• Murom xud muzej gdc0Vdch-ygМузейная среда 26 ноября 2018 года в 17 часов

    Дорогие друзья, приглашаем всех 26 сентября в 17 часов на новую "Музейную СРЕДУ". Ждем вас в Выставочном центре Муромского музея (Московская 13). Экскурсию по истории Казанской железной дороги и открытию железнодорожного моста через Оку проводит заместитель директора МИХМ Горская Анна Алексеевна.

    Прокомментируй первым! Прочитано 34 раз Подробнее ...
  • Murom xud muzej gdc0Vdch-ygВыставка произведений художника Германа Блинова

    «Муромский историко-художественный музей» открывает 21 сентября 2018 года в Выставочном центре (Муром, Московская, 13) выставку произведений художника Германа Блинова из фондов Муромского музея. Родился Г.В. Блинов в 1939 году в деревне Семухино Ярославской области. В 1957 году окончил сельскую среднюю школу. В своей жизни ему пришлось перепробовать множество профессий: работал поваром, судовым сборщиком, машинистом экскаватора, сторожем, натурщиком, художником-оформителем, дворником.

    Прокомментируй первым! Прочитано 36 раз Подробнее ...
  • 1 crmnP-a2b04Фестиваль «У Золотых ворот» город Владимир с 18 сентября по 2 октября

    За две недели на фестивале «У Золотых ворот», посвящённом 170-летию Владимирского академического театра драмы, планируются встречи артистов Грузии с Арменией, Пензы с Севастополем. Швеция и Молдавия привезут свои работы. Молодёжный театр на Фонтанке и театр на Юго-Западе Москвы решили привезти Шекспира, и спектакли по его пьесам будут показаны на фестивале пять вечеров подряд. За две недели могут произойти какие-то изменения в афише, которые будут опубликованы на сайте театра драмы: dramavladimir.ru. А 7 сентября в 18:00 театр драмы приглашает на "Ночь в театре". Вход свободный.

    Прокомментируй первым! Прочитано 192 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Вторник, 21 Август 2018 14:17

Самодеятельный театр Часть 4 Глава 19 Война и мир в «Контакте».

Оцените материал
(9 голосов)

Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр Часть 4 Глава 19 Война и мир в «Контакте».

«…Ульяна Громова, 19 лет. 9 февраля 1943 года, после месяца пыток, расстреляна в Гремучем лесу неподалеку от города вместе с руководителями Краснодонской подпольной организации Любой Шевцовой, Олегом Кошевым, С.Остапенко, Д.Огурцовым и В.Субботиным... Сережа Тюленин, 17 лет. В полиции пытали в присутствии матери. Устроили очную ставку с членом «Молодой гвардии» Виктором Лукьяниченко… 31 января Сергея пытали в последний раз, а затем полумертвого, вместе с другими товарищами повезли к шурфу шахты № 5...»
Из сборника документов «Молодая гвардия». Изд. Донбасс г.Донецк, 1977г.

Вадим Коростылёв «Варшавский набат». Премьера 25 апреля 1985

Korzhak4.19 1Korzhak4.19 2

1 380363196 korchak1 makarenko-32 2

«Кто забывает уроки истории, обречён на их повторение». Джордж Сантаяна (1863 - 1952)

Справка.

1024px-Treblinka Concentration Camp sign by David ShankboneТребли́нка — два концентрационных лагеря: Треблинка-1 (так называемый «трудовой лагерь») и Треблинка-2 (лагерь смерти). Треблинка-2 существовал с 22 июля 1942 года по октябрь 1943. По разным оценкам, всего в лагере было убито от 750 до 810 тысяч человек. Подавляющее большинство жертв были евреями из Польши, около 2 тысяч — цыгане. Строительство лагеря началось в конце мая 1942 и построены первые 3 газовые камеры площадью 48 м². Выселение евреев из Варшавского гетто и восточных районов Варшавского района в лагерь Треблинка-I началось 22 июля 1942. В августе-октябре 1942 года были построены десять дополнительных газовых камер общей площадью 320 м².

От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления. Многие евреи из Западной и Центральной Европы прибывали в лагерь на обычных пассажирских поездах по купленным ими билетам, рассчитывая, что их везут на новое место жительства. Евреев из Восточной Европы привозили в забитых товарных вагонах, под охраной, не давая воды и пищи. В камеры, замаскированные под душевые, после наполнения людьми подавали выхлопные газы от двигателя тяжёлого танка. Смерть наступала от удушья в течение получаса. Тела убитых сначала закапывали в больших коллективных могилах, но весной 1943 года, после посещения лагеря Гиммлером, в лагере были установлены кремационные печи. Гиммлер приказал все тела убитых выкопать и сжечь, а вновь убиваемых — сжигать, а не закапывать.

Василий Семёнович Гроссман в книге «Треблинский ад» делает вывод о причинах, побудивших Гиммлера лично посетить Треблинку и отдать приказ о кремации тел, несмотря на сложность этой процедуры: «Причина была лишь одна — сталинградская победа Красной Армии. Видно, ужасна была сила русского удара на Волге, если спустя несколько дней в Берлине впервые задумались об ответственности, о возмездии, о расплате, если сам Гиммлер прилетел самолетом в Треблинку и приказал срочно заметать следы преступлений, совершаемых в шестидесяти километрах от Варшавы. Такое эхо вызвал могучий удар русских, нанесенный немцам на Волге».

Подготовка к спектаклю

От первой встречи с пьесой о польском враче, писателе, учителе Януше Корчаке, который предпочёл вместо свободы газовую камеру вместе с детьми в Треблинке, до выпуска спектакля пройдёт не менее 10 -12 лет. А подтолкнули меня к выбору именно этой пьесы публикации: Бориса Полевого «В конце концов» о процессе над нацистами в Нюрнберге и Василия Гроссмана «Треблинский ад». Насколько был оправдан такой выбор с участием детей из 4-х и 5-х классов, которые играли героев сказок Корчака, об этом, думаю, лучше скажут слова из монолога главного героя:

«...Но разве люди должны всегда хохотать, ходить на голове, играть в салочки, сосать леденцы, прыгать и веселиться? Иногда люди должны сесть и подумать. О себе. О жизни. О других людях. И тогда, случается, на ум приходят печальные истории...»

Не могу вспомнить всех участников спектакля, которые записаны строчкой: «... в массовых сценах заняты ученика 4 и 5 классов школы 20...», но самое большое упущение в том, что сфотографировали только взрослых участников спектакля, да и то не всех. Детей тоже успели раздать родителям. Указывать в программке имена героев не посчитал нужным, потому что в этой работе меня больше привлекала публицистика, разговор с залом, чем создание каких-то художественных фантазий. В программке обозначены только исполнители:

Андрей Ауров, Юрий Балакшин, Игорь Гладков, Юрий Кондрашов, Игорь Лякин, Александр Лышин, Дмитрий Николаев, Наташа Зубова, Вера Самарина, Людмила Морозова, Надежда Морозова, Ольга Никифорова, Татьяна Фёдорова, Вадим Подорванюк.

- Василич, а ты помнишь как я надел ботинки?

То, что Игорь Павлович Гладков, игравший Клоуна, одел ботинки наоборот: левый на правую ногу, а правый на левую, деталь для роли Клоуна, конечно, значительная. По форме. Но не по содержанию. И этой детали я не запомнил. Но отлично помню его любимую реплику: «…напьюсь люминала и повешусь…», которую Игорь на протяжении спектакля, в зависимости от ситуации, произносил на разные лады. Одно настроение, которое звучит в выступлении перед ребятами из Дома Сирот, и совершенно другая интонация с пластикой в диалогах с оберфюрером СС Кондратом Вольфом, который перед отправлением детей в Треблинку предлагает им почти настоящее немецкое масло под названием маргарин.

«Шли на спектакль, а попали на урок истории. Слишком тяжёлые впечатления. Артисты молодцы, только дети немного сбивались».
(Запись в «Книге отзывов»).

Эхо спектакля

Спасибо, трагедия, за то, что ты откровенна,
как колуном по темени, как вскрытая бритвой вена,
за то, что не требуешь времени, что - мгновенна.
И. Бродский

Когда веришь сам в то, о чём говоришь со сцены, то и зрители заражаются твоими эмоциями. О «Варшавском набате» в «Книге отзывов» осталась единственная запись, и это не могло тогда меня не радовать. Ведь зрители шли на спектакль за развлечением, а уходили с другими мыслями. Примерно такие же мысли остались у зрителей через 30 лет, после просмотра спектакля «Молодая гвардия» Владимирского областного театра драмы в ДК 1100-летия в марте 2015 года. Делимся впечатлениями с Маньковой Ольгой Викторовной, оказавшись рядом в зрительном зале. Она в нашем спектакле играла Младу. Такие же мальчики и девочки, только не в Варшаве, а в Краснодоне. И героев нашего спектакля отправили в газовую камеру, а этих ребят пытали, расстреливали и сбрасывали в шахту.

В.Гроссман «Треблинский ад»:

«369 дней шли эшелоны в Треблинку с людьми, а возвращались с вещами, с песком, или пустые. До 20 тысяч человек проходило ежедневно через Треблинку. Дни, когда проходило 6 – 7 тысяч, фашисты считали пустыми днями».

Из сборника документов «Молодая гвардия». Изд. Донбасс г.Донецк, 1977:

«Аня Сопова, 18 лет. После жестоких пыток сброшена в шурф шахты № 5. Из шурфа Аню подняли с одной косой — другая оборвалась. Ульяна Громова, 19 лет. На спине вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны ребра. 9 февраля 1943 года, после месяца пыток, расстреляна в Гремучем лесу неподалеку от города вместе с Любовью Шевцовой, Олегом Кошевым, С.Остапенко, Д.Огурцовым, В.Субботиным... Сережа Тюленин, 17 лет. Его в полиции пытали в присутствии матери. Устроили очную ставку с членом «Молодой гвардии» Виктором Лукьяниченко, но они не признавали друг друга. 31 января Сергея пытали в последний раз, а затем полумертвого, вместе с другими товарищами повезли к шурфу шахты № 5... Виктор Третьякевич, 18 лет. На теле Виктора не нашли следов от пуль — значит, сбросили в шурф живым...»

Документы гораздо красноречивее художественной обработки рисуют картину карательных операций, но не все в них заглядывают. Поэтому и думаю, что запись зрителя об уроке истории в «Книге отзывов» говорит гораздо больше, чем все хвалебные речи по поводу игры актёров. И делаю вывод: раз около 30 человек детей и взрослых довели спектакль до премьеры, а непоседливые зрители-школьники не мешали игре актёров, значит, что-то зацепило, и слова актёров были убедительны для любой аудитории. А что осталось в душах зрителей и в сознании ребят, какой осадок остался в подсознании подрастающего поколения от встречи с этой историей, думаю, перекрывает все официальные предложения о необходимости патриотического воспитания с лозунгами о войне и мире, пользе дружбы, взаимовыручки, патриотизма, ответственности за судьбу близких…

И это подтверждается в беседах с коллегами из советского прошлого. С моим появлением в интернете появились и оппоненты, заявляющие, что я тогда «пудрил подросткам мозги», а не приглашал их к реальной оценке происходивших событий. Согласен, что культивировал в сознании своих воспитанников и героизм ветеранов Отечественной войны, и героизм простого труженика. Как в 90-е годы не принимал идеологии «братков» с делами олигархов, так и сейчас не могу быть сторонником неофашистов с парадами ЛГБТ. К тому же, с последними встречался не на страницах прессы, или на экране телевизора, а в стенах ЦВР. И это происходило не в какой-то 1992 год, когда Ельцин давал присягу верности в конгрессе США, а кабинеты Министерств и ведомств в России занимали консультанты по приватизации из ЦРУ, а в 2004 году.

Американским миссионерам, которые отрабатывали деньги Сороса, для обработки «неразумных россиян» нужны были помещения. Администрации ЦВР нужны были деньги. Вот и сдавали в аренду нашу комнату в свободное от занятий время. Эта же команда работала и в МПШ (медпедшкола) на Автодора, внедряя в мозги старшеклассников идеалы европейских ценностей с толерантностью и гендерной идентичностью, раздавая детям средства контрацепции. Сколько таких специалистов прибыло в город, сказать не могу, но в школах стали проводить уроки по правам детей, на которых недоросли твёрдо усваивали свои права без обязанностей, а ювенальная юстиция загоняла в сети не только учителей, но и родителей. И на моих занятиях в ЦВР часто разгорались бурные дискуссии по вопросам приобретённых знаний о свободе от родителей, о чисто медицинском термине «толерантность» с последствиями однополой любви.

Korzhak4.19 3Korzhak4.19 4

ФОТО: Украинские мальчики из Краснодона Луганской области в 1941 году объединились в борьбе против знамён со свастикой. Украинский мальчики в 2014 году стали вставать под знамёна со свастикой подразделения специального назначения "Азов".

Korzhak4.19 5Korzhak4.19 6

ФОТО: Детей в Германии до 1941 года учили дисциплине. Детей на Украине с 2014 года учат дисциплине.

Korzhak4.19 8Korzhak4.19 7

ФОТО: Мальчики и юноши слева присягали фюреру. Кому дают присягу юноши справа покажет время.

Korzhak4.19 10Korzhak4.19 9

ФОТО: "Освободителя" слева научили уничтожать людей. Мальчика справа учат уничтожать людей.

Герои, которых я предлагал, несли позитивный заряд. И ребята не только говорили со сцены о необходимости продолжения жизни, но и брали с собой в дальнюю дорогу уважение к труду, к чести, к взаимовыручке, традиционным семейным отношениям... И благодаря помощи выпускников советской эпохи, после 1991 года «Контакт» ещё 16 лет продолжал спасать от одиночества не один десяток неприкаянных подростков. Тех, кого в смутные 90-е прошлого, и начале 2000-х годов этого века, «забывали» родители и бросало на произвол судьбы государство. С теми же, кто шёл под знамя европейских ценностей, кто решался на войну с нравственными установками коллектива, приходилось прощаться по идейным соображениям.

Первый юбилей «Нам 10 лет» 16 ноября 1985

6 мая 1985 года закрываем десятый сезон трагедией «Варшавский набат», а 16 ноября откроем одиннадцатый сезон вечером, посвящённым десятилетию «Контакта». Директор Серёгина Татьяна Александровна, по «совместительству» композитор и аккомпаниатор «Контакта»; художественный руководитель Алексутина Людмила Владимировна. Какие-то вопросы театрального коллектива приходилось решать завхозу Печниковой Марии Александровне. За швейную машинку садилась даже киномеханик Царёва Любовь Николаевна, переведённая в годы моего правления в кассиры. К сожалению, не помню ни имён, ни фамилий ночных сторожей, кроме Раевич Натальи Дмитриевны, которым тоже находились дела при подготовке к спектаклям.

Итак – нам 10 лет. Выносим на суд зрителей черновой вариант фрагментов комедии Мольера «Брак поневоле», премьера которого состоится 5 феврале 1986 года, о чем известит горожан газета «Муромский рабочий» № 26 от 14 февраля 1986 года. Но прежде чем приступить к рассказу об исполнителях мольеровских героев, позвольте рассказать об исполнителях новогодней сказки В.Васильева «Сказка зимней ночи», большинство из которых будут участвовать и в «Браке поневоле». А юбилей? Как и любой отчёт, прошёл на высокохудожественном уровне. «Контакт» выпустил 25 спектаклей. Из них 8 многоактных. Показал 94 представления. Из них 27 жителям Муромского района.

Организовал или принимал участие в 191 концерте. Из них 49 в Муромском и Селивановском районах. География наших поездок – 32 населённых пункта, в том числе Владимир, Суздаль, Гусь-Хрустальный. «Муромский рабочий» № 204 от 20.12.1985 со статьёй Т.Ивановой «"КОНТАКТ" открывает новый сезон» и «Комсомольская искра» № 151 от 18.12.1985 со статьёй Ю.Морозова «"КОНТАКТ" ДЛЯ КОНТАКТА...» не пожалели каждая по половине полосы для дифирамбов о коллективе. А участники вечера прослушали хорошие слова о своих успехах; показали всё, что успели приготовить; получили памятные сувениры и пошли готовиться к ежедневной работе.

В.Васильев «Сказка зимней ночи». С 28.12 1985 по 3.01.1986

Korzhak4.19 11Дед Мороз со Снегурочкой - Володя Бондарев с Олей Маровой. В роли Алёнушки дебютировала Елена Сидорина. Мачеху с Отцом сыграли Елена Кошелева с Эдуардом Пугиным. Дочь мачехи, Настю - Света Волкова. Лешего - Саша Басюк со свитой из: Наташи Зворыкиной, Андрея Горелова, Сергея Зимина, и ещё кого-то из друзей Саши. Ну, а роль Бабы Яги досталась Елене Милинчук. Техническое сопровождение легло на Эдуарда Пугина, Павла Ширякина и Андрея Горелова.

Не могу обойти эту сказку беспамятством и по причине раннего ухода из жизни «хулиганов» школы № 20: Саши Басюка, Эдуарда Пугина, Сергея Зимина, и поставщика актёров в «Контакт» до августа 2004 года Губиной Евдокии Ивановны. А 5 июля 2017 года и сердце Морозовой Людмилы Витальевны перестало биться. Светлая им память.

Как можно на совершенно не оборудованной подъемными механизмами сцене быстро менять места действий, не отрывая перестановками внимания детей от сюжетной линии?
Можно, конечно, вызубрить текст, поставить пару ширм и, как в шекспировском театре «Глобус», обозначать места действий табличками. Но условность понятная и принимаемая взрослыми, навряд ли будет интересна детям. Только мгновенная смена декораций, против которой и взрослые не протестуют, может не ослабить внимания детей. И здесь на выручку пришёл учащийся ПТУ-10, будущий сварщик, Эдуард Владимирович Пугин.

«Лебединой песней» Эдуарда будет новогодняя сказка «Новый год – путешественник» в 13 сезоне, но это будет через 2 года, а в этой сказке на его плечах были заботы о реквизите для Старика и его конструкция, поднимающая занавес-ёлку под потолок сцены на высоту 7 метров. Ёлка долго не хотела сворачиваться в гармошку и опускаться в нужном месте. Так и старалась своей массой помешать установщикам декораций при смене картин. Какие заклинания произносил Эдуард, и как он «доводил до ума» своё изобретение, этого я уже не помню. Но то, что конструкция стала подчиняться воле изобретателя - это свершившийся факт. Была ещё проблема с костюмом Мачехи, который больше подходил для бытовой драмы, чем для нашей сказки. Но нашлась помощница, вахтёр Людмила Петровна Данилова, по размерам втрое превосходящая Елену Кошелеву. Её халат на Елене напоминал балахон Аллы Пугачёвой. Он и помог «взлететь» Елене над бытом, и роль ожила!

Жан-Батист Мольер «Брак поневоле». Премьера 5 февраля 1986

Moler4.19 1Moler4.19 2

Moler4.19 3Moler4.19 4

Moler4.19 5Moler4.19 6

Moler4.19 7Moler4.19 8

ФОТО: Кто ещё, кроме учёных с друзьями и цыганами, может знать о последствиях женитьбы старика на молоденькой? Убедили, что это безрассудство, поэтому пришлось объясняться с невестой. Марфуриус - Володя Бондарев. Панкрасс - Юрий Кондрашов. Цыганки - Елена Кошелева и Ольга Марова. Доримена - Елена Сидорина. Сганарель - Игорь Гладков.

Если с учёными Марфуриусом и Панкрасом (В.Бондарев, Ю.Кондрашов) проблем не было, то на роль Доримены чуть ли не конкурс пришлось устраивать. И только исполнение Еленой Сидориной Алёнушки в «Сказке зимней ночи», ликвидировало все сомнения по вопросу выбора исполнительницы. Из всех кандидаток Лена, как нельзя лучше, подошла для работы над этой ролью. И внешние данные, и работоспособность, и терпимость к партнёрам... Мешала, правда, неуверенность в вопросах флирта, но два партнёра: Юра Михеев с Игорем Гладковым , благодаря работе над этим спектаклем ставшие друзьями «не разлей вода», где батожком, где матюжком (хотя в последнем я глубоко сомневаюсь) помогли Лене перешагнуть барьер неуверенности. И всё же в «Книге отзывов» 2 марта появится пожелание зрительницы: «…невесте Сганареля побольше кокетства, лукавства и жизнерадостности. Верю, что это придёт…»

На роль Алькантора, отца Доримены, без дублёров был назначен Юра Михеев, вернувшийся в Муром после института с супругой Таней и дочерью Олей. Поздравлять супругу с рождением второй дочери, Полинки, он побежит в роддом после последнего в сезоне представления "Брака по-неволе" 8 июня 1986 года. Игорь Абрамович, сломав две рапиры, в роли Жеронимо на сцене клуба так и не появился. Но обозначился на экране ЦТ в передаче: «Что? Где? Когда?» и, за слишком эмоциональное поведение, был удалён ведущим из зала. Сганареля, дряхленького жениха Доримены, тоже без дублёров, будет готовить студент МФ ВлПИ Игорь Гладков. Ничто не сближает и не цементирует дружбу так, как сложная, но интересная работа. Вероятнее всего, именно это обстоятельство и стало рождением семьи Гладковых, игравших сцену благословения в малом зале (комната 21) в 1986 году, и свадьбу с вручением свидетельства о бракосочетании Муромским Загсом 15 июля 1989 года.

Moler4.19 9Moler4.19 10

Moler4.19 11Moler4.19 12

ФОТО: Но, отцу надо пристроить легкомысленную дочь. Не помогают убеждения, поможет принуждение! Ликаст - Сергей Шишов. Алькантор - Юрий Михеев. Альсид - Эдуард Пугин. Сганарель - Игорь Гладков.

Но как пройти мимо семьи Морозовых, хотя Людмила Витальевна и была в этом спектакле простым зрителем. Но она была старостой коллектива, а её дочь Лариса была создателем танцевальных эпизодов в спектакле. И снова, тот самый «хулиган», которого 3 года назад учителя выводили из зала за неподобающее зрителю поведение, Эдик Пугин. Ну не ошиблась природа, когда запланировала в Эдуарде характер не пассивного зрителя, за что выгоняли его не только со спектаклей, но и с уроков в школе 20, а активного творца. За что и стал он люб и желаем не только в ПТУ-10 и цирковом коллективе ДК им.Ленина, но и в театральном коллективе клуба строителей.

Ликаста, молодого человека. влюблённого в Доримену, играли тоже ученики школы № 20: Сергей Шишов и Володя Никитин. С Володей, после участия в этом спектакле, я потерял связь, а Серёжа, уже в должности руководителя фирмы, недавно нашёл меня в соц. сетях. Над сооружением декораций трудились Юрий Кондрашов с бригадой, а расписал их Степан Васильевич Гордеев. Эти декорации будут потом долго служить не только клубным мероприятиям, но не один год их будут эксплуатировать и работники ЦВР.

Moler4.19 13Moler4.19 14

ФОТО: Окончание любой войны на сцене завершается выходом на поклон. А этот спектакль завершился и общей фотографией.

Маски, которые клеили Елена Кошелева с Наташей Зворыкиной, тоже доживут до XXI века. Костюмы, из списанных в ЖКО треста «Муромстрой» занавесок, шили: Игорь Гладков, Надежда Морозова, Людмила Морозова, Зоя Самарская, Елена Дементьева, Наталья Зворыкина, Татьяна Михеева. Изображали цыганок и танцевали в масках: Оля Марова, Зоя Самарская, Елена Милинчук, Елена Дементьева, Елена Кошелева, Светлана Волкова, Светлана Хижина и Наталья Зворыкина. Гримировала всю ораву Наташа Зубова. Музыкой К.Сен-Санса управляли Андрей Горелов, Паша Ширякин, Саша Басюк.

Вроде бы, никого не забыл. Но будет несправедливо, если я не отмечу фотографов этого спектакля, благодаря которым исполнители всех ролей попали в альбом. Это Юра и Таня Михеевы. И это будет второй спектакль, который чуть ли не покадрово останется на фотографиях. Первым был в 1982 году «Беда от нежного сердца», над которым потрудился Володя Бондарев. Позднее, благодаря Володе, сохранятся в видеозаписях ряд спектаклей ЦВР.

Даля Урнявичюте «Папашины игрушки». Премьера 21 января 1987 года.

Перевод с литовского В.Чепайтиса.

2 IMG 2136letniy-teatr2 poyushhie-kommunistyi

ФОТО: М.А.Савицкий: Галгофа ХХ века. Поющие коммунисты.

3 letniy-teatr3 9f30b 7d57da24 xl

ФОТО: М.А.Савицкий: Летний театр. Танец с факелами.

4 CjpEms-WsAAa0Me4 154bec 215b444c XXXL

ФОТО: М.А.Савицкий: Партизанская мадонна. Мадонна Биркенау.

Снова спектакль о войне. А вернее, воспоминания о её последствиях, навеянные картиной художника, который не был участником этих событий. И это уже не просто урок, как «Варшавский набат», в котором мы рассказывали о подвиге человека, который не мог предать детей, а пошёл с ними в газовую камеру. Это был спектакль – размышление о нашем месте в этом мире. Любовь - единственное, на что стоит тратить жизнь! Для меня это аксиома. Одни любят природу, другие что-то покрепче чая на фоне природы. Третьи ведут борьбу с пострадавшими от стай бесхозных собак за любовь к этим собачкам. Четвёртые, пятые… десятые бросаются защищать детей от гнёта родителей и приглашают к изучению удовольствий от игры со своим телом.

Я не противник любви к братьям младшим, если её хватает и на детей со стариками. Но в реальной жизни многие вместо детей заводят собачек. И вечные темы: любовь и ненависть, жизнь и смерть, которые привлекали людей до нас, были интересны нам, и хочется надеяться, что не будут давать покоя и нашим потомкам, теряются в зарослях разнообразных сообществ. Для людей, кто плывёт по течению и совершенно не задумывается даже о будущем кровных наследников, кому совершенно безразлично: что наступать - бежать, что отступать – бежать, тому легче любить собачек с природой, чем заниматься рождением и воспитанием детей. А так как основная часть «Контакта» состояла из подростков, то и вопросы нравственности ставились в коллективе во главу угла.

ПАПАША – Иван Костин.
uamDQABODJwБывший эсесовский палач одного из концлагерей за границу не сбежал, а вернулся в свой дом. И выбрал искуплением за содеянное жизнь под одной крышей со своими жертвами, занявшись артельным изготовлением кукол для детей. Родители Ане (Онуте) успели до автоматной очереди Папаши отшвырнуть малышку от ямы. Внуков пани Хели Папаша расстрелял на её глазах, когда она пыталась протянуть им сквозь колючую проволоку буханку хлеба. Гвидас попал под расстрел, но выжил, потеряв речь, и Папаша вытащил его из кучи трупов. От эмоционального потрясения все собранные Папашей жертвы потеряли память.

Так написала автор. Но о чём будут разговаривать со зрителями артисты, знающие про войну из учебника и кинофильмов? И начинаем поиски созвучия своих знаний с материалом пьесы. Как рождаются фашисты? Ну не из утробы же матери появляются живодёры, которые легко уничтожают себе подобных или, уже в XXI веке, в наказание «поджаривают» на «Вечном огне» ровесника... Если звери уничтожают зверей ради пропитания, то ради чего человек убивает человека?

Дай крепкому парню, с соответствующей психологической обработкой, в руки автомат и скажи, что ему всё можно. И тогда этот зверь будет «косить» всё живое ради удовольствия или за деньги. Этого эффекта германское руководство достигло к началу второй мировой войны. И мальчики из гитлерюгенд встали в передовые колонны эсэсовцев. Эти милые создания, любящие родителей с детьми и любимые родными, до такой степени «заигрались» в войну, что в Нюрнберге их фотографии и видеозаписи на фоне жертв, стали документальным подтверждением их злодеяний против человечества. И чем современные дети из лагеря «Азовец» отличаются от детей из «Гитлерюгенд»? Их тоже учат стрелять по живым мишеням.

Но как обо всём этом рассказать в спектакле? Словами? Но слова зритель помнит ровно четыре секунды, а для подростков это вообще игра в войну, а не реальные события. Нахожу сборник гравюр Стасиса Красаускаса «Вечно живые» и это будет первое учебное пособие, которое заденет за живое моих артистов. Картинки впечатляют глубже и запоминаются дольше.

Pap.igrScreenshot 10Pap.igrScreenshot 11

ФОТО: Красаускас Стасис: Из серии "Борьба". Из серии "Жизнь".

Начинаем обсуждать форму воплощения. С мысли о величии и ничтожности человека перед обстоятельствами, мы решили прибегнуть к эффекту обратной перспективы. На первом плане размещаются маленькие вещи, на фоне которых человек должен выглядеть великаном, а на заднем плане - куклы с автоматами на всю высоту киноэкрана, рядом с которыми актёры должны были выглядеть лилипутами. Если бы был на сцене круг с штанкетами, поднимающими декорации на всю высоту, то на этом варианте, возможно, и остановились бы. Но у нас только 7 метров зеркала сцены, 4 метра глубины с наглухо вмонтированным киноэкраном вместо задника, и полное отсутствие подъёмных механизмов. Место действия, вроде бы, и одно – дом Папаши, но в воображении художника Кристаса с обитателями дома возникают разные эпизоды злодеяний Папаши. На помощь пришли киноэкран, диапроектор и слайды с картин белорусского художника Михаила Андреевича Савицкого (18.02.1921- 8.11.2010).

Попав в 20 лет на фронт, Савицкий участвовал в боях за Севастополь. Почти в самом начале войны попал в плен. Находился в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. 29 апреля 1945 года был освобождён из концлагеря Дахау американскими войсками. Выживший в аду концлагерей, напишет серию картин, которые я назову «Одой Человеку», «Иконой подвигу Людей» на фоне беснующих и экипированных зверей с автоматами и собаками. Они и послужили нам фоном с нужной эмоциональной окраской. Слайды с картин проецировались на всю высоту экрана, что позволило достичь нужного эффекта. На авансцене актёры выглядели большими, а приближаясь к экрану с огромными изображениями «уменьшались в разы».

Сила эмоционального воздействия на зрителей всех компонентов спектакля: музыки Евгения Дога, слайдов и игры актёров, прошла проверку временем. Об этом я узнаю не только от реакции зрителей в зале в дни представлений, но и от одного из зрителей, который «отловил» меня в толпе народа через два года после последнего представления, чтобы поделиться своими впечатлениями. А два года немалый срок для угасания эмоций.

САША КОНДАКОВ - исполнял роль Режиссёра.
Если актёры на сцене работали без микрофона, то общение Саши с актёрами на сцене, так как он сидел в зале спиной к зрителям, происходило только через микрофон. И каждое его прикосновение к включённому микрофону завершалось электрическим разрядом. Если кто-то в этот миг прикасался к Саше, то тоже получал удар током. За способность «собирать» и «раздавать» электрические разряды Саша получил кличку «электрического мальчика».
Это был первый и единственный спектакль, в котором он участвовал. Последняя информация от него была, когда он работал дознавателем в ОГПС.

Pap.igr.IMG 2172Pap.igr.IMG 2317

ФОТО: Из "М.Р" о работе дознавателя А.Кондакова. Фантазии Саши во время репетиций в "Контакте".

ОЛЕГ НЕЧАЕВ - Кристас.
Кристас, пока ещё не жертва Папаши, а просто художник, влюблённый в самую юную обитательницу дома - Ане. Онуте. И как истинный художник, увидел в каждом обитателе их мысли, чаяния и перенёс это на полотно. Благодаря этой картине, у обитателей дома начали восстанавливаться в памяти эпизоды их встречи с Папашей убийцей. Кристас, считая Ане дочерью Папаши, уходит от любимой с ненавистью «к логову фальшивой доброты, запятнанного кровью и ложью».

Pap.igr.4.19 3Pap.igr.4.19 4

ФОТО: Художнику Кристасу позируют Пауле - Н.Зубова и Мета - В.Самарина.

ВЕРА САМАРИНА - Мета.
Незамужняя девушка, мечтающая о муже с кучей ребятишек, оставляет незапланированного ребёнка в случайно подвернувшемся доме. После рождения сына Димы Вера увидела эту роль в другом ракурсе. А в момент рождения сцены прощания с ребёнком, у Веры ничего, кроме приступов смеха при прощании с куклой в кроватке, не вызывало. Все мои подсказки воспринимались в штыки, и мне пришлось развернуть её спиной к зрителям... И какая разница зрителю как рождалась сцена, если он видит актрису, склонившуюся над кроваткой. Видит её плечи, которые вздрагивают, словно от безудержного рыдания. Слышит душераздирающие звуки скрипок из вальса Дога к кинофильму "Мой ласковый и нежный зверь»…

В зале гробовая тишина. На глазах наиболее эмоциональных зрителей слёзы... Когда актёр видит такую реакцию, то и сам проникается атмосферой зала, а чтобы не разреветься, берёт волю в кулак и доводить сцену до финала без слёз. Вера это сделала блестяще. Ибо ещё с Феи Мелюзины, когда закусывала губы от обиды, начала усваивать правило, что плачущий актёр на сцене вызывает раздражение. А зритель приходит в театр за адреналином. Сопереживает герою-борцу. И проникается уважением только к игре тех актёров, в которых видит силу в преодолении каких-то препятствий, а не к тем, которые «нюни» распускают.

Pap.igr.4.19 5Pap.igr.4.19 6

ФОТО: Папаша - И.Костин уговаривает Мету - В Самарина не бросать ребёнка. Кристас - О.Нечаев признаётся в симпатии Ане - Е.Сидорина.

АЛЕКСЕЙ ЛАВРОВ – Гвидас.
Такой же эффект получился у Лёши, когда его герой, потерявший дар речи, 5 минут держит зрителя в напряжении, собирая на полу обрывки портрета любимой Меты. Мета только что на его глазах разорвала нарисованный Кристасом свой портрет на мелкие кусочки. Даже когда на одном из спектаклей на четвёртой минуте «заело» плёнку в магнитофоне, то Леша не запаниковал, а продолжал собирать клочки бумаги. Потом с этой «мозаикой», не спеша поднялся с пола, и медленно ушёл за кулисы. Зал безмолствовал!

Алексей для немого Гвидаса нашёл выразительный пластический ход общения с обитателями дома. Природная искренность и наив Алексея с «мычанием» и беспокойными глазами, подкупали не только партнёров, но и зрителей. Поэтому, когда Лёша попросил разрешить ему произнести монолог, который автор написала для Гвидаса в момент возвращения речи, то у меня рука не поднялась выполнить его просьбу. Уж больно сильно разнились речь финального монолога и динамика действий Гвидаса, которую Лёша нашёл во время репетиций. Динамика Лёшиных жестов в обвинении Папаши около «трупа» пани Хели была намного убедительнее слов. Слова могли бы только разрушить впечатление, которое Лёша создавал около двух часов, пока шёл спектакль.

Pap.igr.4.19 7Pap.igr.4.19 8

ФОТО: Гвидас - А.Лавров поддался на провокацию Меты. Пани Хели - Л.Морозова узнала на картине убийцу внуков.

ЛЮДМИЛА МОРОЗОВА – пани Хели.
Самая, пожалуй, сложная роль в пьесе. Если все герои – люди с нормальной психикой, но с амнезией – временной потерей памяти конкретного эпизода жизни, то пани Хели, когда на её глазах расстреляли внуков, лишилась и рассудка. Образ буханки хлеба, которую она несла внукам, преследовал её до самой смерти. Людмила Витальевна не играла сумасшедшую, а просто внимательно наблюдала за всем происходящим вокруг неё и в зависимости от ситуации, радовалась или огорчалась как ребёнок.

Потом вспоминала, как на одном из спектаклей во время выноса «покойной» со сцены, её за кулисами уронили. И, якобы, по этому поводу за кулисами было бурное беззвучное веселье. В этот момент на сцене начиналось выяснение отношений Ане с Папашей. Но я не помню ни одного случая, чтобы зрительный зал отвлекался на что-то другое во время во время оправдательного монолога Папаши перед Ане.

Pap.igr.4.19 1Pap.igr.4.19 2

ФОТО: Сцена из спектакля. Ане с Кристасом успокаивают пани Хели.

ЕЛЕНА СИДОРИНА – Ане.
Лена заплетала шикарные длинные волосы в косу. И мне хотелось в сценах с Кристасом, чтобы её волосы развевались как шёлк на ветру. Чтобы ощущение радости от встречи влюбленных находило отражение не только в словах и взглядах, но и в деталях, видимых на последнем ряду зрительного зала. Не получилось. Силы бытового вентилятора не хватило даже на то, чтобы оторвать волосы Елены от плеч. Поэтому и в сцене объяснения возлюбленных Ане с Кристасом, и в сцене провокации Метой Гвидаса (у Веры тоже была шикарная коса), пришлось девочек класть на руки мальчиков, чтобы достичь хоть какого-то эффекта «развевающихся на ветру» волос.

Pap.igr.4.19 9Pap.igr.4.19 10

ФОТО: Папаша делает попытку оправдать себя в глазах жертв.

НАТАЛЬЯ ЗУБОВА – Пауле.
Если у всех героев эмоции, рано или поздно, «выплёскивались через край», то для Пауле я не нашёл такого эпизода. Присматривается, прислушивается, изредка делает замечания или о чём-то докладывает Папаше. Одним словом – надсматривает за хозяйством и его обитателями. Ни единого намёка на то, что и она одна из жертв Папаши. Не равнодушна к Гвидасу, но даже в момент провокации Меты, уходит от выяснения отношений. Не устраивает и сцены обвинения после просмотра готовой картины, как это делают остальные герои. И из дома исчезает с оставленным Метой сыном тихо, без рекламы… Кто она? Соучастница Папаши? А может дальняя родственница? Этот секрет остался не раскрытым.

ДИМА ЗЕМЦОВ с САШЕЙ РОЗНОВЫМ.
Уж если не 75, то не менее 50% успеха в подготовке и показе спектакля зрителям легло на их плечи. Это их терпеливое молчание на протяжении огромного количества репетиционных часов дало возможность актёрам «рожать» роли. Это их фантазия, не без помощи Лёши Лаврова, Олега Нечаева и Юрия Кондрашова, создала домашне-площадную обстановку: музыкой, слайдами, намёками на декорацию, вовлечением в процесс подготовки всех участников. Без домашней обстановки нельзя чайком с перекусами побаловаться, а без площадной - нельзя до людей достучаться с криком о помощи. Нельзя обойти стороной и ватагу будущих исполнителей героев сказки «Волк и семеро козлят»: Стас Горчаков, Валера Смирнов, Елена Милинчук, Марина Морозова и т.д., живших в коллективе по принципу: «ни одного тунеядца в зрительном зале». Каждому находилось дело под силу и при подготовке «Папашиных игрушек».

Pap.igr.4.19 11Pap.igr.4.19 12

ФОТО: Дима с Сашей за работой. Артисты после спектакля. А на верхней фотографии участники "Контакта" собрались на спектакль "Контраста"

Случайное совпадение. 22 января днём играем второе представление спектакля про войну для своих зрителей в клубе строителей, а вечером идём в ДК 1100-летия на спектакль «Контраста» по рассказам В.Быкова «Наедине со всеми».

Продолжение следует

Фото из архива автора и открытых источников.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 221 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi