

ФОТО: Детство Ольги Клоповой (О.А.Фаткулиной).


ФОТО: Володя Романов накануне выпуска из школы № 28.
- Ольга Александровна! Вопрос не только как к директору, но и как к бывшей гимнастке. Как Ваши туристы, словно альпинисты, на стену спортзала вползают и по верёвкам ходят, видел на тренировке. Работу барабанщиков и танцоров видел на Привокзальной площади в день рождения Гастелло. А как в Вашей школе готовят допризывников?
- В учебном плане для учеников 10-х - 11-х классов предусмотрены уроки ОБЖ по 2 часа в неделю. Девочки проходят программы по медицинской подготовке, а мальчики занимаются всем остальным, что необходимо знать допризывнику до похода на призывной пункт. В том числе и с применением своих знаний на практике. В десятом классе предусмотрена сорока часовая практическая подготовка, которая ежегодно отрабатывалась на базе детского образовательного лагеря «Белый городок». Все мальчики, у кого нет медицинских противопоказаний, на 5 суток выезжали туда с учителем физкультуры и ОБЖ, и жили в условиях, приближенных к армейским.
- Вопрос как бывшей цирковой актрисе. А Вам для первого выхода к зрителям хватило бы двух часов в неделю и сорока часов тренировок в год в летнем лагере? А ведь ребята и на фронт в сорок первом, и в Афганистан с Чечнёй уходили со школьной скамьи.
- Кроме школьных занятий дети занимаются и во внеурочное время. Все, кто серьёзно думает о службе в армии, занимаются в спортивных секциях, в ВСК имени Саплина. В Вашей публикации про Володю Романова есть фотографии, на которых он и в танце клуба «Аэлита», и на спортивных снарядах во время каких-то соревнований уверенно держится. А ведь серьёзные занятия танцами и спортом требуют большой физической нагрузки. Володя мечтал стать военным, даже стал первокурсником военного училища, но пьяный водитель лишил его жизни. А для остальных учеников в школе создан клуб «Юный патриот». Занятия в нём проводит учитель ОБЖ Посадова Наталья Евгеньевна. Как женщина, она, навряд ли сможет в полном объёме дать те навыки, которые необходимы солдату на поле боя, но занятия на полосе препятствий, стрельбы в тире, игру Зарница она проводит. Токарева Вера Викторовна занимается с ребятами туризмом, где тоже физическая сила со сноровкой требуются. И дети к ней идут с желанием. В секциях баскетбола с волейболом тоже физически ребята развиваются. Так что, если не отлынивать от занятий на уроках физкультуры и ОБЖ, то можно и к службе в армии подготовиться.
- А если пригласить для занятий клуба «Патриот» офицера в отставке, или участника боевых действий?
- Бесплатно офицеры на работу в школу не пойдут, а на оплату руководителя кружка у нас денег нет. Можно, конечно, ставку ПДО отдать одному педагогу. Даже принять специалиста со стороны. Но школе нужны и другие направления. Школы перевели на подушевое финансирование, и на кружковую работу ежегодно выделяется определённое количество часов. Чем больше учеников в школе, тем больше и ставок педагогов дополнительного образования. У нас их всего две по 18 часов в неделю. Вот и приходится делить между педагогами, которые готовят ребят к разнообразным соревнованиям и олимпиадам. Без подготовки школьника на соревнование не пошлёшь.
- Вы сказали, что Токарева Вера Викторовна занимается туризмом. А от её ученика Гогина Андрея Геннадьевича, который занимается туристами в школе № 13, я услышал, что в этом году они не сделали ни одного выхода на природу.
- Чтобы тренироваться на природе по преодолению разнообразных преград, нужно оборудование. А оно в школе, к сожалению, всё изношенное до такой степени, что его уже опасно использовать. Деньги, которые нам выделяют, потратить на приобретение снаряжения для организации походов я не могу, потому что туризма нет в учебной программе. В первую очередь приобретаем то, что предписано Роспотребнадзором, Пожнадзором, а до кружков руки доходят в последнюю очередь. А вопрос о безопасности, озвученный Вами, стоит не в плане безопасности детей вообще, а в плане отсутствия средств безопасности. Я, например, разрешения на переправы через овраги и водные преграды на изношенном оборудовании не подпишу. Есть выход в платных услугах, но туристы занимаются бесплатно. А доходы от других услуг настолько малы, что тратить на приобретение оборудования для туристического кружка нет возможности.
- А запрет размещать детей в палатках как-то повлиял на отказ школ от организации походов?
- Я уже сказала, что это не запрет, а одна из рекомендаций по мерам организации безопасности. Учителя не против походов, но противниками выступают родители. А мы не можем пойти против их решения. Для передвижения детей за пределы школы, будь то поход или экскурсия за пределы города, мы пишем ходатайство на имя начальника управления образования, которое подтверждается родителями каждого ребёнка. В таких случаях мы все берём на себя ответственность по сохранению жизни и здоровья детей.
- На одной из встреч Вы сказали, что если ребёнок пришёл в школу 28, то он обязательно будет танцевать. А деньги на оплату руководителей по подготовке танцоров откуда берёте, если в наличии только две ставки?
- А это деньги родителей, к которым школа не имеет никакого отношения. Если раньше руководители каких-то классов сами готовили своих танцоров, а на деньги родителей только костюмы шили, то сейчас и на подготовку танцев почти все классы приглашают профессионалов. Но эти вопросы решаются родительскими комитетами классов.


ФОТО: Тренировки в спорзале и выезд на природу туристов школы № 28. Тренер В.В.Токарева.




ФОТО: Переправа по воде и над водой; на позиции и домой - туристы школы № 13. Тренер А.Г.Гогин.




ФОТО: А здесь заслуженные награды.
С ребятами из 8 класса, которые только что завершили игру в баскетбол, я попытался поговорит про планы о службе в армии. Разговора по сути вопроса не получилось, но девушки высказали желание видеть в мальчиках защитников. Хотя на своих одноклассников они, почему-то, особых надежд не возлагают. А мальчики заявляют, что готовы отдать долг Родине, если возьмут по состоянию здоровья. Поэтому диалог о подготовке защитников Родины в школах продолжаем с Токаревой Верой Викторовной.
- Вера Викторовна! Четыре года назад Вы рассказывали мне об успехах своих туристов на различных соревнованиях. И вдруг слышу, что с 2018 года Гогин может выводить ребят только на территорию двора своей школы. Что происходит с туризмом?
- Про территорию двора Вы, конечно, преувеличили, но суть проблемы сводится к устаревшему оборудованию. Не только на соревнованиях, но и на ежедневных тренировках в зале оборудование должно быть сертифицировано. А на его обновление у нас нет денег. Всё, что необходимо для уроков физкультуры, школа имеет право покупать, потому что это заложено в программу обучения. Туризм в учебную программу не входит, поэтому и оборудование не является спортивным инвентарём. А ведь туризм – это жизнь в экстремальных ситуациях. Уроки выживания с кострами, палатками, горами, реками, поэтому и оборудование для занятий им должно быть сверхнадёжным. А тут ещё форс-мажорные обстоятельства подливают масла в огонь. У нас ведь многие контролирующие органы начинают шевелиться, когда петух жареный в одно место клюнет. Сгорели люди в 2009 году в «Хромой лошади» в Перми, тут же по всей стране пожарники зашевелились. В 2018 году при пожаре в торговом центре в Кемерово пострадали дети, и снова проверки, а выводы так и остаются на бумагах. Современным капиталистам нужен доход, нужны деньги, а не траты на безопасность людей, вот контролирующие органы и бросаются на защиту детей запретами. Утонули дети в Карелии – запретили прогулки по воде. Сгорел палаточный городок в Хабаровском крае – поступил запрет по всей стране размещать детей в палатках. А без палаток и пищи на костре – это уже не поход с элементами экстрима, а прогулка детей на природу. И брать ответственность за занятия детей экстремальными видами спорта чиновники от Министерства образования до руководителей местных администраций не хотят. Запрещать гораздо легче, чем искать возможности поиска форм для обучения детей выживанию
- Но Стулов находит для «саплицев» не только возможность и в водолазных костюмах в озеро погружаться, и с парашютом прыгать. Да и Ольга Александровна сказала, что все запреты носят рекомендательный характер.
- Таких, как Стулов с Фаткулиной, единицы. И они воспитанники советской школы. Сейчас таких руководителей по пальцам перечтёшь. Попадаются и среди молодых учителей энтузиасты, но в основном молодёжь на бизнес смотрит. Да и родители ограждают своих чад не только от физической нагрузки, но и от ответственности за свои поступки. И какие из таких выпускников вояки будут, если взрослые ограждают их от любого чиха, от любого самостоятельного шага под предлогом безопасности?!
PS:
1-я гвардейская инженерно-сапёрная Брестско-Берлинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова бригада сформирована 1 декабря 2014 года, а 2 декабря 2015 года прошло торжественное вручение бригаде боевого знамени. О сотрудничестве ВСК им.В.И.Саплина с сапёрами я неоднократно слышал от Е.Г.Стулова, Э.Б.Борисова и от офицеров бригады, которые не только принимают участников соревнований «Открытая вода», но и курируют Межрегиональный военно-спортивный слёт «Игра по-настоящему». А в марте 2020 года провели на своей территории курс молодого бойца с ребятами из школ города. О.А.Фаткулина и В.В.Токарева тоже нарисовали радужную картину о связи школы с инженерно-сапёрной бригадой. Это и встречи на соревнованиях, и на городских мероприятиях, и приглашения ребят на принятие присяги в часть. Посмотрел проект договора школы № 19 с в/ч 11105, в котором, кроме практических занятий с допризывниками, включённых в школьную программу, зафиксировано и культурно-массовое сотрудничество. Слышал, что и другие школы планировали заключать подобные договора, но коронавирус затормозил эти планы.


ФОТО: Отряд барабанщиков ведёт колонну школы № 28 к монументу Н.Ф.Гастелло.
Вся система дополнительного образования в связи с эпидемией оказалась в очень сложной ситуации. Никто не может предсказать как долго продлится пандемия, а самоизоляция чем-то сродни с жизнью в окопах. И как не вспомнить истории барабанщиков с трубачами, которыые вели в бой во времена пушек с ядрами и всадниках на конях. Время не стоит на месте, но как сейчас не хватает красивых слов, которые поднимали наших прародителей на бой с противником.
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют.
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Ринулись ввысь самолеты,
Двинулся танковый строй.
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой.
Песня - крылатая птица -
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
«Песня смелых» написана Алексеем Сурковым зимой 1940 года во время Финской кампании. А подредактированная 22 июня 1941 года, позднее она прозвучала по Всесоюзному радио. Потом её стали петь в окопах. И ветераны вспоминают: «Песня взбодрила нас, влила невиданные силы, и, подхватив припев, мы встали из снега и, ощетинив штыки, ринулись на врага... Фашисты отступили». А чем отличаются сегодняшние бойцы с коронавирусом от солдат на передовой в сороковых-роковых? Разве только тем, что сражаются с невидимым врагом. А потом, как в 30-е, 40-е, 50-е ХХ века, победители в очередной раз приступят к восстановлению жизни с разрушенной эпидемией экономикой. И хочется надеяться, что подрастающее поколение воздаст почести и врачам с учителями, и всем, кто сегодня на передовой не считает себя героем. У них нет времени заниматься критикой в соцсетях. Они ведут борьбу за жизнь на планете. Даже ценой своей жизни.


Продолжение следует.
Фото автора, из архивов: Мориных, А.Г.Гогина, В.В.Токаревой и открытых источников.
Иван Васильевич Костин