Улица


ФОТО: Из торгового центра "Планета" на полощадь Победы.
Дождь потопа не сделал, но ручьи по асфальту бежали. Мы с Дашей и её бабушкой решили начать прогулку с торгового центра «Планета». На втором этаже кто-то шёл в очередь к кассе с упаковкой от дождевиков, а кто-то, от внуков до бабушек, занимался примеркой и отбором товара по размерам, цветам и покрою. И весь город был не в цветных воздушных шариках, а в цветных дождевиках. Организаторы игровых площадок, продавцы сувениров, продавцы продуктов питания и организаторы мастер-классов, на которых были корпоративные дождевики одного цвета и покроя, в Детском городке не столько ждали посетителей, сколько окончания дождя. И только любителям шахмат и шашек дождь не мешал заниматься любимой игрой.


ФОТО: Всё укрыто под плёнкой...


ФОТО: Или все прячутся под зонтами.


ФОТО: Ручеёк с лилиями на площади 1100-летия, река людей на Московской улице.
Поток людей на «Улице мастеров» и «Торговой ярмарке» на Ленина, Советской и в сквере Ермакова, где развернулась выставка-продажа изделий от ремесленников из разных уголков страны, и летними кафе с лотками продуктов питания, весь был накрыт зонтами, среди которых проползали цветные дождевики. Не могу сказать, что испытывали люди без зонтов и дождевиков, но попадались и такие, только у группы молодых полицейских, присланных из Гусь-Хрустального на усиление, не заметил никаких средств защиты от дождя. Они мирно коротали время под зонтами летнего кафе у Водонапорной башни. Кстати, за 6 часов прогулки по городу не заметил ни одного полицейского из Мурома. Как, впрочем, не заметил и очагов конфликта. Хотя, вероятно, они где-то и возникали. И надо отдать должное полиции, что пришедшие на праздник люди этого не заметили.
На площади 1100-летия расцвели огромные цветочные клумбы. Красивый ручеёк с лилиями, как будто вытекающий из фонтана, очень органично вписался в этот цветочный рай. А на Московской встретил старую знакомую. Дородную по габаритам даму, которая начинала свою трудовую деятельность в магазине сельпо советского периода на площади 1100-летия в 2017 году. Потом пошла на повышение, и на Московской была уже заведующей отделом универмага. А сейчас, вероятно, вышла на пенсию и занялась устройством личной жизни. Уж очень мило она смотрится с мужичком под ручку.


ФОТО: Бывший торговый работник и прогулке с кавалером по Московской в Муроме рада. А вот девушке на мостике Венецию подавай!
Одинокий мужичок на скамейке, около которого дамы пожелали фотографироваться как в одиночку, так и группами, скорее всего друг партнёра дамы из торговли.
Город мастеров


ФОТО: Слева направо Буданова Е.А., Луша с бабушкой Старициной Т.Б. и под маской Бабы Яги Петрушина Н.П.
Всегда приятно встречаться с земляками. Особенно с коллегами, которые занимаются с детьми. В этот раз на выставку-продажу привезли, в том числе и детские работы, старейшая активная участница любительского объединения «Димитра» Старицина Татьяна Борисовна с внучкой Лукерьей и руководителем детского объединения «Мягкая игрушка» Будановой Еленой Алексеевной в СДК Дмитриевы Горы, и зав.отделом Мало-Санчурского дома культуры Петрушиной Натальей Павловной. Приятно было слышать, что очаги культуры в Меленковском районе не умирают. В селе Дмитриевы Горы не только рукоделием занимаются, но работают ещё фольклорный образцовый детский коллектив «Колокольчик» под руководством Толькиной Светланы Анатольевны и танцевальная студия «Созвездие Радуга», которую ведёт ученица 10 класса. Её имени не догадался узнать, но узнал, что в планах после окончания школы поступление в областное училище культуры.


ФОТО: Суворов Сергей Владимирович из Дзержинска.


ФОТО: Земскова Татьяна Николаевна из Гороховца в Муроме 6 июля 2019 и 4 августа 2018 года.


ФОТО: Алексей, Зинаида Фёдоровна, Алексей Михайлович Малаховы из Коровино Меленковского района.
Василенко Елена Николаевна из Нижнего Новгорода до пенсии работала инженером-землеустроителем, и при случайной встрече с гончарами приобщилась к лепке игрушек из глины. А выйдя на пенсию, стала постоянно посещать занятия в «Городе гончаров» в Богородске у Чернышовой Татьяны Николаевны.


ФОТО: Красавицы из косметической компнии «Mirra»
Группа женщин из Владимира с продукцией российской косметической компании «Mirra» привлекла меня не средствами идеального ухода за кожей, а очаровательными улыбками обитателей палатки. Попытку профессиональных рекламщиц привлечь внимание к товару, пришлось усмирять режиссёрской практикой. И получилось. Хотя диалоги и не обошлись без попыток рекламы своей деятельности по укреплению здоровья от пионеров до пенсионеров. Фокина Елена Николаевна из Суздаля пенсионерка. Счастливая бабушка троих внучат. Косметолог-профессионал. Была профессиональным ветеринаром с красным дипломом, но после развала промышленности с сельским хозяйством, пришлось искать пути к выживанию и, как сказала Елена Николаевна:
- Мозги-то надо было куда-то девать. Меня пригласили, и я пошла в косметологи. И работаю в этой компании более 15 лет. За что я благодарна компании «Мирра». За то, что она даёт возможность жить и торговле, и программистам, и учителям с врачами.
- А кто позвал?
- Валентина Яковлевна Александрова. А я бы сказала, что позвал Господь Бог, потому что все под Богом ходим. Сегодня ты король, а завтра нищий. И если ждать у моря погоды и ничего не предпринимать для выявления своих возможностей, то можно и жизнь, как семечки, пролузгать на скамейке у подъезда, завидуя успехам соседей.
- Валентина Яковлевна! Как Вам удалось набрать команду таких активных пенсионеров?
- У нас косметика русская, недорогая. А какая русская женщина, даже на пенсии, не хочет быть красивой?! До реформ Ельцина была заведующей трикотажного ателье, а потом сфера услуг, как и вся страна, пошла в пропасть. Вот и стала искать возможность выживания. И собирать вокруг себя таких же желающих активно жить.
Мичник Ольга Владимировна работает учителем французского языка.
- Сколько лет Вы проработали в профессии педагога?
- Более сорока, но я и сейчас продолжаю преподавать в школе, а в свободное время занимаюсь в компании «Мирра». Правда, сейчас французский язык ушёл на второй план, но правительство решает вопрос о введении стандарта по обучению двум языкам. Тогда и у детей появится возможность сравнения языков, и моя профессия поднимется на ступеньку выше. А пока я стараюсь не только языку учить, но и воспитательный процесс включать в свои занятия. Какие-то традиции схожи и у нас, и у французов. А когда ребёнок включат процесс сравнения, то и освоение языка происходит легче. Конечно, достичь в школе свободного владения языком невозможно, это уже уровень института, но я стараюсь увлечь детей. Наиболее заинтересованным даю задания посложнее. Даже если выбранная профессия не будет связана с языком, лишним ни один навык не будет.
Майлат Анатолий Данилович


ФОТО: Из архива Майлат А.Д.


ФОТО: 6 июля 2019 года в Муроме с коллегой по школе, преподавателем изо и черчения Кругловой Татьяной Анатольевной.
Мимо палатки мастера декоративно-прикладного творчества Анатолия Даниловича Майлата из Мурзиц невозможно проскочить. Если городецкую и жостовскую роспись, гжель, макраме, расписных матрешек, которыми он владеет, можно увидеть на многих прилавках, то плетёных из соломы красавиц я встречаю только у него. Как о руководителя студии декоративно-прикладного творчества «Берегиня» при Районном доме культуры в селе Мурзицы я уже писал. А сегодня несколько строк из биографии.
Родился в 1960 году в деревне Чмутово Павловского района. В 1979 году закончил с отличием металлургический техникум, поступил без экзаменов в металлургический институт по специальности инженер-металлург сварочного производства, который тоже окончил с красным дипломом. В 1984-1986 годах работал начальником техбюро на закрытом заводе в Ульяновске. В 1986-1991 годах - начальник техбюро на Кулебакском заводе металлических конструкций. В 1991-1992 годах был главой сельской администрации родного села Мурзицы. С 1992 года - учитель технологии и черчения высшей категории Мурзицкой сельской школы. Художественными промыслами начал заниматься с 1985 года. За свои работы на различных выставках и конкурсах получил около 60 дипломов.
Поднепровская народная глиняная игрушка-свистулька






ФОТО: Гости из Могилёвской области в Муроме 6.07.2019 г. Любовь Михайловна дарит Даше оберег "Утка-конь".
Моё внимание привлекло не столько огромное количество сов на прилавке, сколько глиняные свистульки, которые мы в детстве покупали у тряпьёвщика, разъезжавшего на телеге по деревням с разнообразным товаром. Мы ему тряпки на вес, а он нам свистульку или леденец-петушок. Взрослые брали что-то более существенное для хозяйства. Супруги Яковенко Вячеслав Николаевич и Ященко Любовь Михайловна приехали из города Кричев Могилёвской области. Любовь Михайловна преподаватель физики и математики, а Вячеслав Николаевич историк. Оба ведут студии глиняных игрушек. Он в районном ДК, она в школе. А в Муром приехали, как сказала Любовь Михайловна: «Не столько Поднепровскую глиняную игрушку представлять, сколько из-за желания Муром посмотреть. Мы здесь ни разу не были».
«Ремесло, — со слов Вячеслава Николаевича,- это больше, чем просто сделанные вручную предметы искусства. Это связь с нашей душой». Имя умельца известно далеко за пределами небольшого белорусского городка Кричев. Вячеслав Николаевич возродил славянскую народную традиционную глиняную Поднепровскую и Кричевскую игрушку-свистульку, гончарство родного края. Увлечение родилось в детстве. Бабушка лепила из теста и глины фигурки птичек, козочек, коников и обжигала в печке. С этими немудрёными поделками взрослые и дети выходили «гукаць вясну». Поступив заочно в БГУ на истфак, всерьёз увлёкся археологией и этнографией. Узнал всё о Поднепровской глиняной игрушке. В Верхнее Поднепровье входили части Смоленской, Брянской, Могилёвской, Гомельской, Черниговской областей. Символом этого края считалась свистулька «всадник на утке» — оберег, призванный охранять человека ночью.
С уходом последних мастериц, умевших делать такие игрушки, ремесло было забыто. Яковенко пришлось возрождать его заново. Работает мастер вместе с супругой Любовью Михайловной Ященко, членом Белорусского союза мастеров народного творчества. В 1994 году Вячеслав Николаевич открыл детскую студию декоративно-прикладного искусства «Свистулька». В 1999 году коллектив получил звание Народного. Ребята не только лепят из глины традиционную Поднепровскую игрушку-свистульку, филинов (которые гудят как настоящие филины), музыкальные инструменты (окарины, дудочки, водяные свистки «Соловейка», погремушки, колокольчики), но и играют на них, возрождая Кричевский, Поднепровский фольклор. Работы детей побеждали на конкурсах в различных странах: России, Украине, Молдове, Германии, Венгрии, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Голландии, Японии.
Помимо глиняной игрушки Вячеслав Николаевич занимается живописью. Бог одарил Вячеслава Николаевича и поэтическим даром. Из-под его пера выходят стихи, басни. Песни В.Н. Яковенко исполняют артисты областного и республиканского уровня. В 2003 году опубликован целый сборник-посвящение любимому материалу, который так и называется — «Про глину». Историк и искусствовед, он изучает и пропагандирует белорусскую историю и традиционную культуру. Разработал авторскую программу «Декоративная скульптура», пишет научные работы, доклады по народной игрушке. Собирает вместе с учениками этнографические экспонаты, фольклор, материалы по истории и культуре края. Благодаря ему возродили Кричевский женский традиционный костюм конца 19 века, удалось расшифровать Быховский ручник конца 19 века. Занимается научно-исследовательской работой по истории здания Дворянского собрания (ныне Могилёвский городской центр культуры и досуга), готовит к печати монографию о Поднепровской глиняной игрушке. В Голландии мастер из Кричева организовал 3 персональных, 2 взрослых и 7 детских выставок керамики и рисунков. С 1986 года Вячеслав Николаевич оказывает большую помощь в организации и сам проводит массовые театрализовано-исторические праздники, выставки, ярмарки районного, областного, республиканского и международного уровней.
Талант творческого человека – это кропотливый ежедневный труд без выходных и отпусков. А когда Вячеслав Николаевич и Любовь Михайловна заиграли на своих свистульках какую-то знакомую мелодию, то тут же всплыли в памяти встречи с Исаевым Амридином Аслидиновичем и Ириной Владимировной Ермаковой из Ярославля и Виктором Петровичем с Татьяной Яковлевной Безумновыми из Велетьмы. Тоже свистульки лепят. И тоже на них играют. И тоже могут без устали рассказывать истории своих коллекций. Слушаю легенды Любови Михайловны.
- Здесь представлены очень древние образы, которые находили при раскопках, в том числе и на местах захоронений рыцарей. Самая древняя игрушка «Вершнiк на качкi» по-белорусски или «Всадник на утке» по-русски. «Конепетух» - туловище коня и голова петуха тоже найдена на раскопках. Их использовали как обереги. «Конепетух» передавалась по наследству для сохранения рода. Шишка у него не просто, как гребешок у петуха, а в виде луча солнца. Это означало, что власть должна передаваться по наследству, чтобы сохранился и род, и власть рода. Ещё один оберег «Полуконь-полуутка». Утка – символ ночи, оберегала сон ребёнка. Туловище коня – символ дня для оберега человека днём. Её подвязывали на верёвочку, и носили днём, когда выходил на люди. Обереги воинам, охотникам, путешественникам обычно лепила женщина, зашивала в одежду мужчины и приговаривала: «Чтоб на крыльях этой птицы вернулся живым и здоровым». Второй вариант игрушки: голова коня, туловище утки. «Всадник на коне» - оберег для воина.
- Смотрю у Вас много сов.
- Сова символ мудрости. Этот оберег ставят в доме на видное место.
- Современная мода на обереги?
- Мы тоже сначала думали, что это современное поветрие. А люди думали, что это что-то связаное с магией. Потом Вячеслав Николаевич раскопал сведения, что был, не помню в каком веке, на Белоруссии гончар по кличке Сыч, который лепил сов. Это был оберег женщин. Женщина с ней разговаривала, и, якобы, исполняла какие-то её желания. Эта легенда пришла с запада. Мы начали лепить и сейчас совы разошлись по всей Белоруссии, по всей России.


ФОТО: Мастера. Кто керамикой, кто конструкторами увлекается.


ФОТО: Мастера. Кто хлеб печёт, кто шьёт и вяжет.


ФОТО: Мастера. Гончары.


ФОТО: Мастера. Кто корзины плетёт, кто по дереву режет.
О свадьбах




ФОТО: Накануне торжеств. Из коллекции М.Б.Добролюбовой.
Какая ж песня без баяна?
Какая ж зорька без росы?
Какая Марья без Ивана?
Какая Волга без Руси?


ФОТО: Ложкарям из школы 18 даже дождь не мешает.


ФОТО: У родителей под зонтом можно хоть от дождя спрятаться, а от всевидящего взгляда Скатуловой И.В. не спрячешься. Приходится работать без зонтов и плащей. Ох, и горек хлеб артистов независимо от погоды и возраста... Но как крылья расправляются, когда зрители радуются!


ФОТО; На то коллектив из школы 4 и "Радостью" назвали, чтобы зрителей радовать.


ФОТО: В ожидании встречи со зрителями.


ФОТО: Зажигают сердца зрителей Россия и Эквадор.


ФОТО: А здесь, в шотландском уголке, артисты вокального ансамбля "Вдохновение" радуют зрителей песнями из кинофильмов.
Я сбился с ног, разыскивая центральную сцену, на которую, как в прошлые годы, сменяя друг друга выходили разные коллективы. И только пройдя весь путь, понял, что каждая свадьба и есть то место действа, которые я хотел увидеть в одном месте. Ложкари с певцами собирали людей на улице Ленина, На аллее Ермакова увидел белоснежную эстраду с таким же зрительным залом, но не увидел белого рояля, зато через дорогу стояла толпа под зонтами, из-за которой неслись песни. А когда в одном месте увидел индийский танец, в другом шотландскую волынку, потом табор цыган и под финал ДНТ с белорусскими песнями, то понял, что обошёл все площадки, на которых артисты не только в одежды рядились, но и знакомили с искусством этих народов.
Песни на эстраде в районе расположения уголка русской свадьбы пели зажигательные, хоть и держали микрофоны под зонтиком, а вот доступ к жениху с невестой мне показался не совсем гостеприимным. Вероятнее всего не прекращающийся дождь не только не способствовал избавлению от плёнки всех приготовленных атрибутов, но и подъёму настроения организаторам. А вот жених с невестой из школы № 3 не отказали мне в любезности попозировать без зонтов и дождевиков. Молодость взяла своё! Индия, куда я попал на прелюдию свадебного действа, встретила более дружелюбно. Белозерцева Марина Константиновна, главный специалист по методике клубной работы Орловского Сельского Дома культуры, не только рассказала о программе индийской свадьбы, но и познакомила с деталями других свадеб с традициями, на которые порекомендовала заглянуть. Знакомить со свадебными ритуалами приехали артисты Нижнего Новгорода, Коврова, Гусь-Хрустального.


ФОТО: Россия времён СССР.


ФОТО: Индия и Эквадор.


ФОТО: Татарская свадьба.


ФОТО; Греция и цыганский табор.


ФОТО: Цыганяточки уже перешли в 4-й класс.


ФОТО: Кавказ, Италия.


ФОТО: Китай.


ФОТО: Белруссия.


ФОТО: Под масками скрывались итальянцы - ученики школы 28 Большакова Ирина (10 кл.) и Архипов Данила (11 кл.)
Невесту с женихом татарской свадьбы изображали ученики Якиманослободской школы Валерия и Даниил. Сваха или родственница молодожёнов Орлова Светлана Борисовна оказалась не только гостеприимной хозяйкой, но и интересным собеседником. Пожаловалась, что дождь не позволяет убрать плёнку с богато приготовленного стола для гостей, за которым все желающие могли бы сфотографироваться. Но мне повезло. Во время нашего диалога дождь перестал капать и лучики пробивающегося сквозь тучи солнца позволили раскрыть всё приготовленное для свадьбы богатство. Уж если не для приёма внутрь, то для фотографирования в самый раз!
Над площадью летит романс «Любовь - волшебная страна» из кинофильма «Бесприданница» в исполнении Светланы Лакиной из народного коллектива ДК 1100-летия, вокального ансамбля «Вдохновение», а в палатке прячутся в тогах участники греческой свадьбы. Пришлось попросить их выйти из укрытия. На вопрос: - Откуда собралась такая весёлая компания? Получил ответ, что из детских садиков. Пока фотографировал гречанок и переходил к цыганскому табору, девушки из ансамбля «Вдохновение» запели песню про «Улыбку» из кинофильма «Карнавальная ночь». Речь в записи диктофона заглушила музыка песни, но прекрасное настроение взрослых цыган и цыганяток, перешедших в 4-й класс, затмить было невозможно. Правда, головка куклы-цыгана с гитарой на бричке не всегда адекватно себя вела, но женские руки «приводили его в чувство», и как было не запечатлеть дуэт гитары и скрипки!
А на другой стороне улицы меня ожидали сразу два события. Рядом с пальмами и куклами негров раздавались песни на иностранном языке под звуки незнакомых мне инструментов. Сопровождающая певцов Кристина представилась как переводчик группы «Руна» из Эквадора, которые гастролируют с музыкальными программами по России, а 6 июля и в Муром заехали. Потом увидел танцоров в знакомых мне костюмах и ярангу со спутниковой телевизионной антенной. Это «Радость» Татьяны Сергеевны Парфёновой танцевали для молодожёнов Крайнего Севера. Мимо уголков Шотландии, Италии и Белоруссии тоже было не проскочить.
Ну, и как было отказать Даше в желании сфотографироваться с оказавшимся рядом Ильёй Муромцем?! А потом встретилась и давняя знакомая Александра Ивановна Баранова, у которой мы до третьего класса ни одного новогоднего представления не пропускали! Можно, конечно, было бы посмотреть и все концертные номера, но под дождём мы промокли немного, да и устали изрядно. Руководство Дворца культуры с представителями администрации остались ожидать приезда Губернатора, а мы решили держать курс на автовокзал.


ФОТО: На память с директором ДНТ Барановой А.И и Ильёй Муромцем Чепелюк А.В.


ФОТО: Этот трактор до автовокзала не повезёт. Идём пешком.


ФОТО: А на автовокзале уже есть попутчины. Даша с бабушкой сойдут в Зимёнках, а тигрёнок Вика с сестрой Любой и бабушкой проедут до Драчёво.
Вечерняя погода не подвела артистов эстрады с зрителями на набережной Оки, и салют над рекой разрывался во всей красе. Ну, а коль к нам добралась группа «Руна» из Эквадора, то как после такой прогулки ещё раз не вспомнить слова припева из «Гимна семье», который минимум раз в году разносится от Оки по всему земному шару:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Фото автора и из архива Майлат А.Д. и Добролюбовой М.Б.
Иван Васильевич Костин