• 0 4 Vokzal Murom 2Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров

    В мае 1878 года состоялось торжество по поводу закладки и освящения первого железнодорожного вокзала на железнодорожной линии Муром –Ковров и к концу года двухэтажный красавец в Муроме был готов принимать пассажиров. Для обслуживания и ремонта подвижного состава 2 декабря 1879 года в Муроме были открыты паровозные мастерские (депо). Такие же мастерские были открыты в Селиванове и в Коврове, но открытие дороги, запланированное на 1879 год, отложили до начала 1880 года. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7640 раз Подробнее ...
  • 4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

    «В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
    Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7708 раз Подробнее ...
  • Aleksandrov v MIXM 1Групповая выставка художников из Александрова

    Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей», ВТОО «Союз художников России» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 26 февраля по 29 марта 2021 года на групповую выставку художников из Александрова: Анатолия Демьянова (графика), Юрия Иватько (скульптура), Виктора Рассадкина (скульптура). На ней посетители смогут увидеть около ста произведений из их личных коллекций. Для муромских жителей новая выставка будет премьерной. Творчество художников из города Александрова представлено у нас впервые.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7123 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Вторник, 02 Февраль 2021 13:27

Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

Оцените материал
(17 голосов)

4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

«В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

Karta Mele

ФОТО: Путь по карте 1850 года на Владимир и Касимов от Московской заставы.

Ярмарка

«За Московской заставой торговали лошадьми... В 1864 г. ярмарка была отведена на другое место за городом вблизи вокзала Муромской железной дороги. Здесь были выстроены постоянные ярмарочные ряды и временные балаганчики. В это же время разведен и сад для гулянья…»
А. Митрофанов «Калачи на гербе» Газета «Первое сентября» N 92/2003 г.
Поправим автора в датах. Не ярмарка около вокзала, а вокзал около ярмарки через 15 лет начнёт обслуживать пассажиров. И не 1864, а 1865 год стал годом освобождения городских площадей от навоза с выкорчёвыванием булыжников для тормозов под колёса телег.
«…Наружный вид города все более и более улучшается. Так, например, благодаря постоянной заботливости, распорядительности и щедрости г. Городского Головы А. В. Ермакова пространная торговая площадь, загроможденная прежде уродливыми лавочками, совершенно очищена и вымощена. Вместо этих лавочек устроены новые корпуса в удобном месте. Прочие площади, прежде грязные и вонючие, тоже очищены, выровнены и вымощены. В особенности же заслуживают внимания вновь выстроенные помещения для здешней ярмарки. В минувшее время она помещалась в устраиваемых на скорую руку лубочных балаганах, которые занимали всю соборную и прочие торговые площади, производя тесноту и увеличивая опасность в случае пожара. В нынешнем же году ярмарка перенесена в поле, где устроено для нее несколько постоянных, удобных и прочных корпусов и других строений, необходимых для ярмарки».
Владимирские губернские ведомости, 1865, № 43.
«23 июня 1865 г. (6 июля по новому стилю) было открытие и освящение ярмарки на новом месте, за садом Бурцева, в поле, где построено несколько постоянных корпусов и разбит бульвар».
Интернет-СМИ. Владимир. «Наш Край». 21 октября 2018
«Достопримечательностью города являлась летняя Муромская ярмарка, проходившая с 7 по 16 июля и занимавшая весь городской выгон между станцией и городской застройкой… Старожилы, видимо, помнят, что последняя ярмарка на ярмарочной площади проходила в 1928 году».
Н.Беспалов. «На месте городского выгона». «М.р» 6.05.1987.

Mosty ovraga

ФОТО: Поняев (Ремесленая слободка) и Новый (ул.Московская) мосты.

До запуска в 1880 году железнодорожного сообщения на Ковров городской выгон простирался: на северной стороне от Напольного кладбища с мельницами, до оврага Бучиха на южной стороне. И от Успенского оврага на востоке (ул. Куликова) до деревни Александровка на западе. В 1824 году около Московской заставы, на деньги горожан, построили Новый каменный мост. «В длину мост простирался на 18,5 сажен (около сорока метров), в ширину - на 7 сажен (около пятнадцати метров). Мост имел каменные настил и такие же перила» . (В.Я.Чернышёв). Хотя действовал и деревянный Понявый или Гофманский мост на старой владимирской дороге (Ремесленная слободка). Названия свои он получал от именитых жителей города. На южной стороне оврага жила семья Поняевых, на северной располагалось имение Гофманов. Между двумя мостами находились ветряные мельницы (современная пл. Труда) Тягуновых, Крестовниковых, Суздальцевых, Вощининых и др… А от каменного моста, на карте А.И.Менде 1850 года, уходили две дороги. Одна между мельницами и Напольным кладбищем - через Ковардицы на Владимир, другая - по городскому выгону через Подболотню на Касимов.

Границы бывшей Ярмарочной площади сейчас можно ограничить с восток на запад улицей Артёма и улицей Парковая, а с юга на север торговым центром «Домашний» на улице Лакина и Рубероидным заводом на улице Московская, построенном на территории ярмарки в 1916 году. И по центру Ярмарочной площади, на городской территории, по воспоминаниям очевидцев, на улице Сретенская (Карла Маркса) до революции напротив церкви Сретенья Господня около Жадинского пруда располагалась Грузовая площадь. Историю площади могли бы рассказать ушедшие в мир иной, но сейчас стоят на ней жилые дома постройки 1952 года. А мой вывод, что на период работы ярмарки всё делалось для удобства продавцов. На востоке была площадь для разгрузки товаров с подвод, а на западе в 1880 году стала работать и железнодорожная станция.

Yarmarka 1900-e god.

ФОТО: Картины И.С.Куликова.  Между мельниц на фоне леса колокольня церкви Всех Святых на Напольном кладбище.

Некоторые из капитальных строений, построенные с 1865 года для ярмарки, служили верой и правдой вплоть до начала XXI века. В одном из них, по адресу ул. Парковая, 7, располагалась общеобразовательная школа № 17 (с 1961 года № 36). 18 сентября 2007 года школа ликвидирована как юридическое лицо, а здание пошло под снос. В другом, по адресу ул. Парковая, 11, располагался центр гигиены и эпидемиологии железной дороги (проще – санэпидстанция). Среди построек 1951 – 1959 годов стоят на улице Парковой дома железнодорожников и XIX века. Дом № 21 построен в 1882 году, а № 19 в 1890-м. Снос вокзала Муром-2, а попутно и ликвидация железнодорожного переезда около автовокзала, связаны не только с износом здания, ремонт которого обошёлся бы дороже возведения нового, но и с посещением Мурома первым заместителем председателя совета министром Гейдаром Алиевичем Алиевым летом 1985 года.

Тяжёлый день тогда выдался для дорожников. Если дорогу до здания ГК КПСС (пл. 1100-летия) заасфальтировали заблаговременно, то желание высокого гостя посетить комбинат «Красный луч» стало для руководства города полной неожиданностью. Надо было успеть до его подъезда к воротам комбината и съезд Лакина привести в надлежащий вид. Успели. Алиев с сопровождающими лицами спускались вниз чуть ли не по горячему асфальту. Тогда же городские власти попросили и строительство путепровода на переезде между улицами Московская и Жданова профинансировать. Потому что не столько во время пропуска пассажирских и товарных поездов, сколько во время манёвров паровоза с вагонами городской транспорт мог часами стоять в пробке перед опущенным шлагбаумом. Но Алиев посчитал, что дешевле будет, если переезд ликвидировать. Объезд на Ковров с Владимирского шоссе перенесли к Александровке. Будку стрелочника убрали, рельсы до пятого километра сняли. Станция Муром-2 стала тупиковой, а вокзал остался без пассажиров. После сноса вокзала снесли и здание санэпидстанции. На этом месте построили новое, двухэтажное кирпичное здание. А на месте деревянных построек вдоль железнодорожной линии расположился гаражный кооператив. Надолго ли – неизвестно, но 23 сентября 2020 года уже снесли здание элеватора, построенного в 1984 году. Недалёк день, когда и дома на улице Парковой останутся в памяти старожилов, потому что город растёт не только ввысь, но и вширь. И начало этому процессу на бывшем городском выгоне положили торговые центры «Домашний» в конце улицы Парковой и «Зефир в мармеладе» через забор от парка имени Гагарина.

Улица Куликова

Yarmarka 1900-e panorama

ФОТО: Панорама улицы Куликова от Рубероидного завода до элеватора.

С целью увековечивания памяти об академике живописи Иване Семёновиче Куликове, Исполком Муромского Городского Совета 25 декабря 1941 года принимает постановление об организации мемориального дома-музея на ул. Свердлова, 9. А в 1955 году на картофельном поле (бывшей ярмарки на городском выгоне) появились двухэтажные домики № 1, 3, 5 на улице с его именем. В 1962 году построили дом № 7. Хотя трёхэтажный дом № 13, с высокими потолками, в котором последние годы жил журналист и краевед В.И.Богатов, построили уже в 1959 году. С пуском в строй завода ЖБК в 1961 году, началась массовая застройка города «хрущёвками» с низкими потолками. И хотя в санузлах каждой квартиры для подогрева воды устанавливали дровяные титаны, но на семейные помывки, больше ради посещения парной, а мужчины и ради пива, жители предпочитали ходить в бани. В железнодорожную или в городскую на Комсомольской. В бане ПРЗ не было ни парной, ни буфета.

В 1975 году на ул. Советская открыли баню с женским и мужским отделениями, с парилками, с парикмахерской, с буфетом. Рядом была современная прачечная. 1990-е заставили людей экономить и на бане. В 2010 году у банно-прачечного комбината появился новый хозяин и баня стала коммерческим оздоровительным центром. Со спортзалом, с саунами, с бассейнами в каждой сауне. А напротив бани оставался лет 15 недостроенным железобетонный скелет с лестничными пролётами трёхэтажного «Дома быта». Из-за начавшейся в 1985 году горбачёвской Перестройки. И только в 1999 году стройка обрела хозяина, а осенью 2001 года  «долгострой» открыл двери не трёх, а шестиэтажным ТЦ «Тибор». Потом через дорогу, на месте деревянного Нижегородского магазина, возвели ТЦ «Гермес». И стеклянные стены «Мармелада» с «Зефиром» начали сиять на улице Куликова всеми цветами радуги. Поэтому с 2005 года эту улицу, после расширения границы до объездной дороги, можно считать не только географическим центром города, но и торговым центром XXI века. А ведь вокзал в 1878 году был построен за пределами города.

На фотографиях внизу торговые центры в районе улицы Куликова.

Torgovye zentry 1

Torgovye zentry 2

Torgovye zentry 3

Продолжение следует.

Фото из архива автора, В.Бондарева, А.Беспалова, А.Комлева и сайтов торговых центров.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 7707 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi