• Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 21. «Контакт» на Автодора,40

    Четырнадцатым сезоном, 18 мая 1989 года, могла бы и завершиться жизнь «Контакта», если бы я не получил квартиру на Автодора 40. Если бы Дом пионеров не переехал в пристрой на Автодора 40. Если бы его не возглавила Тамара Рафаиловна Николаева, которая сменила перешедшую в Управление образования Мартынову Елену Александровну. Если бы в нём не оказалось Лариохиной Елены Анатольевны. Соединение магического театрального термина «если бы» и стало точкой отсчёта пятнадцатого сезона «Контакта».

    Прокомментируй первым! Прочитано 341 раз Подробнее ...
  • FRANT zOA29HuqRWc«Франт» приглашает на спектакль «Гуси-Лебеди» и на новогодние представления

    30 ноября 2018 года в 18 часов Муромский театр кукол «Франт» приглашает в ДК железнодорожников на спектакль «Гуси-Лебеди». Стоимость билета - 120 руб./чел. А с 20 по 30 декабря и с 3 по 7 января состоятся новогодние представления «Замороженные нотки» с играми и хороводом. Стоимость билета 200 руб./чел.
    Даём справки и принимаем заявки на представления по телефонам:
    8-930-833-12-01 и 8-920-920-83-10

    Прокомментируй первым! Прочитано 32 раз Подробнее ...
  • Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 22. «Контакту» двадцать лет

    Будет несправедливо, если в этой главе я обойду стороной память об однокурснике по институту Владимире Юрьевиче Ильине, ибо, благодаря его присутствию у меня хватило сил окончить институт. Кроме духовной, Володя наладил и физическую связь между Муромом и Венёвом. Как режиссёр, он «подкупил» моих артистов. Как журналист и поэт, собирал компании творческих людей Мурома в моей квартире. Благодаря ему стихи Ольги Добротиной попали на страницы газет Венёва и оформление к двум юбилеям «Контакта» легло на его плечи. Я с супругой - на заводе, сын в школе. Днём Володя занимает всю квартиру на Автодора компоновкой оформления фойе, а с вечера до полуночи со мной на репетициях. И в таком ритме проводит минимум неделю своего внеочередного отпуска.

    Прокомментируй первым! Прочитано 523 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Воскресенье, 19 Август 2018 08:14

Самодеятельный театр. Часть 4. Глава 17. «Контакт». Первая пятилетка

Оцените материал
(8 голосов)

Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 17. «Контакт». Первая пятилетка

«За искусство не платят. Платят за суррогат, забаву… (стр.605)
В нашем искусстве артист должен понять, что от него требуют, чего он сам хочет, что может его творчески увлечь. (стр.407)
Халтура стала законным, общепризнанным и непобедимым злом для театра. Халтура, выхватывая артистов из театра, портила спектакли, срывала репетиции, расшатывала дисциплину, давала артистам противный дешевый успех, роняя искусство и его технику. (стр.463)»
Станиславский К.С. СС в 9т. Т.1 «Моя жизнь в искусстве» М.,Искусство,1988

Вера Инбер «Соловей и Роза» 1976/77 год

Solovej 9.4.17 1Solovej 9.4.17 2

Не будет большим преувеличением, если работу над этим рассказом назову точкой отсчёта не количества прочитанных со сцены правильных и неправильных слов, а качества созданных образов и начала зарождения «театрального острова Контакт». Со своими традициями, ритуалами, со своими идеалами. В недалёком будущем это молодое племя будет заставлять зрителей смеяться и плакать, сопереживая героям на сцене. А пока начинается освоение правила: - Если после твоего ухода со сцены зритель остался равнодушен, или, того хуже, выразил недоумение по поводу твоего выступления, то был ли смысл вообще выходить на сцену?

И этот период Наташа Зубова назовёт периодом «шока от недооценённости, и переоценки накопленного таланта». Людмила Витальевна Морозова, после пятнадцатилетнего перерыва, начала быстро набирать форму, потому что прошла настоящую школу в окружении родственников, ведущих актёров Радковского. А он крепко ставил на ноги своих артистов. А вот, Таня Калинина, Оля Червякова, Наташа Зубова, и прочие «народные артистки», с работы над этим спектаклем не просто постигали азы актёрского мастерства, но и анализировали свой детский опыт с моими требованиями. Разве могли «звёзды» школ и пионерлагерей в одно мгновение превратиться в рабов коллективного творчества под названием театр? Поэтому и слёзы были, и хлопанье дверями, и обиды на всех и вся за непризнание их таланта…

Возвращение к творчеству Веры Михайловны Инбер (Шпенцер) (1890—1972) будет многократным, особенно к «Соловью и Розе» и блоку рассказов «Ленинградский дневник». Кого помню в исполнителях «Соловей и Роза»?
Эммануил Соловей – Валера Колесов (я подменял Валеру), Игорь Еремеев, Коля Шокин.
Роза, его жена - Таня Калинина, Наташа Зубова, Люда Малова.
Актриса, Изя и остальные роли - Ольга Червякова, Вера Самарина, Наташа Зубова, Людмила Морозова, Света Калашникова, Марина Толмачёва.
Если над входящей на рыболовной леске луной будет колдовать Валера Колесов, то «пучок маленьких столетних куполов столетней церкви в Успенском переулке» взялся нарисовать Юра Михеев.

Пройдёт не один год упорного труда с болезненной ломкой стереотипов, прежде чем Наташа Зубова покорит зрительный зал искренностью, выйдя к зрителям в роли Женщины в джинсовой юбке в «Страстях по Варваре» Ольги Кучкиной, а Вера Самарина заставит зрителей плакать ролью Меты в «Папашиных игрушках» Дали Урнявичюте. Но пока они делают первый шаги к театру всерьёз, и сдиранию с себя коросты, накопленной в добровольно-принудительной самодеятельности школ и пионерских лагерей.

Тамара Габбе «Золушка». Премьера 3 апреля 1977 года

Solovej 9.4.17 3Играли: Наталья Усанова, Ирина Родионова, Ольга Салова, Татьяна Ерёмина, Валентина Вилкова, Ольга Старостина, Ольга Новикова, Светлана Никифорова, Наталья Жолобова, Ира Исаева, Алла Зверева, Вера Самарина.

От участников «Золушки» в моём архиве останется единственная фотография из фотоателье на Свердлова, и долго будет храниться в клубе: куча марлевых костюмов с занавесками и атласной накидкой Феи Мелюзины, утюги, ухваты, чугунки, да фанерный «башмак»... По какой причине художница и исполнительница Мачехи Таня Ерёмина не пожелала идти в фотоателье, остаётся загадкой. Но самая большая ценность в том, что с этого спектакля началась традиция полного самообслуживания юными артистами своего детища от задумки до воплощения и проката. Вопросы, которые не входили в обязанности участников спектаклей – это организация транспорта и сбор зрителей на выездах. Остальное, если перефразировать лозунг в зале клуба города Васюки: «Заполнение зала и успех спектакля – дело рук самих артистов». И это правило будет действовать, пока зрители не начнут ждать появления афиши «Контакта» на очередной спектаклей в клубе. Со временем появились и зрители, которые ждали появления конкретного имени на афише. Гастроли по району согласовывали с районным отделом культуры, потому что разъезжали по сельским клубам с полевыми станами на их транспорте.

ФОТО: Слева направо и снизу вверх: Ира Исаева, Наташа Усанова, Света Никифорова, Ольга Старостина, Алла Зверева, Ольга Новикова, Ира Родионова, Ольга Салова, Вера Самарина, Наташа Зубова, И.В.Костин, Наташа Жолобова, Валя Вилкова

Все подробности рождения спектакля невозможно удержать в памяти, но какие-то моменты не стираются даже по прошествии десятилетий. Кто ещё, кроме самих участников, может вспомнить: сколько человек сооружали камин; кто шил костюмы; кто собирал реквизит для «Золушки» на складе «Вторчермета», который находился на берегу пруда Муром-2? Тогда им было по 10 -15 лет, и искать на свалке утюги, чугуны, ухваты было привычным делом. Рулон марли, которая шла у маляров для процеживания побелки, Вячеслав Яковлевич Князев «выцыганил» у руководства треста «Муромстрой». Марлевые занавески шила моя тёща Фёдорова Анна Дмитриевна, а бригада художников под руководством Тани Ерёминой накрахмаливала и раскрашивала анилиновыми красками и гуашью марлевые юбки и кофточки, сшитые родителями юных артистов.

С.Прокофьева, Г.Сапгир «Кот в сапогах». Премьера 16 апреля 1978

Solovej 9.4.17 4Играли: Кота - Вера Самарина. Жака – Юра Михеев. Людоеда – Сергей Жестков. Принцессу – Таня Волкова, Наташа Петрова. Короля – Юрий Шуваров, Иван Костин. Сочинила музыку к песням и сопровождала спектакль игрой на фортепьяно – Наташа Ярославцева (на фото у правой колонны между Хоревым и Зубовой).

Главным событием сезона была встреча 23 апреля, на спектакле «Кот в сапогах»: «Контакта» клуба строителей, «Счастливых нищих» (впоследствии народного театра «Контраст») ДК им.1100-летия и артистов театра Радковского. Вроде бы и не великое событие - встреча артистов разных поколений в одном месте, но именно такие встречи приносили коллективу больше пользы в смысле практики по существованию на сцене, чем все усилия при «варке в собственном соку». Но ещё больше пользы получали ребята от совместных работ. Вера Самарина играла Кота с контрастовцами; Сергей Петрухин сыграл Шипучина в «Юбилее» у нас, а Наташа Зубова играла Бабу Ягу и в «Контакте», и в «Контрасте». Не мешала совместная работа и при участии в городских мероприятиях, будь то «Масленица», «День Нептуна», «День города»...

На фотографии встречи «Контакта» с «Контрастом» из ветеранов, работавших с Радковским П.П., только с Г.В.Луниной и Н.П.Антоновой иногда созваниваемся. Но на память театралам осталась фотография Бориса Парамонова от 23 апреля 1978 года. Сидят: Лунина Г.В., Саплин В.И., Одинец Э.И., Енотова А.З., Стрельцов П.П., Радковская П.В., Масленникова А.Н., Антонова Н.П. с Олей Никифоровой. На заднем плане: Лебедев В.А. с директором клуба Князевым В.Я. Горячевские Юра Сидоров с Юлей Романовой обнимают колонну. Горячев Н.Н. с Додоновой М.М. работали на тот момент вместе над «Счастливыми нищими». И замыкает ряд Хорев Б.М.

Photo - Veselova Natali 1Photo - Veselova Natali 2

ФОТО: Сцены из спектакля

Photo - Veselova Natali 4Photo - Veselova Natali 3

ФОТО: Людоед - Сергей Жестков, Жак - Юра Михеев

Photo - Veselova Natali 5Photo - Veselova Natali 6

ФОТО: Король - И.Костин, Принцесса - Т.Волкова, Кот - В.Самарина

«Кот в сапогах» положит начало многолетним связям людей, не знакомых до встречи в театральном коллективе. Потому и не прерывается до настоящего времени моя связь с: Юрой Михеевым, Верой Самариной, Таней Волковой, да и Серёжа Жестков иногда объявляется на горизонте. Фотографии, скорее всего, делал Серёжа Колпаков. Часть костюмов одолжили в ДК им. Ленина. А две лесенки со станком-чемоданом под пьедестал для королевского трона и пандус служили верой и правдой не одному поколению до начала XXI века. Вот такие крепкие изделия могли делать мальчики в сезон 1977-1978 года. К сожалению, в 2003 году начнётся борьба администрации ЦВР с «кустарщиной» и в 2005 году, в целях «противопожарной безопасности», всё имущество «Контакта» было предано огню или вывезено на городскую свалку.

Эпизод с репетиций, как Юра требовал цепь не из верёвки, а настоящую, быстро сотрётся из памяти во время показов спектакля зрителям. А вот как огромного роста Людоед - Серёжа Жестков носил Кота - Веру Самарину только на вытянутых руках, станет анекдотической легендой. Людоед, заинтригованный предложением Кота, решил создать ему уютную обстановку для переговоров. Нежно берёт Кота на руки, через всю сцену несёт к камину, и аккуратно усаживает в кресло. Вроде бы никакой сложности. Но Серёжа был ещё в том возрасте, когда смелость в поведении с девушками проявлялась только во сне или в обсуждениях среди смелых сверстников. Поэтому, когда представился случай донести девушку до кресла, он носил её только на вытянутых руках. Сильным был мальчик!

Случай во время выезда со спектаклем в ДК им. Ленина совсем не юмористичным был. Во время подвески декораций канат штанкета на колосниках слетел с блока. Ключ от входа на колосники только дома у костюмерши. Но пока до её дома дойдут, пока найдут и приведут, придётся задерживать спектакль на неопределённое время. Зрители народ хоть и всё понимающий, но и у них есть предел терпения. И Юра Михеев предложил подняться на колосники по канату, который управляет штанкетом... И поднялся! И штанкет заработал! Но сколько седых волос появилось на моей голове во время его подъёма и спуска, об этом история умалчивает. И упорством доводить начатое дело до конца, он подкупал не только своих партнёров в 70-е и 80-е годы, но и приложил немало сил к продлению существования «Контакта» в лихие 90-е и в начале XXI века.

Алла Соколова «Фантазии Фарятьева». Премьера 8 мая 1978г.

Sokolova 9.4.17 1Sokolova 9.4.17 2

ФОТО: Прагматик Люба (В.Самарина) знает, что замужество нужно, чтобы "не гнить" в захолустном Очакове. Учитель музыки Шура (Л.Патронова) за не любимого не пойдёт, а любимый не зовёт. А маме (Е.Сабатурина) так хочется выдать замуж старшую дочь за хорошего человека.

Sokolova 9.4.17 3Sokolova 9.4.17 4

ФОТО: Шура равнодушна к звёздам Павла, а Павел безразличен к любви Любы. Замкнутый круг "...я опять гляжу на вас, а вы глядите на него, а он глядит в пространство ..." (Б.Окуджава)

Sokolova 9.4.17 5Sokolova 9.4.17 6

ФОТО: Тётя (Л.Морозова) умоляет Павла спуститься с небес на землю. Люба: Он же тебе объяснял, что мы — инопланетяне. Он тебя утешал, когда ты плакала...

Играли: Павел Фарятьев – Юра Михеев. Его тётя – Людмила Морозова. Шура – Людмила Патронова. Люба – Вера Самарина. Мама Шуры и Любы – Евдокия Сабатурина. За фортепиано с произведениями Шопена - Людмила Малькова. Наташа Ярославцева к тому времени уже окончила педучилище и уехала в Выксу работать в детском садике.

С этого спектакля начнётся творческая жизнь в «Контакте» двух бывших актрис народного театра ДК им. Ленина: Людмилы Витальевны Морозовой и Евдокии Ильиничны Сабатуриной. Почему выбор пал на «Фантазии Фарятьева»? Во-первых, небольшое количество действующих лиц. А во-вторых, поднимаются проблемы одиночества во всех его проявлениях. И эта тема будет сопровождать нас до исчезновения «Контакта» из ЦВР. Спектакль родился в третьем и игрался в четвёртом сезоне. Участникам спектакля было тогда от 17 до 46 лет.

Через двадцать лет, когда три исполнителя спектакля «Утро – это часть ночи»: Саша Бондарев -12 лет, Антон Пиняев – 13 лет и Саша Пиняева -15 лет выйдут на поклон, то Антон удивиться: «А почему зрители не хлопают, а плачут?». И это тоже был спектакль про одиночество. Только в первом спектакле взрослые люди и подросток пытаются найти решение своих проблем, то в последнем ребёнок ищет способ помирить родителей. А разве не за рецептами от одиночества ребята шли в «Контакт» все 32 года? Поэтому меня и не удивил заголовок статьи Аллы Баркиной в газете «Муромский край» № 66 от 1 июня 1999 «Контакт – рецепт от одиночества».

С.Михалков «Сомбреро». Премьера 14 апреля 1979г.

Дожили до премьеры:
Шура Тычинкин – Таня Волкова. Ольга Михайловна Тычинкина – Наташа Зубова, Люда Голикова. Александр Цаплин – Олег Ильенков, Юрий Шуваров. Вова Пестиков – Валя Веретельникова, Марина Кучина. Вадим – Ира Исаева. Слава – Аня Коробкова. Алла – Наташа Петрова. Андриан – Муза Ильина. Соседка – Людмила Боликова.

Zexov 9.4.17 5

Zexov 9.4.17 5.1

Расчёт на мальчиков при выборе пьесы с треском провалился, хотя пьеса подбиралась для них. Но, не бросать же на полпути работу, коль мальчики оказались такие трусливые! С ноября по май список участников колебался от 32 до 44 человек, среди которых мальчиков числилось от 8 до 16 человек. От желающих: попилить, подержать рубанок, молоток, просверлить, собрать и разобрать декорации, отбоя не было. Все они с удовольствием выходили на сцену и в массовках, за компанию с друзьями. Но когда дело доходило до конкретных ролей, то появлялся панический страх.

Спасать спектакль взялась Таня Волкова, которая до прихода в «Контакт» переиграла всех мальчиков в школьных постановках, а в ежегодных танцевальных конкурсах школы № 15 танцевала вместо мальчиков. А здесь ей захотелось сыграть Шуру Тычинкина. Подбор партнёров, по мере исчезновения мальчиков, тоже лёг на её хрупкие плечики. 2 мая 1979 г. завершится жизнь спектакля на сцене клуба строителей, совершив перед этим турне по Муромскому району. Как мальчики героически сооружали крыльцо дачного домика, забор из бельевого шнура и садовую скамейку из сподручных средств, а девочки учились драться на рапирах и в ночь, перед премьерой, «одевали» клумбу в цветы собственного производства – об этом можно только вспоминать.

Качественных фотографий нет, а эскизы декораций остались в головах изготовителей. Кто-то из взрослых мальчиков выточил из дерева целую корзину белых грибов, которые со временем перекочевали в детский сад. Кто принимал участие в столярно-плотницких работах, информация затерялась в залежах памяти, но то, что 2 мая 1979 из 44 человек по списку числилось 10 человек мужского пола, эта информация достоверная. Как и то, что Олег Ильенков, призванный в ряды СА 5 мая 1976 года и, прослужив до мая 1978 в Юрье-2 под Вяткой, снова вернулся в коллектив и сыграл в этом спектакле Александра Цаплина.

Последняя гастроль в Саксино 30 апреля 1979 года на автобусе районного отдела культуры хорошо врезалась в память. От трассы Ковардицы – Чаадаево до клуба, и после спектакля назад до автобуса, вместе с декорациями и остальным скарбом, при помощи зрителей – жителей Саксино, добирались по непролазной грязи. На обратном пути от клумбы остался только фанерный каркас и проволочная решётка. Цветы во время транспортировки зрители разобрали на сувениры, а у нас на очереди были ещё три представления. Утром 1 мая, к дневному спектаклю, на клумбе «выросли» свежие цветы, так ребята познакомились ещё с одним законом: «Искусство требует жертв».

С Таней Волковой-Сабовой и Наташей Зубовой-Алексейцевой связи не теряем. Из недавнего звонка Олега Ильенкова узнал, что работает машинистом Нижегородского метро. С Ирой Исаевой-Чепелюк чаще в поликлинике встречаемся. С Валей Веретельниковой в 90-х годах прошлого столетия в ЦВР пересеклись и она успела даже роль Мамы в "Козлёнке Рудуду" сыграть. С Музой Ильиной после её выпуска из школы встречались в горвоенкомате, сейчас сталкиваемся в подъезде малосемейки на Кленовой. Наташа Петрова-Веселова недавно из Тольятти объявилась. А вот от Люды Голиковой, Марины Кучиной, Ани Коробковой и Люды Боликовой с тех пор ни слуху, ни духу...

«Пёстрые рассказы» по произведениям А.П.Чехова

Zexov 9.4.17 1Zexov 9.4.17 2

Zexov 9.4.17 3Zexov 9.4.17 4

ФОТО: "Тёща-адвокат" играют: Л.Морозова, И.Тарасов, Т.Недашковская. "Брак через 10 - 15 лет" - Н.Зубова, Ю.Михеев.

5-й сезон 1979/1980 года пришлось отдать «на откуп» артистам с не запланированными «Мелочами жизни» из бурной деятельности «Контакта». Во-первых, я был поставлен перед выбором временного исполнения обязанностей директора клуба, которое свалилось как снег на голову на два года с хвостиком. Во-вторых, сын родился. В-третьих, подготовка Москвы к олимпиаде-80 «поломала» все сроки сессий и контрольные за две сессии пришлось делать в пожарном порядке. В-четвёртых, наступал срок подготовки, защиты и сдачи дипломного спектакля. К тому же и подготовка к курсовому дипломному спектаклю в институте, который по просьбе деканата играли две сессии подряд в ДК «Новатор» на Профсоюзной, требовала сил и времени...

Сколько времени я мог проводить с театралами - это большой вопрос. На два месяца в году уезжал на сессии в институт; еженедельные планёрки в отделе культуры; два дня в неделю пропадал в кинопрокате; регулярные командировки, курсы, заседания, совещания, организация мероприятий ГК КПСС, горисполкома и треста "Муромстрой", выполнение плана по киносборам, пьяные истопники в котельной, текущая крыша и обваливающиеся потолки... И на решение всех вопросов нужно было время. Рождение сына внесло коррективы в расписание моих отлучек от решения бытовых вопросов, благо дочь уже стала помощницей супруги по дому.

Но если на подготовку к сессиям уходили ночи, то решать вопросы с худой крышей и обвалившимися потолками в клубе надо было днём. Благо, в спортзале кусок штукатурки только легко коснулся руки девочки, занятий духового оркестра в день обвала не было, а про решение проблем со зрительным залом я описал в деталях. Но ремонт ремонтом, а жизнь клуба и его обитателей тоже никто не отменял. А так как площадки для выступлений часто повторялись, то приходилось перебирать горы материала для обновления репертуара.

Кроме басен Крылова и Михалкова, поэзии поэтов «шестидесятников» и «серебряного века», в репертуар стали включаться сонеты Шекспира, стихи Бёрнса, Беранже… Из прозы преимущество отдавалось рассказам Зощенко, Шукшина, Чехова. Ну и, конечно, разнообразным творениям советских юмористов и сатириков. А так как организация сборных концертов не всегда проходила гладко, то с 1975 года «Контакт» стал практиковать замену «сборных солянок» выступлениями только участников театрального коллектива. К остаткам программ «Между нами, женщинами» и «Мелочи жизни» в пятом сезоне прибавились «Пестрые рассказы» по рассказам А.П.Чехова.

Zexov 9.4.17 5Zexov 9.4.17 6

ФОТО: "Канитель" - Л.Морозова, С.Шишков. На фото справа внизу: Н.Зубова, Ю.Михеев, Л.Морозова, О.Нечаев, Т.Недашковская, С.Иванов. Верхний ряд: Л.Малькова, И.Костин, С.Шишков, И.Тарасов, М.Морозова.

А выступлений было изобилие как по планам отдела культуры с ГК ВЛКСМ и КПСС, так и по внутриклубным планам. Летом - на площадках ПКиО, площадках микрорайонов и на полевых станах, а осенью и зимой, кроме городских площадок: ДК, клубов, цехов на предприятиях, учебных заведений, объезжали сельские клубы и ДК Муромского и Селивановского районов. В моменты моих отлучек организацией выступлений занималась Людмила Витальевна Морозова. Конечно, она могла решать только внутриколлективные вопросы, а организация транспорта была на совести администрации. И в один из таких моментов, во время моей очередной экзаменационной сессии, театральный коллектив опоздал на встречу с 1-й программой ЦТ в село Драчёво, из-за задержки с подачей автобуса трестом "Муромстрой". Концерт с опозданием, но состоялся, а вот телевизионщики ждать не стали.

Продолжение следует

Фото из архива автора
Иван Васильевич Костин

Прочитано 409 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi