«Контрасту» - 40 лет или «Театральная весна-2014» в Муроме
Задолго до дня театра афиша гласила, что во Дворце Культуры имени 1100-летия города Мурома с 27 по 30 марта пройдет фестиваль "Театральная весна", в котором примут участие областной театр кукол, творческие коллективы Центра внешкольной работы, театр-студия "Контраст" и театр юного зрителя "Скоморох".
О коллективе народного театра «Контраст»...
Родился 4 мая 1974 года под именем «Счастливые нищие», но с присвоением в 1980 году звания народного театра, в силу идеологических установок, коллектив был вынужден выбрать более благозвучное имя «Контраст». А через 30 лет пота и слёз, в противном случае коллектив не добился бы таких успехов, 21 декабря 2010 года, коллективу присваивают звание «Заслуженного коллектива народного творчества РФ». Руководит коллективом со дня его основания выпускник МГИК - Николай Николаевич Горячев.
Уж так повелось, что с открытием Дворца в 1962 году, отданного под крыло профкома ЗиО, он стал центром культурной жизни города и ответственным за проведение всех массовых общегородских мероприятий с привлечением творческих коллективов профсоюзных клубов и домов культуры города, сменив на этом поприще клуб имени Ленина.
С 1974 года главным режиссёром этих мероприятий стал Николай Николаевич. С 1975 по 1988 год и мой театральный коллектив «Контакт», профсоюзного клуба строителей треста «Муромстрой», был активным участником: «Проводов зимы», «Дней Нептуна», «Дней города».
Я пишу об этом не потому, что хочу занять у «Контраста» частичку славы, а просто подвести итог совместной жизни в «Его Величестве Театре». Ведь в совместных работах ребята не только становились друзьями, не только перенимали друг у друга опыт воздействия на зрителей. На первых порах они приходили не к Горячеву или Костину, а пообщаться друг с другом или поддержать компанию. Но с появлением нового круга интересов, новых друзей, раскрывали свои души, учились взваливать на себя груз ответственности за общее дело, учились взаимовыручке. А сцена если уж затянет, то не отпустит никогда. И в доказательство этого явления примеры не из сценической, а из реальной жизни. В годы жизни таких творцов как Павел Петрович Радковский и Виктор Петрович Иванов, все культпросвет и учебные заведения города были заполнены режиссёрами и танцорам - выходцами из коллективов под их руководством. И по первому сигналу своих наставников они занимали своё место на площадке!


А чем отличается от Радковского с Ивановым Горячев? Его ученики пустили корни не только в учебных заведениях с учреждениями культуры, не только выводят своих потомков в массовых сценах спектаклей «Контраста», но и заняли все ведущие должности в Управлении культуры Мурома. И глядя на лицедеев и полный зал зрителей, как приятно вспоминать рассказы моего тестя, Анатолия Михайловича Фёдорова, одного из артистов династии Фёдоровых в театре Радковского, про аншлаги в клубе Ленина и посещение их спектаклей руководством завода. Эти мысли не могли не придти, когда на сцене увидел директора ДК Леонида Комиссарова, начальника Управления культуры Валерия Козлова с ведущим специалистом Светланой Орловой, а в зале – мэра города! Может с этого мига и начнётся возрождение интереса сильных мира сего к творчеству самодеятельных артистов?
Но вот и прошло сорок лет для Николая Николаевича, тридцать девять для меня, и совершилось чудо! Впервые, после перехода страны на буржуазные рельсы, я имел возможность четыре дня провести в зале Дворца культуры имени 1100-летия не как участник мероприятия, а как зритель. И не пожалел.
Яркие краски, динамика действия Владимирского кукольного спектакля «Кошкин дом», открывшего фестивальный марафон, заставляли следить за действиями героев не только малышей, но и взрослых. Стремительная смена декораций при смене мест действия не давала возможности зрителям отрывать внимание от игры актёров. Но главное, что впервые за годы после открытия ворот для «мыльных опер», боевиков с обилием насилия с жестокостью, фильмов ужасов и пошлых голливудских мультфильмов для детей, я увидел настоящее искусство, которое показывает детям что «льзя», и что «плохо». Чем отличаются красивые слова от некрасивых поступков Курицы, Козы, Свиньи?


Моей спутнице, четырёхлетней Даше, очень не понравилось, что Кошка с Котом не пустили голодных Котят на ночлег, не накормили их, но понравилось, что Котята простили Кошку – погорелицу. Пока это детское восприятие поступков героев, но хочется надеяться, что зёрнышко эмоционального заряда от встречи с этим спектаклем прорастёт в поступки по сочувствию и соучастию в судьбе окружающих её людей.
К сожалению, не могу поставить в один ряд не только с работой театра кукол, но и вообще с фестивальными спектаклями, шоу Центра Внешкольной Работы под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В статье «Об одностороннем взгляде на театр» Н.В.Гоголь ещё в 1845 году написал: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение, что в нём может поместиться толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чём не сходная между собой, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Какое «добро», какие секреты творчества Гоголя и мотивы поступков героев его произведения могли раскрыть творческие коллективы ЦВР детям без ограничения возраста (в афише обозначено +0), предоставив зрителям коллаж из мультфильмов, танцев и фонограммы вольного перевода текста Гоголя, иллюстрированного женским коллективом педагогов дополнительного образования? Работу педагога с танцорами было видно, но для танцоров есть другие фестивали и конкурсы. А куда исчезли театральные коллективы ЦВР? Вопрос остался без ответа.
Но вот наступал вечер и зрительный зал снова окутывала атмосфера Его Величества Театра! Если в «Истории любви» по пьесам Николая Коляды кто-то из зрителей и слёзы смахивал, то «Мужчина и женщина» сопровождалась гомерическим хохотом. И не потому, что артисты работали на потребу зрителей, а потому что они загоняли своих героев в такие нелепые обстоятельства, которые актёров заставляли лихорадочно искать выход, и доводить друг друга до слёз с истериками, чем вызывали не сочувствие, а хохот зрителей с шквалом аплодисментов.


И логическим завершением фестиваля стал спектакль по пьесе Джона Патрика «Дорогая Памела».


Много ли надо старому, одинокому человеку? Всего-навсего чьё-то внимание. А если эта забота проявляется не на словах, а в делах, да если ещё от этого содружества даже у самых последних подлецов просыпаются совесть с сочувствием и соучастием, то так и хочется воскликнуть вслед за Гоголем: «Да здравствует театр, который призывает зрителей делать добро друг другу!»
Я не собираюсь анализировать игру актёров. Скажу лишь, что они меня убедили в нужности выбранного материала для представления зрителям от 12 лет и старше. Я не буду повторять красивые слова о нужных делах этого коллектива за сорок лет, ибо это прекрасно сделала Мария Гусева в мартовских номерах газеты «Муромский край». Я только хочу сказать огромное спасибо актёрам, режиссёрам, художникам, портным, техническим службам за праздник – фестиваль «Театральная весна 2014»!
А родителям, если вы хотите воспитать в своих детях любовь к людям, позвольте предложить призыв Белинского: «Идите! Идите в театр и умрите в нём, если сможете!»
Иван Васильевич Костин