Муром: обзор города с высоты птичьего полёта
Прогулка первая (Прогулки провинциала по закоулкам древнего города)
Прогулка вторая (Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 1)
Прогулка третья (Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 2)
ПРОГУЛКИ ПРОВИНЦИАЛА: Спасо-Преображенский монастырь в Муроме
Обрусевшие немцы. Отец Карла Фёдоровича, избравший вначале карьеру военного, перешёл на работу в Министерство финансов. Умер от холеры, оставив вдову с малолетними детьми без средств к существованию.
О Карле, положившем начало многомиллионному состоянию семьи, известно немного. Родился 22.06.1821. Умер 26.01.1876. В 19 лет поступил и в 1844 г. окончил Санкт-Петербургский институт путей сообщения и поступил на службу дорожным мастером. Вскоре молодой инженер получает место начальника дистанции Московско-Варшавского шоссе, и дальнейшая его деятельность связана с работой инженера и инспектора стратегических дорог в западной части России. В 1848 году вступает в брак с 17-летней дочерью смоленского помещика Надеждой Филаретовной Фроловской, которая становится для него крепкой опорой и тылом, свидетельством чего является рождение одиннадцати детей. В 1860 Карл Фёдорович (Карл Оттон Георг) занялся бизнесом в частном железнодорожном строительстве. Сведений, характеризующих К.Ф. фон Мекка как личность, немного. С.Ю.Витте в воспоминаниях пишет: «Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец. Нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно».
После смерти супруга и отца его дело унаследовали Надежда Филаретовна с сыновьями. Надежда Филаретовна получила известность как меценат, а дело отца не только унаследовал, но и развил Николай Карлович. Имя отца увековечено на камне, который расположен на платформе станции Муром слева от вокзала.


Фото: 1) Камень с именем Николая фон Мекка. 2) Паровоз на станции Муром.
Николай Карлович в 1890 году становится членом правления общества Московско-Рязанской железной дороги, а в следующем, 1891 году, оно переименовывается в Московско-Казанское. Николай Карлович избирается председателем, и руководит до национализации компании после 1917 года.
Московско-Казанская железная дорога стала своего рода экспериментальной площадкой для модернизации оборудования и испытания новых типов паровозов. По его инициативе была создана потребительская кооперация, которая обеспечивала железнодорожников дешёвыми продуктами питания. Для рабочих и служащих стали строить многоквартирные дешёвые дома, в том числе и в Муроме, о чём я уже говорил во время прошлой прогулки.
Человек разносторонних интересов, Николай Карлович отдал дань и коллекционированию картин русских художников. В частности, в 1902 году он приобрёл за 3000 рублей полотно М.А.Врубеля «Демон поверженный», о чём Михаил Александрович доложил супруге Надежде Ивановне Забеле-Врубель: «Я покупкой Мекком «Демона» за 3000 рублей был совершенно обеспечен». Позднее, в 1908 году, картина была приобретена у фон Мекка для Третьяковской галереи.
Революция 1917 года круто изменила не только жизнь отдельных людей, но и вообще мироустройство. Николая Карловича посадили в Лубянскую тюрьму и лишь обращение к Ф.Э.Дзержинскому: «Уважаемый Феликс Эдмундович, я не хочу зря тратить время, я могу быть полезным!» обеспечило ему ещё одиннадцать лет жизни. Работал в Госплане, написал и выпустил в свет книги по истории и экономике железнодорожного транспорта. Но его судьба была предрешена. Ни лояльность к новой власти, ни многолетний опыт работы на благо России не смогли уберечь его, немца по национальности, от гибели. В 1928 году Н.К.фон Мекк был арестован, а весной 1929 года расстрелян.


Фото: 1-2) Дворец в Веневе (В начале XIX века тульские власти, дабы привлечь на веневскую землю спонсоров, использовали необычную взятку Н.К.фон Мекку – дворец, в шести километрах от Венева, Замок сохранился до наших дней, а подобные взятки стали называть «откатом»…)
Фото: Портрет Н.К. Фон Мекка работы Бориса Кустодиева
Прошлый раз мы остановились у входа в школу № 33. По слухам, это здание построено в 1916 году как жилой барак. Но наличие колонн с восточной и западной сторон здания вызывают сомнение. Вероятнее всего здание было переоборудовано под барак для рабочих. К тому же на этой территории находилась прачечная. Ну не для простолюдинов же капиталист фон Мекк тратил средства на постройку прачечной.
Не позднее появился на свет и фрагмент с колоннами терапевтического отделения железнодорожной больницы.


Фото: 1-2) Школа № 33 - восточная и западная стороны

Фото: Терапевтическое отделение западная сторона
По слухам и терапевтическое отделение - это недостроенная церковь или часовня, которая позднее перестроится в больничный корпус. Но если со времени начала Великой отечественной войны историю зданий можно отследить по воспоминаниям очевидцев и документам, то до этого периода я имею в наличии только слухи, которые дошли до настоящего времени через потомков обитателей этих уголков.
После Октябрьской революции рабочие паровозоремонтных мастерских переоборудовали барак в учебное здание.
С 1 октября 1917 года функционирует как начальная школа № 3 ст. Муром, а с 1 сентября 1918 года в школе было уже четыре начальных и два пятых класса.
В 1921 году были открыты два учебных заведения. Так называемая «школа социалистического воспитания» (в восточном крыле), а кроме нее – вечерние курсы для взрослых повышенного типа при ст. Муром Московско-Казанской ж/дороги (западное крыло). Последние имели технически–транспортный уклон и должны были давать общеобразовательную подготовку и выпускать техников второго разряда, в основном паровозников. Четырехгодичные вначале курсы стали затем трехгодичными. Распорядок их согласовывался с производственными условиями студентов: занятия шли с 16.30 до 20.30 часов. Известно, что студентом таких курсов с 1924 по 1926 г.г. был Николай Гастелло, 17-летний рабочий паровозоремонтных мастерских.
В 1924 году при школе 1-11 ступени ст. Муром был создан первый пионерский отряд. Вначале он был небольшим, 40-50 человек. Организатором был Юрий Шильцов, присланный уездным комитетом комсомола. Первыми пионервожатыми были Сергей Костиков и Нина Тюльпанова. В 30-е годы пионерская организация насчитывала 200 чел. Именно в эти годы в школе учился Е. Францев - лётчик-торпедоносец, который к июлю 1944 года совершил 26 боевых вылетов, потопил лично 2 вражеские подводные лодки, транспорт, танкер, мотобот, и в группе - 2 транспорта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии старшему лейтенанту Францеву Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
15 сентября 1944 года лётчик погиб во время торпедирования вражеского транспорта.
В летние месяцы в школе располагался профилакторий для больных детей. Но было это до или после войны, сейчас эту информацию я выясняю.
С 1941 по 1947 год в основном здании школы находился госпиталь. Занятия проходили в красном уголке Стрелочного завода и в здании пришкольного интерната, который тоже располагался в деревянном административном здании Стрелочного завода, которое, по словам очевидцев, сгорело. В 1960 году к основному зданию сделан пристрой. В 1961 году, в связи со слиянием железной дороги, приказом начальника Горьковской ж/д № 25 от 08.05.1961г. и приказом ОУ Горьковской ж/д от 06.06.1961 г. средней школе № 3 был присвоен номер № 33 ст. Муром. В 1962-1963 г. при капитальном ремонте школу перевели с печного на центральное отопление. В 1976 году, в связи с ликвидацией музея на улице Гастелло № 14, на базе школы был открыт музей - мемориальный класс, посвященный Герою Советского Союза, летчику авиации дальнего действия Николаю Францевичу Гастелло. В 1977 школьный музей был паспортизирован. В 1994 году школа № 33 переведена в муниципальную собственность. В 2007 году школе присвоено звание Героя Советского Союза Николая Гастелло. А дом № 14, в котором был организован музей сразу после окончания войны, как и весь жилой фонд завода имени Дзержинского, в настоящее время находится в частной собственности.
Названия улиц на Казанке
Сегодня о революции 1917 года напоминают разве только названия улиц: Красноармейская, Октябрьская, Первомайская, Красногвардейская, Коммунистическая. Не обошли стороной и имена муромских участников революционных событий Тимофея Гоголева, Василия Амосова и других. Давать имена руководителей советского государства стало обязательной традицией в нашей стране. Так на Казанке появились улицы: Сталина, переименованная после двадцатого съезда в улицу Куйбышева, Дзержинского, Калинина, Горького, Фрунзе, Щербакова. Причем, не обязательно, чтобы эти люди были как-то связаны с Муромом. Не обошли стороной и лётчиков: Гастелло, Раскову, Чкалова. В 1975 году переименовали улицу Железнодорожную в честь работника ЗиД, Героя Советского Союза Вячеслава Ивановича Филатова. А чуть раньше улицу Песчаная от Хитрого рынка до Владимирского шоссе переименовали в честь Героя Советского Союза Павла Григорьевича Лаврентьева, погибшего 22 октября 1943 года при отражении 27 самолётов в районе села Ходоров Киевской области. Звание Героя присвоено посмертно Указом от 24 декабря 1943 года. Перестройка внесла коррективы и в названия улиц. Имя Жданова, которая начиналась от клуба строителей, заменили продолжением улицы Московской, которая после переименования стала, пожалуй, самой длинной улицей города. От белого дома (площадь 1100-летия) до ковровской железнодорожной ветки за улицей Горького, ставшей единственным железнодорожным путём после ликвидации полотна от автостанции до пятого километра (бывший путь от станции Муром 1 через Муром 2 на Ковров).
С именем шахтёра Алексея Стаханова можно познакомиться во многих источниках и улица его имени, проходящая мимо ограды МСЗ к железнодорожному переезду, прозвана «Красной пресней» за построенные из красного кирпича трёхэтажные дома №№ 16, 18, 20. А вот о герое улицы Караева я нашёл в Википедии только одну строчку с его именем.
«Польский партизанский отряд как отдельное подразделение из 60 поляков был создан в июле-августе 1943 года в составе Пинской партизанской бригады, действовавшей в Полесье. Командиром отряда стал хорунжий польской армии Чеслав Вархоцкий, замполитом — Вацлав Климашевский, заместителем по строевой части — ст.сержант Владислав Мельчарек, начальником штаба — старший лейтенант РККА Дмитрий Караев».
«Собачаевка» - это уголок Казанки с частными домами, которые возводились в основном методом самозастроя от улиц Лаврентьева и Жданова к железнодорожному полотну Муром-1 – Ковров и получил прозвище за нахождение на пустыре приюта или питомника для собак. Но это только одна из многих версий.
«Черёмушки» - уголок из четырёхэтажных домов от парка 50-летия Советской власти до улицы Лаврентьева. Строительство домов с коммунальными услугами, которых был лишён старый город: газ, центральное отопление, холодная вода и дровяной титан, изымало территорию Лесных переулков. Сейчас титаны заменены газовыми колонками.
«Африка» - это уже не уголок, а целый микрорайон, который разрастается с каждым годом за счёт самозастроя в «Черёмушках» и на «Собачаевке». А начинался этот микрорайон с экзотическим названием на северной стороне Казанки с длинного одноэтажного пристроя под магазин «Универсам» в девятиэтажном доме на проезде Связистов. Это сейчас этот уголок благоухает, а в конце семидесятых – начале восьмидесятых был полуразрушенный стадион в конце парка, рядышком были полуразрушенные деревянные дома, и в проулке между стадионом и домами в зарослях бурьяна была протоптана тропинка к саду совхоза «Плодовый». Но сад в семидесятые погиб от мороза и от улицы Кленовой до парка протаптывали тропинку, чтобы добраться до парка 50-летия или в город. Сейчас на этом месте красуется каток «Кристалл». А почему, ставший сейчас двухэтажным, «Крокодил», второй этаж которого имитирует цвет рептилии, а первый – цвет песка на берегу Нила? Да потому что длинный магазин был покрашен в ядовито–зелёный цвет. А так как девятиэтажки с пятиэтажками от Владимирского шоссе до «Крокодила» и от Лаврентьева до Трудовой росли как грибы, словно гигантский хвост животного с берегов далёкой южной страны, отсюда и прилипло к северной стороне Казанки название «Африка». И хотя многочисленные следопыты обосновывают название песчаными почвами и удалённостью от центра, то следует заметить, что Южный посёлок, разросшийся до городского микрорайона, находится на южной стороне города, а не на северной, вместе с Африкой.

Фото: Торговый центр «Крокодил»
... продолжение следует...
Иван Васильевич Костин
Муром: обзор города с высоты птичьего полёта
Прогулка первая (Прогулки провинциала по закоулкам древнего города)
Прогулка вторая (Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 1)
Прогулка третья (Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 2)
ПРОГУЛКИ ПРОВИНЦИАЛА: Спасо-Преображенский монастырь в Муроме