Этнос - как система безопасности. По следам встречи в МИХМ
Увидел в интернете сочинение городского школьника о причинах исчезновения деревень. Пишет, что разруха происходит из-за равнодушия к своей земле и в стремлении сельских жителей найти более лёгкую жизнь в городах. Якобы, вычитал у Василия Михайловича Пескова и согласен с его позицией, что надо преодолеть равнодушие и повернуться лицом к деревне, и что подробности о жителях и традициях села узнавал от своего деда. И, скорее всего, получил оценку «отлично» за работу. А вот о помощи деду в заготовке дров, сена на зиму, уходе за огородом и помощи в уборке картофеля – в сочинении ни слова. Вывод? Невнимательно читал Пескова, или теорию из уст деда на практике не проверял. А прежде, чем обвинять жителей села в равнодушии, неплохо бы, уж если не пожить в деревне, то хотя бы историю почитать.
Мы с мамой полоскали бельё вручную в речке. Сейчас техника далеко вперёд ушла. В каникулы сорняки с колхозного поля носили и сушили на зиму для домашнего скота, в лесу грибы с ягодами собирали для продажи на рынке и заготовок на зиму, на рынок с молоком за 10 километров ходили. Родители в колхозе денег не получали, а в магазинах товар и тогда продавали за деньги. Патриоты Украины полощут историю в википедии. Уже и изменения вносили, что Илья Муромец не наш земляк, родом из Карачарово под Владимиром, а уроженец Моровска под Черниговым. И хотя администрация онлайна всё возвратила в первоначальное состояние, осадок остаётся. И как бы не хотелось, чтобы ученики XXI века полоскали историю моих предков и мою историю. Один из прадедов успел сбежать с супругой и двумя сыновьями от коллективизации на ГАЗ, бросив крепкое хозяйство на растерзание колхозу. У другого прадеда, с семьёй на 17 душ, отобрали единственную лошадь и корову. Слава Богу, что не отправили на 10 лет без права переписки.
Про школу.
В начале XX века бабушку учили 2 года, но рожь серпом она жала наравне со взрослыми. В школу отпускали не всех девочек. Потом школа стала общеобразовательной, начальной, в семилетку папа семь километров ходил пешком. После войны и у нас открыли семилетку, я учился уже в восьмилетке, но на рынок с молоком за 10 километров тоже ходили пешком. Если от ручного труда на колхозных полях и на ферме нас родители могли и освободить, то заботы в личном хозяйстве на наших плечах были круглогодичными. В начале XXI века, когда учителей стало больше, чем учеников, школу закрыли, учеников с 1 по 11 класс в более современную школу в Тургенево автобус доставляет. Это реалии времени, в котором мы живём. Работы в деревне нет, не считая клуба, торговых точек и ФАПа. Но есть подсобные хозяйства, дровяное отопление, летом сбор грибов с ягодами, а работу для зарплаты сельчане ищут там, где она есть. Всё, как в любом сельском поселении, жизнь продолжается. Претензии, конечно же, не к мальчику, написавшего сочинение под контролем взрослых, а к кругозору и образу мыслей его наставников.
Про историю деревни.






ФОТО Регионы разные. Но где есть дети, там и жизнь продолжается
В 1861 году в Адино было 77 дворов с населением 659 человек. Дома с крышами под дранкой или тёсом и вросшими в землю завалинками дожили до середины ХХ века. Через 100 лет было уже 320 домов с железными крышами, а в восьмилетней школе сидело не менее 20 – 25 учеников в каждом классе. И сейчас домов много. Но территория скотного двора заросла бурьяном. Здание школы на федеральной трассе стало торговым центром. Постоянных жителей в 162 хозяйствах в 2010 году было 325 человек, в 2016 году уже 196. В основном доживающие свой век старики. Электричество с проводным радио провели в 1961 году. Тогда же появился в деревне и первый телевизор. Баннер на кладбище с именами не вернувшихся с войны и памятник около клуба открыли к 70-летию Победы. Последняя жирная точка в разрушении жизни в деревнях поставлена либералами в 90-х годах прошлого века, но дни села с традициями и обычаями в наших краях возрождаются. Сейчас проводят газ. Может и деревня начнёт наполняться детскими голосами с детскими садами и школами, а где есть дети, там и жизнь продолжается.
Про природу.
И смотрю другое сочинение. Фильм Ивана Головнева «Страна Удэхе». Тоже про деревню. Тоже про обычаи и традиции народа, которые передаются из поколения в поколение. Географическое расположение места действия значения не имеет, потому что в происходящей на экране атмосфере вижу копию жизни и моей деревни. Нет в фильме шекспировских страстей, да и фильм не художественный, а этнографический. Но есть жизнь без прикрас. Есть мысли разных поколений о гармонии жизни с природой. Охота с рыбалкой рассматриваются не как средство развлечения или наживы, а как природные закрома. И с малых лет, как и нас учили наши прародители и родители, детей учат беречь кормилицу. И хотя малый народ удэхе, как и все народы СССР, не обошли стороной ни революции, ни войны, ни коллективизация с индустриализацией и естественной ассимиляцией, обычаи народа и семейные традиции, даже переехавшими на жительство из деревни в город, сохраняются.
Мы, дети, с малых лет после выгона коров ходили стаями за черникой с горбушкой хлеба, сладкой водичкой, да яичком на обед. Вся тара возвращалась домой. Нам в этот лес надо было ходить и завтра, и через год. И гости из города соблюдали этот порядок. Но наступили времена выезда городских жителей по грибы, по ягоды, на пикники на личных авто и лес стал наполняться фантиками, пластмассовыми и стеклянными бутылками, целлофановыми пакетами. Для таких «гостей» с психологией «После нас, хоть потоп», лес превращается из кормильца и лёгких города в место отдыха туристов от душной городской атмосферы и свалки бытовых отходов. Ведь горожане на следующий год не собираются сюда возвращаться. Они найдут чистую полянку в другом лесу.
Возможно, музейные работники увидели на встрече с режиссёром и автором фильма Иваном Головневым какие-то более интересные детали для своих исследований. Орнаменты, костюмы из сундуков бабушек, танцы, напевы, колдовство шамана, но я был очарован нравственным настроем его героев. В фильме нет постановочных кадров, напичканных киношными или городскими условностями. Есть рассказы людей об отношении к земле, к реке, к лесу, к природе, как к родительнице и кормилице, которая даёт жизнь и кров. И люди в таком сообществе верят друг другу, всегда приходят на помощь. И меня такая вера в людей сопровождает с детства.






ФОТО Кадры из фильма "Страна Удэхе"
Героями ленты стали приморские удэгейцы рода Келундзига с Самарги, из северо-восточного уголка таежного Приморья. Легенда о происхождении народа удэхе забавна. От союза брата с сестрой родились мальчик и девочка. Мальчика взяла тигрица, девочку – медведь и от этих браков пошли все удэхе. В естественной среде, когда жители селения стали доверять съёмочной группе и перестали реагировать на треск кинокамеры, у авторов фильма появилась возможность заглянуть в самое сокровенное, в души жителей селения. Их рассказы о живой земле, о человеке убивающем и запали в мою душу. В жизни людей этой деревни я увидел образцы для подражания подрастающему поколению. И к рассказу Ивана Андреевича о работе со студентами проявил своё любопытство.
- Иван Андреевич! Ваша работа со студентами самодеятельность или учебная программа университета?
- Факультатив. Начинали творческий проект на базе этнографического бюро. Проектом заинтересовался университет и был разработан авторский курс этно-кино. Сначала на историческом факультете Уральского Государственного университета, а затем и на базе филиала Российского Государственного профессионально-педагогического университета.
- Как Вас, потомственного этнографа, занесло не на кафедру родного ВУЗА, а в режиссуру?
- В 2000 году окончил исторический факультет Омского ГУ. Будучи студентом, стал брать в экспедиции видеокамеру. И моя дипломная работа состояла из двух частей: бумажный вариант о традиционных верованиях татар Сибири и снятый в экспедиции фильм на эту тему. Потом будут другие экспедиции и другие фильмы, на уровне самодеятельности. Мне это увлечение показалось более интересным, поэтому поступил в школу при Свердловской киностудии в мастерскую Ярополка Леонидовича Лапшина, режиссёра фильмов «Демидовы», «Угрюм река». Через два года был направлен на высшие режиссёрские курсы в Москву и попал в мастерскую драматургии и режиссуры Петра Ефимовича Тодоровского, автора фильмов «Военно-полевой роман», «Интердевочка» и сценариста Натальи Борисовны Рязанцевой.




ФОТО В залах Выставочного центра Муромского историко-художественнного музея
Исчерпав вопросы к Ивану, не мог пройти мимо сопровождающих лиц и не проявить любопытство к их увлечениям. Самое юное создание, семилетняя Даша уже определилась с выбором профессии. Готовится бить рекорды в художественной гимнастике. Семиклассник Фёдор пока на распутье. И походы по экспедициям привлекают, как это делают папа с дедом - зав.кафедрой археологии и этнологии Уральского университета, да и с кинокамерой, как папа, поработать не прочь. Не исключает возможности пойти по следам отца. Ну, а мама Елена, на то и мама, чтобы в свободное от студентов в университете время, пока её мужчины ходят по экспедициям, хранить и оберегать семейный очаг.


ФОТО Набережная Оки с мотопараплана Владимира Бондарева
Не могли наши гости уехать без ярких воспоминаний о монастырях, церквях и легендарных героях города. Если у папы в памяти отложились образы Ильи Муромца, Петра и Февронии, иконы и панорама города, то Даше запомнилась крутая гора вдоль Окской набережной, по которой можно с ветерком прокатиться к реке. А у меня от этой встречи осталось чувство уверенности, что этнография в этой семье не просто увлечение, любимая работа взрослых, которые собирают архив обычаев, нравов и традиций народов для потомков, а уроки системы безопасности, которые передаются по наследству от отца сыну.

ФОТО Набережная Оки глазами Елены Шешениной
Фото автора, кадры к/ф с экрана, архивов И.Головнева, В.Бондарева, Е.Шешениной, РИА Новости.
Иван Васильевич Костин