• 0 4 Vokzal Murom 2Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров

    В мае 1878 года состоялось торжество по поводу закладки и освящения первого железнодорожного вокзала на железнодорожной линии Муром –Ковров и к концу года двухэтажный красавец в Муроме был готов принимать пассажиров. Для обслуживания и ремонта подвижного состава 2 декабря 1879 года в Муроме были открыты паровозные мастерские (депо). Такие же мастерские были открыты в Селиванове и в Коврове, но открытие дороги, запланированное на 1879 год, отложили до начала 1880 года. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7575 раз Подробнее ...
  • 4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

    «В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
    Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7652 раз Подробнее ...
  • Aleksandrov v MIXM 1Групповая выставка художников из Александрова

    Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей», ВТОО «Союз художников России» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 26 февраля по 29 марта 2021 года на групповую выставку художников из Александрова: Анатолия Демьянова (графика), Юрия Иватько (скульптура), Виктора Рассадкина (скульптура). На ней посетители смогут увидеть около ста произведений из их личных коллекций. Для муромских жителей новая выставка будет премьерной. Творчество художников из города Александрова представлено у нас впервые.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7094 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Вторник, 01 Ноябрь 2016 21:54

Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 1. Глава 3. На стройки Мурома

Оцените материал
(45 голосов)

Sumnir glava3 26Ленинградцы-блокадники в Муроме. Часть 1. Глава 3. На стройки Мурома

Впереди был Муром, куда в 1956 году Ефросинья Владимировна Сумник прибыла на строительство вторых железнодорожных путей. Тогда же было принято решение об организации СМП-105 для строительных работ на железной дороге. До этого здесь было только небольшое строительное подразделение отделочных работ. И руководство Казанской железной дороги назначает на организацию СМП-105 начальником Гончарика, потом Мушкина, заместителем Краснова и начальником планово-производственного отдела Сумник Е.В.

Sumnir glava3 1Sumnir glava3 2

ФОТО Сумник Е.В.: "Да разве можно словами передать, что пришлось пережить. А на ошибки журналистов, которые они допускают в своих статьях, давно не обращаю внимания"

Муром. СМП-105

- Здесь была однопутка. А у меня был уже богатый опыт работы. Сюда я приехала квалифицированным инженером по мостам и тоннелям. Но при новой должности требовались экономические знания, и пришлось заочно приобретать их в Ленинградской финансовой академии. Я была работником МПС и приехала сюда вся такая важная, с пагонами. А в 1956 году МПС принимает решение пагоны с железнодорожников снять. Носить их было запрещено. И я сняла свою красивую форму.

Sumnir glava3 31Sumnir glava3 32

Sumnir glava3 29

Sumnir glava3 30

ФОТО Вверху - форма инженера путей сообщения образца 1954 г. Женская от мужской отличалась только стороной расположения пуговиц. Внизу - Сумник Е.В. в Степурино на прокладке вторых путей.

Но СМП мы всё-таки организовали, и я стала заниматься строительством. Где меня только не мотало за 70 лет. На БАМе, на Ангаре и по всей России, а тут осела. В этом году исполнилось 60 лет моей прописки не в вагончиках с землянками, а в квартире с удобствами. Правда, я всю жизнь была трудоголиком и месяцами пропадала на строительстве вторых путей от Казани до Черустей, но теперь у меня был дом, куда я могла вернуться.

А сложности? Были сложные путепроводы в Огрызе, Карамбае. Самое тяжёлое – это прокладывать трубы под действующими путями по 4,5 метра высотой с основанием фундамента 2,5 метра. С мостами проблем не меньше. Это сейчас сваи забивают копрами, а мы забивали деревянными бабами. Забиваем шпунт, чтобы можно было выбрать грунт. А у реки везде плывун и приходилось приспосабливаться. Бадьями песок с водой вынимали. Потом ставим опалубку под толщину 50 – 60 см., заполняем бетоном. Толщина стены зависит от высоты путепровода. И всё делали вручную. А сколько городков построили! Тёша. Степурино. Школы, очистные сооружения. Дома в Арзамасе, в Навашино, путепровод за Навашино по объездной дороге.

- Но у Вас двое детей. С кем они проводили время, в ожидании Вас из командировок?

- Так у нас в Муроме был прекрасный интернат для детей железнодорожников. Там они учились и жили. И общались с детьми таких же родителей, как и я. Не могу сказать из каких районов эти дети приезжали, но работники железных дорог люди кочевые и подневольные. Куда надо, туда и едут в любое время суток. Так что, кому детей не с кем было дома оставить, привозили сюда от Черустей до Арзамаса. Ну, а я, кроме строительства дорог и сооружений от Казани до Черустей, ещё и в Муроме много строила. Школа машинистов находилась в здании вокзала Муром-2, стоматологическая поликлиника в страшном сарае-развалюхе между 36-й школой, современной школой машинистов и СЭС., и в каких красавцах сейчас они находятся. А уж о больнице и говорить страшно. А какой стала Привокзальная площадь с памятником Гастелло? И на всё нужны были не только время, но и знания с фантазией.

- А почему разрушили вокзал около автостанции?

- Муром-2? Так мало того, что он перестал функционировать, потому что поезда на Ковров пустили через Александровку, так он ещё и стал разрушаться. Ему уже было за 100 лет, а тратить деньги на ремонт не имело смысла. Построить новое гораздо дешевле обходится.

Sumnir glava3 7Sumnir glava3 5

Vokzal Sumnik 1

Vokzal Sumnik 3

ФОТО Станции Муром-2 (не сохранился) и Муром-1


МСЗ и ЖБК

Не успела слезть с поезда, как в первый или второй день вызывают меня в горком и спрашивают, какого профиля инженер? Отвечаю – мостовик. А на Стрелочном заводе плиты перекрытия стали людям на головы падать. Смертельных случаев, правда, не было, но ранения были. Нас проектировщиками готовили, но разруха была настолько велика, что мы почти все стали практиками. Что делать?

Пришла в механосборочный цех - все колонны вразнобой. Основания сделаны закопушками, а там болото, один плывун. У фундамента площадь опоры маленькая, начались просадки. И первое, с чего я начала, с усиления колонн. Сделала замеры, спроектировала железобетонные рубашки. Выправили. Окутали колонны арматурой, некоторые фундаменты усилили, плиты перекрытия посадили на место, и механосборочный цех стал как новенький. Потом стали строить кузнечный цех, водонапорную башню, склад рельс, обводной канал. Ведь завод стоит на болоте. Так что приходилось везде торчать день и ночь.

На месте завода ЖБК была свалка. Я там лазила с нивелиром, с теодолитом. Мастерам не доверяла, сама лазила. Делали разбивку, строили от начала до конца. А в каких условиях? Морозы под 40 градусов. Работали под навесом, потому что денег даже на сарай не было. Там грели песок для стройки, и люди в валенках, накутанные кто в чём, тряслись от холода, но работали в три смены. Как только ЖБК пустили в эксплуатацию (год пуска 1961), а это событие пришлось на время, когда Хрущёв бросил клич обеспечить всех жильём, начались огромные финансовые вливания на строительство.

Сейчас эти дома пренебрежительно называют «хрущёвками», но это было счастьем для миллионов людей. Из бараков и подвалов люди въехали в благоустроенные квартиры. Завод начал выпускать фундаментные блоки с железобетонными перекрытиями, перемычки на окна и двери. Раньше мы рельсы вместо перемычек использовали. Реконструкция вагонного депо и станции Муром, вторые пути, локомотивное депо. В 56-м локомотивное депо было всё завалено, залито мазутом по колено. Вид ужасный. Переделали смотровые ямы, выбросили хлам, обложили плиткой.

КАЗАНКА

По воспоминаниям Ефросиньи Владимировны. Когда в 1956 году она приехала в Муром, на картофельном поле, бывшем городском выгоне, рядом с садом совхоза «Плодовый», строился клуб строителей. Улица Щербакова с одним трёхэтажным и двухэтажными домами с магазином стояла с 1953 года. Потом стали строить двухэтажные дома с музыкальной школой и трёх этажные дома на Железнодорожной (Филатова) и Песчаной (Лаврентьева). В 1960 году на картофельном поле встанет школа № 20. С пуском в строй ЖБК начнут расти четырёхэтажные дома по улице Жданова. С почтой, парикмахерской, магазинами, домовой кухней.

Sumnir glava3 15Sumnir glava3 16

ФОТО Клуб строителей открыт в 1957 году

Sumnir glava3 17Sumnir glava3 18

 

ФОТО Улицы Желенодорожная (Филатова) и Песчаная (Лаврентьева) строились в 1956 году

Sumnir glava3 19Sumnir glava3 20

 

Улица Жданова (Московская). Школа № 20 открыта в 1960, Православная гимназия в 2013. Четырёхэтажные дома стали расти с пуском в 1961 году завода ЖБК

Sumnir glava3 25Sumnir glava3 26

 

ФОТО Мостик за "Скорбящим ангелом" и фонтан открыты в 1967 году. Аллея Героев была высажена от фонтана до центрального входа в парк

Sumnir glava3 27Sumnir glava3 28

 

ФОТО Уже нет колеса обозрения, цепочной карусели и многих других аттракционов.  Исчезли павильоны и для настольных игр в ненастную погоду. Искусственный бассейн, что находится слева от центральной аллеи, тоже с начала 90-х годов прошлого века зарастает кустарником .

В 1966 году, к 50-летию Советской власти, начнётся строительство парка. Заложили аллею Славы в честь Героев Советского Союза и Социалистического труда, где закопали капсулу с посланием потомкам и обязательством «Вскрыть в 2017 году». Выкопали искусственный бассейн, сделали в нём остров сказок, поставили горбатый мостик, и по периметру поставили ярко раскрашенные диваны. В бассейн запускали мальков, и не только ребятишки подкармливали их. В 80-е бассейн был уже не так привлекателен, но соревнования судомоделистов в нём проводились.

Аттракционы с колесом обозрения, летняя эстрада притягивали в парк и детей и взрослых. И план выступлений не только самодеятельных коллективов всех культучреждений города, но и профессионалов, был расписан на все выходные дни со дня основания парка вплоть до перестройки. А на пустыре, ближе к улице Куйбышева, были построены фонтан и мост для велосипедистов. Это про то, что настраивало людей на позитив.

А вот и другой взгляд Ефросиньи Владимировны на улицу Жданова.

- Что можно сказать про улицу Жданова? Я вот сейчас прохожу и каждый дом кусочек моего сердца забрал. Где-то подвал провалился, где-то ещё какие-то проблемы, но самое страшное на ул. Жданова, как бездумно мы работаем. С Николаем Андреевичем Беспаловым, царство ему небесное, мы начали строительство с улицы Лаврентьева. Сколько буду жить, столько буду вспоминать добрыми словами первого секретаря горкома Николая Николаевича Малиновского. Настоящий хозяин был. Прежде, чем войти в кабинет и начать разнос, он ранним утречком проедет по городу. И не по докладам чиновников, а за то, что увидел своими глазами начинает разнос на планёрке. В 1974 году вся улица Жданова от Александровки до переезда была перекопана. Проложили трубы с прицелом на рост населения, да ещё и дорогу расширили. И вот уже сорок лет с хвостиком улицу Жданова ни разу не перекапывали.

А когда начали строить, трубы меняли, чуть ли не ежегодно. Проложили на250. Население подросло – поменяли на 500. Прошло ещё немного времени, опять меняем – на 1000. Дома растут, население растёт, а канализация еле-еле справляется метровыми трубами. Вот ремонтники и бегали от колодца к колодцу с ершами. У меня два прекрасных мастера – сантехника погибли. Угловой колодец около клуба 9 метров глубиной. Я перед командировкой приказала: «Ребята! Ради Бога! Возьмите компрессор и продуйте».

- Да, вроде ничего. Не сильно пахнет. Мы ватку с духами привяжем.

Я сама много раз в эти колодцы лазила и знаю это «не сильно». Уехала. Придираться некому. Они компрессор не взяли и полезли. Сначала один, а за ним и второй там задохнулся. Фекальные газы – это самый страшный яд. Так что эти два мужика на моей совести. Потом придёт Малиновский и вот те трубы, которые при нём положили, служат до настоящего времени. Значит, если есть голова на плечах, то и дело будет служить долго. Но в основном работал человеческий фактор. Ведь основная часть новосёлов жили в частном секторе с удобствами на улице. И в новые дома жители переселялись с деревенскими привычками. Вот тут и начались великие проблемы. Там всё сваливали в отхожее ведро, а здесь вместо помойных вёдер стали использовать унитазы. Чего мы только не извлекали из канализации. Чуть ли не телогрейки. Это был какой-то ад. Каждый день новое подтопление.

- Вся канализация Мурома на глубине 9 метров?

- Нет, не вся. Около почты на глубине двух метров. Уложена под уклон, чтобы отходы уходили самотёком, поэтому около клуба трубы уходят на восемь восемьсот вроде бы. Но рабочие посчитали моё требование излишней тратой времени. А продуть ума не хватило.

МЕДИЦИНА

-Старая больница, деревянная, двухэтажная с убогими одноэтажными постройками. А тут кирпичная четырёхэтажная. Какая масса и на болоте. Когда я приехала, то вдоль Пионерской шла терапия, потом котельная, от которой все больные ходили в шубах, потом туберкулёзный корпус и замыкал пространство административный корпус с лабораторией и моргом. Тогда я Христом Богом упросила директора ЗиД Чернова Александра Ивановича дать тепло в больницу. Сделали воздушку. Тепло дали. А когда решили построить четырёхэтажный корпус, я сильно протестовала. На болоте, да такая масса кирпича! Развалиться. Но тогда стали появляться копры, забили сваи, и держится, не развалился до сих пор. Вы сейчас ходите к стоматологам напротив клуба строителей?
- Да.
- А ведь они работали у парка Гагарина в невыносимых условиях. А у нас 14 или 15 тысяч человек только в отделении дороги было. И начальник горздрава Пресняков Владимир Иванович попросил увеличить поликлинику. Вот мы зубным врачам и украли у Лазарева квартиру в новом доме на улице Дзержинского. Скандал. Пришли распределять квартиру, а там уже поликлиника. Вот вся моя работа.

А потом, в 60 лет ухожу на пенсию и стала хозяйкой сада-огорода Заречный в Иваньково. Доехала от городских властей до Совмина СССР, чтобы выбить десять гектар земли под сад. Единственный сад, в котором круглый год есть вода с 1982 года в неограниченном количестве. Пробурили скважину, поставили водонапорную башню и я 10 лет была там председателем. Правда, сейчас здоровье не позволяет что-то сажать и ухаживать, и сад запущенный. Но у меня там пруд, грибов необеримо. В общем, время зря не теряла.

ПОЖАРЫ 2010 года

Это же преступление века. Пылает Сибирь. Мы здесь горели в 2010 году, и для нас это было трагедией. Младший сын Серёжа окончил Ленинградскую лесотехническую академию и получил направление в Коми. А там были непроходимые леса и возгорания происходили ежедневно. Чаще самовозгорание, потому что жара стояла выше 30 градусов. Мобильников не было, по рации сообщали о местах возгорания. И мы все, от мала до велика, ветками низовые пожары забивали. Ветками. Обходились без авиации. Сейчас пожвры некому тушить. МЧС, когда уже полыхают огромные гектары, бросают самолёты, а это ведь огромные деньги на ветер бросают. Серёжа окончил лесотехническую академию, а сейчас безработный, потому что «от великого ума» ликвидировали Министерств лесного хозяйства. Возгораний и тогда было полно, но пожаров таких масштабных не было.

Я дружу с вербовчанами. Это ведь тоже кусочек Ленинграда. И вот разговорились про пожары 2010 года. За рекой в Нижегородской области, в Меленках, в Селиваново, в Коврове даже целые деревни полыхали, а Вербовский в окружении адского огня устоял. А ведь посёлок стоит в хвойном лесу, да ещё с пожароопасным заводом. Оказывается, было организовано круглосуточное дежурство. Все жители, кто может двигаться, дежурили. А ведь Вы помните, что горящие иглицы с корой не только Вирею с Каменкой спалили дотла, но и наши подоконники были покрыты слоем обуглившихся остатков с пеплом. Возгорание-то внизу пару пустяков затушить, чем бороться с пламенем на верхушках деревьев, да с сильным ветром. Берёшь зелёные лиственные ветки и лупи, пока не потухнет.

Яхт-клуб «БАЛТИЕЦ»

Sumnir glava3 13Sumnir glava3 14

ФОТО Сумник Е.В. "Человек года -2015" за активную общественную деятельность

Sumnir glava3 21Sumnir glava3 22

Sumnir glava3 23Sumnir glava3 24

ФОТО Сумник Е.В. на мероприятиях в Муроме

Sumnir glava3 35Sumnir glava3 36

Sumnir glava3 34Sumnir glava3 33

ФОТО Одна из регат под эгидой яхт-клуба. Из яхт-клуба "Балтиец" в 2012 году Сумник Е.В. вернулась с дипломом почётного члена клуба. И на яхте плавала. И лыжи не реквизит для фото, а средство передвижения с молодёжью яхт-клуба. Это в 90 лет.

Sumnir glava3 37Sumnir glava3 38

ФОТО Кронштадтский Ставропигиальный Никольский Морской собор

- Ещё интересную страничку из жизни не рассказала. В 2012 году поехала в Ленинград. Там старший сын с семьёй живёт.  И меня  совершенно случайно, попутным ветром занесло в яхт-клуб «Балтиец». Лучший в Европе. И я стала почётным членом этого яхт-клуба. Они берут меня с собой на яхты, на которых обязательно надо выходить в море. А зимой с ними хожу на лыжах. Там у меня второй родной дом. Проводим там громадную патриотическую работу. А о погибших моряках десантниках Вы что-нибудь слышали? Гибель лучших сынов России. Ведь я этих мальчиков-морячков очень многих знала лично.

Яхт-клуб «БАЛТИЕЦ» существует с 1975 года. При клубе организованы детская парусная школа, клуб юных моряков «Навигатор», где школьники изучают морское дело и совершают походы на военно-морских ялах. Отличие от нашего ВСК имени Саплина В.И., у которых Е.В.Сумник тоже частый гость, вижу только в разности водного пространства для тренировок. У наших ребят – Ока с озером Свято, у питерцев – Финский залив. Размеры городов и отношение к проблемам в детских и подростковых секциях, не для этой публикации.

Слушаю эмоциональный рассказ Ефросиньи Владимировны, с перескоками из века XX в век XXI и наоборот, и ловлю себя на мысли, что она как будто только что вернулась с места событий, в которых была уж если не участником, то свидетелем точно. А уж когда она начинает рассказывать об участии в походах на три войны при содействии Николая Костылева (соревнования "Открытая вода" на Оке), да о встречах с молодёжью, то веришь в её утверждение: "Старость меня дома не застанет, хотя и приходится ежедневно бороться с наступающими болячками". 

Про морячков-десантников слушаю больше эмоции, чем слова. Ищу информацию. Это для меня, после подробностей пятнадцатилетнего поиска места захоронения деда, эти ребята ещё одна очередная порция для мясорубки первых дней войны. А для Ефросиньи Владимировны - друзья, однокурсники, попавшие в обречённый десант. Петергофский оперативный десант Балтийского флота, спешно формировался по приказу Жукова с 1 по 4 октября. 5 октября 1941 года, в ходе Стрельнинско-Петергофской наступательной операции, высадили на берегу Финского залива. Задача десанта - отвлечь немцев и помочь соединиться 8-й и 42-й армиям. Артподготовка отменена лично Жуковым, чтобы скрыть высадку десанта.

Силы были не равны. Моряки сражались до последнего патрона. Последние очаги сопротивления подавлены к 7 октября. В живых остался один человек. До конца 70-х годов о десанте было несколько коротких упоминаний в мемуарах. С начала 1990-х годов стали проводиться ежегодные церемонии с участием флота в день высадки десанта. В 2010 году в Кронштадте открыли сквер со скульптурной композицией «Петергофский десант». В апреле 2016 года появилась информация о планах поставить памятник десанту на территории яхт-клуба «Балтиец».

ПИОНЕРЫ

Sumnir glava3 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО С пионерами в школе № 2 

- Рычков меня спрашивает: «Почему Вы так любите 2-ю школу?» А потому что я там ребятишек принимала в пионеры. Стоит на площади огромная толпа народа, в том числе и ветераны. И выходят на площадь 60 граждан Российской Федерации. И каждый из них делает несколько шагов вперёд и говорит: «Я, Саша, Маша, Ира такая-то клянусь любить свою Родину больше, чем жизнь. Если возникнет необходимость, готова отдать за неё жизнь». Это что, плохо? Это преступление? У них был слёт пионеров. Приезжали из Владимира. Что в этом плохого? Сейчас стране надо сжиматься в единый кулак.

Сейчас, когда вся планета ополчилась против действий нашего Президента. А он всего-то и объявил, что Россия не будет сырьевым придатком Америки с Западом и начал поднимать Россию с колен. Сейчас только вместе можно как-то выстоять в одной лодке, а не обливать друг друга грязью, как это делали кандидаты в депутаты перед выборами. И какой пример такие дебаты детям показывают? Ведь и они с такими «воспитателями» сегодня клянутся Родину любить, а завтра посмотрят на грязную войну кандидатов в законодатели и развернуться назад. Я 20 с лишним лет занимаюсь патриотическим воспитанием молодёжи. Хожу в школы, училища, институты, колледжи, воинские части. Бываю везде, куда приглашают. Постоянно вращаюсь вокруг молодёжи. Международное положение, война, этика поведения, мораль и нравственность.

И слушая эту легенду земли Владимирской, хотя она себя считает лениградкой, про её недомогания с поездками в Санкт-Петербург, про посещение городских мероприятий под пристальным вниманием опекуна – Коли Костылева, про встречи с юными членами ВСК имени Саплина в Муроме и яхт-клуба «Балтиец» в Питере, так и рвутся слова Гёте из «Фауста»:

Жизни годы прошли недаром.
Ясен предо мной конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!

Sumnir glava3 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО ПКиО им.50-летия Советской власти  25 апреля 2015 года

Sumnir glava3 12Sumnir glava3 11

ФОТО Сумник Е.В.: "Коля (Костылев) мой самый лучший, самый добрый и самый внимательный нянь". 

Продолжение следует

Фото из архивов Е.В.Сумник, ВСК им.Саплина В.И., яхт-клуба «Балтиец», В.Бондарева и муромских фотографов
Иван Васильевич Костин

Прочитано 5122 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi