Моя вера http://murom-mama.ru Fri, 22 Sep 2017 17:15:14 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Материнские заметки: никто не может лучше научить нравственности, как мать http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/materinskie-zametki-nikto-ne-mozhet-luchshe-nauchit-nravstvennosti-kak-mat.html http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/materinskie-zametki-nikto-ne-mozhet-luchshe-nauchit-nravstvennosti-kak-mat.html

dusha rebenka1Материнские заметки: никто не может лучше научить нравственности, как мать

С рождением последнего малыша мне вдруг как-то особенно стало ясно, что я… ничего не понимаю, точнее – так мало понимаю в своих детях! Да, с появлением каждого следующего ребенка мать становится опытнее, но это, так сказать, бытовой практикум: как кормить, чем лечить, во что одеть, на чем сэкономить, чтобы всем хватило и т.п. А вот понимание всей меры ответственности за воспитание, возложенной на родителей, приходит далеко не сразу. И мера этой ответственности безмерно широка и глубока.

Бог, подарив нам огромное счастье быть родителями, вверяет нашим попечениям чистую, неиспорченную детскую душу. Что мы привьем этой душе, какие зерна посеем в ней, зависит только от нас. И как будет развиваться и формироваться личность: в сторону созидания либо разрушения, – тоже.

«Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она также охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование», – записала однажды в свой дневник святая царица-мученица Александра Феодоровна.

Наше же общение с детьми часто сводится к «ритуальным» вопросам типа: «Уроки сделал?» или указаниям: «Пойди поиграй с сестренкой». И вроде бы это объяснимо и понятно. Уроки, собственно, прямая обязанность наших отпрысков: если мы, родители, обязаны трудиться, то они – учиться. И насчет игры тоже все верно: старшие дети всегда играют с младшими; и мы играли, когда были детьми. Все так. Родительские требования вообще всегда легко объясняются и в принципе не обсуждаются. Многие родители в общении со своими детьми довольно твердо придерживаются «руководящей» позиции. И это традиционно для русских семей: иерархия в семьях существовала всегда и служила только к пользе взаимоотношений. Но это отдельная большая тема.

Совсем недавно мне попалась на глаза одна статья, даже не статья, а небольшая заметка психотерапевта С. Ройз, в которой я прочла такие слова: «Нельзя требовать, ничего не давая. И “я занят”, “я устал”, “ну я же работаю”, поверьте, отговорки. Ребенку в день нужно (конечно, минимум!) один час нашего времени. Времени, когда мы не говорим по телефону, не смотрим телевизор, не готовим еду; времени, когда мы можем передать свою любовь, внимание и поблагодарить его за то, что он у нас, такой замечательный, есть».

"Никто не может лучше научить нравственности, как мать.
Но прежде надобно приготовить добрых матерей."

Свт. Иннокентий, митрополит Московский

Коротко, сжато… и как же «в тему»! А мне-то, сидящей дома, не работающей и уверенной в том, что я общаюсь с детьми, казалось, что я непрерывно говорю, целый день говорю с ними! Но когда я проанализировала только один наш день, я с ужасом поняла, что говорю я весь этот день в основном наставления и нотации! Да, конечно, сейчас такое непростое, запутанное в понятиях добра и зла время, что нужно постоянно и наставлять, и вникать в детали жизни детей. Расспрашивать о том, как идут дела в школе, чем живут дети. Но как, оказывается, просто, расспрашивая ребенка о школе (одновременно с этим прикидывая, сколько положить картошки в борщ), упустить из его рассказа самое главное – что «наши забили та-а-акой гол!», а услышать только нехотя произнесенное «опоздал на линейку».

dusha rebenkaОказывается, «читать нотации» проще, чем искренне выразить восторг по поводу гола. Серьезно! Я поймала себя на том, что окунуться в жизнь детей (на тот самый малый час) и просто побыть с ними (без нотаций и наставлений), неимоверно трудно! Но говорят, что лучше исправлять свои ошибки поздно, чем никогда. И вот, когда в нашей жизни стали появляться часы, в которые не было готовки-стирки-разговоров по телефону, я стала замечать, что мои дети меня слышат! Да-да, мои непоседливые, упрямые, а иногда просто неуправляемые и непокорные дети меня слышат. Да еще и рассуждают, и задают вопросы… И вообще с ними так легко и радостно общаться! А потребовалось для этого всего-навсего ввести в практику семейные чтения перед сном. И вот что удивительно: в эти моменты с ними можно беседовать на абсолютно любые темы – от серьезных вопросов духовного характера до каких-то их секретов. И вот когда они открыты, вот тут-то и можно вспомнить о скверном поведении – и услышать искреннее, а не «вытянутое клещами» раскаяние и осознание дурного поступка.

Отвоевав у собственного эгоизма этот «час перед сном», я столько приобрела! И теперь делаю робкие попытки найти время для подлинного общения с детьми и в течение дня: в перерыве между домашними делами плюхаюсь на пол рядом с дочкой (ей 2 года) и просто сижу рядом. Но как же оживляются ее глаза, как же восторженно она лепечет что-то нежное, как радостно начинает со мной общаться. И я поняла: вовсе не обязательно придумывать какие-то немыслимые игры: дети и сами прекрасно играют без нас. Но наше внимание, наша близость – вот что по-настоящему нужно детям.

Наши дети – удивительные создания. Они знают и понимают гораздо больше, чем мы думаем. А мы… мы катастрофически много теряем, погрязая кто в работе, кто в себе, кто в домашних делах. К своему стыду, обнаружила, что средний сын умеет считать и знает алфавит, а я еще этого не знаю. А дочка умеет вполне сносно держать ручку в руках и знает все цвета пирамидки, которая на днях только была куплена. А чего стоил такой диалог со средним сыном:

–Мама, посмотри, какая за окном красота Божия!
– Сейчас посмотрю, вот только уберусь.
– Эх, мама-мама! Пока ты будешь убираться, вся красота кончится!..

И я еще была уверена, что внимательна к своим детям! Да, я внимала им, точнее их потребностям: вовремя уложить спать, накормить, погулять, приобрести развивающую игру. Но есть вещи первичные, а есть – вторичные. И мое внимание оказалось вторичным, потому что кроме потребностей тела есть потребности души и если в раннем детстве их не удовлетворять, то рано или поздно мы неизбежно столкнемся с вопросом: «Ну в кого он такой бездушный?!»

Автор этих заметок – мама четверых детишек Анна Журавлева

]]>
lena_dadn@rambler.ru (Главный администратор) Моя вера Tue, 11 Mar 2014 11:00:18 +0000
22 ноября – праздник Иконы Божией Матери «Скоропослушница» http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/22-noyabrya-–-prazdnik-ikony-bozhiey-materi-skoroposlushnitsa.html http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/22-noyabrya-–-prazdnik-ikony-bozhiey-materi-skoroposlushnitsa.html

SP Monastir22 ноября – праздник Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Почитаемая чудотворной икона Божией Матери «Скоропослушница» (греч. ???????????? - Горгеликус), образ которой находится в Дохиарском монастыре на Святой Горе Афон, была написана в Х-XI веках, по монастырскому преданию, во время жизни настоятеля обители преподобного Неофита. В Россию списки с иконы в большом числе стали поступать с Афона в XIX веке. Они всюду пользовались большой любовью и почитанием, многие прославились чудесами - особенно исцелениями от падучей и беснования. За свое скорое вспоможение и получила название «Скоропослушница».

Списков существовало много, наиболее известные из них:

1. Московский список, принесенный с Афона в 1887 году и помещенный в Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города. В честь этой иконы на освящен Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.

ib24892. Лютиковский список
По легенде крестьянин Александр Фролов, житель с. Троицкое, отправился на Афон для того, чтобы стать иноком в Андреевскои или Ильинском скиту. В 1872 году он прислал в родную церковь посылку для священника, в которой находился список со Скоропослушницы. В сопроводительной записке Фролов просил поставить икону в храме, а деньги для оплаты работы иконописца выслать ему. В маленьком деревенском храме не оказалось нужной суммы и икону было решено передать в Троицкий Лютиков монастырь (неподалку от Перемышля на берегу реки Оки). В храмовый праздник икона была внесена в монастырь, после чего от её благодати исцелились три страдающие местные жительницы. Слух об этом распространился по окрестным селам и люди потянулись к иконе. Началось непрерывное служение молебнов и через некоторое время сбор достиг необходимой для уплаты иконописцу суммы в 150 рублей.

3. Козьмодемьянский список из города Козьмодемьянска Казанской губернии находился в домовой церкви Троицкого Космодемьянского женского черемисского монастыря.

4. Елеонский список, в 1938 году принесенный в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Афонской обителью Дохиар, в настоящее время хранится в правом приделе Спасо-Вознесенского храма Елеонской женской обители в Иерусалиме.

5. Невская Скоропослушница находится в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Петербургский список иконы, отличающийся по иконографии от афонского прообраза, получил название «Невской Скоропослушницы»: на списке изображена Божия Матерь без Богомладенца, с молитвенно простертой десницей. Написанный в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, он стал вкладом Великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны в строящийся на углу улиц Мытнинской и 2-й Рождественской Николо-Барградский храм. В этом храме образ пребывал с 1879 по 1932 год вплоть до уничтожения церкви. Для иконы в храме был вырезан киот по образу киота Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля для того, чтобы подчеркнуть ее особое значение для Петербурга и всей России. Скоро образ прославился чудотворениями и стал почитаться петербуржцами. До 1958 года, времени перенесения иконы на место нынешнего пребывания, в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, она около 20 лет находилась в Князь-Владимирском соборе.

6. Один из чтимых списков иконы Божией Матери «Скоропослушницы» находится в настоящее время в Москве в храме Архангела Гавриила Антиохийского патриаршего подворья.

7. Ещё один список и поныне находится в монастыре в селении Шаркан Ижевской епархии.

scoroposlushnica-247x3358. Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», в 1878 году привезенная в Муром в Спасо-Преображенский мужской монастырь.  

К концу XIX столетия древнейшая обитель Руси, впервые упоминаемая в 1096 году, пришла в запустение. Новоназначенный настоятель архимандрит Антоний (Ильенов) заказал на Святой Горе Афон для Мурома икону Матери Божией «Скоропослушница». Написанный в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, этот образ был в 1878 году привезен в Спасскую обитель. Благоговейное почитание и молитвы игумена с братией пред Святогорской иконой нашли скорый отклик у Всемилостивой Владычицы.  Многими чудесами «Скоропослушница» привлекла в монастырь радетелей, иждивением которых были восстановлены в былом великолепии храмы, построены новые келии для монахов, а венцом благоустроения стало освящение придела «Скоропослушницы» с новым кипарисовым иконостасом в Покровском храме, которое совершил в 1881 году Муромский епископ Иаков (Кротков).

После закрытия монастыря икона была спасена верующими, и с 20-х годов ХХ столетия ее хранили в Благовещенском соборе – единственном в советское время действующем храме Мурома.

К концу ХХ века почитание святого образа стало мало-помалу гаснуть. Новое прославление афонской иконы «Скоропослушница» совершилось в 1996 году, когда 1 сентября в празднование 900-летия Спасского монастыря она вернулась из Благовещенского собора в только что восстановленную родную обитель.

Торжественным Крестным ходом во главе с архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием и сослужившим ему викарием Московского Патриарха епископом Бронницким Тихоном с сонмом духовенства Владимирской епархии при огромном стечении богомольцев чудотворный образ был перенесен в Спасо-Преображенский монастырь. С этого дня в монастыре возобновились акафисты, всенародное пение которых приклонило милости Матери Божией к древней обители.

]]>
lena_dadn@rambler.ru (Главный администратор) Моя вера Fri, 22 Nov 2013 00:00:00 +0000
Мера поста: как поститься детям, беременным и больным http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/mera-posta-kak-postitsya-detyam-beremennym-i-bolnym.html http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/mera-posta-kak-postitsya-detyam-beremennym-i-bolnym.html

2098264-460Мера поста: как поститься детям, беременным и больным

Редакция портала "Православие и мир" попросила священников и матушек ответить на некоторые вопросы об индивидуальной мере поста, сегодня мы публикуем ответы протоиереев Александра Ильяшенко, Игоря Пчелинцева, многодетных мам — матушки Инны Викторовны Асмус, Ольги Дмитриевны Гетмановой, матушки Елены Карпенко.

Пост — это не направление в больницу!
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир».

oa-1012-240- Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она «понедельничала» за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих — в средних). Спаси ее Господи!» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

- А в прежние времена строго постились?
Конечно, но тогда была другая экология и другая пища. В одном произведении царской эпохи, маловерный племянник говорил тетушке: «Какая разница – вкушаю ли я постом ветчину или осетровый балык?». Или известен еще случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом, когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

- А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.
- Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

- Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно. Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить -   а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься   к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

- То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?
- Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

2098264-460Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд,   связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел   перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки.   Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16—18).. Если твое состояние такое,   твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию
Протоиерей Игорь Пчелинцев, священнослужитель Нижегородской епархии.

pche1 001Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык.   Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

Всегда радуйтесь!
Матушка Инна Викторовна Асмус, мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

Как говорил преп. Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост — это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога», не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста — индивидуальна
Ольга Дмитриевна Гетманова , воспитала 9 детей. В 2006 г. награждена Святейшим Патриархом Алексием «Патриаршим знаком материнства». Супруга Романа Николаевича Гетманова – известного акушера-гинеколога.

getmanovaПост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь — ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

На самом деле, расход белка   больше не во время беременности, а во время кормления —   вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие
Матушка Елена Карпенко, мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

Для женщины — беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости . Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для меня, допустим, таким ограничением стало воздержание от сладкого — признаться, это моя слабость. Знаю случаи, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

Редакция портала "Православие и мир", подготовили Мария Асмус, Анна Данилова, Анна Яночкина

]]>
lena_dadn@rambler.ru (Главный администратор) Моя вера Sun, 24 Mar 2013 00:20:19 +0000
Прощеное воскресенье с детьми http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/proschenoe-voskresene-s-detmi.html http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/proschenoe-voskresene-s-detmi.html

4537657 large-580x383Прощеное воскресенье с детьми

Прощеное воскресение – как мост, ведущий в первую седмицу Великого поста. Для того, чтобы на него вступить, нужно с масленицей расстаться. Тут, в канун или воскресное утро, уместен разговор с детьми о том, что было бы, если бы масленица всегда была и не кончалась.

Из диалогов с детьми на занятиях в Семейном центре «Рождество»:
– Как мы на масленичной неделе сладко пили, вкусно ели, весело играли. Кому понравилось?
– Всем.
– Может, кому-то не понравилось?
– Нет…
– Эх, была бы масленица всегда… Пусть всегда будет масленица!..

Но пятилетние дети не особенно ловятся на эту провокацию:
– Нет, немножко очень даже можно. А всегда – нельзя… пожалуй.
– Отчего ж нельзя? Не жизнь – а масленица! Чем плохо?
– А кто ж тогда посуду после блинов мыть будет? Все объедятся – и спать… а посуда? – говорит один мальчик.
– Да, да, вот и некому будет за порядком следить. В грязи зарастем, вот так прямо – по уши. И с дивана-то встать тяжело. Поешь, да поспишь, поешь, да поспишь, – фантазируют.
– Или растолстеешь, в дверь не влезешь, – озабоченно девочки подхватывают. – Будешь тако-о-ой толстый. Вширь будешь расти.
– А куда надо?
– Надо-то – вверх.

2178983Замечательный православный педагог ХХ века София Куломзина предлагает такой ход, очень уместный в продолжение разговора о том, почему бы масленице не быть всегда. Она говорит о том, что очень важно сделать с детьми открытие, что человеку не всегда полезно делать то, что хочется. А иногда бывает полезно делать то, чего не хочется. И на конкретных примерах дети активно включаются, чтобы это обсудить.

На занятие просим принести на эту тему рисунки, чтобы вместе потом обсудить. Что на рисунках? Вот на столе в комнате – апельсин, к нему протянута рука девочки. Автор комментирует:
– Очень хочется апельсин. Вот, думаю, возьму и весь как съем!

Дети:
– Апельсин – полезный. Там витамины. Ну и съешь.
– Да как это – съешь? Я и хочу съесть. А с Васькой не хочу делиться. Апельсин-то один. А Васька его пока не увидел.
– Тогда не ешь. Это неполезно будет. Витамины, витамины… А жадиной вырастешь…
– Ну, вот я и нарисовала, как не полезно одной апельсин, без Васи, есть.

На другом рисунке – мальчик завис над большим широким диваном. Диван – во весь лист. Мальчик, как мячик над ним.
– Это я не завис. Это я на диване прыгать люблю. Дай, думаю, попрыгаю на диване, пока мамы нет.
– Ой, и я прыгать на кровать люблю.
– И я! У нас уже одна ножка сломалась. Не у меня – у тахты. Это диван такой. Мы все там попрыгали – и вот…
– Да, а прыгать полезно. Даже специально некоторые прыгают – как спорт. На батуте. А на диване – не полезно. Он сломается. Всем влетит. Папе работа – чинить.
– Нет, я не потому нарисовал. Я прыгаю, а мама в соседней комнате Катьку спать укладывает. А я на зло прыгаю… Ну, не знаю почему на зло. Так. Она не засыпает.
– Больше не прыгай тогда. Таким злым вырастешь… эгоистом.
– Нет, я понял уже кем. Врединой, врединой. Прыгаешь, прыгаешь… и допрыгаешься.

Вот затем и пост в нашей жизни, чтобы учиться расти человеком. Как говорит митрополит Антоний Сурожский о правилах поста:

«Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу».

Надо-то вверх.

Вообще, само слово «пост» после всех забав и поединков масленичной недели, задорного, дружеского бойцовского духа, очень хорошо прояснить детям в контексте образа часового, который встает на пост. Часовой встает на пост, чтобы не пропустить непрошеных гостей к тому, что он призван охранять. И мы как воины Христовы призваны быть начеку. Стоять на посту.

4537657 large-580x383Что у нас за спиной? За спиной у нас все, что нам дорого, все, что мы готовы охранять. Что это дорогое? Добрые отношения в семье. Любовь. Радость игр и общения. Здоровье. Хорошее настроение. Совестливость. Молитва и вера… От чего охранять? От расхищения. От всяких непрошеных гостей: от раздора, от ссоры, от хитрости, от вранья, вредности, от потакания слабостям, от чревоугодия… И вот это все наши враги. Нам с ними надо побороться, быть внимательным, наблюдать себя, и как часовой на посту давать им отпор.

Пост – это время, когда мы должны не дремать, вслушаться в голос своей совести, как в голос Бога, и приобщиться достойно Его Святых даров. А это значит – «примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям – и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно» (митрополит Антоний Сурожский).

В Прощеное воскресение доедаются последние блины, заканчивается блинная трапеза.

Как пишет в воспоминаниях о своем детстве Иван Шмелев в книге «Лето Господне», блины в этот день раздавались убогим, «убогие блины» пеклись. В современной семье вряд ли это возможно. Но вся масленичная неделя может быть таким одариванием, щедростью, милостыней – через традицию гостеприимства, визитов со своим угощением к тем, у кого стол обычно не изобилен.

А в Прощеное воскресение домашняя трапеза, когда вся семья собирается за столом, сопровождается словом взрослого о том, что сегодня вечером в храме будет совершаться чин прощения и напомнить, что это такое. Да и само масленичное гуляние накануне Прощеного дня обычно заканчивается дружеским обниманием и испрашиванием прощения друг у друга.

Дети всегда обращают на это внимание. И искренне подражают взрослым. Домашний же чин прощения до сих пор принят в верующих семьях. Взрослые обращаются к детям, а дети – к родителям, а потом все вместе идут к старшему поколению семьи. И во многих благочестивых семьях по-прежнему, как это было и раньше, перед старшим поколением семьи мама, папа, дети встают на колени, испрашивая прощения и благословения.

Анастасия Абрамова (Крячко), портал "Православие и Мир"

]]>
lena_dadn@rambler.ru (Главный администратор) Моя вера Sat, 16 Mar 2013 17:56:44 +0000
А как же мама..? http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/a-kak-zhe-mama.html http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/a-kak-zhe-mama.html

4112А как же мама..?

«Мама»... недаром это первое слово, которое произносит малыш. Мама для ребенка всегда самый добрый и самый родной на земле человек. Мама всегда пожалеет, всегда поддержат, всегда поймет. Мы растем...

Как гласит старинная русская пословица «Маленькие детки - маленькие бедки, большие детки - большие бедки». И действительно, чем взрослее мы становимся, тем меньше времени уделяем своим родителям, нередко доставляя при том все больше хлопот. Мы становимся самостоятельными и поэтому меньше реагируем на замечания со стороны старших. Очень часто мы игнорируем родительские наказы, пытаемся выделиться и показаться «крутыми», «взрослыми», по большей части перед своими сверстниками, а, в сущности, перед собой.

Мы, молодежь, начинаем ходить по дискотекам, курить, выпивать... А как же мама? Разве можно представить, как разрывается материнское сердце, как жалобно кричит и обливается слезами душа. Но сколько боли и любви можно прочесть в ее глазах. Но мы часто не замечаем этого, равняемся на сверстников и падаем, падаем, падаем... И именно в эти моменты важна родительская молитва за детей своих. Известны случаи, когда по молитвам матерей Господь избавлял их детей от наркозависимости.

К сожалению, даже когда мы вырастаем и уже сами готовы стать матерями, мы все ровно зачастую вступаем в конфликты с родителями. И это не удивительно. Ведь конфликт «отцов и детей» существовавший и в 19 веке, и гораздо раньше, существует и поныне. В чем же дело? Почему современную молодежь называют «безнравственной и бесстыдной»? Почему наши бабушки отворачиваются в сторону, видя накрашенную внучку в джинсах и с банданой на голове?

«В наше время такое не носили!», — с гордостью заявляют они. А когда узнают, что их внучка в 16 лет уже встречается с мальчиком, то следует целая лекция о том, что «Ты еще маленькая, рано тебе еще о мальчиках думать!» А мама каждый вечер ругает за то, что дочь снова пришла в 23 вечера, вместо 21.  «Сколько можно гулять?!» - возмущается она. «Мам, я просто не заметила, как время пролетело, правда» - оправдываешься ты. «Что значит, не заметила?.. » и тут начинается скандал, и так день за днем.

Но почему? Все очень просто! Просто во времена наших бабушек девушкам действительно постыдно было краситься, а во времена  их бабушек женщинам запрещалось носить брюки и ходить без головного убора. А еще раньше... впрочем, все и так понятно. А мама, по секрету говоря, сама не помнит о том, как тайком сбегала на свидания к мальчишке, как часами могла ходить с ним под дождем просто так, молчать и ни о чем не думать...

Сейчас она выросла и стала другой? Hет, просто ее сердечко теперь беспокоится за свое чадо больше, чем за того мальчишку, который провожал ее до подъезда. В 100, в 1000 раз больше. Мама просто переживает, как переживала за нее в свое время твоя бабушка. Конечно, очень хочется, чтобы наши мамы, наши бабушки понимали нас. Но для этого мы должны приложить максимум усилий, чтобы не огорчать их, и не давать повода для конфликтов.

Не могу не сказать и о том, что одна из главных христианских заповедей гласит «Чти отца своего и мать свою, и благо тебе будет на земле ». С полной уверенностью могу заявить, что так оно и есть. Если мы с почтением будем относиться к родителям, то в будущем наша жизнь сложится гладко, а НАШИ ДЕТИ БУДУТ ОТНОСИТЬСЯ К НАМ ТАК ЖЕ, КАК МЫ ОТНОСИМСЯ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ. Наша жизнь в руках Божьих, и какой она будет зависит от нас самих и от милости Божией к нам грешным.

Марина, 18 лет

]]>
lena_dadn@rambler.ru (Главный администратор) Моя вера Mon, 18 Feb 2013 18:02:37 +0000
Размышления православной мамы: опавшие листья http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/razmyshleniya-pravoslavnoy-mamy-opavshie-listya.html http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/razmyshleniya-pravoslavnoy-mamy-opavshie-listya.html

z 173f29f8Размышления православной мамы: опавшие листья

Когда я смотрю на опавшие листья… Вечером, возвращаясь домой после долгого трудового дня, я смотрю на опавшие листья.

Недавно, наблюдая за ними, я подумала: «А ведь они отрываются от родного дерева и улетают навсегда… Поздней осенью они превратятся в грязь под ногами, будут никому не нужны, лишь будут мешать дворнику, который каждое утро, браня позднюю осень, будет собирать их грязным совком и сжигать в костре. Да, на следующий год появятся новые листочки, они будут столь же свежими и чистыми какими были когда-то их предшественники… Но ведь это будут уже не те листья, что опали поздней осенью. Их уже не вернуть, они ушли и оставили после себя лишь память об уходящей осени»...

z 173f29f8Почему я пишу об этом? Возможно, это вас удивит, но эти листья у меня ассоциируются с теми людьми, которые увяли еще при жизни. Дерево, как Матушка Земля, носит их до поры, до времени, питает, растит, заботится о них и до последнего верит в их спасение, давая им последнюю надежду. Осень бережно окрашивает листья в целую гамму цветов.

Но единицы из этих миллионов, миллиардов маленьких и больших листиков все же спасаются. Пройдет мимо ребенок, увидит желто-оранжевый листочек и вскрикнет: «Ой, какой красивый! Я возьму его домой, высушу и поставлю в маленькую вазочку у окна ». Так и Господь, лишь немногих из павших забирает к Себе, исправляет, учит, но за красоту духовную, которая, возможно, затмит все злые дела, дарует им спасение и жизнь вечную.

Хочу своим рассказом призвать всех людей быть внимательней друг к другу. И, если вы в своей жизни будете встречать таких «падших» людей, обращайте на них особое внимание, помогите им подняться со «дна», помогите им «увидеть» мир во всех его красках. Утешайте унывающих, заботьтесь о ближних своих – этим вы поможете им и сподобитесь благодати Божьей для себя.

И пусть в этой Вазе станет еще больше опавших листьев, еще больше спасенных и спасающихся.

Марина Базанова

]]>
lena_dadn@rambler.ru (Главный администратор) Моя вера Tue, 29 Jan 2013 01:34:56 +0000
25 января - праздник иконы Божией матери «Млекопитательница» http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/25-yanvarya-prazdnik-ikony-bozhiey-materi-mlekopitatelnitsa.html http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/25-yanvarya-prazdnik-ikony-bozhiey-materi-mlekopitatelnitsa.html

icon bogorodiza 281025 января - праздник иконы Божией матери «Млекопитательница»

К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей, но чудеса, по молитвам к ней явленные, могут коснуться и каждого из нас.

Прославили этот образ строгие афонские монахи. Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)».

Один из наиболее известных чудотворных списков иконы Богородицы «Млекопитательницы» находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этого образа неизвестно. По преданию, он принадлежал одному афонскому подвижнику, схимонаху Игнатию, который в 1848 году был послан в Россию для сбора пожертвований в пользу обители. От иконы было множество чудес в русских и украинских городах. В частности, в Харькове произошло чудо поражения обеих рук некоего столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, и чудесное исцеление согрешившего после молебного пения перед святым образом.

Другие чтимые списки иконы «Млекопитательницы» прославились в Москве и Одессе. Их история связана с именем преподобного Гавриила Афонского, настоятеля Свято-Ильинского скита.

 225px-MlekopitВ главном приделе московского Богоявленского собора хранится икона Божией Матери «Млекопитательницы» с предстоящими святителем Николаем Чудотворцем и пророком Иоанном Предтечей. Пресвятая Богородица изображена с короной на голове, которую поддерживают коленопреклоненные Ангелы. Надпись на иконе гласит: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы „Млекопитательница“, принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

Одесский образ находился до революции на Ильинском подворье в Одессе в великолепном трехпрестольном храме, построенном в 1894–1896 годах прп. Гавриилом Афонским. Главный престол собора был освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница».

В настоящее время в этом храме, преосвященном в честь святого пророка Божия Илии, образу «Млекопитательницы» посвящен правый придел, а сама икона, привезенная преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском одесском мужском монастыре. В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы.

 В России известны еще два образа Божией Матери «Млекопитательницы», прославившиеся чудотворениями. Один из них являлся афонским списком чудотворного образа, посланным в 1860-м году в Курскую губернию. Второй образ — обретенный. Он был обнаружен в 1650 году на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Вскоре на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, помогавшей при избавлении от различных бед и недугов, спасавшей людей во время нашествия шведов.

Млекопитательница (греч. - Галактотрафуса) - в иконографии - Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса. Распространён в иконописи Южной Европы - Италии, Греции, на Балканах. На Руси встречается редко. Празднование иконе в Православной церкви совершается 12 января (по юлианскому календарю).

]]>
lena_dadn@rambler.ru (Главный администратор) Моя вера Fri, 25 Jan 2013 00:16:11 +0000
Рождество Христово и Святки http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/rozhdestvo-hristovo-i-svyatki.html http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/rozhdestvo-hristovo-i-svyatki.html

Svjatki Рождество Христово и Святки

С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?

Сколько лет святкам?
Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Хулиганство, освященное традицией
Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество, другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник. Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами. Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица. В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их - « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» - подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

Svjatki Еще один святочный обычай - собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», - писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Самая «антиобщественная» святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Продолжение следует
История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», - рассказывают сотрудники Русского этнографического музея.

После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», - гласит императорская грамота. Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.

После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни. Сейчас народные празднества и гуляния поддерживаются на федеральном уровне. В прошлом году, например, в святочном веселье принял участие сам президент Российской Федерации. Мы снова осознаем святки как особое время в году, когда хочется сугубо славить пришедшего в мир Богомладенца.

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику - наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика. Теперь же взрослые стали слишком «взрослыми», слишком занятыми и уставшими.

Что же делать, возразят мне, не устраивать же гадания на манер пушкинских героинь. Разумеется, нет. Святочные гадания - это отнюдь не баловство, они по сути ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в первые века христианства. Но ведь есть масса других святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них? В Коломне, например, нашлись энтузиасты - артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом - прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей. «Несмотря на массовость нашего мероприятия, сладостей, которые выносил народ, хватило на всех», - говорит руководитель тетра Олег Гаврилин. Он уверен, что древняя традиция со временем непременно возродится по всей стране: «В девяностые, когда мы ходили колядовать по многоквартирным домам, многие не открывали двери, ругались, даже грозились милицию позвать. Народ не знал, что такое святки. А теперь, представьте себе, те же самые люди заранее и с радостью готовятся к нашим посещениям, пекут пироги, закупают конфеты».

Толпу колядующих можно встретить не только в Коломне. Еще один пример - обычный многоэтажный московский дом, в котором я живу. Каждый год на святки соседские дети собираются в квартире 1 (чтобы всем было удобно) и под руководством взрослых идут с мешком по всем этажам - петь песни. Это уже стало доброй традицией. Жители дома ждут звонкоголосых гостей, заранее покупают подарки, игрушки. Детей от двух до двенадцати лет собирается много, иногда человек двадцать, и потом они неделями доедают конфеты и пироги, полученные от гостеприимных соседей. Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Серафим ОРЕХАНОВ, портал «Православие и мир» (материал журнала «Нескучный Сад»)

]]>
lena_dadn@rambler.ru (Главный администратор) Моя вера Tue, 08 Jan 2013 10:27:49 +0000
Рождественский сочельник http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/rozhdestvenskiy-sochelnik.html http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/rozhdestvenskiy-sochelnik.html

283338569507Рождественский сочельник

6 января наступил Рождественский сочельник: завершается четырехнедельный пост и по старинному обычаю люди воздерживаются от употребления пищи "до первой звезды" - в память о звезде Вифлеема, указавшей волхвам путь к месту рождения Христа. Сейчас звезду символизирует свеча перед алтарем, которую зажигают в конце богослужения Сочельника около полудня.

Разговляться принято сочивом или кутьёй - зернами размоченной пшеницы с медом и фруктами - в соответствии с обычаем, когда готовящиеся к принятию крещения, намереваясь совершить его в Рождество Христово, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд - символ сладости духовных даров. Атрибутами Рождества являются рождественские свечи, венок, колокольчики и, конечно же, рождественские открытки.

kutya1Название «сочельник» происходит от слова «сочиво» (первоначально - пшеничные зёрна, размоченные соком из семян), некоторыми рецептами которого мы поделимся с читателями Муром-Мама.ру:

1. Для приготовления кутии необходимо взять 250-300 г зерен пшеницы, 100 г изюма, 100 г инжира, мед, сахар по вкусу. Пшеницу заливаем кипятком и отвариваем до готовности. Отдельно отвариваем перебранные, промытые изюм и инжир. Мед растворяем в небольшом количестве кипяченой охлажденной воды. Смешиваем отваренную пшеницу со сладкими плодами, разбавляем медом. Кутия должна быть сочной, сладкой.

2. Кутия с маком
200 г очищенной пшеницы, 150 г мака, 50 г очищенных орехов, 50 г изюма, ванильный сахар, мед и сахар по вкусу. Пшеницу перебрать, промыть, залить водой и варить до готовности. Мак заварить кипятком и держать на огне до тех пор, пока не будет легко растираться пальцами. Отцедить мак на сите, пропустить через мясорубку, перемешать с пшеницей, добавить измельченные орехи, ошпаренный кипятком и отцеженный изюм, мед и сахар по вкусу, ванильный сахар. Переложить на блюдо. Подавать охлажденной.

3. Кутия из риса
На стакан риса берут 100 г изюма без косточек, 100 г меда. Стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно закрыть крышкой, варить три минуты на сильном огне, шесть минут - на среднем, три — на слабом, затем еще двенадцать минут не открывать крышку кастрюли, давая рису настояться на пару. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

В ночь с 6 на 7 января проходят праздничные богослужения во всех православных храмах. Рождественское богослужение состоит из царских часов, вечерни, литургии, повечерия, литии и утрени. В день перед праздником сначала служатся царские часы Навечерия Рождества, затем совершается литургия святого Василия Великого. После этого следует вечерня. Вечером в Сочельник начинается всенощное бдение, которое обычно совершается перед большими праздниками и объединяет утреннюю и вечернюю службы.  В канун Рождества в состав всенощного бдения вместо вечерни входит великое повечерие, а вечерня совершается раньше. Также в состав всенощного бдения входит лития и утреня Рождества. Утреня при этом начинается не утром, а около полуночи. После всенощного бдения совершается литургия Иоанна Златоуста.

Если Сочельник попадает на субботу или воскресенье, царские часы переносятся на пятницу. Рождественские песнопения и каноны рассказывают историю рождения Иисуса Христа, а также призывают встречать и славить явившегося в мир Спасителя и радоваться его рождению. Священнослужители предписывают верующим в Сочельник и в день Рождества думать о Господе Иисусе Христе и о том, что он пришел в этот мир, чтобы люди получили надежду на спасение от греха.

У славян сочельником начинаются святки - две недели зимних праздников, продолжающихся вплоть до крещения, которое празднуется Русской православной церковью 19 января по новому стилю. С вечера сочельника начинают колядовать.

_______________________________

Статья с текстами колядок-попевок - Рождественские колядки

]]>
lena_dadn@rambler.ru (Главный администратор) Моя вера Sun, 06 Jan 2013 11:13:14 +0000
Рождественские колядки http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/rozhdestvenskie-kolyadki.html http://murom-mama.ru/stati/moya-vera/rozhdestvenskie-kolyadki.html

fa3292ca3068Рождественские колядки

Канун Рождества, Коляды, называют Рождественским сочельником. В большинстве стран приходится на 24 декабря, по григорианскому календарю. Некоторые православные церкви, также как и Русская православная церковь, греко-католики празднуют Рождество по юлианскому календарю - 6 января.

Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многочисленными обрядами и традициями. В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост. По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Иисуса Христа.     

Появления первой звезды с нетерпением ждали дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. После праздничной трапезы начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза, Святого Николая. Он приносил подарки в мешке. Большинство традиций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей внимания к присутствующим, самодисциплины, терпения, выдержки. Сочельник - один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, больше всего ценились подарки, приготовленные своими руками. Их нарядно оформляли цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было таинственно и поднимало настроение.

post-221-1269175836В Рождественский сочельник разряженная молодежь вечером начинала ходить по деревне, распевая колядные песни и славя святой праздник. Обычно обходили все дома по порядку, а само колядование напоминало целое театральное представление: никакой спешки, красивые костюмы, песни на разные голоса, ролевые колядки. За такие старания хозяева должны были одарить колядующих как можно богаче – кто деньгами, кто сластями. Как говорится, чем Бог послал. Отказать колядующим в гостинце считалось грехом, ведь обряд коляды издавна имел цель восхвалять верховное божество. Кстати, именно поэтому сладости и мелкие безделушки колядующие оставляли себе, а вот собранные деньги относили в местную церковь.

Еще одной традицией коляды была Коза. В ее роли обычно выступал самый веселый юноша – он надевал кожух, рога и пускался в пляс впереди толпы колядующих. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.

После колядования компания собиралась за одним столом, выкладывала собранные вкусности и начинала веселиться. Распевали песни, водили хороводы, разыгрывали обрядовые сценки, играли в подвижные игры, прыгали через костер. Чем веселее и задорнее было празднование, тем больше счастья обещал новый год.

А вот и пример попевок для колядования:

Пришла Коляда
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожок-то сдобненький
Не режь, не ломай, поскорее подавай!!!
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!!!
Печка-то топится,
Пирожка-то хочется!
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее одари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полон двор животов!
И в конюшню - коней!
И в хлевушку - телят!
А в избушку - ребят!

Для самых маленьких:

А я маленькая крестьянка
Пришла Вам сказать, хозяйка,
Мало грамоты я знаю:
"Аз", да "буки",
Пожалуйте копеечку в руки!

Сяду, сяду на порог,
Дайте сала и пирог,
Чтоб телятки телились,
Чтобы поросятки поросились,
Чтобы уточки велись,
Чтобы курочки неслись.

Калядушка, Каляда,
По проулочку прошла,
Блина на ладошку
Подайте в окошко,
Не ломайте,
а цельный давайте.

Маленькие детки
Считалки ветки,
В саду стояли
Христа прославляли;
Христос родился,
И рай растворился.

Колядка-колыбельная:

1. Дева Богородица, Чистая Мария,
Мати Предъизбранная, мира Красота,
Кроткая Владычице, сохрани Россию,
Умоли о грешных нас Господа Христа.

2. Тихо колыбельную над яслями пела
И качала ласково Своего Творца.
Первая в глаза Его кротко посмотрела,
Первая увидела свет Его лица.

3. Первые слова Его в сердце Ты слагала,
И улыбку первую видела Его.
С Ним от злобы Ирода в дальний край бежала,
Умоли о грешных нас Сына Своего!

4. Ты дитя небесное к сердцу прижимала -
Перед Ним единая Ты, как снег, чиста.
В Вифлиеме Господа в яслях пеленала,
На Голгофе встала Ты у его креста.

5. О, Пренепорочная, рождшая Мессию,
Истину державшая на Своих руках, -
Умоли же Господа, да спасет Россию,
И помянет грешных нас в горних Небесах!

Песенка-колядка:

1. Вот идем мы пастухи.
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим!

2. Вот идем мы пастухи.
Прощены нам все грехи.
Мы хотим Христа прославить,
А Вас с праздником поздравить!

Танцевальная колядка:

1. Пойдем вместе в Вифлием,
Ду-да, ду-да, ду-да-да.
Может нам Святая Дева,
Может нам Святая Дева,
Даст младенца покачать!

2. Будем весело играть!
Ду-да, ду-да, ду-да-да.

3. Коленька на скрипочке!
Ду-да, ду-да, ду-да-да.

4. Анечка на гусельках!
Ду-да, ду-да, ду-да-да.

5. Мальчики на дудочках!
Ду-да, ду-да, ду-да-да.

6. Девочки на бубнах!
Ду-да, ду-да, ду-да-да.

Народная песенка-колядка:

1. Добрый вечер, люди,
Господа и баре,
Радуйтесь!!!
Ой, радуйтесь, праздник!
Сын Божий народился!!!

2. Застилайте избы
Дорогими тканями,
Радуйтесь!!!
Ой, радуйтесь, праздник!
Сын Божий народился!!!

3. Напекайте вдоволь
Пирогов пшеничных,
Радуйтесь!!!
Ой, радуйтесь, праздник!
Сын Божий народился!!!

4. Будет у вас в святки,
3 прадничка и гости,
Радуйтесь!!!
Ой, радуйтесь, праздник!
Сын Божий народился!!!

5. Самый первый праздник
Рождество Христово,
Радуйтесь!!!
Ой, радуйтесь, праздник!
Сын Божий народился!!!

6. А другой ваш праздник,
То святого Василия,
Радуйтесь!!!
Ой, радуйтесь, праздник!
Сын Божий народился!!!

7. Ну а третий праздник,
Святое Крещение,
Радуйтесь!!!
Ой, радуйтесь, праздник!
Сын Божий народился!!!

8. А за те колядки
Дайте шоколадки,
Радуйтесь!!!
Ой, радуйтесь, праздник!
Сын Божий народился!!!

]]>
lena_dadn@rambler.ru (Главный администратор) Моя вера Thu, 03 Jan 2013 09:44:54 +0000