Я уже писал о детях Парфеновой Т. С., Бедина В. С. и подростках из трудовой бригады при КОСе № 8 с кружком резьбы по дереву при школе № 19 под руководством Крыгина В.П.
Выводы от встреч? Если есть работоспособный коллектив единомышленников, возраст значения не имеет, будут и результаты труда. Есть пример для подражания в лице руководителей коллективов и старших товарищей, а в идеале и любящих родителей, то и крылья у ребёнка вырастут, и таланты проявятся в полной мере, и по жизни ребёнок пойдёт с багажом порядочности по отношению к окружающим и стремлением к созидательным делам.
Сегодня мой рассказ о барабане, как символе единения коллектива. А толчком к этой теме послужили два события 2014 года в комитете по делам молодёжи.
Первое событие - военно-спортивный клуб имени Василия Ивановича Саплина переехал в просторное помещение на Автодора 40.
И второе – городской отряд барабанщиц принял участие в международном фестивале на Красной площади «Спасская башня детям».
Как и любой обыватель, в ежедневной суете я не вникал в суть и историю ВСК имени В.И.Саплина, хотя с Саплиными знаком с 1974 года. С Еленой Ивановной, как педагогом педучилища и биографом театра имени П.П.Радковского. С Валентином Ивановичем и его сыном Игорем, как актёрами. И связь ВСК с семьёй Саплиных, как вероятно и у многих жителей города, у меня отложилась в памяти в связи с гибелью в Чечне внука Валентина Ивановича и сына Игоря – Серёжи Саплина. Сейчас я историю клуба изучил в деталях и напишу о Саплиных попозже. А сейчас только о встречах с муромскими барабанщицами, причастными к рождению городского отряда.
Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше!
Только утро замаячит у ворот,
Ты увидишь, ты увидишь, как весёлый барабанщик
В руки палочки кленовые берёт.
Все мы родом из детства. Когда в школьном хоре я запевал эту песню Булата Окуджавы, то не задумывался, что символы пионерской атрибутики: знамя, горн и барабан будут сопровождать меня всю жизнь. Что вышагивая по деревенским улицам от школы до клуба за знаменем, под звуки горна и бой барабана, и разговаривая со сцены клуба о нормах нравственности, морали и распевая песни с изображением положительных и отрицательных героев, я буду встречаться с контуженными друзьями в мирное время.И буду хоронить друзей с учениками, погибшими в горячих точках. Тогда я об этом не думал. Я просто играл.
Это сейчас уверен, что символы были только внешними атрибутами нашего внутреннего наполнения. Играли на улице в чижика, салки, лапту, «Чапаева», в войну, по жребию разделившись на наших и ненаших. Нормы поведения с поступками мы копировали как от взрослых, которых в деревне делили на хозяйственных, старательных и бездельников, так и от поступков литературных и киногероев.
Герой рассказа Николая Носова «Честное слово» до ночи простоял «на часах», пока его не снял с караула настоящий военный. Думаю, редко кому из нас в детстве не приходилось испытывать страх по разным причинам. Если гайдаровскому Тимуру было с кого брать пример и на кого опереться, то Сергею Баташову из повести «Судьба барабанщика» пришлось самому решать недетские вопросы. И поступки этих героев были примерами для подражания. Они были нашими символами, про которых после войны напишут много песен. Одна из таких песен «Про Лёньку Королёва» Булата Окуджавы.
И выбрав профессию режиссёра, я буду приглашать ребят под знамя нашего детства, за которым я ходил с гордо поднятой головой. И сейчас, наблюдая с балкона своего дома за суетой сборов колонны демонстрантов во дворе школы № 28, и движением колонны под бой барабанов к месту проведения очередного праздника, внутри зарождается чувство праздника, которое испытывал в детстве. Все мы родом из детства. Возможно, по этой причине информация про две поездки городского отряда барабанщиц в Москву привлекли моё внимание.
«19 апреля 2014года воспитанники ВСК им. Саплина под руководством Стулова Е.Г. и Шачкова А.А., а так же городской отряд барабанщиц «Ника» под руководством Видоновой С.В. открывали Общественную презентацию Всероссийского марафона добрых дел «Родительский десант» — благотворительный проект, разработанный Военно-патриотическим центром «ВЫМПЕЛ» в поддержку Национальной стратегии действий в интересах детей в г.Москва. Выступление барабанщиц предваряло вынос флагов ротой Почетного караула Президентского полка Службы Коменданта Московского Кремля ФСО России, а ребята из ВСК имени В.И.Саплина вручали цветы и подарки почетным гостям клуба Арсенал в Кремле»
«29 августа2014 года городской отряд барабанщиц «Ника» представлял город Муром на первом дне международного фестиваля духовых оркестров «Спасская башня детям» в г. Москва. В этот день вместе с Муромскими барабанщицами свое мастерство зрителям и гостям фестиваля демонстрировали оркестры из г. Москва, Московской области, Калининграда.»
А так как с 2012 года отрядом барабанщиц руководит Видонова Светлана Владимировна, то посчитал, что первоисточник может дать более точную и более подробную информацию о взлёте отряда до прохода вдоль стен Московского Кремля.
- Светлана Владимировна! Как отряду под Вашим руководством удалось «пробраться» на Красную площадь?
- Восхождение началось с дружбы нашего отряда с Московским военно-патриотическим клубом «Вымпел», который базируется при Президентском полке. Они давно и тесно сотрудничают с нашим военно-спортивным клубом имени В.И.Саплина. 4 ноября 2013 года, поскольку эта дата совпала с пребыванием обоих клубов в Муроме, мы встретились с ними на митинге около памятника «Скорбящий ангел». Митинг открывали барабанщицы. В тот день никаких разговоров о поездке в Москву не было. Мы отработали, сложили барабаны и поехали по домам. А в феврале прошлого года раздаётся звонок заместителя начальника ВПЦ «Вымпел». Он предложил поучаствовать в «Презентации Всероссийского марафона добрых дел «Родительский десант».
ФОТОГРАФИИ Видоновой С.В. 1-2 Танцоры и барабанщики
Вот так, вместе с ВСК имени В.И.Саплина, мы попали в президентский полк. После этой поездки поступило предложение принимать участие не только в мероприятиях, организуемых ВПЦ «Вымпел», но и другими организациями, которые занимаются военно-патриотическим воспитанием. И летом 2014 пришло приглашение от организаторов Международного фестиваля «Спасская башня».
Мы участвовали не в основном мероприятии, где показывали мастерство ансамбли и оркестры со всего мира, а это была попытка создать опытный образец по вовлечению в программу фестиваля детских коллективов. И мы представляли наш город в программе «Спасская башня - детям».
ФОТОГРАФИИ 3-4 На Красной площади в 2014 г.
- Но на фотографиях, которые Вы разместили на сайте, я увидел лица Ваших девушек не в окружении детских коллективов, а на фоне мальчиков на конях из Президентского полка.
- Организаторам конкурса понравилось наше выступление, и нас попросили в церемонии открытия сопроводить часть показательных выступлений Президентского полка РФ на Красной площади. Отсюда и наши лица на фоне мальчиков на конях.
ФОТОГРАФИИ 5-7 "Спасская башня - детям"
- Ваш отряд прописан в городском молодёжном центре под крылом комитета по делам молодёжи. Значит, все усилия ваших объединений направлены на активизацию сил молодёжи в жизни города. Ну, прошёл отряд мимо Кремлёвской стены. Отчитались о поездке в Москву. А какая связь отряда с массой их сверстников в городе?
- Во-первых, девушки из разных школ и других учебных заведений города. Во-вторых, центр «Орлёнок» даёт им возможность по достижению 18 лет продолжать заниматься своим любимым делом, в отличии от школ, которые выпускников провожают за порог по окончанию школы.
ФОТОГРАФИИ 8-9 Городской отряд барабанщиц "Ника" на городских мероприятиях
- Вы говорите про занятость участников кружков и секций. А какое моральное воздействие оказывают они на окружающих?
- Отряд барабанщиц несёт под собой патриотическую, воспитательную основу. Обывателям бросаются в глаза красивые, подтянутые, интересные и оригинальные девушки, которые умеют делать то, что не могут делать многие, и это может многим стать примером для подражания. А так как барабанщицы являются участниками почти всех массовых городских мероприятий, то кто-то просто вынужден сравнивать своё физическое состояние с выправкой девушек. А ведь быть эталоном для жителей города девушкам приходится в свободное от основных дел время. Желающих записаться в отряд всегда великое множество, но приходится отбирать по неким параметрам. Рост, размер костюмов, в которые должен «втиснуться» будущий барабанщик. Ну и главные условия – это слух, чувство ритма, и работоспособность. Порой приходится не выпускать палочки из рук по часу, а это не только утомительно физически, но от барабанного боя у многих притупляется внимание, и есть риск выбиться из ритма. Так что природные данные имеют основное значение при отборе в отряд. Тем более, что новичкам хочется почти мгновенных результатов. Посмотрели, понравилось, показалось, что проще занятия нет. Ведь в цирке у гимнастов во время выступления тоже всё просто, легко и весело получается. А то, что за этой лёгкостью годы изнурительной работы, об этом зритель не задумывается.
Не буду вдаваться в детали, как Светлана Владимировна получала красный диплом в Муромском педколледже, училась «тянуть носочек» у Парфёновой Татьяны Сергеевны, как основы «барабанного боя» и поиски элементов зрелищности для проходок отряда переняла у своей предшественницы Акимовой Арины Марковны. Скажу лишь, что в сезон 2001 – 2002 костяк участников отряда барабанщиц она набирала из танцевального коллектива, которым руководила после окончания колледжа.
Акимова Арина Марковна, предшественница Светланы Владимировны, тоже «тянуть носочек» училась у Татьяны Сергеевны, актёрскому мастерству у Белячковой Веры Фёдоровны, держать спинку и бороться за разряд по бальным танцам у супругов Никитиных. С девятого класса стала зарабатывать первые деньги, занимаясь бальными танцами в школе № 9, а по окончанию средней школы, без педагогического образования, приглашена в школу № 4 руководителем студии бального танца и педагогом по ритмике. А так как уроки ритмики проводились с первого по восьмой класс, то приходилось и экзаменационные билеты разрабатывать, и экзамены принимать. В 1997 году приглашена в отряд барабанщиц, а с 1998 по 2001 год была руководителем отряда, сменив на этом посту Светлану Владимировну Репину.
ФОТОГРАФИИ Акимовой А.М. 1. В марше по городу. 2. В молодёжном лагере "Лидер"
Иду в ДНТ на встречу с Ариной Марковной. Беседуем обо всём, о чём можно говорить с творческой натурой с горящими глазами, в том числе и об участии в жизни ДНТ бывших ведущих артистов «Контакта», для которых ДНТ стал вторым домом. Но целью моего визита было не выяснение планов ДНТ и путях их реализации, а воспоминания одного из руководителей городского отряда барабанщиков о его рождении и развитии. А так как мне встретились уже три организатора работы отряда, которые окончили Костромской пединститут, в котором готовили будущих организаторов в школах отрядов барабанщиков и горнистов, отсюда и мой вопрос:
- А Вы, случайно, не выпускница Костромского пединститута?
- Нет, я даже случайно не училась в пединституте.
ФОТОГРАФИИ 3-4 На полощади Победы
- Но кто-то учил Вас работать с барабанами?
- Никто. До этого я умела танцевать, у меня было чувство ритма и мне это легко давалось. Пришла в отряд барабанщиц, меня это занятие заинтересовало и стало второй отдушиной после танцев. Директор молодёжного центра «Орлёнок» меня тогда заметила и предложила возглавить отряд барабанщиков. Я по школам дала объявление, пришли девочки седьмых -десятых классов, набрала 10 девочек и начала с ними экспериментировать. Поскольку я знала рисунки танцев, то стали придумывать перестроения.
ФОТОГРАФИИ 5-6 На городских мероприятиях
Я понимала, что некоторые девочки не дотягивают до нужного ритма, не так держат руку, не так тянут носочек. Не у всех была подготовка, как у меня. Но ведь здесь необходимо не только красиво стучать по барабану, а надо ещё и преподносить себя, нести себя по улице, быть красивой. Я стала вводить в занятия уроки актёрского мастерства, уроки ритмики, легкой формы хореографии. Как тянуть носок, как поднимать руку, позиции рук, позиции ног, как держать спину – это из уроков Парфёновой и Никитина. Мне казалось, что это необходимо, хотя никто мне об этом не говорил. Чем владела в плане хореографии, тем и делилась.
Потом пришла к выводу, что каких-то знаний мне недостаточно и решила поступать на заочное отделение Рязанского филиала МГУКИ по специальности режиссура театрализованных представлений и праздников. Потом из школы меня полностью «сосватали» в «Орлёнок» на полставки руководителя отряда барабанщиц и ставку руководителя подразделений по массовой работе. Проработала в «Орлёнке» с 1995 по 2001 год.
- А в 2001-м руководство отрядом примет Видонова, и Вы посвятите несколько вечеров, чтобы передать секреты мастерства барабанщика?
- У меня было два состава. Основной состав постарше. Девчата оканчивали учебные заведения, разъезжались, выходили замуж, поэтому дублёры необходимы. Я искала ярких, талантливых девочек и одной из них была Видонова Светлана.
Так сложилась обстоятельства, что с 2001 по 2003 год пришлось поработать в должности секретаря коммерческого директора на заводе трубопроводной арматуры, поэтому барабанные палочки передала Светлане. Потом мою должность на заводе сократили. Я какое-то время сидела дома. В 2003 году директор ДНТ Александра Ивановна Баранова предлагает мне должность ведущего методиста. Здесь нашла мужа. Родила мальчика с девочкой.
ФОТОГРАФИИ 7. Во дворе ДНТ. 8 Заседание в лагере "Лидер"
В прошлом году Валерий Владимирович Козлов предложил мне работу в Управлении культуры, я согласилась, но сопоставив условия работы там, пришла к выводу, что отчёты, бумаги по разнообразным проектам не для меня. А у Александры Ивановны освободилась должность зам. директора, и она предложила мне вернуться в ДНТ. Я поняла, что это моё и с удовольствием вернулась сюда.
- Про круг Ваших обязанностей, как заместителя директора вопросов нет. А нет ли соблазна и здесь организовать отряд барабанщиц?
- На соблазны времени не хватает, потому что проводим много мероприятий, в том числе и для детей. Буквально в пятницу (6.02.2015) открыли выставку «Билетик в детство». В студии декоративно-прикладного искусства, которой руководит Иванова Ольга Владимировна, можно лепить своими руками из глины игрушки.
ФОТОГРАФИИ 9-10 ДНТ. Занятия кружка "Лепки из глины"
Но записаться в студию можно только в сентябре. В музейной комнате проводим экскурсии по заявкам. Там же проводим мастер классы. Ребята делают своими руками куклы крестушки, куклы масленицы, обереги. Проводим познавательные мастер-классы, где рассказываем о предметах быта, самоварах, утюгах, ткацких станах. Но рассказываем не в форме сухих докладов, а делаем это в игровой форме. Если есть желание позвонить по телефону З-61-49, потому что работаем только по заявкам, то встретим всех с распростёртыми объятьями и предложим всё, что пожелаете. Толи мастер-класс, толи программу в музейной комнате, толи игровую программу на богатырёвом дворе.
ФОТОГРАФИИ 11-12 "Богатырские забавы" во дворе ДНТ
Что привлекает моё внимание с первой минуты встреч – это горящие глаза собеседников. И воображение рисует форму в виде красивых девушек с барабанами, вокруг основательного содержания под именем «патриотическое, эстетическое воспитание и физическое развитие». Как подвенечное платье на невесте – будущей продолжательницы рода, как облагороженная в Муроме набережная вдоль древних вод нашей Оки. И когда слушаю рассказы руководителей городского отряда разных лет про их выходы на демонстрации, парады, митинги, то всё больше и больше утверждаюсь в нужности для сегодняшнего молодого поколения клуба исторической реконструкции «Вареж», секции парусного спорта «Гюйс», ВСК имени В.И.Саплина, молодёжного лагеря «Лидер» и им подобных клубов, кружков и секций.
Продолжение следует...
Фото из архивов ДНТ, Видоновой С.В, Акимовой А.М. и открытых источников
Иван Васильевич Костин