Муром: обзор города с высоты птичьего полёта
Прогулка первая
Прогулка вторая
Из «Топономики» А.А. Епанчина:
«Казанка или Вокзал, Казанский поселок - ограничивается с востока ул. Филатова, с севера - ул. Московской до ул. Трудовой, далее с востока ул. Трудовой. В настоящее время всю западную часть города называют Казанка, но это неверно. Здесь находится несколько районов, возникших в разное время и имеющих самостоятельное название. В старину вся эта территория являлась частью городского выгона, упоминающегося в 1623-24 г.. В 1911 году был основан Казанский поселок, неофициально называемый Казанка, Вокзал, заселенный рабочими и служащими Московско-Казанской железной дороги. Границами его являются улицы Филатова, Московская (до Трудовой), Трудовая. В свою очередь Казанка делится на два района: Большой административный поселок (ЗиД, улица Филатова, ул. Коммунальная), Малый административный поселок, ныне называемый Коммунальный проезд. Здесь жила администрация завода».
Нельзя не согласиться с Александром Александровичем. Пустырь под мастерские и дома для рабочих и служащих строящейся железной дороги Москва - Казань Фон Мекк действительно начал осваивать с 1910 года, за что и прозвали этот район Казанкой. Но с годами росли производственные мощности, увеличивалась потребность в рабочей силе, жилье, соцкультбыте с мед. обслуживанием и от станции Муром-2 ветки Муром-Ковров, которая была открыта в 1880 году, начинает разрастаться Казанка. Не будет лишней информация, что на строительство ковровской ветки в 1869 году городской голова Мурома Ермаков Алексей Васильевич из личных сбережений перевёл 100 тысяч рублей. Его поддержали и несколько муромских купцов и промышленников.
С 1910 до 1916 года границы Казанки не выходили за рамки современных названий улиц Филатова, Коммунальной, Горького и Московской. По проекту фон Мекка вокруг железнодорожных мастерских были построены деревянные дома для рабочих и дома из красного кирпича для инженерно-технических работников.


Фото. Кирпичные дома фон Мекка для ИТР и служащих. Фото апрель 2014.
К сожалению, я, как и Епанчин А.А., вынужден больше опираться на воспоминания и слухи. Хотя какую-то информацию, не всегда документально подтверждённую, удалось получить от руководителя музея школы № 33 Кудимовой Натальи Викторовны и старшей медсестры физиотерапевтического отделения железнодорожной больницы Морозовой Ирины Валерьевны при посещении музеев этих учреждений. Что-то уточнила бывшая работница ДК им. Ленина Костерина Людмила Александровна, а что-то осталось в памяти из рассказов моего тестя Фёдорова Анатолия Михайловича.
Может в чьих-то архивах и есть документальное подтверждение моим домыслам, но я взял на себя роль провинциала, который решил прогуляться по закоулкам древнего города. И да поправят краеведы с историками мои неточности.
А начнём прогулку с административного посёлка по Железнодорожному проезду, мимо депо, по Коммунальной улице между заборами ОАО «Муромтепловоз» и ОАО «МСЗ» свернём на Коммунальный проезд к ДК имени Ленина.
Бывшая улица Железнодорожная, переименованная в конце 20 века в память о Герое Советского Союза Филатове Вячеславе Ивановиче в улицу Филатова, соединяет Вокзальную площадь с улицей Московской.

Фото. Железнодорожный вокзал Муром-2 1880 - 70-е ХХ века.
Позади вокзал с клубом железнодорожников.
По правой стороне улицы Филатова - улица Амосова, управление Муромского отделения железной дороги, улица Автодора. До конца 80-х годов прошлого столетия на месте пяти и девятиэтажек располагался частный сектор с садами и огородами. Улица Щербакова, строительство которой началось в конце пятидесятых годов двух и трехэтажными домами, называлась в народе «Минуткой». В конце 50-х началось строительство и на ул. Железнодорожной от ул. Щербакова до ул. Жданова, ибо музыкальная школа № 1, открытая 10 декабря 1943 года на улице Губкина эвакуированной из Ленинграда Анной Алексеевной Епанчиной, переехала в нынешнее здание в 1957 или 1958 году, а с 2003 года школе присвоено имя основателя - Анны Алексеевны.
Первый этаж трёхэтажного дома, где сейчас находится кафе «Три звёздочки», до переезда в новое здание занимала художественная школа. Ну а на месте бывшего сквера, расположившегося в нём во время перестройки «Хитрого рынка», продолжается строительство торгового центра «Западный».
По левой стороне - улица Коммунальная, Большой административный посёлок с домами фон Мекка, на месте киосков «АВЕНЮ» и автостоянки до конца 70-х годов находился деревянный двухэтажный магазин № 30. За Железнодорожным проездом с восточной стороны начинается забор бывшего АТП № 4, административные корпуса ОАО «Муромтепловоз» с центральной проходной и памятником Ф.Э. Дзержинскому, торговый центр «АТАК» с весны 2014 года в бывшем заводском корпусе, заводская проходная № 2 и Ждановская подстанция, снабжающая электроэнергией завод и микрорайон.
С южной стороны, по Железнодорожному проезду, проходим мимо транспортного цеха ОАО «Муромтепловоз» (бывшего АТП № 4), и поликлиники завода. В 1916 году это было здание конюшни. С появление более мощных транспортных средств помещение было приспособлено под ремесленное училище, а с переездом ГПТУ № 10 во вновь возведённое здание напротив завода, в нем расположилась заводская поликлиника.
На слиянии Железнодорожного проезда с Коммунальной улицей расположились заводская столовая № 14 и депо. И как границу между западной стороной забора ОАО «Муромтепловоз» и восточной ОАО «МСЗ», пересекаем железнодорожное полотно, ведущее в тупик.
А мы мимо кирпичных домов фон Мекка, через Коммунальный проезд, приближаемся к ДК имени Ленина, району железнодорожной больницы и району жительства первых рабочих – муромских строителей казанской железной дороги.


Фото. Двухэтажный и одноэтажный дом для рабочих. Построены до 1916 года.
Документальное подтверждение некоторых строений можно найти в музеях города, железнодорожной больницы и школ 33 и 19, но даже в архивах музеев материалы большей частью накапливались не из официальных источников, а по воспоминаниям очевидцев и семейным преданиям. Если старые фотографии основной части города можно найти в разных источниках, то фотографии старой Казанки большой дефицит.
Известно, что строительство железнодорожной ветки Люберцы – Арзамас началось в 1910 году. В 1910 году началось строительство и железнодорожных мастерских в Муроме, в частности кузницы для обеспечения металлоизделиями строителей дороги. Со строительства амбулатории на Коммунальной улице в 1912 году начинает своё летоисчисление отделенческая больница станции Муром.
«В недостроенной и неосвященной церкви по Коммунальному проезду был открыт приемный покой Отделенческой больницы станции Муром. Для амбулаторного медицинского обслуживания рабочих паровозоремонтных мастерских было открыто приемное отделение, где работал один врач и две санитарки». /Из архива музея ж/д больницы/.
Следует отметить, что в недостроенную церковь поликлиника переедет только в 1917 году, а до переезда в кирпичное здание она находилась в деревянном здании и там действительно вели приём только врач и две санитарки.


Фото. Поликлиника отделения дороги 1917 - 1988 гг. Здание бывшей поликлиники 2014 год.
Из воспоминаний ветеранов завода следует, что первым зданием на посёлке был возведён молельный дом, который после революции был приспособлен под рабочий клуб, а после возвращения рабочих с похорон вождя мировой революции, клубу было присвоено имя В.И. Ленина. В 1924 году клуб в основном имел тот вид, в котором дожил до наших дней.


Фото. Высокая часть ДК им.Ленина - бывший молельный дом. Общий вид ДК им. Ленина 2014 г.
А не есть ли здание недостроенной церкви, в котором разместили в 1917 году приёмный покой и молельный дом, который приспособили под клуб после революции, задумка единого комплекса православного храма? К тому же железнодорожные мастерские в 1916 году были переименованы в паровозоремонтные мастерские Московско-Казанской железной дороги с открытием новых цехов. И работать туда шли не атеисты, а крестьяне с патриархальными устоями.
На этот вопрос у меня ответа нет.
Иван Васильевич Костин
продолжение следует...