась на куски. Съели, не везти же сухари в Муром. Последний визит Валеры помню в 1982 году, когда готовили декорации к «Беде от нежного сердца». А потом услышал, что женился, работал на МСЗ. И, даже, вероятнее всего, с ним столкнулся на Щербакова после юбилея в 1995 году, но не узнал его, и прошёл мимо…

Мальчиков, кроме Валеры, конечно же, было много. Серёжа Колпаков в 1975 году ходил в фото кружок. А так как комнаты для занятий находились в одном коридоре, а девочек у меня было предостаточно, то и друзья Сергея: Вася Боченков, Витя Ладыгин, Миша Григорьев, Паша Данс протоптали тропинку в 21-ю комнату, но они быстро растворились во времени и пространстве. Не помню, кто привёл Олега Ильенкова, который задержался в коллективе дольше своих друзей, но актёры народ творческий, эмоциональный и в критические моменты непредсказуемый. Поэтому крепкий тыл, в лице предсказуемых и ответственных за свои обещания «технарей», был в «Контакте» на протяжении минимум 30 лет.

Debjut 7.4.15 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ФОТО: Участники концерта в ДК "Вербовский" 2 ноября 1975 года на встрече клуба "Юных моряков" с юнгами Северного флота 1942 года.

Они часто и не встречались друг с другом, но подхватывали накопленное предшественниками. Не с первого года вошли в норму и правила: - решила проводить подругу, помоги ей что-то дошить; - пришёл за компанию с другом – пилу с молотком в руки, и за работу, пока друг на сцене. А уж если и каким-то музыкальным инструментом владеешь, то прямая дорога с инструментом на сцену или за рояль за кулисами. Концертные программы набирались из стихов, танцев, песен, каких-то сценок, так и родилась первая концертная программа только театрального кружка из рассказов советских и польских писательниц «О женщинах, для всех».

Продолжение следует

Фото из архива автора и группы «Муром на старых фотографиях»
Иван Васильевич Костин

Прочитано 407 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi