• zentr  2019 4 IMG 2899 1Прогулка по новогодним сказкам при встрече 2019 года

    Современное положение с театрами в провинции стало мне напоминать встречу двух актёров в пьесе А.Н.Островского «Лес». Один идёт из Керчи в Вологду, другой из Вологды в Керчь, но в обоих городах не было труппы. И корифеи сцены Стрепетова П.А. с Ленским А.П. не встретилась бы в Муроме летом 1868 года, если бы А.В.Ермаков в 1867 году не открыл здесь театр. Но это о театре профессиональном, куда актёры идут за зарплатой, а вот с самодеятельными коллективами дело гораздо сложнее. Уходит организатор, распадается и созданный им коллектив. Но, чтобы расстаться с грустными мыслями, решил прогуляться по новогодним ёлкам.

    Прокомментируй первым! Прочитано 156 раз Подробнее ...
  • Zakony 2019 1Законы вступили в силу с января 2019 года

    Выросли пособия, пенсии, зарплата и плата за ЖКХ. Сбор валёжника для топки печей перестал быть преступлением. Заработало около 60 новых законов, которые повлияют на нашу жизнь. Одни сделают ее немного легче, другие заставят приложить усилия, чтобы вписаться в новые законодательные нормы. Увеличился минимальный размер оплаты труда (МРОТ), меньше которого работодатели не имеют права платить зарплату своим работникам, если, конечно, они трудится 40 часов в неделю. При меньшем рабочем времени и оплата меньшая.

    Прокомментируй первым! Прочитано 221 раз Подробнее ...
  • Murom xud muzej gdc0Vdch-ygКосмос в муромском музее

    Муромский музей продолжает просветительскую часть проекта «Ближний космос. Эволюция мечты». Три лекции проекта, завершение которого запланировано на май 2019 года, уже почитаны. 10 декабря Сергей Иванов прочитает лекцию «Строение планет», о формировании и эволюции межзвездной среды, из которой создаются звезды и планеты. 19 декабря с лекцией «Слёзы комет» приедет Юрий Евгеньевич Кузнецов, а 24 января 2019 года египтолог Виктор Викторович Солкин будет рассказывать об астрономических знаниях древних египтян. Начало лекции в 16 часов.

    Прокомментируй первым! Прочитано 270 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Среда, 20 Июнь 2018 14:29

Самодеятельный театр. Часть 4. Глава 9. «Контакт». Моё детство

Оцените материал
(25 голосов)

Kontakt 7MlwmEBNDnkСамодеятельный театр. Часть 4. Глава 9. «Контакт». Моё детство

Все мы родом из детства, а любая биография начинается с истории семьи, села, страны. Мой прадед Костин Яков Антонович, «из собственников», «на службе состоящий солдат», «извозчик управляющего Меленковской льнопрядильной фабрики», построил пятистенный дом, в котором родились: в 1888 году мой дед, а в 1929-м папа. А так как у прадеда была лошадь, то он помог со строительством дома, тоже пятистенного, будущему деду мамы, солдату в отставке Чванову Павлу Киреевичу. Мой дед Костин Пётр Яковлевич до ухода из жизни в 1938 году работал в Адинском сельсовете, в котором 2 марта 1950 года зарегистрировали брак мои родители, а 14 июля родился я.

Из истории деревни

Adino gl 4-9 20По данным ГАДА первое упоминание о деревне Адино зафиксировано в 1719 году. По документам первой ревизии земель Российской Империи в 1719 году и третьей ревизии в 1762 году, село Ляхи с деревнями: Адино, Савково, Селино принадлежали княжескому роду Троекуровых. А в 1861 году крестьяне откупались уже от владельцев Константинова Е.Д. и его дочери Баташевой Е.Е.
По исследованиям И. Г. Добрынкина (изд. 1897 г.), в 1676 году в деревне Адино Унженского стана было 16 крестьянских дворов, в 1861 году – 77 дворов, в 1897 году - 161 двор. Женились крестьяне, судя по архивам моего рода, с 16 до 19 лет. Рожали от 11 до 17 детей, часть которых умирали в младенчестве.

Эпидемии, войны, смена властей и политики тоже вносили лепту в опустошение деревенских домов. До войны 1941 года по большаку, трассе Муром – Меленки, дома располагались до Дубника, около которого в 1939 году находился дом мельника с мельницей. Во время войны и переселения в 1951 году части жителей в Калининградскую область дома сиротели, а во времена реформ Н.С.Хрущёва её вообще "приговорили" к сносу. Возможно, и разрушение часовни с православным кладбищем было делом рук политиков, а не времени. Валуны разрушенной часовни в честь Георгия Победоносца на бывшем православном кладбище я видел до отъезда из деревни в 1965 году недалеко от истока речки Часовинская. А икона от пола до потолка, скорее всего из этой часовни, стояла в доме дочери бывшего священнослужителя бабушки Марьяшки, Титюновой Марии Васильевны. Разъезжались дети из дома, а в 90-е и икона «уплыла» в неизвестном направлении.

Революция в памяти бабушки, маминой мамы, дожившей до 92,5 лет, слабо отложилась, но крепко засела коллективизация. У её деда, Якова Петровича Немова, забрали в колхоз лошадь с коровой, оставив на семью в 17 душ одну корову. А дедушку папы, Сорокина Ивана Ивановича, работники архива не нашли ни в списках колхозников, ни в раскулаченных, ни в репрессированных. Но, по воспоминаниям старожилов, он успел сбежать с женой и двумя сыновьями в Нижний Новгород, оставив крепкое хозяйство на растерзание колхозу. Две дочери, бабушка Катя и её сестра Ульяна Ивановна, остались в деревне, в семьях своих мужей.

Adino gl 4-9 1Adino gl 4-9 2

Adino gl 4-9 9Adino gl 4-9 10

ФОТО: Результаты приватизации в деревне Адино

Если при Сталине с Хрущёвым поголовье колхозных стад увеличивалось за счёт личных подворий, то реформы Ельцина последних бурёнок пустили по нож. И зарастают бурьяном деревни, а в огородах разрушающихся домов растёт лес. Если в 1965 году в деревне было 320 хозяйств, школа, клуб, ферма, и добрая половина семей имела от 5 до 10 детей, то в 2010 году осталось 162 хозяйства и 325 жителей, большинство из которых пенсионеры. Скотные дворы растащили жители деревни на стройматериал, территория фермы зарастает бурьяном, и только водонапорная башня напоминает о когда-то активной жизни на этом островке. Детсад до недавнего времени был мебельным цехом. Клуб стоит на месте. А вот школа с 2013 года стала кафе «Оазис» с магазином и мини-гостиницей. И жизнь в деревне оживает только в сезон приезда дачников, да по выходным с праздниками, когда приезжает молодёжь для организации очередного мероприятия: «Осенний бал», «Новый год», «Масленица», «День Победы».

Adino gl 4-9 3Adino gl 4-9 4

Adino gl 4-9 5Adino gl 4-9 6

ФОТО: 2013 год. "Матрёнкины кустики" и дома моего обитания в Ишкарях и в Конце

Shckola gl 4-9 1Shckola gl 4-9 2

Shckola gl 4-9 3Shckola gl 4-9 4

ФОТО: Здание бывшей школы в 2013 и с интерьером на месте кубовой в 2017 году 

Детство

Moj rod 4-9 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Освещение лучиной я не застал. У всех уже были керосиновые лампы. А электричество для клубной киноустановки и школьного кинопроектора вырабатывали керосиновые движки. Культурно-развлекательные программы дополняли патефоны с парой гармошек на всю деревню. Это не мешало школьникам учиться, трактористам пахать, дояркам доить, малышам целые дни проводить на улице, а в праздники и дни свадеб смотреть пляски и слушать разухабистые частушки в исполнении деревенских певуний.

Ну, а как можно было обойтись малышам без цыпок на ногах летом, и без обмороженных рук с ногами зимой! Рекомендации, как можно отодрать примёзший язык от металла, можно найти в интернете. А вот болезненное отмывание цыпок в бане, и возвращение работоспособности отмороженным частям тела в ведре с холодной водой, хоть и «с рёвом на всю деревню», но приходилось терпеть без рекомендаций. Достатка в доме, пока родители с 1 января 1965 года не стали рабочими совхоза «Тургеневский», не помню. Колхоз «Победа» за трудодни рассчитывался натурой. Если летом на столе были продукты из леса с огородом, то зимой - картошка катышами с соленьями, да пшёнка. За пшеном мужики ездили в Москву, а муку привозили с мельницы из Меленок, куда возили полученную на трудодни рожь.

Не помню ничего вкуснее скрыля ржаного хлеба, посыпанного солью и смазанного подсолнечным маслом, испечённого мамой в русской печи. Но для каких-то расчетов нужны были и натуральные деньги. На продажу в Меленки носили молоко, возили на салазках дрова с сеном, а в Муром возили на колхозной машине картошку с мясом. С конца 50-х стали ходить до Мурома маршрутные автобусы. За черникой ватагой уходили с выгоном коров. Если шли за грибами на продажу, то из леса надо было успеть на ранний автобус до Мурома, который подъезжал к рынку.

Так мы помогали родителям пополнять семейный бюджет. Не помню папу без топора, а маму без швейной машинки. В зимнее время они заключали договор с Меленковским лесхозом на заготовку дров. Мама с папой пилили, а мы стаскивали в кучу кусты. Младенчество помню у соседей, а повзрослев, сам стал нянькой для растущей семьи. Но находилось время и на пруд сбегать, и за орехами в ближайшие овражки, и за горохом на колхозное поле. Православным законам обучала нянька-монашка, коммунистическим – учебные заведения, труду и моральным устоям - жители деревни, учителя. Но основы поведения и поступков закладывались в семье.

Moj rod 4-9 3Moj rod 4-9 4

ФОТО: Костины Пётр Яковлевич и Василий Петрович

Moj rod 4-9 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Moj rod 4-9 7Moj rod 4-9 8

ФОТО: Рядом с Немовыми Илларионом Яковлевичем и Акулиной Дмитриевной на фотографии 1934 года стоит сын Иван, сидят: дочь Елена с дочерью Тоней и зять Иван с дочерью Нюрой. На нижних фотографиях под стеклом внуки Анны Ивановны и Василия Петровича Костиных и Серёжа Малов на руках у прабабушки Елены Илларионовны Чвановой

Moj rod 4-9 1Moj rod 4-9 2

ФОТО: При галстуке (с комсомольского билета) художественный руководитель Синжанского СДК в 1968 году. На лавочке у ФАП Витя Кондратьев сфотографировал в 1965 году восьмиклассников: Веру Гришакову, меня и Галю Титюнову. Кстати, Вера четвеюродная сеста по папиной линии, Галя троюродная сестра по маминой линии.

1 Druzja 19692 Druzja 1969

 

ФОТО: Друзья. Галя Титюнова, Витя Кондратьев, Ваня Костин в 1969 году в Меленках. Чвановы Вася, Клавдя и дядя Федя в Адино.

 

Moj rod 4-9 9Moj rod 4-9 10

ФОТО: На моё 50-летие в 2000 году съехалась часть снох, зятьёв и внуков мамы. А дети, по спирали слева направо: Ваня, Клавдя, Альбина, Коля, Галя, Витя, Володя, Надя, приехали все 

Что и как я читал с табуретки, не помню, но молитвам, которым до семи лет я учил бабушку Елену Илларионовну, меня научила моя нянька Полька Фокева. И в Свято-Никольский храм села Степаньково с бабушкой и прабабушкой Акулиной Дмитриевной ходил, пока был под их круглосуточным присмотром. Приходской храм в Селино взорвали в 1937 году, а Свято-Никольский храм села Степаньково с 1937 года по 1946 год был закрыт, но росписи и церковная утварь были сохранены, потому что храм закрыли, но не устроили в нем склад. С 1946 года по настоящее время храм открыт, и богослужения в нем идут без перерыва.

Про коммунистов тогда я уже что-то знал, потому что папа был членом деревенской ячейки, но понятия не имел про атеистов. Иконостас был в каждом доме, детей крестили тайно, а к больным старушкам для исповеди и причастия батюшку привозили из Степаньково открыто, на машине. На Крещение протаптывалась тропинка к Живому колодцу, на Пасху катали крашеные яйца, на Троицу украшали ветками окна, а на престольный зимний Егорий почти в каждый дом деревни съезжались гости. Про историю уничтожения приходской церкви в Селино услышу от взрослых, изучать историю религии начну в КПУ, но Рождество, Крещение, Пасху, Троицу и престольный праздник в честь иконы Георгия Победоносца деревня отмечала широко, наряду с Первомаем и Октябрьской. А в молодые «Матрёнкины кустики» Ишкари с Терпиловой бегали за берёзовыми ветками для украшения окон к Троице.

Противоречия между православием и атеизмом возникнут в моих мозгах с походом в школу. Одно дело в церкви повторять, что делают все верующие, и совсем другое молиться дома с утра до отхода ко сну, когда в семьях друзей такое не практикуется. А когда учительница, она же секретарь деревенской парт. ячейки, доложила нам, первоклашкам, что Бога нет, я поспешил поделиться этой новостью с прабабушкой. Она не стала меня переубеждать, а молча, собрала пожитки в узелок, и ушла от бабушки жить к младшей дочери. Полное прощение я получу уже будучи старшеклассником и студентом идеологического училища, когда буду в каникулы посещать бабушек. С тех пор «научный атеизм» для меня будет предметом для сдачи экзаменов в КПУ, затем в институте, но не для обсуждения, и тем более осуждения вероисповедания.

Культпросвет в деревне

Adino gl 4-9 11Adino gl 4-9 12

Adino gl 4-9 13Adino gl 4-9 14

Adino gl 4-9 17Adino gl 4-9 18

Adino gl 4-9 15Adino gl 4-9 16

ФОТО: Благодаря И.Г.Добрынкинку, деревня в этом году будет отмечать 342 года. Но это не так важно, если учесть, сколько раз её пытались уничтожить. Во время правления Хрущёва она попала в список неперспективных и подлежала сносу, но не успели. При Брежневе деревня вновь ожила. При Ельцине дом можно было купить за копейки, сейчас и кирпичные дома появляются, и природный газ провели. И как три века назад, и к живому колодцу тропа не зарастает, и птицы гнёзда вьют, и старушки друг к другу в гости ходят, и после закатов обязательно наступает утро с радостными радугами от Савково до Дубцов

Папа с 1955 года осел в колхозе, стал бригадиром, активистом партийной ячейки, депутатом Селинского сельсовета. Не помню, кого он изображал на сцене клуба, когда мне было лет пять - шесть, но помню, что видел его с бородой из пакли. Больше артистом он на сцену не выходил, а только в качестве докладчика на колхозных собраниях. Ежедневные детские игры в прятки, догонялки, лапту, футбол, чижик, катание с горок на тачанках зимой, поездки с рассветом на машине с зерном на элеватор, картошка из костра растворились в событиях прожитых десятилетий. Игры в войну, в которых «наши» побеждали «не наших», рождались благодаря рассказам вернувшихся с фронта, и фильмам: «Котовский», «Чапаев», «Олеко Дундич», кинохронике перед каждым киносеансом в деревенском клубе. А Мальчиш-Кибальчиш с Тимуром Гайдара вообще были нашими ровесниками. С 12 апреля 1961 года будем строить проекты по покорению космоса. Корпуса сворачивали из фольги от чайных пачек, а на топливо шли выпрашиваемые у киномеханика клочки испорченной киноплёнки. Пластмассовые мыльницы тоже были неплохим топливом для самодельных ракет.

Не помню, чтобы в деревню приезжали гастролёры с концертами, а свой первый выход на публику в школе крепко сидит в памяти. На новогоднем представлении в декабре 1957 года играю Волка в сказке «Битый не битого везёт». В вывернутом наизнанку козьем полушубке прадеда Иллариона Яковлевича, шапке ушанке, валенках, в жарко натопленном классе. Росточком от горшка два вершка. Это позднее придёт убеждение, что искусство требует жертв. А в тот момент надо было протащить на салазках вокруг ёлки, по не крашеному полу, Лису – Машу Ковалёву, которая по габаритам была крупнее меня раза в полтора. Вероятнее всего, кто-то из взрослых помогал тащить салазки, но текст я произносил без суфлёров.

Потом, до седьмого класса, о пребывании на сцене в памяти почти ничего не осталось. Готовили какие-то сценки для концертов к красным датам, и два раза в год по деревне от школы до клуба, под музыкальное сопровождением пионерского горна и барабана, шла демонстрация учеников школы с транспарантами. После торжественного доклада председателя колхоза, наступал наш черёд проявлять свой талант в лицедействе. Что-то к очередному празднику приготовили, один раз выступили, и отдыхаем до следующего праздника. В клубе кружков самодеятельности не было, но директор школы Владимир Фёдорович Фадеев учил нас фотографировать и печатать фотографии в лаборатории, которую он обустроил в кабинете директора. И это был единственный кружок с регулярными занятиями.

Осень начиналась с помощи колхозу по уборке картофеля. Сбор семян люпина и посадка вручную кукурузы квадратно-гнездовым способом для выполнения планов партии: «Догнать и перегнать Америку» и «Построить коммунизм к 1980 году», тоже ложились на плечи школьников. Мужики на завалинке отпускали язвы в адрес таких планов, но пахать и сеять не прекращали. А дети на то и дети, чтобы слышать, о чём взрослые говорят. Дети доярок после уроков помогали матерям на ферме, дети трактористов изучали мат.часть на практике. Ещё лошадей в ночное гоняли, коров вечером на выгоне встречали. Где-то заигрался, прозевал стадо, значит, судьба твоя искать корову на гумнах или на колхозных полях до поздней ночи. Рассвет у меня ассоциируется с запахом ржи. В пятидесятых мы целый день катались по полю на комбайне, если родители других заданий не надавали, а утром ехали на элеватор в Муром. Если, конечно, не просыпали, то, как воробьи, на россыпи зерна в кузове, с прохладным ветром в лицо встречали рассвет.

Школьный театр

Shckola gl 4-9 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО: Фотографии не всех учителей, которые меня учили, удалось собрать. Вера Леонидовна Петряева, Екатерина Фёдоровна Сабова, Нина Павловна Малова и Анна Филлиповна Богатова в разные годы занимались моим воспитанием и образованием. Остальные учили моих сестёр и братьев

С появлением в 1961 году электричества с проводным радио, появилась возможность слушать передачи «Театр у микрофона». А по единственному в деревне телевизору «Рекорд», передачи по которому лицезреть набивалось в избу хозяев добрая половина деревни, даже с балетом познакомился. Разбор бабами балетных партий шёл в доступных деревенскому уху выражениях. В избе-читальне, переименованной в клуб, появилась радиола, но деревенские певуньи предпочитали петь и плясать под гармонь. А вот безрассудная любовь к театру возникла с приходом в 1963 году группы молодых учителей. И среди них была страстная любительница театра Петряева Вера Леонидовна. Её же, в связи с трагедией в Муроме, в которую попал Владимир Фёдорович, назначили директором школы.

Школьный театр стал единственной страстью, и наступили репетиционные вечера. Не останавливало даже наказание родителей за не прополотую грядку. За два года она сделала из меня звезду деревенского масштаба, и это послужило причиной желания «учиться на артиста». В дни репетиций, как нянька, братьев с сёстрами от 9 до 3 лет на улицу, а сам, с годовалой сестрой на закорках, в школу на репетицию. Драматический артист, запевала в хоре, в восьмом классе пробую себя в режиссуре с четвёртым классом. В седьмом классе со спектаклем «Похождения Петрушки» едем на районный смотр, где я играю роль капризного мальчика Петю, а в восьмом классе, за сбор макулатуры и металлома, нас награждают поездкой в Муром на спектакль «Сомбреро» Московского детского театра в ДК 1100-летия. Эмоций хватило, чтобы в 1965 году принять решение поступать во Владимирское КПУ.

Хотя мой выход на сцену клуба в ноябре 1963 года в качестве солиста мог стать последним, и я пошёл бы куда угодно: в зоотехники, лесники, агрономы, но только не в артисты. Вышел петь переполненному залу, а слова «Белеет парус одинокий» от волнения вылетели из головы. Позор! Собрался было уже показывать залу спину, но услышал из-за занавеса шёпот Веры Леонидовны: «Белеет па…». И этот парус понёс меня по волнам профессии, о которой я до поступления в КПУ не имел ни малейшего представления.

Детдомовцы

Первая встреча в пионерском лагере с ребятами из детского дома ещё одно яркое впечатление из детства, которое будет сопровождать меня всю жизнь. Но не сама встреча, а мечта Саши, примерно моего одногодка, найти свою маму. Это не было анализом взаимоотношений взрослых особей, сдающих детей на хранение и воспитание в государственные учреждения, а просто в мозгах застрял вопрос: «Почему Сашу бросила мама?». У меня-то были папа с мамой. И не помню случая, чтобы из нашей деревни сирот отправляли в детский дом. Таким сиротам находили приют в семьях родных. Позднее, когда детдомовцы пополнят список моих друзей и воспитанников, а мои юные артисты будут со сцены рассказывать про судьбы ребят из коммуны Семёна Макаренко и приюта Януша Корчака, вопрос: «Почему дети при живых родителях живут в детдомах?» станет одним из маяков в выборе репертуара для детско-юношеского театрального коллектива «Контакт». Ведь для обделённого родительским вниманием ребёнка, даже самая непутёвая мать самая лучшая мама на свете.

Adino gl 4-9 7Adino gl 4-9 8

Moj rod 4-9 12Moj rod 4-9 13

ФОТО: Сюда не ходят по разнарядке. Сюда ведёт зов предков. Адино 2015-2017. Барятино 14.08.2011.

Фото из архива автора
Иван Васильевич Костин

Прочитано 815 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi