• ostanovka kot.2020 - 1График остановки котельных в Муроме на лето 2020 года

    В Муромском филиале ООО "Владимиртеплогаз" утвержден график остановки котельных на плановый ремонт с 16 июня по 18 августа 2020 года. Подача горячей воды от котельных и тепловых пунктов в летний период будет приостановлена:

    Прокомментируй первым! Прочитано 112 раз Подробнее ...
  • Otkrjtie byusta Kusnezovu6053.jpg1Почему я ухожу из школы

    Предисловие Министерства просвещения от 26 мая 2020 года: Федеральный перечень учебников снова изменили.

    Мой трудовой стаж на должности школьного учителя с 1 сентября должен был составить 10 лет. Главной причиной, почему я все же проработал в школе 10 лет - это дети. Они вдохновляют, радуют и злят одновременно. В них жизнь и будущее Сегодня я написал заявление об увольнении. На этот шаг меня подтолкнуло множество причин:

    Прокомментируй первым! Прочитано 87 раз Подробнее ...
  • Moskau soldat75 лет Победы или снова о сохранении памяти

    Рядовой Чванов Иван Павлович, сапёр 1097 стрелкового полка 326 стрелковой дивизии, погиб от пули снайпера в морозный день 25 января 1942 года на Смоленщине. Было ему 34 года. Рядовой Саплин Сергей Игоревич тоже погиб от пули снайпера 9 августа 1996 года в Чечне. А мечтал встретить 21-й день рождения в кругу семьи. Моя мама через 70 лет после расставания с отцом сказала: «Никогда не думала, что когда-нибудь попаду на могилу батюшки». И в душах каждого однополчанина, как в сороковые, так и в 2000-е, остаются мысли, которые Владимир Высоцкий выразил в одной из своих песен: «Мне не стало хватать его только сейчас — Когда он не вернулся из боя».

    Прокомментируй первым! Прочитано 145 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Пятница, 20 Март 2020 07:07

Театру кукол «Франт» исполняется 7 лет

Оцените материал
(5 голосов)

Frantu7let 35Театру кукол «Франт» исполняется 7 лет

21 марта все кукольники мира отмечают свой профессиональный праздник, а Муромский театр кукол «Франт» еще и свой день рождения. В 2020 году ему исполняется 7 лет. По меркам человеческой жизни - это ещё детство, а для театра без своего театрального дома, к тому же начавшего самостоятельную кочевую жизнь из самодеятельности, довольно приличный возраст. И год от года растёт его популярность, растёт аудитория постоянных зрителей, а детские дома, приюты и коррекционные школы области ждут «Франт» уже не на гастроли, как случайного гостя, а на очередную встречу, как старого друга.

Frantu7let 40

ФОТО: Зрители с артистами после спектакля "Мама Кот".

Не лишним будет напомнить постоянным зрителям театра, а с чего семь лет назад начинали три молодые мамы: Валентина Фролова, Юлия Антонова и Екатерина Самотина, будучи в декрете, и имея за плечами солидный опыт работы с детьми. С 1991 года, с исчезновением профсоюзных учреждений культуры и прекращением поддержки учебных заведений предприятиями-шефами, основная масса детских кружков и секции были вынуждены прекратить своё существование. В Муроме удалось выжить: Шилову Б.А. с военно-спортивным клубом, Никитину А.А. с театральной студией «Прикосновение», танцевальным коллективам Парфёновой Т.С. с Босых Н.В., бальникам Ольге и Геннадию Никитиным, да цирковым коллективам в ДК 1100-летия с ДК на Вербовском. Артисты школьных кружков и в советское время работали на разовых мероприятиях своих школ, оттачивая своё мастерство на регулярных выступлениях в коллективах учреждений культуры. А с переходом страны на капиталистические рельсы каждая школа стала готовить артистов только для своих мероприятий, да для конкурсов на ежегодных фестивалях, проводимых управлением образования раз в году.

Ушли в прошлое детские самодеятельные коллективы ДК им. Ленина, клуба строителей, парков города. ДК 1100-летия и посёлка Вербовский, в которых продолжали заниматься с детьми, стали муниципальными. В детском клубе «Орлёнок» с ЦВР часть кружков и секций стали платными. Появление в 2004 году в ЦВР преподавателей бальных танцев Крючковых внесло живинку в творческую жизнь ЦВР, но они работают со школьниками. А вот дошкольников было абсолютно нечем порадовать, если не считать приезжих гастролёров, не всегда доступных по ценам, и частенько сомнительного качества. И у трёх мам, находившихся в декрете, в 2013 году родилась идея первого спектакля. Это была простая и незатейливая история про Зайчонка, который отправился на поиски новогодней ёлочки. После первого спектакля родился второй, потом третий, куда приглашались малыши. Постепенно, театр кукол «Франт» стал не только востребованным, но и, в какой-то степени, профессиональным. И название появилось не от понятия «щёголь и модник», а из первых букв фамилий двух мам: Фроловой и Антоновой.

Frantu7let 41

ФОТО: Валентина Фролова, Екатерина Самотина, Юлия Антонова с детьми.

Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причину. Три мамы с азартом взялись за новое дело. Первые сказки были не просто примитивными, больше рассчитанные на игру с детьми, но и куклы делались из сподручных средств. И помню свои первые замечания артистам по поводу цвета ширмы, на фоне которой куклы терялись, потому что сливались с её цветом. А сейчас, просматривая очередной спектакль, я слежу уже не за цветом ширм и одеждой кукол, а за развитием конфликта. Вижу, как скрупулёзно сценарист Юлия Викторовна Антонова подходит к созданию характеров героев, как растёт исполнительское мастерство актёров и разрастаются границы репертуара. А куклам с реквизитом, пожалуй, могли бы позавидовать и столичные театры.

Otkrjtie byusta Kusnezovu6109Otkrjtie byusta Kusnezovu6131

ФОТО: Сцена из спектакля "Ленинградский дневник"

И если пять – шесть лет назад я интересовался у начинающих артистов, а как и откуда они в театр попали, то сегодня меня уже интересуют вопросы более профессиональные. Театр нашёл способ выживания в борьбе за гранты, и процесс подготовки к конкурсам с последующими гастролями я не могу обойти стороной. Каждая победа – это новый спектакль. К тому же, за семь лет театр вырос из «коротких штанишек», и создаёт не только сказки для самых маленьких детей, но и для разновозрастной аудитории. Если Алёша Пеночкин, который не хотел учиться, был интересен от первоклассников до пятиклассников, то спектакль «Ленинградский дневник» про судьбу Тани Савичевой и детей блокадного Ленинграда, я бы отнёс к событию в театральной жизни города. Поэтому с вопросами о предстоящих планах в очередной раз обращаюсь к актрисе и сценаристу Юлии Викторовне Антоновой.

Frantu7let 1Frantu7let 2

ФОТО: Сцены из спектакля «Сказка о Калачнике и заморских чудесах»

Frantu7let 3Frantu7let 4

ФОТО: От героев и костюмов первых сказок

Frantu7let 5Frantu7let 6

Frantu7let 7Frantu7let 8

Frantu7let 9Frantu7let 10

Frantu7let 11Frantu7let 12

Frantu7let 13Frantu7let 14

ФОТО: К героям сказок народов России. Рыба, бубен и медвежата из спектакля "Непослушный медвежонок".

- Юлия Викторовна! Первый спектакль видел в «Орлёнке». Уже не помню про что, но к декорациям были претензии. Куклы терялись на фоне ширмы. И реакция детей оживлялась, как только вы начинали с ними играть. Тогда мне показалось, что игра была дополнительным звеном к сказке. Второй спектакль был про Карамельку, в котором сюжет тоже был рассчитан на игру с залом. Потом, уже в марте 2015 года, встретились с Муромским калачником на фестивале в ДК 1100-летия, в котором и конфликт был простроен более профессионально, и зрительный зал был уже не просто игровой командой, а соучастниками победы главного героя. И с каждым спектаклем растёт не только техника изготовления кукол с декорациями, но и мастерство исполнителей. И дети с великим азартом становятся не просто игровой командой, а соучастниками побед добрых героев.

- Растём. С опытом и знания приходят. Конечно, первые сценарии были довольно простыми. Да и у нас не было ни опыта актёрской игры, ни представления о законах драматургии. Поэтому самые первые спектакли: «Сказки Сладкого королевства», «Лоскутная сказка», «Не буду просить прощения!» были больше рассчитаны на организацию игр с детьми, хотя и с элементами морали. Но аппетит приходит во время еды, а опыт от ежедневной кропотливой работы. Регулярные гастроли многому научили. От поездок на фестивали, от встреч в Москве с зарубежными театрами кукол тоже немалый опыт получили. От каждой встречи что-то новое берём для своих спектаклей. А о первых встречах со зрителями? Это было только начало большой самостоятельной жизни. Но начало было очень даже неплохое. В какой-то степени, даже поучительное.

- Век живи, век учись, а театр живой организм, в котором каждый день простоя чреват штампами. Если спектакль про Карамельку оставил меня равнодушным, и только к молодым участникам с какими-то вопросами обращался, то «Ленинградский дневник» был уже полноценным драматическим произведением. И униформа на актёрах теперь не вызывает вопросов, а работает на сюжет.

- Постановка любого спектакля требует не только знаний и опыта, а ещё и финансовых вложений. Появляются деньги, появляется и возможность вкладываться в декорации с костюмами. А практика позволяет каждый спектакль делать лучше предыдущего. Расширяется география наших гастролей, растёт аудитория постоянных зрителей. А когда постоянно видишь реакцию зала, то и игру корректируешь, чтобы достучаться до душ детей и взрослых. Дети одни на спектакли не приходят. Зрители многому нас научили.

- Без детей театр быстро стареет. А чтобы «достучаться» до души каждого зрителя, нужны профессиональные помощники. Ко мне тридцать два года на помощь приходили педагоги школ, педучилища, музыкальных школ. Ветераны театра Радковского оказывали посильную помощь. В содружестве с народным театром «Контраст» тоже не один пуд соли съели. Даже участковые милиционеры принимали участие в воспитании моих первых актёров, которые потом стали моими незаменимыми помощниками в подготовке молодых кадров. Но, прежде чем актёры научились подводить зрительный зал к плачу и смеху, много воды утекало.

- Так и у нас не всё сразу получалось. И помощники не с первого дня появились. Наш постоянный коллектив небольшой. Два штатных работника, да два десятка помощников. В основном составе: Валентина Фролова – художественный руководитель театра и актриса. Я – актриса и сценарист. Актриса и рукодельница Анна Соколова. И незаменимый грузчик, носильщик и звукооператор – Глеб Фролов. На наших плечах лежит вся работа по подготовке спектаклей: создание пьес, изготовление костюмов, декораций и кукол, музыкальное оформление постановок и многое-многое другое. Конечно, вчетвером невозможно сделать все, что задумано, и тогда на помощь приходят друзья театра и волонтеры. Екатерина Самотина, Настя Сысуева, Яна Кильдюшова, Олег Рогоськов – с этими замечательными актерами зрители не раз встречались во время Новогодних представлений. В последние два года появились и новички - Илья Кашин и Полина Лоскутова. Яна и Полина, самые молодые актрисы, еще школьницы. Но зато очень яркие, непосредственные, легкие на подъем. Пока они заняты на вторых ролях, но через пару-тройку лет дорастут и до главных! Вообще, среди актеров «Франта» нет и никогда не было мрачных пессимистов, лентяев и зануд. Здесь все – люди творческие, веселые, активные. Они умеют оставлять плохое настроение за дверью, любят своих зрителей и сцену, готовы работать даже ночью. С такой командой, как говорится, можно и горы свернуть!

- Вопрос про горы, я надеюсь, мы ещё обсудим, а вот про географию и финансы театра можно поподробнее? Глядя на декорации, костюмы с куклами, а в 2016 году вы ещё и актрису – робота Кики зрителям продемонстрировали, сложно поверить, что всё это приобретается на выручку от продажи билетов. Помню, что в одном из сообщений я публиковал: «Цена билета 120 рублей. Заказавшим билеты предварительно в социальных сетях – скидка. Цена билета 80 рублей».

- На выручке от продажи билетов, конечно же, далеко не уедешь. Большим подспорьем стали гранты на социальные проекты. Принимаем участие в конкурсах на гранты городской и областной администраций. Президентские гранты выигрывали. Первый грант выиграли в 2013 году. Благодаря ему удалось начать цикл спектаклей «Диковинки земли Владимирской». Сейчас в этот цикл входит 5 постановок: «Сказки дедушки Климова», «Сказка о Муромском калачнике и заморских чудесах», «Сказка о Степке-пастушке и Владимирском рожке», «Сказка о Дуньке, Марфушке и Ковровской игрушке», «Сказ про вяз». Два спектакля из этого цикла побывали на фестивалях в Москве и Саратове, и были награждены дипломами и грамотами. Есть ещё один цикл спектаклей, который стал возможен благодаря грантам, «Сказки матушки России». В него входит спектакль «Непослушный медвежонок» и спектакль «Заюшкина избушка».

- Но спектакль по повести Луиса Сепульведы «Мама-Кот» явно не сказка матушки России?

- Чем выше поднимаешься, тем дальше горизонт открывается. В сказке «Непослушный медвежонок» мы рассказывали про традиции народов Севера, где без взаимовыручки не выжить. А так как у каждого народа свои традиции, то и в наших планах поставить спектакли по мотивам белорусских, мордовских, комизырянских сказок. В какие уголки мира мы ещё будем заглядывать, пока сложно предсказать, но, думаю, походы по странам мира у нас станут традиционными. А пока мы ещё не во все уголки России заглянули. А ведь у каждого народа свои обычаи, свои традиции. В школьной программе навряд ли найдётся место изучению этих обычаев, а в театре такая экскурсия доступна для любого возраста. Тем более, что после окончания школы, дети разъезжаются по всему миру. И может быть для кого-то, кто приходит на наши представления, эта информация станет отправной точкой для более глубокого изучения традиций той страны, куда ребята поедут как туристы или на работу.

- Логика построения репертуара понятна. Тогда позвольте напомнить ещё про один уголок, куда не заглядывало ни Управление образования, ни Управление культуры. Я имею в виду фестиваль для детей «Пока не поднят занавес». Можно, конечно, поставить в этот ряд и «Театральную весну» в ДК 1100-летия, у которой в високосном году возникли проблемы из-за короновируса, и традиционный ежегодный фестиваль искусств школ города, но в них участвуют организованные коллективы. А вы собираете детей из детских домов, коррекционных школ, многодетных семей. И не в пределах организованного пространства школ города или штатных коллективов учреждений культуры, а всех желающих по районам области.

Фестиваль "Пока не поднят занавес"

Frantu7let 29Frantu7let 30

ФОТО: Писатели пишут сюжеты, художники рисуют эскизы будущих героев сказок.

Frantu7let 28Frantu7let 27

ФОТО: Артисты воплощают фантазии ребят на сцене.

Frantu7let 22Frantu7let 21

Frantu7let 23Frantu7let 24

ФОТО; Даже робот Кики в 2016 году участвовала в награждении участников фестиваля.

Frantu7let 25Frantu7let 26

Frantu7let 31Frantu7let 32

ФОТО: А фотография на память стала традиционной после завершения праздника.

Frantu7let 33Frantu7let 34

- Согласна, что это уникальный фестиваль, потому что такого нет ни в России, на за рубежом. Первый раз мы его провели в 2015 году. Тогда в нем принимали участие 70 ребят только из Мурома. Из детского дома, реабилитационного центра и многодетных семей. Фестиваль получился интересным. Идея увлекла и нас, и детей, и родителей, и педагогов. Поэтому на следующий год мы пригласили к участию детей из Меленок и Красной Горбатки, куда выезжали на гастроли. Ещё через год присоединился Гороховец. В этом году, если все будет нормально, хотим позвать Ковров. Темы прошлых фестивалей: 2015 – «Лесные истории». 2016 – «В некотором царстве». 2017 – «Космические приключения». 2019 – «Морские истории», который завершали в апреле 2019 года, потому что возникали проблемы с финансами. В сентябре 2020 года надеемся провести пятый фестиваль для детей из социальных центров, детских домов, коррекционных школ и многодетных семей Мурома, Меленок, Красной Горбатки и Гороховца. Возможно, что к участникам из этих городов присоединятся и юные ковровчане.

- Но вернёмся к «горам», которые Вы с командой покоряете. В цифрах можно описать поподробнее за семь лет восхождения?

- Не Гималаи, конечно, но создано за это время достаточно. Если все достижения обозначить цифрами, то получается не так уж и мало. 40 спектаклей. 70 костюмов для кукловодов и артистов. Почти 100 кукол. 300 благотворительных мероприятий. 9 выигранных грантов, в том числе и 3 Президентских. А за всеми этими цифрами стоят тысячи счастливых детей, в чьи жизни пришла и прочно поселилась Сказка. Кстати, «сворачивать горы» приходится очень даже часто. Ведь помимо основной, театральной деятельности у «Франта» есть еще и социальное направление. Ежегодно театр становится инициатором нескольких благотворительных проектов, рассчитанных на детей из реабилитационных центров, детских домов, коррекционных школ, многодетных семей. Например, в 2019 году было реализовано два таких проекта: спектакль «Непослушный медвежонок» для воспитанников социально-реабилитационных центров Владимирской области» на грант Администрации Владимирской области и «Мама-кот» для учащихся коррекционных и сельских школ Владимирской области на Президентский грант. Немного расскажу о каждом из них.

«Непослушный медвежонок» был поставлен по мотивам одноименной эскимосской сказки и стал продолжением цикла «Сказки матушки России». Действие происходит далеко-далеко на Севере, где эскимосы, пережив суровую зиму, празднуют рождение нового солнца и приход весны. Каждый эскимос занят работой: кто конопатит лодки, кто плетет сети, кто стрелы точит, собираясь на охоту. И только ленивая Анука не желает трудиться. Ей бы сидеть в чуме и песни петь. Не хочет она быть эскимосом! И тогда мудрая Кавихак рассказывает ей старую сказку про медвежонка Нанука, который тоже не хотел быть медведем.
Спектакль интерактивный. Ребята не только смотрят сказку и переживают за главных героев, но и активно в ней участвуют: помогают Кавихак развешивать рыбу на вялку, чинят затупившиеся стрелы, собирают клюкву. А еще спасают глупого Нанука, которого унесло в море течением. А попутно, незаметно для себя, дети знакомятся с бытом и культурой эскимосов: предметами одежды, традициями, фольклором. На сцене постоянно звучит очень необычная для нас, но завораживающая музыка народов Севера.

Еще более интересным и ярким получился спектакль «Мама-кот». Его можно назвать одним из лучших в репертуаре «Франта». Он был поставлен по мотивам повести чилийского писателя Луиса Сепульведы. Это красивая, добрая и поучительная история про кота Зорбаса, который попал в сложную и необычную ситуацию. Он должен высидеть птенца чайки, вырастить его и научить летать. Воспитывать пернатую подопечную Зорбасу помогает компания приятелей - портовых котов. Они добывают ей пищу, защищают от крыс и прочих опасностей портовой жизни и даже пытаются обучить искусству полёта. Это история о дружбе, взаимовыручке и любви, то есть о том, о чем так важно разговаривать с детьми и подростками. Благодаря поддержке Фонда Президентских грантов, спектакль «Мама-кот» посмотрело более 2500 детей, обучающихся в коррекционных школах Владимирской области.

Frantu7let 37Frantu7let 38Frantu7let 39

Frantu7let 35Frantu7let 36

ФОТО: Сцены из спектакля "Мама Кот".

И не успел театр кукол «Франт» сдать все отчеты по этому проекту, как пришла радостная новость: Фонд Президентских грантов поддержал еще один социальный проект – «Улица младшего сына». Спектакль с таким названием будет поставлен по одноименному произведению Льва Кассиля. Муромские школьники смогут посмотреть его уже осенью 2020 года. Кстати, победа в конкурсе грантов не единственная хорошая новость. 2019 год вообще был богат на радостные события. Летом художественный руководитель театра Фролова Валентина Анатольевна уже во второй раз была награждена премией Губернатора «За лучший социальный проект, реализованный на территории Владимирской области». А осенью Валентина Анатольевна была принята в Союз театральных деятелей Российской Федерации. Что касается планов на новый 2020 год, то они, как всегда, масштабные. Самым главным делом, конечно же, станет постановка и показ спектакля «Улица младшего сына». Разумеется, будут и новые спектакли. Какие – пока секрет. Скажем только, что не менее добрые, интересные и яркие, чем предыдущие.

Frantu7let 42Frantu7let 43

Фото автора и из архива театра кукол «Франт»
Иван Васильевич Костин.

Прочитано 375 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi