Фестиваль «Театральная весна 2018» открыл Народный театр «Дилижанс» из города Кулебаки спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Л.Разумовской. Руководитель коллектива и режиссёр спектакля Мария Федотова.
Играют: Ляля-Дарья Прохорова, Паша-Глеб Губанов, Витя-Илья Чернышов, Володя-Никита Кашканов, Елена Сергеевна-Мария Федотова.






- Мария Вячеславовна! Два года назад Вы привозили дивертисмент по рассказам О.Генри. Какие-то рассказы вызывали смех в зале, какие-то – грусть. Тогда Вы сплели венок из разных ситуаций в отношениях между людьми. Почему сегодня «Дорогая Елена Сергеевна»? Пьеса написана 38 лет назад, а за это время многое изменилось не только в школе с курсом страны, но и в психологии бывших двоечников с их родителями.
- А Вам не кажется, что эта проблема сегодня более актуальна? Только по сравнению с советским периодом всё стало намного острее. И беззащитность учителя в современной школе более драматична. И об этом надо говорить, чтобы дети брали во взрослую жизнь не ценности потребителей, которые культивируются с 90-х годов, а общечеловеческие: сочувствие, сострадание, взаимопомощь. Я играю Елену Сергеевну и пытаюсь через свою героиню донести, что не все средства хороши для оправдания достижения цели. Да и ребятам, таким же школьникам, интересно про это играть.
- Дарья Прохорова. Играю Лялю. Учусь в школе № 1 в 11а.
- Даша! А шансы у Вашей компании выиграть бой с Еленой Сергеевной есть?
- Моя героиня не настолько жестока, но стадное чувство диктует подчинение условиям поведения вожака стаи. А вожак в нашей компании будущий дипломат Володя. Поэтому и мне сегодня придётся принимать участие в терроре. Сама я против любого террора в отношениях между людьми, но и среди моего окружения есть немало циников, для которых нет ничего святого.
- Илья Чернышов. Учусь на 3-м курсе колледжа. Буду играть Виктора.
- Илья! Виктор, насколько мне известно, тот самый «друг», ради которого эта компания и нагрянула в день рождения Елены Сергеевны за ключом от сейфа с контрольными работами. Сколько раз Вам лично, за 12 лет учёбы, приходилось «ставить к стенке» Елен Сергеевн ради оценки в дневнике или журнале?
- Ни разу.
- И как Вы согласились на роль этого отморозка?
- Мария Вячеславовна доверила, я и согласился. Не всё же время положительных героев играть.
До начала спектакля не всем артистам было до разговоров со мной, потому что расставляли мебель на сцене. А после спектакля тоже было не до разговоров, потому что спешили погрузить мебель на машину. К точному подбору исполнителей и их самоотдаче на сцене претензий не возникало. Ляля в исполнении Даши и двоечник Витя в исполнении Ильи не обманули моих ожиданий. А будущий дипломат Володя, в исполнении Никиты Каштанова, вообще потряс меня своей наглостью, самоуверенностью. Правда, отвлекали от спектакля проблемы с освещением в некоторых сценах и голосовые провалы, когда актёры отходили далеко от микрофонов. Поэтому хочется надеяться, что следующие гастроли «Дилижанса» в ДК им. 1100-летия Мурома начнутся с более тесной связи с техническими службами Дворца. А мне ещё раз хочется выразить восхищение М.В.Федотовой, которой 19 лет удаётся не только сплачивать в едином порыве большую группу жителей Кулебак от пионеров до пенсионеров в Его Величестве Театре, но и зарабатывать на бензин для поездок на конкурсы, фестивали, гастроли.
Народный театр «Скоморохи». Олег Мясников «Я – Коза». Режиссёр В.М.Фомичёва.
Играют: Коза-Катя Шальнова, Свинья-Зося Огнёва, Петух-Антон Ионов, Лошадь-Маша Сдобнова, Пёс-Максим Приходченко, Волк-Михаил Копытин. Скоморохи-участники коллектива.








Сказка для детей. Немного озорная, немного поучительная. Коза (Катя Шальнова. Школа 20) пробует найти своё дело. За Свинью (Зося Огнёва.15 лет) в загоне постоять не получилось. Попробовала за Петуха (Антон Ионов) поработать, чуть с сушил не свалилась, а вместо «кукареку» только «ку-ку» выдавила. Буквально вырвала у Лошади (Марина Сдобнова. Школа № 8) тележку, но та не хотела ехать по заданной траектории и, в конце концов, опрокинулась. Самой лёгкой Козе показалась работа Пса (Максим Приходченко). Подумаешь, ночью дом посторожить! Легче лёгкого! Но, заснула!!! А ночью в хлев забрался Волк (Миша Копытин, 11 класс, школа 15), животных не тронул, но все ценности жителей хлева в корзину собрал, и в лес уволок. На этом «поиски своего дела» Коза завершила, и от отчаяния пошла в лес к Волку. А все дети отлично знают, что остаётся от Козы, когда она в лапы Волка попадает.






Завершилась сказка очень даже счастливо. Коза не только осталась жива, но и вернула в хлев всё украденное Волком. И этим доказала, прежде всего себе, а попутно и зрительному залу, что каждый должен заниматься своим делом. И тогда твоему окружению не придётся волноваться за твою судьбу, а в каких-то ситуациях и за твою жизнь. Хорошо, что Волк оказался вегетарианцем. А то бы не только от Козы остались рожки, да ножки, но и все обитатели хлева пострадали, благодаря такому сторожу.



После спектакля поговорил немного с актёрами.
За Мишей Копытиным слежу второй год. К Валентине Михайловне Фомичёвой попал во 2-м классе. От школы принимает участие во всевозможных конкурсах не только в городе, но и во Владимире, и в Москве. Имеет множество дипломов лауреата-чтеца. Поэтому наш диалог касался только речевых промахов Волка в сценах с Козой.
Зоя Огнёва, игравшая Свинью, чересчур критично отнеслась к своей работе, хотя огрехи её игры в глаза не бросались. В меру активная, доходящая до агрессивности, когда Коза берётся не за своё дело. Но первой поднимает тревогу, когда Коза попадает в беду. А по характеристике Кати Шальновой, исполнительницы Козы:
- Мне показалось, что она получилась очень добрая. Немного шумливая, но не предатель, и в доверие не «втиралась», а просто жила так, как считала нужным в тот или другой момент. Злилась, когда моя Коза не в свои дела нос совала, радовалась, когда у меня что-то получалось.
Лошадь Марины Сдобновой мне показалась не ломовой колхозной труженицей, а городской интеллигенцией.
- Марина! Мне показалось, что Ваша героиня, уж если не на арене цирка, то на выставках элитных коней всю жизнь провела. Или я чего-то не рассмотрел?
- Валентина Михайловна попросила, чтобы я вела себя несколько манерно, женственно. Вот я и старалась.
Коза. Шальнова Екатерина, школа № 20.
- Катя! Мне показалось, что Вам сегодня досталось больше всех. И от партнёров, и от режиссёра. Все герои, как герои, а Вам пришлось и на сушилы за Петуха забираться, и в загоне Свиньи стоять, и за Пса ночную службу нести. Насколько легко Вам далась эта роль?
- Если честно, то не очень сложно. Озорство мне нравится.
- И драться тоже? В борьбе с Лошадью за тележку я ждал, что Вы ей в гриву вцепитесь.
- При каких-то обстоятельствах, а почему бы не подраться?
- Вот про это «почему бы…» можно поподробнее? Ведь Вы почти полспектакля с кем-нибудь драки устраивали. Это придумки режиссёра, или какая-то импровизация присутствовала?
- Что-то Валентина Михайловна на репетициях предлагала, а что-то и своё рождалось. Например, манера поведения. Сцену с неуправляемой тележкой тоже ни на какой репетиции не отработаешь. В сценах с Волком импровизировали.
Не знаю, как другим зрителям, но когда Коза со скоморохами затеяли игру со зрителями, мне понравилось. Маленьким зрителям тоже. Ждал, что артисты поднимут зрительный зал ещё в каких-то эпизодах, но остаток спектакля пришлось наслаждаться только игрой актёров.
Народный театр «Контраст». Мария Ладо «Очень простая история». Режиссёр Н.Н.Горячев.
Играют:
Люди: Хозяин-Александр Чепелюк, Хозяйка-Елена Петрухина, их дочь Даша-Настя Петрухина, Сосед-Леонид Комиссаров, его сын Алексей-Максим Приходченко.
Животные и птица: Свинья-Светлана Орлова, Лошадь Сестричка-Марина Чепелюк, Корова Зорька-Луиза Роганова, Пёс Крепыш-Андрей Шемякин, Петух-Андрей Петрухин.


ФОТО: Репетиция
Первые отклики о спектакле.
Татьяна Старкова(Шульгина):
- Самые горячие поздравления заслуженному работнику культуры РФ режиссеру Муромского народного театра «Контраст» Николаю Горячеву и артистам с великолепной премьерой в День театра! Мне кажется, это лучший спектакль за последние несколько лет! Современная пьеса, точный выбор актеров, замечательная игра! Браво семьям Чепелюк и Петрухиных! «Царица» Марина в этот раз играла Лошадь. Андрей Петрухин был неподражаем в роли Петуха. Леонид Комиссаров в роли Соседа-пьяницы мастерски держал паузы. Не чувствовалось премьерных шероховатостей. А в помощи современным Ромео и Джульетте, сыну отца алкоголика и дочери «всё имеющего» Хозяина, животные оказались человечнее людей. Не зря в спектакле рефреном звучит фразы: «Это могут только люди!» «Чтобы нажать на курок, нужен палец человека...». Спектакль «выстрелил» очень метко! В общем, играли профессионально! Браво, друзья!
Авдотья Шмидт
- Это только название – «Очень простая…», на самом деле - история, заставляющая много думать, осмысливать и сопереживать. Леонид Васильевич в роли пьяницы чем-то напоминает Сергея Юрского в фильме «Любовь и голуби».
Оля Кудряшка
- Мне очень понравился спектакль, я даже чуть не заплакала, как мне жалко соседа, ведь он очень добрый человек был.






ФОТО: Семейные разборки
Спектакль - сказка! Но все детали сказки срисованы из реальной жизни. Сюжет пьесы до схематичности прост. Алёша, безработный сын Соседа-алкоголика поиграл на сеновале в любовь с Дашей, дочерью Хозяина-трудоголика, а Даша возьми, да и забеременей. Алексей не против женитьбы, и любовь к Даше не отрицает, да только Хозяину с Хозяйкой не по нраву такой союз.
Сосед после смерти жены допился до такого скотского состояния, что пропил всё, что можно было пропить. Теперь тайком потаскивает самогонку из загашника Хозяина крепкого деревенского подворья. А самогон, после развала колхозов, долгое время был единственной жидкой валютой у деревенских жителей с мозгами, которые хотели выживать. Но как ярко всплывает картина о лихих девяностых. От безысходности спивались не только похоронившие жён, но и потерявшие работу, семью. А кто-то и жилья лишался, превращаясь в бомжей. У Соседа сил для выживания не нашлось. И кому нужен зять, у которого ни работы, ни кола, ни двора? Да и поговорка «Яблоко от яблони недалеко падает» неоднократно звучит из уст отца и матери юной Даши.
А у трудоголика в доме полный достаток, живности полон двор. Даже отработавшую свой срок лошадь держит на «всякий пожарный случай» в хлеву, а не сдал на живодёрню. И беременность от сына алкоголика никак не вписывается в планы привычного ритма жизни крепкого деревенского хозяйства. Поэтому Хозяин единственный выход из ситуации видит в аборте. Сегодня он режет свинью, а завтра повезёт в город мясо на рынок и дочь на аборт. Самый простой выход из ситуации, чтобы не допустить родства с Соседом-алкоголиком.
Спектакль не открывает ничего нового. Играми в любовь на сеновале, без намёка на ответственность за её последствия, сейчас никого не удивишь. А гражданский брак вообще стал нормой жизни для современной молодёжи. Ком к горлу в зрительном зале, вероятнее всего, подкатывает от гибели детей в Кемеровском ТЦ «Зимняя вишня». А до этой трагедии была ещё масса, которые откладываются в людской памяти. На сцене о трагедиях не говорят, но разве аборты от терактов чем-то отличаются? Разборок на сцене будет много. И между соседями из-за воровства самогона, и родителей с дочерью из-за беременности, и сына с отцом из-за алкоголизма. И даже отец будущего ребёнка Алексей, готов пойти на какой-то компромисс с Хозяином. Будет и глубокая обида Соседа на Сына: «Отца… по матери…» Но самым ценным стало объединение животных за сохранение жизни не родившегося ребёнка.
О спасителях






ФОТО: Речи Петуха. Подготовка Свиньи к "полёту".
Животные от убитой Свиньи узнают, что спасти Дашу от аборта может только Ангел-Хранитель. Но для появления Ангела-Хранителя должен кто-то умереть. Петуха интересно слушать. Знает много непонятных слов, потому что слушает радио. Но он не желает быть бульоном. Слышал про законы о свободе слова и праве на жизнь. И когда встал вопрос о выборе жертвы для спасения Даши от аборта, вспомнил о референдуме с тайным голосованием и демократическим подсчётом голосов. Надо же как-то на законном основании избавиться от смерти.
Свинья, мечтавшая до убоя летать, получила такую возможность. И хотя на небе она только первые сутки, но уже успела понять, что в Раю основная масса детей, а жизнь на земле гораздо интереснее. Корова готова принести себя в жертву, но тогда погибнет и не родившийся телёнок. А двух смертей обитатели хлева не могли допустить. Пес с Лошадью тоже принимают решение стать жертвами, но аргументы Лошади оказались более обоснованными. Стара. Работать не может. Не сегодня-завтра, если сама не подохнет, то хозяин может отправить на живодёрню. Выбор сделан. Все молча ждут исхода, и лишь у Петуха не хватает терпения, и он стал требовать от Лошади выполнения обещания.
Пёс приносит двустволку Хозяина. Свинья уже знает, что нажать на курок двустволки может только палец человека. И когда Лошадь приготовилась к смерти, Сосед навёл ствол на жертву, ради внучка… но не каждому дано переступить через свою душу.




ФОТО: Но, чтобы в беззащитного стрелять!..


ФОТО: Сукин сын,застрелился он... Паразит проклятый, И внучку не увидел, дурак старый...
Сосед: Да кто я такой? Какой-такой особенный, что буду жизни лишать. Я ее давал!? Я вас спрашиваю!? Что же вы насильничаете надо мной... Сукин сын я, висельник, пьяница, на Калыму меня... прав сосед... Но, чтобы в беззащитного стрелять!
Вроде и человеческий облик потерял, но выстрелить в Лошадь не смог. Проверил наличие патронов в стволах, и ушёл с ружьём за кулисы. Потом раздался выстрел. А позднее и внучка Маруся родилась. На радость маме с папой и бабушке с дедушкой. И Хозяин даже сожаление выразит, что глупый Сосед не мог рождения внучки дождаться!!! Если судить по эмоциональному воздействию, то цель, достучаться до душ зрителей, была достигнута в полном объёме. Очень простая история, в которой не люди, а животные нашли способ спасти не родившегося ребёнка. Да, это сказка. Не могут животные понять поступков людей, тем более вмешиваться в реализацию их замыслов. Но если проанализировать некоторые поступки людей, то насколько животные оказываются добрее нас.
На премьере игра никогда не бывает лучше, чем на репетициях, где можно повторить и исправить жест, реакцию, интонацию. К тому же закономерное волнение первого выхода с новой работой к зрителю не исключает ошибок. Но меня порадовало, что не оправдался прогноз Андрея Петрухина, который на репетиции предположил, что после некоторых эпизодов придётся делать паузы для бурной реакции зрительного зала. Да, были попытки аплодисментов, были и редкие взрывы смеха. Но не настолько бурные, чтобы актёрам приходилось прерывать ради этого действие. Потому что аплодисменты раздавались не в честь сольных номеров отдельных актёров, а в честь точной реакции героев на ситуацию. И смех, если в зале и возникал, то вырывался он сквозь слёзы, и тут же затихал. А ведь актёры разыграли очень простую историю…




ФОТО: После спектакля можно и расслабиться...
Фото автора и Н.В.Минигуловой
Иван Васильевич Костин