Муромцево: взгляд из глубины веков
Загадочная, немного мрачная готика на Владимирской земле. Очаровательная легенда и внушительные камни, помнящие многих, многое... Вглядитесь в эти старинные и современные фотографии имения Храповицкого: история, человеческие судьбы и современность тесто сплетены здесь друг с другом. О поездке к развалинам усадьбы графа Храповицкого рассказывает Иван Васильевич Костин.




Моя первая встреча с замком Храповицкого должна была состояться летом 1965 года, куда я, по планам папы, должен был ехать для подачи заявления в лесной техникум. Но тяга к лицедейству, которым меня заразила бывшая с 1963 по 1965 годы директором Адинской восьмилетней школы Петряева Вера Леонидовна, взяла верх. И вместо встречи с замком Храповицкого, где в то время располагался Муромцевский лесхоз-техникум, я доехал до старенькой автостанции Владимира, перешёл на остановку троллейбуса № 5 около старого железнодорожного вокзала и доехал до Золотых ворот, где в то время находилась культпросвет школа (училище).
Это чуточку позже, познакомившись с городом, я буду подниматься от вокзала по лестнице к паркам Липки и Пушкина и за десять минут от площади Свободы мимо торговых рядов, через Золотые ворота доходить до стадиона Торпедо. Сейчас преобразились и Вокзальная площадь, и площадь Свободы переименована в Соборную. Владимир продолжает расширяться за счёт деревенских площадей. Да и годы начинают напоминать, что пешие прогулки надо дозировать до комфортного состояния. А замок Храповицкого я всё-таки увижу.
Почти через полвека. 2 мая 2014 года.


За эти годы я много слышал о замке, о немецком учёном Карле Тюрмере, занимавшимся разведением лесов и возглавлявшем лесное хозяйство Храповицкого с 1891 по 1900 год. И каждый раз, подъезжая к деревушке в настоящем лесу под названием Тюрмеровка, какая-то неведомая сила привлекала моё внимание и к деревьям, и к узкоколейке, что пересекала владимирскую трассу. Потом въезжали в Ликино, где церковь стояла по соседству с клубом и сельским советом. Ну и как было пройти мимо соблазна, чтобы не заглянуть к фонтану на речке Передел, если удавалось ехать не на маршрутном автобусе, а на заказном или личном транспорте?!
После расширения дороги и ликвидации железнодорожного переезда, Тюрмеровка потеряла какую-то загадочность, отчего стала для меня менее привлекательной. Скорее всего потому, что она стала не деревней в лесу с загадочным Тюрмером, а просто населённым пунктом на оживлённой трассе с увеличением торговых точек. Фонтан тоже видоизменился.





Если раньше было ощущение, что столб воды поднимается не из трубы, а из речки, превращаясь зимой в высокую ледяную горку, то сейчас это благоустроенная площадка для отдыха и струйки воды вырываются наружу через решётку, установленную поверх сооружения из камней. Краткое общение с фонтаном с небольшим ветерком под яркими лучами солнца и весёлыми криками детворы, завершается командой «по машинам» и минут через десять, повернув к указателю Судогда, проехав мимо ориентира «Заправка» мы встречаем первый поворот влево к загадочному местечку «Муромцево»!
Как и полагается в имении Храповицкого, Муромцево тоже можно назвать поселением в лесу. Метрах в 100 от указателя, сквозь гущу разросшихся деревьев, проглядываются средневековые развалины.


Не существует более яркой эмоциональной оценки, чем первое впечатление. Это состояние, за более чем полувековое занятие творчеством, я испытывал многократно при встречах с Царицынским и Шереметьевским дворцами, с Останкинской башней, с музеем Конёнкова, Собором Василия Блаженного и Третьяковской галереей... И вроде бы привык ничему не удивляться. Но здесь, вместе с восхищением и преклонением перед талантом зодчих и мошью нависающих надо мной конструкций, острая боль пронзает сердце от зияющих оконных и дверных проёмов, отваливающейся штукатурки и вываливающихся кирпичей, от сколов мраморных лестниц и открытых дождям, снежным заносам и ветру с солнцем внутренних покоев дворца, от разрушенного временем каскада фонтанов, приводивших в восхищение даже видавших виды иностранцев.


21 тысячу десятин земли получил в наследство от отца гусарский полковник Владимир Храповицкий только в Судогодском уезде.
С 1884 по 1889 вместо ветхого деревянного помещичьего дома вырос дворцовый псевдоготический ансамбль. 9 гектаров занимал дворец, дендрарий с каскадом фонтанов, купальней и парком. Парк насчитывает 70 редких пород деревьев и является памятником природы. Дворцовый ансамбль, стиль которого вобрал архитектуру разных эпох, тоже является историческим памятником. В 1917 году Храповицкий сделал полную ревизию своего хозяйства и чтобы спасти его от разрушения, всё передал Советской власти.


Сейчас уже трудно определить сроки начала разрушения дендрария и стен замка, но с переездом в 1979 году техникума в новое здание на краю парка и три пожара сделали своё грязное дело. Замок был отдан на откуп стихиям и мародёрам. Смена собственников до настоящего времени не решила вопрос о реставрации и пока только стая местных мальчишек делают на развалинах свой бизнес. Пока члены нашей группы плутали по закоулкам развалин, пять мальчиков разного возраста подходили ко мне с предложениями услуг экскурсовода с ценой от 100 до 300 рублей. Нам с экскурсоводом повезло. Коля, мальчик примерно 13 – 15 лет, показал не только знания по истории дворца с именами его обитателей и предназначения каждого уголка, но и оказался интересным собеседником.




После обследования развалин по рекомендации Коли мы решили дойти до арок, что находятся за барскими прудами примерно в километре от дворца. До арок мы дошли, но проливной дождь с градом не позволил на обратном пути дойти до действующей по настоящее время церкви Храповицких и мы вынуждены были искать спасения в салонах машин. К тому же испарилась надежда в приёме пищи на лоне природы и наше бегство из Муромцево завершилось в солнечном Владимире.
Там мы перекусили и даже уделили примерно с час обзору соборной площади, заклязьменских далей и обследованию детьми детской площадки под звуки духового оркестра в парке Липки.



Обзорная экскурсия по Владимиру – это уже следующий этап нашей поездки, а на сегодня мы уставшие и довольные возвращаемся домой в Муром.
Иван Васильевич Костин
P.S. И на последок еще из старинного...






Старинные фотографии имения графа Храповицкого взяты из открытых источников