• plakatA3Встреча в сбербанке. Экономия семейного бюджета

    Хотите в конце года получить 15 тысяч рублей? Так вот, прилетит волшебник и вернет Вам деньги. Думаете, сказки рассказываю? А нет! Такое реально возможно. Нужно только подружиться с добрым волшебником. И он будет возвращать Вам деньги. Всех родителей, желающих экономить семейный бюджет, ждем 11 декабря в 18-30 по адресу: Муром, ул. Московская, д.101, офис 221 (2-й этаж сбербанка). Вход свободный. Предварительная запись по телефону 89961955840

    Прокомментируй первым! Прочитано 40 раз Подробнее ...
  • 0 VSK splav 21Сказ о барабане. Или о ком скорбит "Скорбящий ангел"...

    Хотел отдельно написать: про 60 лет ВСК им. В.И.Саплина, про подготовку к 75-летию Победы, да ещё раз встретиться с участниками локальных конфликтов. Но обстоятельства развернулись таким образом, что все три темы объединились в одну цепочку. И помогли мне в этом мальчики, которые закаляются пред тренировкой под окнами моего дома, бегая в любую погоду по кругу с голым торсом. Победу 1945 года ковали такие же мальчики и девочки - на фронте, в заводских цехах, на колхозных полях. И со школьной скамьи, прибавляя себе возраст, шли на фронт. И наблюдая за «саплинцами», чувствую уверенность, что с такими ребятами стране не придётся кормить чужую армию. (В 90-е годы такой уверенности не было). И очередь желающих записаться в ВСК тех, кто мечтает о службе в армии, МЧС или полиции, не иссякает.

    Прокомментируй первым! Прочитано 329 раз Подробнее ...
  • 0 GZEgZ2sfsOw«Непослушный медвежонок» театра «Франт» завершил гастроли

    Шестой год наблюдаю за работой Муромского театра кукол «Франт», и не устаю восхищаться. Поход на фестивали, премьеры – это стало для меня традицией. В прошлом году писал о гастролях спектакля «Гуси-лебеди», созданного на средства гранта, а с осени 2019 года театр снова гастролирует по социально-реабилитационным центрам со спектаклем «Непослушный медвежонок», созданный по мотивам эскимосской народной сказки на грант Администрации Владимирской области.

    Прокомментируй первым! Прочитано 124 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Пятница, 23 Август 2019 20:22

ПРОГУЛКИ ПРОВИНЦИАЛА: ПКиО им. В.И.Ленина. Глава 1

Оцените материал
(17 голосов)

Zentr.alleja 6aПРОГУЛКИ ПРОВИНЦИАЛА: ПКиО им. В.И.Ленина. Глава 1

Всё познается в сравнении. Не будет преувеличением, если я назову советский период жизни парка имени Ленина не только тенистым уголком на крутом берегу Оки, но и центром: культуры, физкультуры и патриотического воспитания. 25 июня 1852 года открывается Окский сод, который князь И.А. Трубецкой дарит городу, чтобы люди могли отдыхать от зноя в тени деревьев. В 1924 году посадят вторую аллею и на пути к смотровой площадке построят крытый летний театр для собраний и других культмассовых мероприятий. В 1934 году на Соборной площади появится стадион «Спартак». 1 июля 1960 года состоялось торжественное открытие обновлённого парка с центральной аллеей от входа по проекту Н.А.Беспалова, а в 1964 году и открытие спортивного комплекса в Николо-Зарядском овраге.

Сбором и анализом материалов по истории и судьбе Богородицкого собора с колокольней тридцать лет занимался Комлев Алексей Рудольфович и предоставил для публикации на сайте «Муром-мама».
http://www.murom-mama.ru/stati/otdyhaem-s-malyshom/kratkaya-istoriya-i-sudba-gorodskogo-sobora-rozhdestva-bogoroditsy-v-murome-proletarskiy-vzglyad.html
Историю остальных исторических сооружений на территории Окского сада (с 1961 года ПКиО им. В.И.Ленина) нахожу в публикациях к.и.н. Чернышёва Владимира Яковлевича и в воспоминаниях с газетными вырезками из архива третьего директора парка - Медыны Виктора Павловича. Историей пожарной части поделилась Ивакилева Татьяна Николаевна из ПЧ № 15. А на фотографиях главного архитектора города Беспалова Николая Андреевича с фотографом-любителем Павловым Всеволодом Петровичем нахожу изображения этих мест, с проходившими на них мероприятиями. Что-то уже опубликовано в статье, которую можно посмотреть по ссылке:
http://www.murom-mama.ru/stati/otdyhaem-s-malyshom/progulki-provintsiala-letniy-teatr-i-stadiony-na-kremlyovskoy-gore.html

А это фрагменты истории парка в фотографиях

Zentr.alleja 1Zentr.alleja 2

ФОТО: Портреты Ленина и Сталина на аллее, ведущей к ротонде, находились здесь до ХХ съезда КПСС, проходивщего с 14—25 февраля 1956 года. А на центральной аллее устанавливали новогоднюю ёлку.

Zentr.alleja 3Zentr.alleja 4

Zentr.alleja 5Zentr.alleja 6

ФОТО: Дети компаниями могли гулять по парку сами по себе, без страха родителей за их судьбу.

Zentr.alleja 6a

ФОТО: Фонтан на центральной аллее было знаковым местом для парка до 2004 года.

Zentr.alleja 7Zentr.alleja 8

ФОТО: Место для рекламы у центрального входа не поменялось. Изменилось только содержание.

Zentr.alleja 9Zentr.alleja 10

ФОТО: Центральная аллея и её окружение 24 июля и 28 марта 2019 года.

Zentr.alleja 11Zentr.alleja 12

А так как все мероприятия в парке, за исключением внутренних мероприятий завода РИП и парка, согласовывались с ГК КПСС и утверждались горисполкомом, то не лишним будет напомнить и имена кураторов деятельности культпросвет учреждений.
В 1945 году при Муромском горисполкоме образован отдел культурно-просветительной работы, который возглавила Людмила Васильевна Истомина. С 1951 года по 1953 год отделом заведовала Екатерина Васильевна Амозова. С 1953 года по 1955 год - Надежда Михайловна Катина. В 1955 году прошло сокращение штатов горисполкома, куда попал и отдел КПР. В 1958 году вновь вводится должность инспектора по культпросветработе. Инспекторами были: до 1961 года Травников Евгений Михайлович. 1961 - 1962 годы - Самарин Александр Николаевич. 1962 – 1965 - Гончарова Клавдия Ивановна. 1965 - 1973 - Дарьина Нина Витальевна. 1973 – 1984 - Стадник Галина Алексеевна. Потом началась кутерьма с подбором специалиста на должность инспектора, и последней в этой кутерьме оказалась Широкова Лидия Николаевна. Но, посидев четыре месяца в кресле чиновника, Лидия Николаевна поняла, что эта должность не для её режиссёрской натуры, и с 20 марта 1986 по декабрь 2013 года, сначала инспектором, а с 1996 года начальником Управления культуры, стала Алексутина Людмила Владимировна. С 2 декабря 2013 года эту должность принял Козлов Валерий Владимирович.

Фотоальбом В.П.Павлова

А вот о парке хочу начать рассказ с автографа в альбоме, который получил в дар В.П.Медына от фотографа-любителя Всеволода Петровича Павлова. Фотографии из этого альбома, а ещё фотографии Беспалова Николая Андреевича из архива Беспалова Алексей Николаевича помогли нам с Виктором Павловичем восстановить хронологию жизни парка до его прихода на должность директора парка в 1972 году.

Foto Pavlova 1

«В дар Окскому парку.
Очень много незабываемых воспоминаний оставил парк в моей памяти юношеских довоенных лет, а так же в пятидесятые годы после демобилизации в 1948 году из армии.
Ветеран ВОВ и труда, фотолюбитель.
Подпись. (неразборчива, но, без сомнения, автора фотоальбома)
Август 92 г. Муром.
В день открытия фотовыставки, посвящённой 1130-летию города».

Foto Pavlova 2

ФОТО: Съёмки кинофильма "Невеста" 1956 год.

Foto Pavlova 3

ФОТО: Вечер, посвящённый 70-летию А.И.Фатьянова 20 мая 1989 года. Справа вдова Алексея Ивановича.

Foto Pavlova 4

ФОТО: Беседка для духового оркестра. Эстрада-раковина на танцевальной площадке.

Foto Pavlova 5

ФОТО: Осень влюблённым не помеха.

Foto Pavlova 6

ФОТО: Первый снег. 1960 г.

Foto Pavlova 7

ФОТО В.С.Королёва: Окскому парку 145 лет. 1997 г. 

Первым директором обновлённого парка был назначен В.И.Таланов, который наладил культмассовую работу, досуг, стал организовывать праздники, концерты, музыкальные кинолектории в летнем театре, совместно с кинотеатром «Прогресс» и лектором музыкальной школы № 1 Епанчиной Анной Алексеевной. В парке играл духовой оркестр, на танцевальной площадке у дерева только поизносившуюся эстраду меняли, но не менялось место встречи будущих мам и пап вплоть до передачи территории парка в частные руки в 2004 году. Второй директор, бывший партработник, подполковник в отставке В.П.Максимов продолжал дело предшественника. В 1972 году его сменил Медына Виктор Павлович, который был директором до осени 1999 года. Но весь штат парка на время его прихода состоял из директора, кассиров, да сторожей. И об аттракционах тогда оставалось только мечтать. И вот в статье «В нашем парке старом», М.Р. № 133 от 18.08.1972, новоиспечённый директор обещает установить два аттракциона для взрослых и окончание оборудования новой танцевальной площадки. И ещё сообщает, что для парка приобретён биллиард.

В 1970 году за летним театром установили скульптуру Зои Космодемьянской, около которой проводились мероприятия по патриотическому воспитанию. Но кроме воспитательного процесса перед парком стояла задача и зарабатывание средств на своё содержание. В 1975 году руководство завода РИП принимает решение о выделении средств на приобретение «Колеса обозрения» высотой 28 метров, которое было установлено в 1976 году на месте пришедшего в аварийное состояние летнего театра. В 1979 году был приобретён аттракцион «Сюрприз», который был установлен между административным зданием и «Колесом обозрения». Скульптуру пришлось убрать. А так как территория кремля место историческое, то археологические раскопы делались не только по планам Министерства культуры с экспедициями Владимиро-Суздальского музея, но и внеплановые на местах возведения капитальных сооружений. В моей памяти всплывают два довольно глубоких раскопа в районе установки аттракционов, поэтому ответ о раскопах нахожу в публикациях В.В.Бейлекчи.

«Наиболее активные археологические исследования на территории Муромского кремля начали проводить в середине ХХ века. В 1946 году археологические исследования были проведены Н.Н.Ворониным и Е.И.Горюновой. Наиболее значительные исследования были проведены в конце 1970-х начале 1980-х годов муромским отрядом Владимиро-Суздальской экспедиции ИА АН СССР под руководством Н.Е.Чалых. Летом 1998 года сотрудниками музея под руководством В.В.Бейлекчи проводились экстренные спасательные раскопки на оконечности мыса в Окском парке, вызванные решением городской администрации об установке на этом месте памятника Илье Муромцу. В 2006 году был заложен раскоп с юго-восточной стороны от входной арки по ул.Первомайская под руководством В.В.Бейлекчи, а в 2010 году аналогичный раскоп был разбит с северо-западной стороны арки под руководством С.В.Очеретиной».

Из биографии Медына В.П.

Medyna IMG 2648Medyna IMG 2650

ФОТООтец, Павел Петрович, был прекрасный гармонист, а мама, Марья Андреевна, была прекрасная певица.  А я любил аккомпанировать солдатскому хору.

- Виктор Павлович! В случайные встречи я не верю, как и в случайный выбор профессии. Что Вас подтолкнуло на выбор профессии культработника?

- Не что, а скорее, кто. 1 декабря 1945 года мой день рождения. Учился в железнодорожной школе № 16. Отец, Павел Петрович, был прекрасный гармонист, а мама, Марья Андреевна, была прекрасная певица. Особенно мне нравились украинские песни в их исполнении, потому что отец у меня украинец. Так что можно сказать, что музыка в меня вошла с молоком матери. Но когда я подрос, отец сказал: «Сын! Жизнь трудная штука. А баян может тебе дать кусок хлеба. Пойдём в музыкальную школу». Это был 1954 год. Привёл меня на улицу Губкина к Усову. Определили к педагогу Третьякову, который позднее возглавит вторую музыкальную школу на Вербовском. Он меня прослушал, и начали заниматься. Днём школа на Казанке, вечерами музыкальная школа у реки, которая в 1959 году переедет на Железнодорожную улицу (сейчас Филатова, 11). А так как нас в семье было двое детей, а зарплата родителей была небольшая, я был вынужден пойти в ремесленное училище № 10. Получил разряд слесаря-сборщика и меня направили работать на РИП. А в 1964 году, танцор ансамбля Игоря Моисеева Виктор Петрович Иванов организует в ДК 1100-летия ансамбль «Россияночка», и я стал одним из первых аккомпаниаторов этого ансамбля. Первый баянист был Семён Жемчужный, я был второй, а третьим был Герман Дмитриев. Отсюда у меня родилась другая струя деятельности. Днём на заводе, а вечерами в ДК.

В Муроме не было уголков, где бы не звучали имена: Епанчиной, Теслера, Усовых, Костерина, Радковских Павла Петровича и Павлины Васильевны, Бурьяновой Людмилы Ивановны. Был прекрасный хор Гендельмана, танцевальный коллектив Фадеева, который по мастерству не уступал коллективу Иванова. А вокальные ансамбли с солистами были не только во всех клубах, школах и училищах, но и в цехах всех заводов. И я создал на РИПе вокальный ансамбль «Радуга». А тогда смотры с конкурсами проходили и по линии комсомола с партией, и межсоюзный дом художественной самодеятельности проводил, и внутри Министерств и ведомств собирали не только рукодельных мастеров, но и артистов от станка. Снимали нас и московское, и горьковское телевидение, а в 1980 году коллектив «Радуга» получает путёвку ЦК ВЛКСМ на обслуживание жителей Рязанской области во время уборочной компании «Урожай-80».

Был интересный момент и в армейский период. Служил в Отдельном контрольно-пропускном пункте в Выборге. Оформляли документы на въезд и выезд иностранных граждан из СССР. Туда, куда я попал, брали, как правило, военнослужащих только с высшим образованием. Офицерские должности, хромовые сапоги, пистолет на боку. Я туда попал из школы курсантов. И в Выборге собрались музыканты из Ленинграда, из Москвы, с Вязников и я из Мурома. Мы собрались в ансамбль и так себя зарекомендовали, что стали чуть ли не визитной карточкой Выборга. Создали хор, появились солисты. Слух про нас дошёл до Ленинграда, и приехали представители ансамбля песни и пляски Северо-Западного пограничного округа для отбора музыкантов в свой ансамбль. Отбор прошли кларнетист Гриша Петров из Вязников и я, а в это время выходит приказ о зачислении меня курсантом школы командного состава, где давали колоссальные знания. Объект повышенной секретности, поэтому никаких записей, знание иностранных языков. Документы иностранных граждан, пересекающих границу, только в голове.

- Почему тогда Вы оказались не в школе пограничной службы, не в ансамбле песни и пляски, а в Муроме?

- Так я был не офицер, не сверхсрочник, а проходил срочную службу. Прошел приказ о зачислении меня в Школу контролёрского состава, а в армии приказ не обсуждается, а выполняется. Так что с мечтой об ансамбле песни и пляски Северо-Западного пограничного округа пришлось расстаться. С ноября 1964 по сентябрь 1967 отдавал гражданский долг государству и вернулся на родной завод. И в 1972 году, а я в тот год получил диплом культпросвет училища, в которое поступал в 1968 году, в профкоме мне предложили эту должность. Я не отказался. С 1973 по 1978 год проходил обучение в Высшей профсоюзной школе культуры в Ленинграде, которую окончил с директором клуба строителей Славой Князевым.

Ещё один интересный момент был в моей жизни. Четыре года проработал в парке и получил квартиру. Руководство ММЗ «Вербовский» хотели забрать меня директором своего ДК. Яша Свердлов по каким-то причинам уходил оттуда, и там мне предложили трёхкомнатную квартиру. Мокеев Н.Н. узнаёт об этом, вызывает Александрова В.С., и мне ключи с ордером на квартиру напротив «Океана» вручают. Пришлось остаться в парке. Получал приглашения быть директором: Суздальского ДК, ПКиО Бабушкинского района Москвы. Катина Н.М., Скобелева Н.А. и Коровушкина Л.Н. предлагали директорство в ДК имени Ленина, «Орлёнке» и ДК 1100-летия. Но я сразу отказывался, потому что занимать место живого человека считал недопустимым для себя. А осенью 1999 года, в связи с изменившимися семейными обстоятельствами, пришлось уехать из Мурома.

А достижения моего директорства? Сложился прекрасный творческий коллектив. Обновлена материально-техническая база. Был прекрасный оркестр Николая Ивановича Ларионова. После ухода с танцевальной площадки ВИА «Мелодия», её место заняла дискотека. Вёл её Комаров Владимир Иванович. На танцевальные вечера приглашались участники танцевальных групп разных городов области. Музыкальные программы получали из кафе «Метелица» с Арбата. Записи ещё на радио не крутили, а на нашей танцевальной площадке они уже звучали. Не обходилось и без жалоб на меня в вышестоящие организации, но думаю, что не жалуются только на тех, кто вообще ничего не делает. В парке проходили мероприятия областного масштаба по обмену опытом. Проводились комсомольские субботы, в которых участвовали все промышленные предприятия, все культучреждения, все учебные заведения. Парку присвоили первую категорию, а в 1996 году и я получил звание «Заслуженный работник культуры России».

- И я был не только зрителем, но и участником многих мероприятий. И не только у Вас, но и в «Полтиннике. Горисполком спускал нам графики на весь летний сезон. Но не помню случая, чтобы я встречался с Вами на эстраде?

- Хотя и мне приходилось выходить на эстраду, но кроме решения вопросов по обновлению материально-технической базы, я вёл кропотливую работу и по созданию коллектива культработников, которых до 1972 года в парке не было. И пионерами в этом деле были Т.П.Ярцева и Г.А.Денисова. Они закладывали традиции массовой культуры, создавая предпосылки для рождения творческого коллектива и повышения категории парка. Но коллектив парка, как и любой живой организм, менялся. Кого-то не устраивала зарплата, кого-то условия труда. В 80-е в коллектив пришли: Ю.А.Романова, В.Ф.Белячкова, З.В.Бойцова, В.Л.Виноградова, Г.П.Мичурина, А.М.Самсонов, художник В.И.Батаев. В 90-е внесла вклад режиссёр Л.Л.Смусенок, зав.сектором по работе с молодёжью Е.Г.Галкина, художник В.В.Додонов. А на сцену, кроме артистов Мурома, выходили артисты Владимира, Москвы, Горького. И проблемы помогали решать директор завода РИП Н.Н.Мокеев с председателем профкома В.С.Александровым, в последствии, несмотря на сложные времена, и А.Г.Шамов с В.Ф.Модиным.

- Вы в 1972 году заявляли, что приобретён биллиард?

- Да. Приобрели. И открыли биллиардный зал в административном здании, бывшем служебном здании кафедрального Богородицкого собора, который зачем-то сломал Спирин. Крепкое здание было. И историческое.

- Но историческим был и Богородицкий собор. А когда исчез с этой территории стадион «Спартак»?

- А в 1960 году и исчез, когда город отдал парк заводу, и началась его реконструкция. Убирается стадион, разбивается центральная аллея с детской площадкой. Строится летняя эстрада-раковина и танцевальная площадка.

- Они есть в альбоме Павлова?

- Не помню, есть ли на его фотографиях первые эстрады-раковины, а те, что я обновлял, он фотографировал. А раковины в парках сооружались для акустики. Но деревянные конструкции недолговечны, поэтому в 1984 году я привожу проект эстрады из Москвы, предварительно проконсультировавшись с парком Горького в Москве. И в 1986 году новая эстрада приняла первых зрителей. А затем наступил черёд реконструкции танцевальной площадки.

- Поставили на танцевальной площадке новую эстраду, новый забор, но дерево осталось на месте.

- А дерево носило не только эстетический и исторический характер для влюблённых, но и технический. На нём мы монтировали световые гирлянды.

Estrada 1125 letEstrada 2018 god 

ФОТО: 10 марта 2019 года на месте летней эстрады была огороженная площадка.

Tanzpol 1Tanzpol 2

ФОТО: Так выглядели танцевальные площадки: первая - после войны, вторая - с 1987 года. Фотографию с раковиной и деревом смотрите в фотоальбоме В.П.Павлова. 

Allej Geroev 0

Allej Geroev 1Allej Geroev 2

ФОТО: Мероприятия проводит Ю.А.Романова.

Allej Geroev 4Allej Geroev 3

Allej Geroev 5

Allej Geroev 6

ФОТО: Женскому хору Панфиловского РДК аккомпанирует Александр Николаевич Воробьёв. Солистка Людмила Ефимовна Вдовиченко.

Allej Geroev 7

ФОТО: Из хора ветеранов ДК 1100-летия г.Иуром, под руководством Гендельмана Якова Вениаминовича, на фотографа смотрит Павел Павлович Стрельцов.

Allej Geroev 8

Пресса о работе ПКиО им. В.И.Ленина

«Весело, ярко, и красочно» О.Минеева. Зам секретаря комитета ВЛКСМ. Маяк № 31 2 августа 1976
25 июля в День Военно-Морского Флота СССР на Оке проводился городской традиционный праздник «Нептуна». Начался он парадом катеров-знаменосцев. В то время, как праздничный эскорт совершал почётный круг по реке, от пристани на двух шлюпках в сопровождении катера с духовым оркестром, руководимым Н.И.Ларионовым, отправился сам Нептун (Иван Пугачёв из цеха 125). Нептун направился к водной станции морской школы. Здесь встречает его капитан (Евгений Лихонин из 118 цеха) и приветствует на муромской земле… Большую работу по организации праздника провели и работники парка. Продолжением праздника явилась встреча в ПКиО им. Ленина отдыхающих с ветеранами флота – работниками нашего завода И.Г.Турчиным и М.М. Репиным, которые рассказали о своём боевом пути.

Про первый праздник «Нептуна» вспоминает Медына В.П.
- Дарьина Нина Витальевна, в 1972 году занимавшая должность инспектора по культуре, как-то при разговоре со мной, задаёт вопрос, а почему бы мне не взять на себя организацию праздника Нептуна? Ока рядом, творческие силы в городе есть, зрителей всё лето целый пляж. И я по её выкладкам просчитал возможности города и завода РИП, на балансе которого был парк. Начал разговор с начальника морской школы Онищенко. Это опытный моряк. В его руках были и катера для знаменосцев пятнадцати республик, и большие катера. Сходили с ним на переговоры в воинскую частью понтонёров. Всех нужных людей собрали на совещании у Скобелевой Нины Александровны, и по утверждённому сценарию назначили ответственных за каждый уголок. Ведь каждый эпизод театрализованного действа требовал координации всех служб. Сцена-то огромная, река. На катерах знаменосцы с Нептуном, следом артисты, за ними на большом катере духовой оркестр в сопровождении шлюпок.

Команда артистов была вся с завода РИП, а самодеятельность на заводе была сильная. Но всё это пространство надо было ещё и озвучить, ведь электричества-то на реке нет, а радиомикрофонов тогда ещё и в помине не было. Для озвучивания задействовали заводскую машину, которая использовалась для агитации на площадях и улицах. Понтонёры немало работы сделали. Раскрыли понтон, загнали на него агитационную машину, и эта кавалькада плыла по реке. Зрители и на пляже, и на берегу города были в восторге. А погода выдалась солнечной, и праздник получился ярким, красочным. После реки зрителей пригласили в парк, где организовали концерты, встречу ветеранов флота, вручили им подарки, играл духовой оркестр. С тех пор, пока с развалом СССР республики не отхватили по кусочку суверенитета, День «Нептуна» проводился ежегодно.

А мероприятий в парке проводилось предостаточно, в том числе и с участием творческих коллективов городских учебных учреждений, цеховых коллективов заводов, клубов и ДК. Только театральный коллектив клуба строителей под моим руководством, с водевилями и чисто театральными программами, выходил на эстраду парка за 14 лет 32 раза, а сколько было ещё сборных концертов клуба. А танцевальный коллектив Людмилы Ивановны Бурьяновой был вообще нарасхват и на мероприятиях в парках, и в ДК 1100-летия. Последний выезд в парк с водевилем А.П.Чехова «Юбилей», но уже из стен ЦВР, театральный коллектив «Контакт» сделает 9 июня 1996 года. И это будет тридцать третий выход на эстраду ПКиО им. В.И.Ленина. В газете «Муромский рабочий» № 107 от 4.07.1990. Г.П.Мичурина сообщает о предстоящем 30-летии парка, а в 1992 году парк будет отмечать уже 140-ю годовщину, подняв из архивов имя князя И.А.Трубецкого. А через год Ю.А.Романова, худрук парка, в статье «До свидания, парковое лето» («Маяк» № 40 от 25.10.1991) посетует не только на проблемы с организацией мероприятий в парке, но и атмосферу жизни в городе, с отношением к культуре вообще.

«Да, воистину «не хлебом единым жив человек», хотя сейчас в магазинах только его, пожалуй, и вдоволь. Но и эта истина может вызвать сомнение, поскольку хлебушек-то наш насущный не всякий час на прилавках бывает, а нередко и большую очередь за ним приходится выстаивать. И всё же радует то, что народ озабочен не только тем, чтобы талоны продуктовые отоваривать, но и на афиши наши, случается, поглядывает, и к нам в парк, бывает, заглядывает…
С января 1991 года парк стал одним из подразделений завода. Исчезли кураторы: профком, партком, горком… По «всей стране народ успел «хлебнуть» свободы полной грудью. С участниками мероприятий договариваться стало сложнее. Могут пообещать и не придти.
От идеологических мероприятий стали переходить на развлекательно-познавательные. Парк сделали подразделением завода, зарплаты повысили, а субсидирование на мероприятия урезали. Суммы с платных мероприятий стали уходить в кассу завода. Затягивается и ввод нового здания с услугами не на улице для платных мероприятий круглогодично. Но пока с этой на вид легкоразрешимой проблемой, а на деле никем не решаемой, бьётся лишь наш уважаемый директор В.П.Медына, но и его долготерпению, похоже, приходит конец».

Дефолт ещё не наступил, но даже в самые тяжёлые моменты люди тянулись в места скопления народа. Для детства с юностью не бывает плохих моментов, а с годами одиночество ложится тяжёлым бременем. И где ещё, как не в парке, или других местах с массовыми мероприятиями можно отдохнуть от ежедневных забот. И нахожу подтверждение этому в «Муромском крае» № 80 от 5.07.1997
Мини-интервью «Парк моей любви»
Сегодня Окский парк, ныне носящий имя В.И.Ленина, отмечает своё 145-летие. Возраст весьма преклонный. Для многих он стал не просто одним из старых уголков города, а чем-то большим.
Надежда Михайловна Катина
- Для меня этот парк – это то место, где тысячи муромцев имели и имеют возможность прикоснуться к прекрасному. Здесь часто выступали артисты самого высокого ранга. Многие рядовые жители впервые вышли на сцену парка заявить о себе. Раньше здесь играл духовой оркестр, потом появились молодёжные ансамбли. И потому люди любят парк.
Надежда Дмитриевна Антонова
- С самого раннего детства для меня Окский парк окружён ореолом прекрасного. Заходишь в него, и все заботы, переживания остаются за спиной. Ухоженные клумбы, голубые ели, смотровая площадка, откуда можно полюбоваться окскими далями, - всё это очищает душу и делает мир теплее. Мягче.
Владимир Князев (1980-е работал в парке баянистом в комнате школьника с детьми и подростками).
- Я люблю этот парк по многим причинам. В детстве меня родители водили покататься на качелях, на чёртовом колесе, посмотреть на разлив. Когда вырос, сам стал приходить отдыхать в парк. Здесь на танцевальной площадке я встретил свою будущую жену. И хоть прошло с тех пор десять лет, я не жалею о своём выборе.

«ТРИБУНА» 30.04. – 6.5.1998. Ю.Юрский «Живи, наш Окский парк»
Финансовые проблемы, которые поднимает автор статьи, опускаю, потому что за закрытием предприятий и очаги культуры стали уходить с молотка. Да и парку Ленина осталось жить шесть лет, поэтому беру отсюда выдержки беседы журналиста с В.П.Медына:
- Материально-техническая база его велика. Здесь расположено 10 аттракционов, зал кривых зеркал и бильярдная, танцевальная площадка и летняя эстрада.
- Чтобы хоть как-то выживать, пришлось, скрепя сердце, сокращать немногочисленный аппарат работников. Несколько лет назад постоянный штат составлял 32 единицы, восемь из которых занимались организацией культурного отдыха. В летний сезон до 72 человек для работы на аттракционах доводили, а сейчас осталось только 22 единицы, в том числе только три культработника.
- Сотрудников парка никак не упрекнёшь в спячке и на сценической площадке не услышишь пошлости, которая ползёт в души россиян с экранов телевидения с кинотеатрами и со страниц журналов с газетами. Это один из форпостов, мимо которого проходят грязь с низменными страстишками. Наоборот, культработники парка выносят на сцену образцы высокой нравственности, народной культуры, чистоты и порядочности.
- За прошедший сезон проведено 315 мероприятий, посвящённых истории нашего края, ветеранам войны и труда, нашим писателям и поэтам, на которых звучали песни и романсы.
- Одно дело сказать спасибо за работу, и совсем другое сохранить очаг культуры, не дать ему погаснуть, как это случилось с детским парком ОАО «Муроммашзавод». Острых углов и у нашего парка много. Он давно перерос свои возможности, буквально захлёбывается от огромного числа посетителей, а это ведёт к вытаптыванию клумб, газонов.
- Ещё одна проблема – налоги. С парка «дерут», как с промышленных предприятий, а ведь парк общественное достояние.
- На концертной площадке всё реже выступают коллективы художественной самодеятельности. Понятно, что все они перешли на хозрасчёт и требуют плату за выступления.

Не меньше проблем поднимал и Е.И.Ломакин, ставший директором в 1999 году. 
Мечтал о месте приёма пищи отдыхающим, и даже разворачивал палатку-кафе перед входом на смотровую площадку. Поднимал вопрос о ночном патрулировании милиции с укреплением склонов Николо-Зарядского оврага, который до сих пор продолжает разрушаться от сточных вод и захламляться сушняком с бытовым мусором. В мечтах было привлечение школьников к несложным хозяйственным работам, т.к. шло сокращение и на заводе, и в парке.

И последний гвоздь в историю парка Ленина вижу в заводской газете Маяк № 10 от 9.08.2002 «А парку – 150!»
«Настала пора думать над тем, как полнее компенсировать затраты завода на содержание паркового хозяйства… сегодня предприятие работает в более сложных условиях…».

Attrakzion 1

ФОТО: Детский городок 1960 года.

Attrakzion 2

ФОТО: Детский городок 1970-х - 1990-х.

Attrakzion 3Attrakzion 4

ФОТО: Аттракционы "Сюрприз" и "Колесо обозрения" до 2004 года.

Attrakzion 5Attrakzion 6

ФОТО: Карусель "Лошадки" и автодром до 2004 года.

Attrakzion 7Attrakzion 8

ФОТО: Лодочки за летней эстрадой и "Колесо обозрения" по соседству со смотровой площадкой до 2004 года.

В 2004 году территория парка сдана в частные руки, и из зоны отдыха, с прицелом на воспитание гармонически развитой личности, перейдёт в разряд коммерческих центров. А 29 августа 2008 года в Окском парке, о чём сообщит местное ТВ, «свое десятилетие отмечает группа компаний «Триада». Это одна из немногих компаний в городе, занимающаяся целым рядом услуг: торговля, охрана, полиграфия, реклама, риэлтерский бизнес, благотворительность».
А далее только вопросы бизнеса, и ничего лишнего:
«Около 5-ти лет назад арендаторам земельного участка в самом сердце Мурома стала именно «Триада» во главе с Николаем Юрьевичем Спириным. Задача перед частным капиталом стояла непростая – сохраняя и преумножая традиции старинной парковой зоны превратить ее в образец современной индустрии и развлечений. В развитие паркового хозяйства уже инвестировано более полутора миллионов долларов. Сегодня парк по-настоящему стал семейным местом отдыха для всех муромлян».

Сопоставляем с информацией про 8 июля, или 25 июня по старому стилю, 1852 года:
«В основу будущего парка лег Окский бульвар рядом с Рождественским собором, куда собирался народ любоваться не только заокскими далями, но и захватывающим зрелищем ледохода. На средства городничего князя И. А. Трубецкого площадь расчистили от ветхих построек и устроили городской бульвар с беседкой, которые были безвозмездно переданы городу для общественных гуляний».

Наши прародители и родители слушали в парках игру духовых оркестров и пели под гармошку. Наше поколение застало размножение песен любимых групп на магнитофонных плёнках, а в парках с утра до вечера звучала с магнитофонов музыка из репродукторов. Потом ВИА на танцевальных площадках сменят дискотеки. Затраты минимальные, а результат по сборам тот же. Но когда я раскачивался на лодочках или летел на каруселях, то самой любимой мелодией в те моменты была для меня песня на слова Е.Евтушенко и А.Бабаджаняна «Чёртово колесо» в исполнении Муслима Могамаева.
…Но я лечу
С тобой снова.
Я лечу – Эх!
И одно слово я кричу,
Кричу: «Люблю!», -
И лечу я к звёздам,
Кричу и вновь лечу.
На «Американских горках» с «Сюрпризом» было не до музыки. Визгов с писками и без неё хватало. Транслируют ли сейчас музыку в «Окском парке», сказать не могу. Но, сколько раз ожидал своих гостей, пока они катаются на «Колесе обозрения», трансляции не слышал. А может, просто внимания не обращал.


Attrakzion 9Attrakzion 10

ФОТО: Аттракционы после 2004 года.

Attrakzion 11Attrakzion 12

Продолжение следует

Источники: Информация из музея Управления культуры о.Муром, остальные указаны в тексте статьи.
Фото: автора, Н.А.Беспалова, В.П.Павлова, В.Коноплёвой, М.Шмелёвой.
Иван Васильевич Костин

Прочитано 1078 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi