
ФОТО: По серпантину дороги Мещеры к Рязани, через Оку, к памятнику курсантам РВВДКУ.

ФОТО: На сцене подарки участникам выставки. Экспонаты выставки "Забытые сражения" находятся рядом с панорамой "Герои Брестской крепости".

ФОТО: Экспонаты выставки "Забытые сражения". Макет самолёта Даниила Иванова из Мурома.
Закрытие выставки в Рязани планировалось на 11 апреля, но из-за карантина оно состоялось только 26 сентября. И эту выставку можно смело называть Международной. Потому что забирать свои экспонаты приехали не только руководители кружков технического творчества от Хабаровска до Калининграда и бывших республик СССР, но со сцены звучали и имена представителей дальнего зарубежья. И вот 4 ноября состоялась новая встреча не только с вернувшимися из Рязани работами, но и с их создателями.

ФОТО: Встреча гостей. Фото на память 4 ноября 2020 года.

ФОТО: Вадим Внуков с танком и семьёй.

ФОТО: Дима Шибанов с самолётами и папой.

ФОТО: Владимир и Даниил Ивановы.
Иванов Владимир. 5в школы 18. Работы: Катюша, Шилка, Урал, Варяг. Первым пришёл сюда брат Даниил, который учился тогда в первом классе, а сейчас учится в шестом. Володя последовал за братом, будучи учеником третьего класса. Цель походов сюда видит в том, чтобы завоевать какое-нибудь место. На выставке в Нижнем Новгороде уже дважды занимал первое место. Иванова Даниила, ученика 6в школы 18, привели сюда первоклассником родители. На мой вопрос, а что дают занятия в этом кружке, получил не только исчерпывающий ответ, но и, в какой-то степени, урок истории:
- Развивается мыслительный аппарат, мелкая моторика рук. Это не просто конструктор, который собирается по схеме, а ещё и изучение истории. Вы видите вроде бы одинаковые танки, но в каждой машине своя жизнь, про которую не написано в школьных учебниках. Вот это танк Т-26 образца 33-го года…
- Но это готовые детали, которые Вы склеили. А что делаете своими руками?
- Вы не совсем правы. Во-первых, не все детали есть в наборе макета, который задумываешь собрать, да и сборка готовых деталей требует внимания и мыслительного процесса. Не туда, или не той стороной деталь приклеил, и вся работа уходит в брак. Виньетки и подставки делаем сами. Камушки для оформления тоже сами находим.
- А кем Вы хотите стать после выпуска из школы?
- Не знаю. Пока не выбрал.
Внуков Вадим Андреевич учится в 4а классе школы № 2. Если танкистом, выглядывающим из люка своей кабины, я любовался ещё на выставке в Рязани, то сейчас Вадим, автор макета, обратил моё внимание на миниатюрную деталь в его руке. Сигарету, сделанную из зубочистки. На изготовление и укрепление сигареты, по словам Вадима, ушло не более 30 – 40 минут. Рассказал историю создания этого танка, год его выпуска, в каких сражениях принимал участие. И поделился, что интерес к сборке любой модели находит только после того, когда узнает её биографию. А вот припомнить, откуда родилась идея, и сколько времени витала в мозгах мысль вставить в руку танкиста сигарету, не смог. Но смог заверить меня, что сестра Таисия, которую мама Анастасия Александровна и папа Сергей Сергеевич принесли посмотреть работы старшего брата, самый дорогой друг. О кружке узнал от бабушки, она его сюда и привела. Начал было утверждать, что работает с пинцетом, но без лупы. Но Андрей Александрович напомнил, а Вадим вспомнил, что в некоторых случаях и лупа помогает. А про А.А.Лаптева говорит как про человека, открывающего более широкий обзор на привычные вещи. И это мысли человека, который только что перешёл в 4-й класс. И как после такого диалога можно было не полюбоваться его моделью танка Т-34?
Миниатюрная зенитная установка «Шилка» между пальчиками Володи Иванова принесла не меньше наслаждения, хотя в силу её маленького размера мог бы и мимо проскочить. А работу Алексея Жерносекова «Завтрак на траве» мог бы и не заметить среди летающей, водоплавающей, колёсной и гусеничной техники, если бы кто-то из ребят не подсказал обратить внимание и на неё. Шестиклассник школы № 18 Константин Туркин пока не может похвалиться своими работами, потому что только недавно пришёл в коллектив за компанию с Даниилом Ивановым, но в мыслях уже формируется мечта стать лётчиком.
Шибанов Дима, 4г школы 18, после показа своих моделей, рассказывает про интерес к сборке, про покраску моделей и развитие мозгов. А ещё о стремлении занимать какие-нибудь призовые места на выставках. На вопрос, а кем Дима хочет стать после окончания школы, после небольшой заминки прозвучал ответ: - Модельером танков. На помощь приходит папа, Шибанов Евгений Сергеевич, который подсказывает, что «модельер» военной техники называется конструктор. Сам папа работает автослесарем на станции техобслуживания, а мне представился как домашний руководитель «модельера» Димы, спонсор кружка технического моделирования, и член муромского казачьего общества.

ФОТО: Солдаты на привале.
Лаптев Андрей Александрович.
- Отец служил лётчиком, привозил из ГДР детальки самолётиков и я, ещё в начальной школе, потихоньку стал этим занятием заражаться. Мечтал пойти по стопам отца, стать лётчиком, но два раза не проходил по конкурсу. После армии пошёл работать на «Точмаш» во Владимире. А так как я ещё и в парашютной секции занимался, то ребята и уговорили перейти в формировавшийся батальон патрульно-постовой службы. По рекомендации друзей оказался в силовой структуре, по семейным обстоятельствам в 1985 году перевёлся в Муром, а в 2002 году ушёл на пенсию и стал учить детей моделированию.
- Вот так, сразу из блюстителя порядка в педагоги?
- Нет. Не сразу. Будучи пенсионером, наткнулся на объявление, что проходит выставка. Ради любопытства пошёл посмотреть, а здесь был руководитель Отдела технического творчества Андрей Калугин, который уговорил выставить пару работ. Там мои модели стали победителями и в 2008 или 2009 году меня стали уговаривать вести кружок.
- Андрей Александрович! У Вас дети занимаются с первого класса. А так как в некоторых школах мальчиков-первоклассников начинают учить бисероплетению, то какого результата Вы ждёте от них?
- Молоток держать в руках. А то, что это за мужик, который гвоздя в стену забить не может? Главный результат, чтобы они научились думать и что-то своими руками делать. Начинают с простых моделей. Вырезают, клеят, тренируются работать с инструментами. Какие-то детали и самим приходится изобретать. Но это зависит не только от знаний, фантазии, усидчивости и стремления ребёнка довести работу до завершения, но и от желания родителей наблюдать за развитием, а не диктовать ребёнку своё представление о жизни. Однажды мама приводит первоклассника, и требует, чтобы её сын начал собирать сложную модель. Удалось переубедить, что деньги могут быть зря потрачены.
Вы интересовались, что было в коробках, которые вручали с дипломами участникам и победителям Всероссийской выставки в Рязани. Внуков Вадим и Иванов Даниил получили дипломы за участие. С ними Вы уже познакомились. Жерносеков Алексей, который получил диплом за 3 место и Макаренко Саша, получивший 2 диплома: 1 и 3 место за разные модели, сегодня придти не смогли. А в коробках находились литники, заготовки моделей разной сложности сборки. Я услышал, что Дима Шибанов делится с Вами желанием занимать какие-то призовые места на выставках. А это не только моральное удовлетворение от признания трудов. И не только Димы, а всех ребят. Это ещё и материальный интерес. Наборы для моделей стоят недёшево.

ФОТО: Мастерская по изготовлению танков, океанских и космических кораблей в ДК Вербовский.
На открытие выставки приехала руководитель городского планетария Ольга Викторовна Свистунова. Не мог не поинтересоваться её мнением о работах ребят.
- Немного не по моему профилю, но я в восторге! Четвероклассник рассказывает о своей модели танка, детали которой даже в лупу рассмотреть можно с трудом, а у меня вертится мысль, что и в Муроме Кулибины растут! Если гармонь в руках танкиста я ещё соображу как сделать, то как надо натренироваться, чтобы в руки маленького человечка вставить стакан из светодиодной лампочки или фотоаппарат? Есть на Руси мастера, которые, как Левша, гвоздики для подков английской блохе выковывают. Но герой Лескова не настолько уж и вымышленный персонаж. Взять хотя бы тульского мастера «микронных дел» Николая Сергеевича Алдунина. Он тоже изготовил блоху в натуральную величину и кроме подков водрузил на неё уздечку и седло. Но это взрослые люди, которые сами делают инструменты и посвящают своему увлечению жизнь. А здесь дети!!! Военная техника мне не знакома, но сам процесс от идеи до реализации очень близок, потому что сама интересуюсь моделями космических кораблей. И от этого еще удивительнее, что 8 - 10-летние мальчишки не только кропотливо собирают модели танков, но и подробно рассказывают о каждой детали. Кстати, как раз за этим я и пошла на выставку, чтобы найти единомышленников, и посмотреть, как устроен процесс работы у опытных руководителей. И получила гораздо больше, чем ожидала. От ребят с Андреем Александровичем я получила несколько полезных советов не только в плане сборки готовых моделей, но и способа реализации моих идей из подручных средств. Очень надеюсь на дальнейшее взаимное сотрудничество.
А завершить экскурсию по работам ребят хочу словами гвардии майора Игоря Леонидовича Ляпунова, папы Эльвиры и Андрея, шесть лет занимавшегося разминированием полей и территорий жилых домов в Чечне, где снаряды для детей были не оружием уничтожения, а игрушками:
- Ребята молодцы! И выставка хороший подарок к Дню России! Они учатся не просто собирать игрушки, а с раннего детства изучают судьбу каждой машины, её боевой путь. Это и есть уроки мужества с уроками патриотизма. И хочется надеяться, что они не растеряют этой уверенности, когда придут на смену нам в ряды защитников Родины.

Фото автора, О.В.Свистуновой, из архива кружка технического моделирования.
Иван Васильевич Костин.