• 0 4 Vokzal Murom 2Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров

    В мае 1878 года состоялось торжество по поводу закладки и освящения первого железнодорожного вокзала на железнодорожной линии Муром –Ковров и к концу года двухэтажный красавец в Муроме был готов принимать пассажиров. Для обслуживания и ремонта подвижного состава 2 декабря 1879 года в Муроме были открыты паровозные мастерские (депо). Такие же мастерские были открыты в Селиванове и в Коврове, но открытие дороги, запланированное на 1879 год, отложили до начала 1880 года. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7437 раз Подробнее ...
  • 4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

    «В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
    Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7563 раз Подробнее ...
  • Aleksandrov v MIXM 1Групповая выставка художников из Александрова

    Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей», ВТОО «Союз художников России» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 26 февраля по 29 марта 2021 года на групповую выставку художников из Александрова: Анатолия Демьянова (графика), Юрия Иватько (скульптура), Виктора Рассадкина (скульптура). На ней посетители смогут увидеть около ста произведений из их личных коллекций. Для муромских жителей новая выставка будет премьерной. Творчество художников из города Александрова представлено у нас впервые.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7034 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Пятница, 25 Декабрь 2015 12:45

Наследство моей бабушки

Оцените материал
(230 голосов)

Lozhkari1 LozhkiНаследство моей бабушки

Беседы с педагогом дополнительного образования ЦВР Скатуловой И.В., руководителем ансамблей «Родные напевы» в школе № 18 и «Забавные ложкари» в школе № 2 микрорайона Вербовский, возвратили меня в далёкие семидесятые годы прошлого века. Тогда я свои теоретические открытия из работ А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили проверял на практике, то есть на ребятах. Тогда же из сундуков и гардеробов родителей костюмы начали перекочёвывать в костюмерную «Контакта», а для детей 21-я комната клуба строителей, а затем и ЦВР становилась вторым домом.

«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть.
Ни один воспитатель не вырастит из сотни детей сотню идеальных людей. И есть лишь одна возможность избежать разочарования: признать право детей на детство. Признать абсолютную, а не относительную ценность детства. Перестать судить о ребенке только с точки зрения будущего, внушая тем самым, что сейчас он – никто, чем-то могут быть только взрослые. Нельзя мерить детей на взрослый аршин! В основе такого взгляда не умиление детством, а понимание его».

Из дневниковых записей Януша Корчака

Часть первая. Интервью с юными артистами

Когда я увидел ватагу второклассников, врывающихся 3 ноября в центр реабилитации подростков на Дзержинского 2а, то почему-то вспомнил 1985 год. Тогда на сцену клуба строителей изображать массовку, воспитанников «Дома сирот» и героев сказок Яноша Корчака в спектакле «Варшавский набат», я вывел два класса. Четвёртый и пятый из школы № 20. Если ребята твёрдо уверены, зачем и с чем они выходят к зрителям, то вопрос о дисциплине отступает на второй план. На первом плане – показать плоды своего труда.

5 LozhkariПрошло 30 лет и я наблюдаю за закулисной суетой певцов с ложкарями. Пока девочки разбирались со своими костюмами и реквизитом, мальчики были уже готовы к выходу на сцену, и я не избежал соблазна познакомиться с ними до начала концерта.

- Мальчики! А можно с вами познакомиться?

- (хором или перебивая друг друга) Я второй «а», я……..

-А у второго «а» есть имена?

-Спиридонов Афанасий 2-а. Куренков Дима 2-а. Бордейчук Сергей 2-а. Ковальков Матвей 2-а. Погорелов Арсений 2-б…

- А как вы попали в этот ансамбль?

- (стараясь перекричать друг друга) - Записались…- Нет, нас взяли.

- Взяли за шиворот и…

- Нет! Нас позвали таланты наши развивать.

- А вы разве не знали, что вы таланты?

5 img 4395LOZKARI- (вразнобой) - Знали. – Нет. – Я ещё не знал.- Когда нас позвали, мы не знали.

- А в чём ваш талант проявляется?

- (дружный хор) – В пении… - Мы ещё там танцуем. – И саблями махаем. – (Кто-то поправляет) Шашками.

- А сегодня вы будете шашками махать?

- (хором) – Да!!!!

Разные голоса дают информацию, что кроме шашек с плясками, будут ещё бубенцы с трещоткой, а ещё деревянные ложки, и металлические ложки. Пришлось с мальчиков в красных рубашках и девочек в цветных сарафанах с кокошниками переключить внимание на мальчиков в чёрно-белых одеждах.

- А вы какой класс?

- 5-б.

- А как вас зовут?

Так я познакомился с ложкарями из второй школы: Артёмом Лёвушкиным, Павлом Шотиным и Егором Волковым. Дима Калинин с Олегом Фадеевым, ложкари из 3-а, внимательно прислушивались к моим вопросам старшеклассникам.

- Ребята! А почему так невнятно отвечаете? Как же зрители будут разбирать слова ваших песен?

За ребят в чёрно-белых одеждах, но с плохой дикцией, вступается Разин Павел из 4 «а», который, в отличии от остальных ребят, одетых в жилеты и рубашки, одет в чёрный костюм.

- А мы не поём. Мы на ложках играем.

- Павел! Я смотрю, Вы отличаетесь по форме одежды от всей группы. Вы взяли на себя роль ведущего сегодняшнего концерта?

- Нет. Я тоже на ложках играю. Просто я дома забыл жилетку.

- Вы, как безответственный артист, забыли дома сценический костюм?

- Нет. Я просто перепутал. Мне надо было одеть жилетку, а я одел пиджак.

- Бывает с нашим братом-артистом. Но я надеюсь, что это не отразится на Вашей игре и зрители не заметят Вашей оплошности?

- И я надеюсь.

2 IMG 41672IMG 4169

2 IMG 41782IMG 4176

ФОТО Перед концертом

Вижу огорчившуюся девчушку из 2-а, которая дома забыла платочек. Тут же нашлись и критики, и сочувствующие. Пришлось и им задать несколько вопросов, в том числе и о сегодняшней программе. А программа, оказывается, большая и разнообразная. От старинных народных песен до современных. «Посеяли лён». «Ласточка». «Ой, туманы мои, растуманы». «Цвети, Россия». «Семёновна». «Казачата»… Вот, оказывается, где ребята шашками собираются махать!

И каждому ребёнку хочется поделиться своими мыслями и о любви к песням, и о любви к Ирине Валерьевне, и о желании стать артистами или музыкантами. Поэтому я не мог оставить в стороне вопрос о выборе профессии. У девочек, в большинстве своём, есть желание продолжить карьеру певцов. У мальчиков мечты более приземлённые. Матвей Ковальков хочет стать железнодорожником. Сергей Бордейчук, как папа, строителем, чтобы строить красивые дома. Дима Куренков водителем, а Арсений Погорелов пожарником и спасателем. Он будет спасать людей. И только Афанасий Спиридонов мечтает стать гитаристом-рокером. Пока он не совсем ясно понимает, что скрывается под этой формой, но уверен, что у него будет рок-группа без песен, которая будет легко соединять ритмы современной эстрады и русских народных песен.

Герой сказки Корчака «Король Матиуш Первый» после смерти короля отца принимает королевский титул, который не позволяет ему быть ребёнком. Он не может играть со сверстниками в детские игры. Но, несмотря на юный возраст, он увидел, сколько несправедливости и зла вокруг, как велики страдания его подданных, особенно детей. Он приходит к выводу, что все проблемы жителей королевства оттого, что законы принимали взрослые. Матиуш первый меняет местами взрослых с детьми и создаёт детский парламент. Но так как у детей не было ни опыта, ни соответствующего образования, Матиуш Первый понял, что одной любви к людям для управления государством недостаточно. Он отрекается от престола.

IMG 4214IMG 4220

IMG 4225IMG 4251

IMG 4273IMG 4275

ФОТО 3 ноября 2015 года на улице Дзержинского, 2а

Когда смотришь концерт профессионалов, то поднимается настроение и испытываешь наслаждение не только от мастерства, виртуозного владения инструментами и голосовыми связками, но и от ощущения не зря потраченного времени. Когда к уровню профессионального исполнения приближаются дети, и ты видишь не просто детей, а работающих с полной отдачей артистов, то эти чувства удваиваются.

Меня покорили не яркие костюмы с кокошниками на мальчиках и девочках из вторых классов. В изобретении костюмов и их пошиве, львиная доля выпала на руководителя. Все костюмы шила сама. Меня подкупила атмосфера при подготовке ребят перед выступлением и дисциплина коллектива во время концерта.

И дай Бог второкласснику Афанасию Спиридонову продолжения жизни в рамках такой дисциплины, исполнения желания по организации такой же трудоспособной группы рок-музыкантов, и не наделать ошибок короля Матиуша Первого. И пусть на его пути встречаются только такие учителя, которые помогут ему объединить ритмы русской народной песни с ритмами рока в период его творческой зрелости. Для будущих железнодорожников, водителей, строителей, врачей, учителей такие учителя тоже необходимы.

Часть вторая. Учитель. Монолог Скатуловой И.В.

Когда мне было семь лет, мы с друзьями организовывали концерты во дворе. Договаривались: кто какие номера будет исполнять. Кто песни с частушками петь, кто стихи читать, кто танцевать. Потом рисовали билеты, раздавали родным и друзьям. Потом репетировали, сцену украшали, сами наряжались. И вот наступало время концерта. Во время выступлений появлялся прилив сил, мы чувствовали себя настоящими артистами, ведь нам аплодировали. И волновались, и ошибались, но зрители прощали наши ошибки и аплодировали ещё громче.

Потом, как обычно, мы шли к моей бабушке пить чай с вареньем и обсуждать программу следующего концерта. Всё это было так здорово! Считаю, что выбор профессии мне помогла сделать бабушка. Она всегда меня хвалила, даже если я от волнения в чём-то допускала неточности. Сейчас мне за 40, но я всё так же, с трепетом в сердце, готовлюсь к концертам уже со своими учениками. А какое счастье, какое огромное удовольствие наблюдать за их творческим ростом! Им нравится быть артистами, пусть артистами и будут. Пусть радуют своими талантами зрителей. Мы живём в России, а значит, русская песня была, будет и есть эликсиром жизни и радости. Именно к ней мы прибегаем, когда на душе тяжело и когда радостно. Русские песни не попса - всегда в моде будут.

- Ирина Валерьевна! Позвольте вопрос. Вы вспоминаете годы, когда любой человек даже ночью мог пройти по улице, не опасаясь нападения. Сейчас другая реальность. В глухих переулках даже днём опасно появляться. Девочки затаскивают свою подругу на задворки, расправляются с ней, снимая на камеру, а потом выкладывают в сеть. Вы не идеализируете своих воспитанников? Ведь после репетиций и концертов они становятся такими же пацанами, как и их неорганизованные сверстники. И когда такая мелюзга соберётся в стаю…

Теперь позвольте мне Вас перебить. Сейчас много неприятных историй про поведение подростков выкладывают в интернете. Но вы сказали хорошую фразу: «неорганизованные сверстники». Ребёнок обязательно должен куда-то тратить свою энергию. Плюс к этому у него должна быть моральная основа, нравственный ориентир.

4 img 4330 LOZKARI4 img 4597LOZKARI

4 IMG 54544 img 4313LOZKARI

ФОТО Местные встречи

Мои ребята нашли применение своих сил в музыке. Считаю, что ребята, которые ходят петь ко мне, да и вообще ребята, которые заняты созидательными делами, никогда не допустят актов вандализма. Тем более увечья своих сверстников, чтобы потом видеозапись про этот «героизм» выложить в сеть. На мой взгляд, на это дело могут пойти только люди, равнодушные не только к чужой, но даже к своей жизни. Они видят радость только в том, что кому-то ещё хуже, чем им. А мои ребята привыкают людей радовать, а не огорчать. А когда человек поднимается на ступеньку вверх, перед ним расширяется горизонт, появляется мотивация к удовлетворению любознательности. А что там, за горизонтом? И он поднимается на следующую ступеньку. Ему уже не до садизма по отношению к слабому.

Есть предположение, что игра на ложках в России появилась в конце XVIII века в подражание испанским кастаньетам. Во время различных пиршеств для сопровождения плясок использовались не только ложки, но и сковороды, тазы, самоварные трубы, кастрюли, вилки, и даже пилы с косами. Потом ложечники стали выступать в русских народных ансамблях, а виртуозы - соло. Сейчас в специализированных мастерских изготавливают ложки с бубенцами и колокольчиками, но мы работаем на простых, бытовых ложках. Все приёмы я придумываю и разрабатываю сама. Нынешнему поколению, тем более детям, не интересно сидеть нога на ногу, вот я и стараюсь их увлечь чем-то необычным, оригинальным. Дала ребятам металлические ложки. Они ребятам больше нравятся, да и техника игры на них более сложная, чем на деревянных. Но русская традиция игры на ложках здесь сохранена.

3 fLOZKARI3 img 4548LOZKARI

3 img 5293.pnavgustp gLOZKARI3 IMG 5518

ФОТО Встречи городского масштаба

Считаю пустым времяпровождением, если буду держать ребят весь год в классе. На публике они лучше мобилизуются, поэтому нахожусь в постоянном поиске площадок для выступлений. Пусть к зрителям идут, а не в классе скучают. Ребята развиваются по-разному. Кого-то Боженька обделил, а кто-то просто ленится. Но как только встаёт вопрос о выходе на зрителей, откуда только таланты берутся. Да и родители стараются внести свою лепту в убеждения. А как только ребёнок почувствовал вкус публичного выступления, здесь уже мне надо не прозевать, чтобы вовремя усложнить ему задачу.

Сейчас у меня, кроме выступающих ребят из вторых – пятых классов, есть ещё и первоклашки. В младшем составе «Родных напевов» 18 человек, и 15 человек в «Забавных ложкарях». А ещё у меня есть задумка создания экспозиции «Юность моей бабушки». Ведь какую русскую народную песню ни возьми, то там обязательно какие-нибудь предметы быта или орудия труда присутствуют. А если это ритуальная песня, то опять же без деталей быта не обойтись.

6 Lo IMG 57176 Lozykari

ФОТО Уголок "Юность моей бабушки"

Шаль, коромысло, туесок, прялка, лучина, веретено, ткацкий стан… Ведь многие вещи не просто стали экзотикой, но и вообще из обихода ушли. Даже то, что для нас в пятидесятые – восьмидесятые было привычно, сегодняшние дети об этом представления не имеют. Одно дело, если я начну ребёнку на пальцах объяснять что это такое или картинку в интернете найду, и совсем другая реакция, если он эту вещь подержит в своих руках. У меня телевизор «Рекорд» 1958 года есть. Но чтобы экспозицию создавать, нужен кабинет. А в этом вопросе загвоздка.

Часть третья. Гастроли

Выпускница 1987 года дирижёрско-хорового отделения Владимирского областного училища культуры по классу академического пения у педагога Дины Сергеевны Шитовой, ходила заниматься ещё и в «Вишенку» к Свердловой Наталье Сергеевне.

Как и многие педагоги, в начале 90-х ушла в ЧП, продолжая работать с ребятами. В 2005 перешла в социальную сферу. В 2013 году вернулась в систему образования. Мысль о возврате к фольклору, по причине отсутствия материальных возможностей, осталась в прошлом веке, а голый энтузиазм не везде может стать палочкой-выручалочкой. Отсюда и обращение к работе над русской песней, которые, по мнению Ирины Валерьевны, способен петь любой человек. К тому же здесь отсутствие аккомпаниатора компенсируется находками минусовок.

Продолжая беседу об отношении к делу, об отношениях с детьми, о падении нравов и нравственности в лихие девяностые и необходимости возрождения морально-нравственных идеалов, чтобы ребёнок хотя бы лет до 13 чувствовал себя ребёнком, приходим к выводу, что «Родные напевы» движутся в правильном направлении.

6 Lo IMG 56846 Lo IMG 5704

ФОТО Настрой на русскую песню

Когда человек приходит к ребятам за зарплатой, потому что работать негде, отсюда и для ребят этот предмет становится скучным, неинтересным. А когда ребята видят педагога с горящими глазами, а педагог видит отдачу от своих усилий, отсюда и вдохновение рождается как у ребят, так и у педагога. И я на 100% согласен с Ириной Валерьевной, как и со всеми педагогами ЦВР, с которыми имел честь беседовать, что теория без практики пустая трата времени.

Конечно, что-то остаётся в головах слушателей, но это такой мизер, что при встрече с практикой все объяснения приходится начинать сначала. Поэтому на вопрос Ирины Валерьевны о моём впечатлении от концерта, я без лукавства ответил, что не заметил времени. Хотя концерт шёл не менее часа. И когда я услышал диалог про её рабочий день, про ребячьи проблемы и про хроническую нехватку времени, то сразу стрельнула мысль: «Этот человек на своём месте».

Да и есть отчего восхищаться. За многолетнюю жизнь в системе образования приходилось встречаться со многими коллективами. Только с кем-то хотелось встречаться вновь и вновь, а от кого-то оставалось чувство зря потраченного времени. Я с ребятами Скатуловой И.В. встречался 3 ноября. А ребята уже успели выступить перед мамами 26 ноября. 1 декабря были в гостях в Муромском отделении милосердия «Рябинушка», 4 декабря выступали на сцене ДНТ, 28 декабря ребят ждут в обществе слепых с «Рождественским букетом», получили приглашение с концертом в село Кривицы и составлено расписание на новогодние концерты. Не каждому маститому коллективу под силу такой напряжённый график.

Lozhkari1 LozhkaLozhkari1 LozhkiLozhkari1 Lozhkari

ФОТО Мама и дети

И в завершении встречи с певцами и музыкантами из школ № 2 и 18 микрорайона Вербовский, я вновь возвращаюсь к словам из дневниковых записей Януша Корчака, которые были сказаны им до войны в напутствии выпускникам приюта «Дома сирот»:
«Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни по правде и справедливости. И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви».

И эти слова, немного в другом сочетании, ежедневно произносит Ирина Валерьевна своим малышам, которых она мечтает видеть во взрослой жизни не только строителями, водителями, железнодорожниками, артистами, но и порядочными, ответственными за свои поступки людьми. И к этой цели она ведёт их через любовь к русской песне.

Фото автора и архива Скатуловой И.В.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 4905 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi