• 1311339497 darya-mosunova-mama-v-kube11111111111Мама в кубе: тройное счастье

    Рождение тройни в наши дни – явление довольно редкое, хотя ученые и утверждают, что количество рождающихся тройняшек все время растет. По статистике тройни рождаются лишь в одном случае из восьми тысяч и все понимают, что семья с тройней – всегда особенная. Родители тройняшек воспринимаются окружающими, как герои – иногда с иронией, иногда с восторгом, иногда с непониманием… Так каково это – счастье в тройном размере?

    Прокомментируй первым! Прочитано 2387 раз Подробнее ...
  • MK zhilieВ Госдуме нашли замену материнскому капиталу

    В Госдуме предложили заменить материнский капитал на более гибкую систему поддержки семей. Член думского комитета по соцполитике Сергей Вострецов и глава Национального родительского комитета Ирина Волынец хотят установить новый размер ежемесячных пособий на детей, а также выделять семьям земельные участки и «Газели».

    Прокомментируй первым! Прочитано 649 раз Подробнее ...
  • LeninDlokadn.h2.gl6Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 2, глава 6. Музыкальная школа

    «… меня интересует и в то же время трогает и еще больше удивляет, отчего это маленькие дети меня так обожают? Они бегут ко мне, ласкаются, и их ясные душонки тянутся ко мне, как к свету. А между тем, я сама их люблю такой же объективной, если можно сказать, любовью, какой люблю природу, включая их в элементы красоты и естественности жизни. Но может быть, они чувствуют, как я отношусь к их детской чистоте, стараюсь не мять хрупкую чуткость их психологии, не задеть, не уколоть. Я уважаю их детство и, может быть, они это чувствуют и бессознательно ценят».
    А.А.Епанчина «Воспоминания» Муром 2003. Стр. 89

    Прокомментируй первым! Прочитано 346 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Суббота, 08 Июнь 2013 05:07

Профориентация ребенка

Оцените материал
(1 Голосовать)

Профориентация ребенка

Казалось бы, только вчера мы отвели наше любимое чадо в первый класс, а дело уже идет к окончанию школы, и необходимо решать – то ли закончить 11 классов и поступать в вуз, то ли после 9 класса пойти в колледж. Но самое главное – на кого учиться?

Мы живем в удивительное время, можно получить практически любую профессию; сословность осталась в начале ХХ века, когда сын крестьянина – крестьянин, а ремесленника – ремесленник.

Подростковый период чаще всего является отправной точкой в профессиональном становлении личности. Начало профессиональных предпочтений можно обнаружить и в детстве, но это, скорее, исключение, нежели правило. В младшем возрасте интересы детей неустойчивы, поверхностны и зависят от внешних факторов.

Семилетний мальчик рассказывает: Бабушка сказала, иди в зубные врачи, они денежки хорошие зарабатывают и у нас свой врач будет.

Девочка с отличием окончила начальную школу. Бабушка говорит ей:
- Какая ты молодец, вот окончишь школу также отлично и станешь врачом или адвокатом.
- А вот и нет – отвечает внучка – я буду, как тетя на скрипке в ресторане играть.

По мере взросления, интересы подростка начинают приобретать глубину и устойчивость, а иные принимают характер стойкого увлечения. Именно в возрасте 14-15 лет подросток лучше всего готов к выяснению и формированию определенной профессиональной направленности и выбору профессии.

Выбор профессии – это достаточно сложный процесс, на течение и результат которого влияют различные факторы.

1. Потребности общества в кадрах. В мире наблюдается две тенденции: четкое разделение видов профессиональной деятельности и появление новых профессий с одной стороны, а с другой – исчезновение старых.

2. Сложившаяся структура потребностей в кадрах по регионам. В каждом регионе складывается своя специфическая структура потребностей в кадрах.

3. Социальное макроокружение – это уровень развития страны, региона, в которых живет подросток и в рамках которого он будет выбирать профессию.

В 90-е годы в стране, как грибы после дождя, стали вырастать коммерческие вузы гуманитарной направленности, а каждый педвуз считал своим долгом открыть экономический и юридический факультеты. Открытие этих факультетов больших финансовых затрат не требовало: аудитория, доска, мел, – и можно читать лекции, дорогостоящего оборудования, специальных лабораторий и реактивов не нужно.

А с точки зрения доходности, все просто прекрасно – факультеты деньги приносят постоянно. Как результат – чуть ли не в каждой семье имеются юристы и экономисты. Ощущение, что наготовили этих специалистов на десятилетия вперед, вот только профессионалов по-прежнему не хватает.

Повышенный спрос на высшее образование у молодого поколения (по некоторым оценкам, до 85 % старшеклассников намерены получать образование в вузах) связан не с образованностью как таковой, а с возможностью достижения материальных благ и социального статуса. Образование для большинства наших сограждан не самоценно как идеал развития личности, а лишь инструмент для достижения своих прагматичных целей.

Самое главное для меня – сдать сейчас сессию, а через пару лет получить диплом. И не заставляйте меня учиться, жить я буду лучше чем, Вы. А если бы Вы состоялись как профессионал, то имели бы собственный бизнес, а не обучали нас.

4. Социальное окружение ребенка – семья, школа, круг друзей и сверстников, приятели. Роль семьи в определении профессиональной направленности огромна. Домашние разговоры о проблемах на работе родителей, посещение рабочего места родителей, окружающая атмосфера становятся теми средствами, с помощью которых родители вводят ребенка в пространство своей профессии, а впоследствии это может оказать влияние на формирование его интересов и увлечений. Семейные династии актеров, циркачей, музыкантов, врачей подтверждают это.

Родители за ужином обсуждают прошедший день. Сын немного погодя, спрашивает:
- А у вас не было ощущения, что ваши родители бандиты?
- Нет, а что случилось?- спрашивает отец
- А вот я вас слушаю, и у меня такое мнение сложилось.

Есть данные, свидетельствующие, что стремление подростка к высшему образованию и карьерным устремлениям определяется образованием его матери. Чем выше образование матери, тем выше мотивация к получению образования и стремление сделать карьеру у ребенка.

Кроме того, материальное положение семьи становится все более значимым фактором в определении будущей профессии человека. Подростки, выбирая профессию, учитывают ту помощь, которую может оказать им семья в будущем. Дети из состоятельных семей больше думают о том, что в будущем у них будет свой бизнес и высокие доходы.

В тех семьях, где родители целенаправленно занимаются формированием профессиональной направленности ребенка и делают это с раннего возраста, выбор профессии происходит более гладко и с учетом его особенностей. Ребенку выбирают специализированные школы или кружки, поощряют или осуждают увлечения детей, выказывают свои оценки относительно различных видов деятельности, и это усваивается осознанно или неосознанно детьми. Главное, чтобы учитывались интересы именно ребенка.

- Я хочу поступать в банковский институт.
- Тебе нравится работать с цифрами?
- Нет, с чего Вы взяли? Просто нужно же куда-то поступать, а там хоть деньги хорошие платят. Мама так решила.
(Разговор с девятиклассницей перед прохождением теста по профориентации)

На курсах «Школы будущей профессии» девушке было предложено сделать доклад о служащих банковской сферы. Покопавшись в Интернете, почитав статьи и пообщавшись с начальником отдела кредитования Сбербанка, нашей выпускницей, девушка сделала неплохое выступление, но решила не поступать в банковский вуз. На самом деле, она просто обожает животных и все Мурки и Васьки на даче лечены-перелечены ею, но мама уверена: профессия ветеринара – это нечто грязное и недостойное ее дочери. Когда маме показали, как выглядят современные ветлечебницы, а также расценки на ветеринарные услуги, презрение сменилось изумлением: «Вы меня разыгрываете, неужели это кому-то нужно?». А тестирование подтвердило предпочтения девушки.

5. Совокупность психологических, психофизиологических и иных особенностей самого подростка. Главную роль в выборе профессии играют такие характеристики, как мотивы, интересы, склонности, способности, знания и специфические особенности темперамента и характеристики человека.

Как правило, родители к подростковому возрасту хорошо знают склонности и способности своего ребенка, что не помешает либо им самим протестировать его на предмет профессионального предпочтения и типа, либо, если есть такая возможность, обратиться в центр профориентации. Тесты можно взять как из специальной литературы, так и в Интернете. Профессиональные типы делятся на 5 групп: «человек–техника», «человек-природа», «человек–человек», «человек–художественный образ» и «человек–знаковая система».

Человек, проявляющий интерес к сфере «человек–техника», имеет высокую стойкость и негибкое поведение, они реалистичны и независимы, склонны к экспериментам. Для выбравших «человек–природа» характерны: ярко выраженная высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с уравновешенностью. Подростки, выбравшие сферу «человек–человек», обнаруживают большую потребность в общении и лучше работают в коллективе, дискомфортно ощущают себя в одиночестве. Для типа «человек–художественный образ» характерными являются подвижность эмоций, высокая импульсивность и большая эмоциональная чувствительность. Тип «человек–знаковая система» характеризуется высокой негибкостью поведения, реалистичностью и независимостью.

Кроме теории профессиональных типов, существует и теория выбора профессии Дж. Голланда, согласно которой человек выбирает тот род занятий, который более всего соответствует типу его личности. Он выделил шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, традиционный, предприимчивый и творческий и предложил проводить подбор профессии на основе учета черт личности. Эти теории близки и дополняют друг друга. Прохождение тестов и обработка результатов дают пищу для раздумий как подростку, так и взрослым, позволив перейти на более высокую ступеньку взаимоотношений.

6. Степень информированности человека о мире профессий и структуре потребностей экономики страны в кадрах.

Среднестатистический подросток без подготовки может назвать около 30 профессий. Но мир профессий огромен, он включает в себя более 5000 специальностей, и возможности его намного шире, чем видит человек перед собой. И потому необходимо изучать этот мир, интересоваться профессиями,
выясняя, чем характеризуется та или иная, как помогает раскрыть личностные характеристики человека и какие открываются горизонты для саморазвития.

Принимая решение о том, кем стать и куда пойти учиться нужно ориентироваться на три «В»: Влечение, Возможность и Востребованность. Выбранная профессия должна быть интересна её обладателю, вызывать увлеченность, желание заниматься именно такой работой. Только так можно добиться успеха на профессиональном поприще. Профессия должна соответствовать физическим и психологическим способностям человека и не попадать в область медицинских противопоказаний. Она должна быть востребована обществом. Главными показателями являются спрос на рынке труда и готовность со стороны общества эту работу оплачивать.

Элла Рэйн

Прочитано 1822 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi