• 0 VSK splav 21Сказ о барабане. Или о ком скорбит "Скорбящий ангел"...

    Хотел отдельно написать: про 60 лет ВСК им. В.И.Саплина, про подготовку к 75-летию Победы, да ещё раз встретиться с участниками локальных конфликтов. Но обстоятельства развернулись таким образом, что все три темы объединились в одну цепочку. И помогли мне в этом мальчики, которые закаляются пред тренировкой под окнами моего дома, бегая в любую погоду по кругу с голым торсом. Победу 1945 года ковали такие же мальчики и девочки - на фронте, в заводских цехах, на колхозных полях. И со школьной скамьи, прибавляя себе возраст, шли на фронт. И наблюдая за «саплинцами», чувствую уверенность, что с такими ребятами стране не придётся кормить чужую армию. (В 90-е годы такой уверенности не было). И очередь желающих записаться в ВСК тех, кто мечтает о службе в армии, МЧС или полиции, не иссякает.

    Прокомментируй первым! Прочитано 541 раз Подробнее ...
  • OQnXRHryogUПриглашают «Франт» и музей на выходные 25 и 26 января 2020 года

    Театр-Кукол Франт приглашает на спектакль «Мама-Кот» в субботу 25 января в 17 часов, а Муромский историко-художественный музей в субботу 25 и в воскресенье 26 января в 12 часов на мастер-классы по декорированию ёлочных шаров.

    Прокомментируй первым! Прочитано 29 раз Подробнее ...
  • ParkLenina 10ПРОГУЛКИ ПРОВИНЦИАЛА: ПКиО им. В.И.Ленина. Глава 2

    Вторую главу я отдаю памятникам на территории парка. Время беспощадно не только к забытым людьми живым существам, но и к бесхозным строениям. Прогимназия С.Г.Лесюка на ул. Первомайская, 23, и дом Максима Афанасьевича Каратыгин на ул. Тимирязева, 3 яркое тому свидетельство. Думаю, что постройки на территории бывшего ПКиО им. В.И.Ленина, сейчас он называется «Окский парк», ждёт такая же участь, если для них в ближайшее время не найдётся хозяина. Исключение пока только у тюремного замка, в котором работает кафе «Капитан Крюк».

    Прокомментируй первым! Прочитано 1018 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Пятница, 25 Декабрь 2015 12:45

Наследство моей бабушки

Оцените материал
(230 голосов)

Lozhkari1 LozhkiНаследство моей бабушки

Беседы с педагогом дополнительного образования ЦВР Скатуловой И.В., руководителем ансамблей «Родные напевы» в школе № 18 и «Забавные ложкари» в школе № 2 микрорайона Вербовский, возвратили меня в далёкие семидесятые годы прошлого века. Тогда я свои теоретические открытия из работ А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили проверял на практике, то есть на ребятах. Тогда же из сундуков и гардеробов родителей костюмы начали перекочёвывать в костюмерную «Контакта», а для детей 21-я комната клуба строителей, а затем и ЦВР становилась вторым домом.

«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть.
Ни один воспитатель не вырастит из сотни детей сотню идеальных людей. И есть лишь одна возможность избежать разочарования: признать право детей на детство. Признать абсолютную, а не относительную ценность детства. Перестать судить о ребенке только с точки зрения будущего, внушая тем самым, что сейчас он – никто, чем-то могут быть только взрослые. Нельзя мерить детей на взрослый аршин! В основе такого взгляда не умиление детством, а понимание его».

Из дневниковых записей Януша Корчака

Часть первая. Интервью с юными артистами

Когда я увидел ватагу второклассников, врывающихся 3 ноября в центр реабилитации подростков на Дзержинского 2а, то почему-то вспомнил 1985 год. Тогда на сцену клуба строителей изображать массовку, воспитанников «Дома сирот» и героев сказок Яноша Корчака в спектакле «Варшавский набат», я вывел два класса. Четвёртый и пятый из школы № 20. Если ребята твёрдо уверены, зачем и с чем они выходят к зрителям, то вопрос о дисциплине отступает на второй план. На первом плане – показать плоды своего труда.

5 LozhkariПрошло 30 лет и я наблюдаю за закулисной суетой певцов с ложкарями. Пока девочки разбирались со своими костюмами и реквизитом, мальчики были уже готовы к выходу на сцену, и я не избежал соблазна познакомиться с ними до начала концерта.

- Мальчики! А можно с вами познакомиться?

- (хором или перебивая друг друга) Я второй «а», я……..

-А у второго «а» есть имена?

-Спиридонов Афанасий 2-а. Куренков Дима 2-а. Бордейчук Сергей 2-а. Ковальков Матвей 2-а. Погорелов Арсений 2-б…

- А как вы попали в этот ансамбль?

- (стараясь перекричать друг друга) - Записались…- Нет, нас взяли.

- Взяли за шиворот и…

- Нет! Нас позвали таланты наши развивать.

- А вы разве не знали, что вы таланты?

5 img 4395LOZKARI- (вразнобой) - Знали. – Нет. – Я ещё не знал.- Когда нас позвали, мы не знали.

- А в чём ваш талант проявляется?

- (дружный хор) – В пении… - Мы ещё там танцуем. – И саблями махаем. – (Кто-то поправляет) Шашками.

- А сегодня вы будете шашками махать?

- (хором) – Да!!!!

Разные голоса дают информацию, что кроме шашек с плясками, будут ещё бубенцы с трещоткой, а ещё деревянные ложки, и металлические ложки. Пришлось с мальчиков в красных рубашках и девочек в цветных сарафанах с кокошниками переключить внимание на мальчиков в чёрно-белых одеждах.

- А вы какой класс?

- 5-б.

- А как вас зовут?

Так я познакомился с ложкарями из второй школы: Артёмом Лёвушкиным, Павлом Шотиным и Егором Волковым. Дима Калинин с Олегом Фадеевым, ложкари из 3-а, внимательно прислушивались к моим вопросам старшеклассникам.

- Ребята! А почему так невнятно отвечаете? Как же зрители будут разбирать слова ваших песен?

За ребят в чёрно-белых одеждах, но с плохой дикцией, вступается Разин Павел из 4 «а», который, в отличии от остальных ребят, одетых в жилеты и рубашки, одет в чёрный костюм.

- А мы не поём. Мы на ложках играем.

- Павел! Я смотрю, Вы отличаетесь по форме одежды от всей группы. Вы взяли на себя роль ведущего сегодняшнего концерта?

- Нет. Я тоже на ложках играю. Просто я дома забыл жилетку.

- Вы, как безответственный артист, забыли дома сценический костюм?

- Нет. Я просто перепутал. Мне надо было одеть жилетку, а я одел пиджак.

- Бывает с нашим братом-артистом. Но я надеюсь, что это не отразится на Вашей игре и зрители не заметят Вашей оплошности?

- И я надеюсь.

2 IMG 41672IMG 4169

2 IMG 41782IMG 4176

ФОТО Перед концертом

Вижу огорчившуюся девчушку из 2-а, которая дома забыла платочек. Тут же нашлись и критики, и сочувствующие. Пришлось и им задать несколько вопросов, в том числе и о сегодняшней программе. А программа, оказывается, большая и разнообразная. От старинных народных песен до современных. «Посеяли лён». «Ласточка». «Ой, туманы мои, растуманы». «Цвети, Россия». «Семёновна». «Казачата»… Вот, оказывается, где ребята шашками собираются махать!

И каждому ребёнку хочется поделиться своими мыслями и о любви к песням, и о любви к Ирине Валерьевне, и о желании стать артистами или музыкантами. Поэтому я не мог оставить в стороне вопрос о выборе профессии. У девочек, в большинстве своём, есть желание продолжить карьеру певцов. У мальчиков мечты более приземлённые. Матвей Ковальков хочет стать железнодорожником. Сергей Бордейчук, как папа, строителем, чтобы строить красивые дома. Дима Куренков водителем, а Арсений Погорелов пожарником и спасателем. Он будет спасать людей. И только Афанасий Спиридонов мечтает стать гитаристом-рокером. Пока он не совсем ясно понимает, что скрывается под этой формой, но уверен, что у него будет рок-группа без песен, которая будет легко соединять ритмы современной эстрады и русских народных песен.

Герой сказки Корчака «Король Матиуш Первый» после смерти короля отца принимает королевский титул, который не позволяет ему быть ребёнком. Он не может играть со сверстниками в детские игры. Но, несмотря на юный возраст, он увидел, сколько несправедливости и зла вокруг, как велики страдания его подданных, особенно детей. Он приходит к выводу, что все проблемы жителей королевства оттого, что законы принимали взрослые. Матиуш первый меняет местами взрослых с детьми и создаёт детский парламент. Но так как у детей не было ни опыта, ни соответствующего образования, Матиуш Первый понял, что одной любви к людям для управления государством недостаточно. Он отрекается от престола.

IMG 4214IMG 4220

IMG 4225IMG 4251

IMG 4273IMG 4275

ФОТО 3 ноября 2015 года на улице Дзержинского, 2а

Когда смотришь концерт профессионалов, то поднимается настроение и испытываешь наслаждение не только от мастерства, виртуозного владения инструментами и голосовыми связками, но и от ощущения не зря потраченного времени. Когда к уровню профессионального исполнения приближаются дети, и ты видишь не просто детей, а работающих с полной отдачей артистов, то эти чувства удваиваются.

Меня покорили не яркие костюмы с кокошниками на мальчиках и девочках из вторых классов. В изобретении костюмов и их пошиве, львиная доля выпала на руководителя. Все костюмы шила сама. Меня подкупила атмосфера при подготовке ребят перед выступлением и дисциплина коллектива во время концерта.

И дай Бог второкласснику Афанасию Спиридонову продолжения жизни в рамках такой дисциплины, исполнения желания по организации такой же трудоспособной группы рок-музыкантов, и не наделать ошибок короля Матиуша Первого. И пусть на его пути встречаются только такие учителя, которые помогут ему объединить ритмы русской народной песни с ритмами рока в период его творческой зрелости. Для будущих железнодорожников, водителей, строителей, врачей, учителей такие учителя тоже необходимы.

Часть вторая. Учитель. Монолог Скатуловой И.В.

Когда мне было семь лет, мы с друзьями организовывали концерты во дворе. Договаривались: кто какие номера будет исполнять. Кто песни с частушками петь, кто стихи читать, кто танцевать. Потом рисовали билеты, раздавали родным и друзьям. Потом репетировали, сцену украшали, сами наряжались. И вот наступало время концерта. Во время выступлений появлялся прилив сил, мы чувствовали себя настоящими артистами, ведь нам аплодировали. И волновались, и ошибались, но зрители прощали наши ошибки и аплодировали ещё громче.

Потом, как обычно, мы шли к моей бабушке пить чай с вареньем и обсуждать программу следующего концерта. Всё это было так здорово! Считаю, что выбор профессии мне помогла сделать бабушка. Она всегда меня хвалила, даже если я от волнения в чём-то допускала неточности. Сейчас мне за 40, но я всё так же, с трепетом в сердце, готовлюсь к концертам уже со своими учениками. А какое счастье, какое огромное удовольствие наблюдать за их творческим ростом! Им нравится быть артистами, пусть артистами и будут. Пусть радуют своими талантами зрителей. Мы живём в России, а значит, русская песня была, будет и есть эликсиром жизни и радости. Именно к ней мы прибегаем, когда на душе тяжело и когда радостно. Русские песни не попса - всегда в моде будут.

- Ирина Валерьевна! Позвольте вопрос. Вы вспоминаете годы, когда любой человек даже ночью мог пройти по улице, не опасаясь нападения. Сейчас другая реальность. В глухих переулках даже днём опасно появляться. Девочки затаскивают свою подругу на задворки, расправляются с ней, снимая на камеру, а потом выкладывают в сеть. Вы не идеализируете своих воспитанников? Ведь после репетиций и концертов они становятся такими же пацанами, как и их неорганизованные сверстники. И когда такая мелюзга соберётся в стаю…

Теперь позвольте мне Вас перебить. Сейчас много неприятных историй про поведение подростков выкладывают в интернете. Но вы сказали хорошую фразу: «неорганизованные сверстники». Ребёнок обязательно должен куда-то тратить свою энергию. Плюс к этому у него должна быть моральная основа, нравственный ориентир.

4 img 4330 LOZKARI4 img 4597LOZKARI

4 IMG 54544 img 4313LOZKARI

ФОТО Местные встречи

Мои ребята нашли применение своих сил в музыке. Считаю, что ребята, которые ходят петь ко мне, да и вообще ребята, которые заняты созидательными делами, никогда не допустят актов вандализма. Тем более увечья своих сверстников, чтобы потом видеозапись про этот «героизм» выложить в сеть. На мой взгляд, на это дело могут пойти только люди, равнодушные не только к чужой, но даже к своей жизни. Они видят радость только в том, что кому-то ещё хуже, чем им. А мои ребята привыкают людей радовать, а не огорчать. А когда человек поднимается на ступеньку вверх, перед ним расширяется горизонт, появляется мотивация к удовлетворению любознательности. А что там, за горизонтом? И он поднимается на следующую ступеньку. Ему уже не до садизма по отношению к слабому.

Есть предположение, что игра на ложках в России появилась в конце XVIII века в подражание испанским кастаньетам. Во время различных пиршеств для сопровождения плясок использовались не только ложки, но и сковороды, тазы, самоварные трубы, кастрюли, вилки, и даже пилы с косами. Потом ложечники стали выступать в русских народных ансамблях, а виртуозы - соло. Сейчас в специализированных мастерских изготавливают ложки с бубенцами и колокольчиками, но мы работаем на простых, бытовых ложках. Все приёмы я придумываю и разрабатываю сама. Нынешнему поколению, тем более детям, не интересно сидеть нога на ногу, вот я и стараюсь их увлечь чем-то необычным, оригинальным. Дала ребятам металлические ложки. Они ребятам больше нравятся, да и техника игры на них более сложная, чем на деревянных. Но русская традиция игры на ложках здесь сохранена.

3 fLOZKARI3 img 4548LOZKARI

3 img 5293.pnavgustp gLOZKARI3 IMG 5518

ФОТО Встречи городского масштаба

Считаю пустым времяпровождением, если буду держать ребят весь год в классе. На публике они лучше мобилизуются, поэтому нахожусь в постоянном поиске площадок для выступлений. Пусть к зрителям идут, а не в классе скучают. Ребята развиваются по-разному. Кого-то Боженька обделил, а кто-то просто ленится. Но как только встаёт вопрос о выходе на зрителей, откуда только таланты берутся. Да и родители стараются внести свою лепту в убеждения. А как только ребёнок почувствовал вкус публичного выступления, здесь уже мне надо не прозевать, чтобы вовремя усложнить ему задачу.

Сейчас у меня, кроме выступающих ребят из вторых – пятых классов, есть ещё и первоклашки. В младшем составе «Родных напевов» 18 человек, и 15 человек в «Забавных ложкарях». А ещё у меня есть задумка создания экспозиции «Юность моей бабушки». Ведь какую русскую народную песню ни возьми, то там обязательно какие-нибудь предметы быта или орудия труда присутствуют. А если это ритуальная песня, то опять же без деталей быта не обойтись.

6 Lo IMG 57176 Lozykari

ФОТО Уголок "Юность моей бабушки"

Шаль, коромысло, туесок, прялка, лучина, веретено, ткацкий стан… Ведь многие вещи не просто стали экзотикой, но и вообще из обихода ушли. Даже то, что для нас в пятидесятые – восьмидесятые было привычно, сегодняшние дети об этом представления не имеют. Одно дело, если я начну ребёнку на пальцах объяснять что это такое или картинку в интернете найду, и совсем другая реакция, если он эту вещь подержит в своих руках. У меня телевизор «Рекорд» 1958 года есть. Но чтобы экспозицию создавать, нужен кабинет. А в этом вопросе загвоздка.

Часть третья. Гастроли

Выпускница 1987 года дирижёрско-хорового отделения Владимирского областного училища культуры по классу академического пения у педагога Дины Сергеевны Шитовой, ходила заниматься ещё и в «Вишенку» к Свердловой Наталье Сергеевне.

Как и многие педагоги, в начале 90-х ушла в ЧП, продолжая работать с ребятами. В 2005 перешла в социальную сферу. В 2013 году вернулась в систему образования. Мысль о возврате к фольклору, по причине отсутствия материальных возможностей, осталась в прошлом веке, а голый энтузиазм не везде может стать палочкой-выручалочкой. Отсюда и обращение к работе над русской песней, которые, по мнению Ирины Валерьевны, способен петь любой человек. К тому же здесь отсутствие аккомпаниатора компенсируется находками минусовок.

Продолжая беседу об отношении к делу, об отношениях с детьми, о падении нравов и нравственности в лихие девяностые и необходимости возрождения морально-нравственных идеалов, чтобы ребёнок хотя бы лет до 13 чувствовал себя ребёнком, приходим к выводу, что «Родные напевы» движутся в правильном направлении.

6 Lo IMG 56846 Lo IMG 5704

ФОТО Настрой на русскую песню

Когда человек приходит к ребятам за зарплатой, потому что работать негде, отсюда и для ребят этот предмет становится скучным, неинтересным. А когда ребята видят педагога с горящими глазами, а педагог видит отдачу от своих усилий, отсюда и вдохновение рождается как у ребят, так и у педагога. И я на 100% согласен с Ириной Валерьевной, как и со всеми педагогами ЦВР, с которыми имел честь беседовать, что теория без практики пустая трата времени.

Конечно, что-то остаётся в головах слушателей, но это такой мизер, что при встрече с практикой все объяснения приходится начинать сначала. Поэтому на вопрос Ирины Валерьевны о моём впечатлении от концерта, я без лукавства ответил, что не заметил времени. Хотя концерт шёл не менее часа. И когда я услышал диалог про её рабочий день, про ребячьи проблемы и про хроническую нехватку времени, то сразу стрельнула мысль: «Этот человек на своём месте».

Да и есть отчего восхищаться. За многолетнюю жизнь в системе образования приходилось встречаться со многими коллективами. Только с кем-то хотелось встречаться вновь и вновь, а от кого-то оставалось чувство зря потраченного времени. Я с ребятами Скатуловой И.В. встречался 3 ноября. А ребята уже успели выступить перед мамами 26 ноября. 1 декабря были в гостях в Муромском отделении милосердия «Рябинушка», 4 декабря выступали на сцене ДНТ, 28 декабря ребят ждут в обществе слепых с «Рождественским букетом», получили приглашение с концертом в село Кривицы и составлено расписание на новогодние концерты. Не каждому маститому коллективу под силу такой напряжённый график.

Lozhkari1 LozhkaLozhkari1 LozhkiLozhkari1 Lozhkari

ФОТО Мама и дети

И в завершении встречи с певцами и музыкантами из школ № 2 и 18 микрорайона Вербовский, я вновь возвращаюсь к словам из дневниковых записей Януша Корчака, которые были сказаны им до войны в напутствии выпускникам приюта «Дома сирот»:
«Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви».

И эти слова, немного в другом сочетании, ежедневно произносит Ирина Валерьевна своим малышам, которых она мечтает видеть во взрослой жизни не только строителями, водителями, железнодорожниками, артистами, но и порядочными, ответственными за свои поступки людьми. И к этой цели она ведёт их через любовь к русской песне.

Фото автора и архива Скатуловой И.В.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 3532 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi