• Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 14. «Контакт» как наркотик…

    «Когда я, четырнадцатилетней девочкой, пришла записываться с Людой Донцовой в драмкружок, и грозный дядька в очках Люду принял, а меня - нет, ну никак не думала , что опять столкнусь с ним через 14 лет и он подарит мне вторую творческую жизнь... В виде музыкальных спектаклей «Страусенок Роки» и «Козленок Рудуду»... Я взрослая женщина, радовалась как ребенок... с великим удовольствием выходила на сцену под его руководством, пока работала в ЦВР. И когда распрощалась с ЦВР, не могла отказывать себе в удовольствии, откликаться на все его просьбы».
    Елена Антоневич.

    Прокомментируй первым! Прочитано 548 раз Подробнее ...
  • BaranovskieSitziМузей приглашает на выставку «Барановские ситцы»

    ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей» приглашает с 19 октября по 19 ноября 2018 года в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) на выставку и мастер-классы музея-заповедника Александровская слобода «Барановские ситцы». Среди разнообразных коллекций музея-заповедника Александровская слобода достойное место занимает богатая коллекция на-бивных тканей XIX-XX веков. Цены на экскурсионное обслуживание и мастер классы смотрите на афише.

    Прокомментируй первым! Прочитано 104 раз Подробнее ...
  • Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 15. О первых дебютах «Контакта»

    В клуб строителей меня приняли на полную ставку, но с условием, что буду решать вопросы с организацией и проведением всех культмассовых мероприятий. В общем, выполнять работу художественного руководителя. Но, в отличие от заводов, трест «Муромстрой» тратить средства на самодеятельность не желал. И причина, на мой взгляд, не столько в отсутствии свободных средств, а в слишком частой смене руководства. До передачи здания клуба на баланс Управления образования, в тресте сменилось: 3 секретаря ВЛКСМ, 3 секретаря парткома, а управляющих, не то, что имена, даже лиц не успевал запоминать.

    Прокомментируй первым! Прочитано 312 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Четверг, 04 Октябрь 2018 16:07

Самодеятельный театр. Часть 4. Глава 26. «Контакт». МГИК. Поличинецкий Ю.Г.

Оцените материал
(13 голосов)

Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 26. «Контакт». МГИК. Поличинецкий Ю.Г.

«Спектакль должен быть таким, чтобы некоторые зрители выходили из зала с перекошенными рожами». Такой ответ мы получили на встрече с М.Ф.Шатровым в 1978 году, когда обсуждали выбранные в работу отрывки из его пьес. Особое внимание он заострил на «Гамбургском счёте» - двойной бухгалтерии, которая присуща многим героям его пьес. Прошло 40 лет. Шатровские герои из местных чиновников и руководителей предприятий доросли до государственных деятелей, и приступили к решению уже мировой проблемы: «Как продавать свои услуги по спасению России, если она перестанет верить, что тонет?»

Вступительные экзамены, быт, лекции Журова, «Олимпиада 80»

Pervyj kurs 0К очередным вступительным экзаменам у меня уже был опыт участия в конкурсах. И в приёмную комиссия, как ветеран абитуриентов МГИК, подал документы работника клуба, а не лимитчика ММЗ «Красный Октябрь». Знакомство с педагогами МГИК Буткевичем М.М. и Калашниковой Г.А., да и репертуар многочисленных выступлений на московских площадках помогали избавляться от излишнего волнения. Михаил Михайлович, по приглашению своего выпускника Ласточкина В.Н., присутствовал почти на всех наших премьерах и на всех сдачах дипломных работ своими выпускниками в ДК «Красный Октябрь». А я, не только катался из Дедовска в ДК ЗиЛ на спектакли Калашниковой Г.А., но и делал одну попытку поступления на её курс в МГИК.

Петрову Л.М. с Поличинецким Ю.Г. впервые увидел только в 1976 году, на третьей попытке сдачи экзаменов. Распределение ролей в постановочном плане пьесы «Любовь Яровая», благодаря трёхлетнему пребыванию в Москве, сделал из ведущих актёров, которых видел на столичных сценах. Встречи с ведущими режиссёрами и драматургами тоже пригодились при собеседовании. А за эскизы профессионального художника Дёминской Луизы Яновны, которая оформляла все спектакли театра-студии «Поиск» в ДК «Красный Октябрь», Юрий Георгиевич выдал заключение, что абитуриент серьёзно подготовился для поступления в ВУЗ. Оставалось только на общеобразовательных экзаменах не завалиться. Не провалился, и попал в список студентов.

0Eskizi IMG 23881Eskizi IMG 2381

2Eskizi IMG 18973Eskizi IMG 2382

ФОТО: Первый курс. Эскизы Л.Я.Дёминской к пьесе К.Тренёва "Любовь Яровая"

Если с Володей Ильиным встретился уже на установочной сессии, то с Наташей Шутовой, Ирой Римской, Наташей Щербининой мы сдавали экзамены в одном потоке. На время вступительных экзаменов двух девочек и семь мальчиков приютили в студенческом городке на Соколе студенты МАТИ, на втором курсе которого учился мой младший брат Коля. Четыре гостеприимных хозяина освободили комнату для абитуриентов МГИК, найдя приют в комнатах своих однокурсников. 2 девочки и 4 мужика, как баре, спали на койках, для девятого тела на ночь укладывали входную дверь на стол со спинками стульев. Не помню, из какой группы был Миша, да и прошёл ли он по конкурсу, но ему единственному пришлось скрываться от вахтёрши, которой показался подозрительным студент с усами. В тот вечер Миша смог убежать от вахтёрши, но и усы сбрил. Больше на вахте его не задерживали.

На установочную сессию часть студентов нашли приют на Левобережной. На летнюю сессию Жанна Сергашова нашла приют мне с Володей Барсегяном и Ларисе Раковой с Ирой Римской в Ховрино у бабы Кати. Потом Володя Ильин договорился со своей хозяйкой бабой Маней на ул. Невского, 3 (сейчас ул.Нахимова) приютить и меня. Так, до выпуска из МГИК, мы и делили пространство двухкомнатной хрущёвки с бабой Маней, её дочерью Валей, внуком Андреем и болонкой Жулькой, которая будила своим лаем, пожалуй, весь дом, когда мы ближе к полуночи возвращались с занятий по режиссуре. В соседнем доме, в такой же квартире, ютились семь наших однокурсников. А ознакомительную установочную сессию, на которой Анатолий Чепелев с Володей Ильиным развернули деятельность под знаменем ильинизма-чепелизма, тогда же ввели и «тульский метод» для работы над этюдами с отрывками, завершали в опустевшем, но ещё не снесённом доме, в котором проживали Поличинецкие до переезда на Флотскую. С панцирными койками вместо лавок и телевизором КВН.

Pervyj kurs 3Pervyj kurs 4

ФОТО: Этюды 1 курса. 2-й курс с рассказами В.Шукшина.

Pervyj kurs 1Pervyj kurs 2

ФОТО: В этюдах И.Костин с Н.Шутовой. Б.Асланов с В.Соловьёвой и В.Калининым.

И был это месяц сентябрь, когда рождение Алеси Раковой только ожидалось. А на рабочую сессию в апреле - мае 1976 года, Лариса приехала, оставив четырёхмесячную Алесю на руках мамы в Черноголовке. И начнётся незабываемое время экзаменов, этюдов, «хвостов» перед сессиями. Катя Уткина с Толей Чепелевым исчезли после первого курса. Галя Лагодинская с Таней Морозовой и ещё некоторыми «новичками» со старших курсов появились на последнем курсе. Занятия по режиссуре проходили в Москве. Одну сессию занимались у Бориса Асланова за театром кукол Образцова в ДК «Красный пролетарий» на Делегатской, 7. Летом 1978 года встречались с Шатровым М.Ф. в ДК бывшего станкостроительного завода на ул. Серго Орджоникидзе, 11 у Нины Князевой. Зарубежную классику, со своеобразной сдачей зарубежной литературы у Кардо-Сысоевой, и дипломный спектакль «Большевики» готовились в ДК «Новатор» (Кедрова, 5а), в котором Юрий Георгиевич с 1960 по 1963 и с 1967 по 1972 год работал с самодеятельным театром строителей.

Проект клуба строителей в Муроме, печатников на Делегатской, 7 и строителей на Кедрова 5а в Москве, оказались близнецами-братьями. Но, если клуб строителей в декабре 1990 года передали Управлению образования под ЦВР, то «Новатор» в 1994 году стал банком «Славия», а завод Орджоникидзе, в здании заводоуправления которого находились Дом культуры и столовая, в 2003 году стал торговым центром. ДК «Красный пролетарий» тоже нахожу в списке зданий Москвы, выставленных на торги. И с этими зданиями связаны воспоминания о годах нашего студенчества. Полсессии с утра постигали азы разнообразных наук на Левобережной, а после обеда никаких развлечений, кроме режиссуры. Вторую половину сессии занимались только режиссурой, отрываясь на обеды и сон.

DK i klub 1DK i klub 2

ФОТО: Московский ЗиО стал торговым центром.

DK i klub 3DK i klub 4

ФОТО: В Москве ДК "Новатор" стал банком "Славия", а ДК "Красный пролетарий" выставлен на торги.

DK i klub 5DK i klub 6

ФОТО: И только в Муроме клуб строителей отдан детям под Центр Внешкольной Работы.

Цены обедов в столовых и кафе, с дефицитом в магазинах колбасы по 2-20 на ужин по 200 грамм в одни руки, делились «ДО» и «ПОСЛЕ» «Олимпиады-80». С Делегатской на Садовое кольцо и в столовую «ЗиО» ходили всей группой. Из «Новатора» до «Олимпиады-80» разбредались по скользящему графику в ближайшие кафе, оставляя занятых в сценах большевиков на «растерзание» Людмилы Михайловны с Юрием Георгиевичем. После «Олимпиады» дефицит продуктов в магазинах исчез, но цены остались олимпийские. Ближайшие точки общепита стали национальными кухнями, с ценами не для студентов. Москвичи нашли столовую в общежитии аспирантов на улице Дмитрия Ульянова, и опять наступил период групповых поездок на обед.

Экзамены с лекциями по общеобразовательным предметам проходили на Левобережной, а первую пару по Марксистско-ленинской эстетике Журов читал в Химках, в ДК Родина. Поэтому мы с Володей иногда ленились лишний раз ходить на электричку, чтобы через два часа опять возвращаться назад. Если бы знать, что он будет принимать экзамен не по учебникам, а по конспектам своих лекций, то и желание бы нашлось, и мне не пришлось бы дважды оставаться на Левобережной для пересдачи. И хотя конспекты лекций после первого провала я старательно у кого-то переписал, но, видимо, невнимательно вникал в их содержание. Вторая пересдача была назначена на период напряжённой работы над отрывками в ДК «Новатор».

Pervyj kurs 5Pervyj kurs 6

ФОТО: Ворота в мае 2014 года и в апреле 2015.

Pervyj kurs 7Pervyj kurs 8

ФОТО: Путь мимо клуба 2015 года к снимку "Титаника" 2014 года.

Pervyj kurs 9Pervyj kurs 10

ФОТО: На этом берегу в знойное время готовились к экзаменам. А на балкон квартиры 2-го этажа, где жили мы с Володей Ильиным, с берёзы белка любила прыгать (1977-1981). На фото 2014 года балкон уже застеклён.

Pervyj kurs 11Pervyj kurs 12

ФОТО: Тропинка на платформу "Левобережная. За спиной столица, а за ж/д мостом справа ДК Родина. 

Pervyj kurs 13Pervyj kurs 14

ФОТО: В 2014 году на 2-м этаже бывшего студенческого общежития была театральная кафедра. В 2015 году кабинет Н.Л.Скорика был уже в домике Высоцкого.

Третий заход оказался благополучным, может быть, потому что Журов перепоручил экзаменовать меня кому-то из коллег с кафедры. А так как от МГИК до «Новатора» путь не близкий, то решил потратить три рубля для проезда через центр столицы на такси. Но 20 марта 1977 года Индира Ганди проиграла выборы и летом Москва встречала с визитом её оппонента, будущего премьер-министра Индии Манмохана Сингха. Садовое кольцо для проезда через центр перекрыто. Счётчик такси, в попытках найти проезд, накрутил уже десять рублей. Таксист довёз меня до какой-то кольцевой станции и отправил в метро. А однокурсники порекомендовали перед следующими пересдачами внимательнее читать газеты.

Поличинецкий Юрий Георгиевич (5.01.1909 – 13.11.1981)

DK i klub IMG 1848«Ради жизни на земле» - так назывался концерт спектакль, подготовленный Ю.Г.Поличинецким в ДК им. Горбунова к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. И этот лозунг Юрий Георгиевич внедрял в наши души все пять лет учёбы. Настоящую ценность Человека начинаешь осознавать после его ухода из жизни. Выводить учеников из трясины, не уклоняться от ударов чужих заблуждений, в этом Юрий Георгиевич был лучшим наглядным пособием. Доброта, нежность, боль, любовь, гнев – все эти качества проявлялись и в моменты наших встреч. И его негодование было обосновано. Необъективность в его поступках я видел только в отношениях с внучкой Сонечкой, в которой он души не чаял. И эта «необъективность» настигнет позднее и меня. Но тогда, когда я после занятий провожал его на Флотскую и ночевал с ним, потому что Бронислава Соломоновна с дочерью Ирой и внучкой Соней были на даче, мне так не казалось.

За пять лет встреч с нами он несколько раз попадал в больницы. Ждали исхода, когда он в очередной раз попадал туда, и радовались каждому новому его возвращению. Не берегли, а эксплуатировали, даже откровенно издевались, когда он в очередной раз сбегал из больницы на занятия с нами. Но сплочённость и работоспособность группы на пределе возможного рождалась в тандеме практика Юрия Георгиевича и теоретика Людмилы Михайловны. Нас он успел выпустить в мае 1981 года, младшенькому курсу меньше повезло. После ухода Юрия Георгиевича на помощь Людмиле Михайловне приняли нашего однокурсника Лёню Раскина.

На проводы 15 ноября 1981 года пришёл Иосиф Ефимович Хейфиц. Говорил мало, но эмоционально. Вячеслав Захарович Дуликов совмещал два лица – проректора и выпускника Юрия Георгиевича. Георгия (Юрия) Николаевича Мальковского Юрий Георгиевич «сосватал» в МГИК. Шпаков Анатолий Петрович преподавал у нас технику сцены. Ветераны кафедры: гримёр Анна Петровна, костюмер Лина Семёновна, лаборант кафедры Антонина Николаевна Захарова, педагог по сцен. речи Людмила Степановна Новикова тоже о чём-то говорили. Спасибо зав. кафедры Каширину Михаилу Ивановичу, что говорил мало. С нашего курса приехали: Света Мурзина из Старого Оскола; Наташа Коледина из Харькова; Володя Калинин из Черновиц; Володя Барсегян из Таллина; Юзек Добкевич из Красславы; Володя Ильин из Венёва; я из Мурома. И жители Москвы с ближним Подмосковьем подъехали: Валя Соловьёва, Наташа Щербинина, Эля Парамонова, Таня Волкова, Нина Князева, Галя Лагодинская, Коля Фокин, Витя Суриков, Боря Хусаинов, Володя Егоров, Лёня Раскин. С других курсов, кроме Жени Гусева с Володей Семёновым, не помню ни фамилий, ни имён.

Строки биографии из воспоминаний Л.М.Петровой и с сайта ГИТИС

В 1919 году петлюровская банда устроила погром в селении, где жила семья Поличинецких, и на глазах Юры убили родителей, сестру, других родных. Десятилетнему мальчику пришлось бродяжничать, беспризорничать, пока в 1923 году он не оказался в детском доме в Самаре. Там получил образование, рабочую специальность столяра и стал работать на одной из самарских фабрик. Но однажды он оказался на спектакле, в котором играл приехавший в 1931 году из Ленинграда и возглавивший Самарский краевой драматический театр, молодой актер, сын писателя Константина Симонова, Николай Симонов. Будущий Петр-I, в кинофильме режиссёра Владимира Петрова «Пётр Первый» (1937), кардинала Монтанелли в кинофильме режиссёра Александра Файнциммера «Овод» (1955) и др...

В память Юрия Георгиевича врезался эпизод, как погибал герой Симонова, и его потянуло в театр. А так как это были годы бурного расцвета агиттеатров, то в одном из таких коллективов Самары, «Красной рубахе», затем «Синей блузе», он и стал заниматься. Руководителем коллектива был Михаил Барсуков, не имевший специального образования, но безраздельно преданный искусству. Он не был знаком ни с системой Станиславского, ни с его этическим учением, а просто был старше, умнее, опытнее, непререкаемым авторитетом для участников коллектива. Сумел заложить глубокое понимание коллективного творчества. И это привело Юрия Георгиевича сначала в техникум по подготовке руководителей театральной самодеятельности, а затем - в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского.

Karas BorziВ списках выпускников ГИТИСа ищу знакомые имена. В 1938 году, из 21 выпускника режиссёрского факультета, нахожу Поличинецкого Юрия Георгиевича и будущего главного режиссёра Большого театра Покровского Бориса Александровича. Один был моим учителем, спектакли другого видел в Большом театре. Поступавший в 1933 году с Юрием Георгиевичем Товстоногов Георгий Александрович обозначен в списках выпускников 1939 года. Там же вижу и организатора самодеятельного театра в ДК ЗиЛ Штейна Сергея Львовича. Книги одного были программными в процессе обучения, а на спектакли другого в ДК ЗиЛ я с удовольствием ездил из Дедовска. В ДК ЗиЛ впервые встретился и с Калашниковой Галиной Алексеевной. Гончарова Андрея Александровича нахожу в списке выпускников 1941 года. Юрий Георгиевич организовал нашему курсу встречу и с ним. Посмотрели прогон «Возвращение неизвестных» («Борцы») Стратиса Караса. И этот просмотр, как и «Власть тьмы» с Ильинским в 1966 году, был шоком для меня. Особенно финал, когда в доме с семейными разборками матери с дочерью появляются боевики с оружием. Вывод? Как хрупок и беззащитен мир, в котором даже стены собственного дома не спасают от террористов.

В чём отличие «Борцов» Караса от реальности 30-х годов в России?

1 shtein2 pv 685068

ФОТО: Э.Кочергин. Макет к пьесе Караса "Борцы". Выпускники ГИТИС С.Л.Штейн и М.М.Буткевич.

3 77-Tovstonogov4 Lebedev E.A.

ФОТО: Выпускники ГИТИС Г.А.Товстоногов на репетиции с К.Лавровым и Е.А.Лебедев в роли Холстомера (Спектакль "История лошади")

5 Pokrovskij6 Gonzarov

ФОТО: Покровский Б.А и Гончаров А.А. на рептиции.

Евгений Алексеевич Лебедев поступил в 1933 году на параллельный актёрский курс театрального техникума им. Луначарского. И жил в одном общежитии с Г.А.Товстоноговым, но пересекаться им не пришлось. С реорганизацией техникума в ВУЗ ГИТИС Е.А.Лебедева туда не перевели, и будет работа на шоколадной фабрике, ночлеги на улице, долговечные женские чулки вместо носков и занятия в студии театра Красной армии… Но все злоключения Евгений Алексеевич детально опишет в книге «Испытание памятью». Там же есть подробности и о встрече с будущим главрежем БДТ и будущим родственником в Тбилисском театре, и дневник о работе над ролью Бессеменова в спектакле «Мещане». Но больше всего меня впечатлил рассказ о работе над ролью Холстомера. В обеих ролях я видел его во время гастролей в театре Моссовета.

«…Я ничего такого не делал, чтобы выжать из ваших глаз слёзы. Мне хотелось, чтобы вы вместе со мной постигали непостижимое: как человек человеку приносит столько зла? Это Толстой говорит. А я со сцены через слова автора заставляю вас вслушаться в несправедливость, что в каждом из нас живёт по отношению к ближнему. В каждом! Я в эту мысль автора вкладываю своё чувство, не театральное, а человеческое. И для того, чтобы страсти были истинные, нужно, во-первых, задуматься над тем, что заставило автора высказать эти мысли. Я должен понять, в какой тайник человеческого бытия мне надлежит проникнуть, чтобы каждый задумался, что он не скотина, а человек».

И здесь мне хочется остановиться не на величии его таланта, не на интеллекте людей, которых судьба свела в одно время в одном месте, а на схожести их судеб. И у Буткевича Михаила Михайловича, и у Лебедева Евгения Алексеевича родителей расстреляли. Если Георгия Александровича Товстоногова, как сына «врага народа», отчислили с 4-го курса, и только случайно брошенные слова И.В.Сталина: «Сын за отца не отвечает», решили его судьбу и восстановили в институте, который он с блеском окончил, то Евгению Алексеевичу Лебедеву, сыну священника, отца которого репрессировали в 1937 году, пришлось скрывать своё происхождение даже в момент, когда они с сестрой остались круглыми сиротами.

В 1927 году родители решили отправить его к родителям матери в Самару. Здесь Евгений окончил ФЗУ со специальностью слесаря-лекальщика, впервые стал посещать театральный кружок, скрывая свое происхождение. В 1932 году его приняли в Самарский ТРАМ, а вскоре органы узнали, что в театре работает сын «врага народа». Друзья и товарищи мгновенно отвернулись от Лебедева: «У нас в театре работает поповский сын. Это в ТРАМе-то! ЧП!».
«Я стою в репетиционном зале, вокруг меня мои бывшие товарищи. Теперь я им не товарищ, а злостный враг. Меня пригвоздили к позорному столбу. Кричали, ярлыки всякие клеили. Заявляли, что таким, как я, не место в театре, и не только в театре, но и в обществе... Я стоял и плакал, мне было шестнадцать лет…»

Чтобы избежать трудового лагеря, Евгению пришлось сбежать в Москву, с расчетом затеряться в огромном городе. С родителями приходилось встречаться тайно. По совету отца он выдавал себя за круглого сироту, родители которого, якобы, умерли от голода в 1921 году. В 1937-м расстреляли отца, через год расстреляли и мать, Евгений действительно стал круглым сиротой с малолетней сестрой Ниной на руках, которую ему пришлось отдать в детский дом, сказав при этом, что он нашел ее на улице. Через много лет он разыскал сестру, но рану, которую получил в детстве, так и не смог полностью излечить до конца жизни. Евгений Алексеевич умер 9 июня 1997 года в возрасте 80 лет. Но обстоятельств ареста, суда и гибели отца с матерью так и не узнал.

Детдомовец Юрий Георгиевич Поличинецкий в 1938 году окончил ГИТИС и получил направление в Минск. А преподавали на курсе: A.M. Лобанов, Н.П. Хмелев, А.Д. Попов. На практику студенты попадали к В.Э.Мейерхольду, А.Я.Таирову, В.И.Немировичу-Данченко, С.М. Михоэлсу... В Белоруссии, в Минском ТРАМе и в Барановичах, успел поставить с 1938 по 1941 год: «Как закалялась сталь» по Н. Островскому, «Аристократы» Н.Погодина, «Наше оружие» А. Крона, «Музыкантскую команду» Д. Дэля и др. А в Москве, в руководимом Ф.Н.Кавериным театре, в 1940 году поставил «Ночь ошибок» О. Голдсмита и совместно с Кавериным «Марию Тюдор» В. Гюго. Успел сдать кандидатский минимум и подготовить диссертацию на тему «Атмосфера и ритм спектакля». Куратором диссертации был Вс.Э. Мейерхольд. Защита назначена на август 1941 года, но 22 июня перечеркнуло все планы. Диссертация, которая находилась в тот момент в Минске, сгорела.

Великая Отечественная война

Командующий 2-й танковой группой группы армий «Центр» Гейнц Вильгельм Гудериан пишет в своем дневнике: «Тщательное наблюдение за русскими убеждало меня в том, что они ничего не подозревают о наших намерениях. Во дворе крепости Бреста, который просматривался с наших наблюдательных пунктов, под звуки оркестра они проводили развод караулов. Береговые укрепления вдоль Западного Буга не были заняты русскими войсками».

Komissar general22 июня 1941 года 485 пограничных застав из 666 подверглись нападению в первый же день войны. Из 13 900 стрелков 326 дивизии, сформированной в Саранске и отправленных на фронт 5 ноября 1941 года, 4 февраля 1942 осталось 4 300 штыков. Из 19 600 пограничников, встретивших гитлеровцев, в первые дни войны погибли более 16 000. В 3:05 группа из 14 немецких бомбардировщиков Ju-88 сбрасывает 28 магнитных мин у Кронштадтского рейда. В 3:30 начальник штаба Западного округа генерал Климовских докладывает о налете вражеской авиации на города Белоруссии: Брест, Гродно, Лиду, Кобрин, Слоним, Барановичи и другие. В 3:33 начальник штаба Киевского округа генерал Пуркаев докладывает о налете авиации на города Украины, в том числе на Киев. В 3:40 командующий Прибалтийским военным округом генерал Кузнецов докладывает о налетах вражеской авиации на Ригу, Шауляй, Вильнюс, Каунас и другие города. В 4:15 гитлеровцы открывают массированный артиллерийский огонь по Брестской крепости. В 12:30 передовые немецкие части врываются в белорусский город Гродно.

Последних фашистов, рвавшихся к Москве по Варшавскому шоссе, на Зайцевой горе уничтожили только 12 августа 1943 года. А 13 августа жители отмечают день освобождение Барятинского района Смоленской (с 1944 года Калужской) области. Там от пули снайпера погиб мой дед и до 2010 года в Центральном Архиве Министерства обороны числился погибшим, но без указания места захоронения. Только в 1955 году стали массово освобождать поля от не разорвавшихся снарядов и собирать останки солдат из одиночных могил в братские, которых сейчас только на территории Барятинского района – 15.

Юрий Георгиевич вернулся живым. Был призван на ускоренные курсы политработников и в 1942 году направлен в действующую армию. Там находил возможность создавать небольшие ансамбли и выступать перед бойцами. А во время затишья в битве за Донбасс он организовал «окопный театр», состоявший из восьми человек, среди которых была и одна женщина - связистка. Этот коллектив подготовил литературно-музыкальную композицию «Жди меня» по стихам К. Симонова и других советских поэтов, смог организовать выступление с ней в частях. На одном из представлений побывал маршал С.К. Тимошенко.

Фронтовые будни старшего лейтенанта Ю.Г. Поличинецкого были отмечены орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», но я ни разу не видел, чтобы он прикреплял награды к пиджаку даже в дни торжеств. 9 мая 1945 года он встретил в Вене. Хотел скорее вернуться к мирной творческой жизни, но был назначен художественным руководителем армейского ансамбля песни и пляски. Ансамбль выступал в ряде европейских стран. 

2 Komissar 2 77b Komissar

В 1948 году Юрий Георгиевич демобилизовался, приехал в Москву, его приняли на работу в театр Ф.Н. Каверина, но там он проработал непродолжительное время. Организовал в Филях Рабочий самодеятельный театр в ДК им. Горбунова, в котором поставил с 1948 по 1967 год спектакли: А.Н. Островский «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Трудовой хлеб». А. Симуков «Воробьевы горы». А. Корнейчук «Калиновая роща». В. Билль-Белоцерковский. «Шторм». В. Розов «Страница жизни», «В добрый час!», «В поисках радости». Н. Островский «Как закалялась сталь». А. Володин «Фабричная девчонка». В. Киршон Чудесный сплав». А. Галич «Походный марш». М. Шатров «Именем революции», «День тишины». М. Горький «Васса Железнова». В. Бортко «Рассудите нас, люди». Э. Радзинский «104 страницы про любовь». Л. Леонов «Нашествие».

Продолжение следует

Информация:
- Лебедев Е.А. «Испытание памятью» Л., Искусство. 1989.
- Сайт «ГИТИС» «Наши выпускники».
- Петрова Л.М. «Творческий путь Поличинецкого Ю.Г. от театральной практики к вузовской педагогике».
Фото из архивов автора, Н.Ю.Шутовой, Л.М.Петровой и открытых источников. Иван Васильевич Костин

Прочитано 198 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi