• Lazarev MuromКазанка. Глава 1. Два генерала: С.Л.Лазарев и Н.А.Беспалов

    В начале ХХ века Муром умещался в рамках границ: от Оки на востоке до Успенского оврага на западе с севером и Бучихи на юге. Но строения в городе были деревянными и после пожаров 1792 и 1805 годов, когда выгорел почти весь город, промышленные предприятия, в целях пожарной и санитарной безопасности, вынесли за пределы города в овраги и по берегу реки. А Штабская слобода для гвардейских инвалидов за Успенским оврагом появилась ещё во времена Екатерины II. В XIX веке город стал не только городом ремесленников, но и торгово-промышленным центром, поэтому в 1880 году была открыта железная дорога Муром – Ковров, а в 1912 году через Муром открылось и железнодорожное сообщение Люберцы – Арзамас. 

    Прокомментируй первым! Прочитано 516 раз Подробнее ...
  • Bespalovu100 1Беспалову Николаю Андреевичу сто лет

    Жизнь кого-то в одну строчку укладывается: родился, родил наследников, умер. А про дела даже в семейных архивах информации не найдёшь. С Николаем Андреевичем Беспаловым, как главным архитектором Мурома, я встретился в 1975 году, и с тех пор с его именем встречаюсь во всех уголках города. Улица Жданова, Привокзальная площадь, ДК 1100-летия Мурома, улица Ленина, Былинный камень и многое, многое другое хранит память о нём. Родился - 24.01.1921 года. Умер – 25.03.2009 года.

    Прокомментируй первым! Прочитано 237 раз Подробнее ...
  • KEL 9285 Murom KEA 7О ком скорбит «Скорбящий ангел». Сапёры на страже. Часть 1

    Из книги ветерана двух чеченских войн генерала Г.Н.Трошева «Чеченский рецидив»: «…к началу первой чеченской кампании в 1994 году в России с трудом собрали технику и амуницию только для одной общевойсковой армии! Где и как растворилась невиданная боевая мощь СССР? Это остаётся тайной за семью печатями». Реформатор Министерства обороны А.Э.Сердюков тоже «вогнал обойму патронов» в тело армии. На 1 декабря 2009 года в армии не осталось ни одного мичмана и прапорщика. Вопрос, - а насколько сегодня выпускники школ готовы к службе в армии,- обсуждаем с командирами первой гвардейской инженерно-сапёрной бригады.

    Прокомментируй первым! Прочитано 918 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Воскресенье, 23 Март 2014 13:36

Прогулки провинциала по закоулкам древнего города

Оцените материал
(25 голосов)

Murom vokzalПрогулки провинциала по закоулкам древнего города

С чего начинается история страны, города, семьи? Да и насколько хорошо знаем мы свой город? Приезжая куда-то в гости, посещая музеи и достопримечательности, много ли сохраняем в своей памяти спустя годы? Что рассказываем приезжим, гостям и собственным детям о родном городе, о своем крае? Редакция Муром-Мамы.ру начинает серию публикаций о городе Муроме, Владимирском крае и не только... Прогулки по памятным местам, переплетенные с жизнью его жителей, с лирическими отступлениями и субъективной оценкой исторических фактов. Итак, прогулка первая...

Прогулка первая

Когда люди приезжают в знакомый город, то, как правило, в свободное время их тянет посетить знакомые места или пройтись по незнакомым улочкам. В незнакомом городе, если позволяет время и есть желание, познакомиться с достопримечательностями сам Бог велел. Ну, а если время позволяет, то и по незнакомым переулкам бывает желание пройтись.

Первым городом, с которым мне пришлось познакомиться в середине пятидесятых, были Меленки. А так как добираться до города приходилось пешком, то первыми достопримечательностями были рынок с магазинами. Потом появилось желание ватагой отправляться на демонстрацию 1 мая. А так как смотреть на поток народа было не очень интересно, то самым запоминающимся событием было фруктовое мороженое по 7 копеек.

Melenki3

Melenki4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С появлением регулярного автобусного сообщения Меленки – Муром в конце пятидесятых – начале шестидесятых, маршрут был постоянным. Автобус довозил до центрального рынка. После реализации привезённого товара пешком шли к автовокзалу: по Москосковской, мимо ШРМ, военкомата, кинотеатров «Луч» и «Прогресс», ресторана «Муром», милиции и перейдя рельсы от склада утиля к рубероидному заводу, спешили на меленковский автобус. Изредка, чтобы что-то купить из одежды, сворачивали вправо, пересекали по мостику глубокий овраг на Ремесленной Слободке и, дойдя по улице Войкова до поворота на улицу Юбилейная, сворачивали опять вправо на вещевой, «Новый рынок».

Melenki1

Melenki2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С железнодорожным вокзалом и памятником Н.Ф. Гастелло я познакомлюсь ночью, в январе 1966 года, когда уезжая из Владимира на каникулы, билетов на меленковский и муромские автобусы достать было невозможно, на самолёты до Мурома и Меленок тоже надо было приобретать предварительно, поэтому единственным доступным маршрутом оставались поезда через Ковров или Нечаевскую.

Murom vokzal

Murom vokzal1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча с Владимиром началась в июне 1965 года с вокзальной площади и Золотых ворот. Ну, и конечно же, со сливочного мороженого за 20 копеек.

Потом будет Москва с обилием достопримечательностей, Волоколамским шоссе, улицей Горького, Стромынкой, парком Горького, Третьяковской галереей, телестудией «Останкино» и Колонным залом Дома Союзов. Но в то время я ещё не знал, что судьба свяжет мою жизнь с Муромом и первым объектом моего знакомства станет ДК им Ленина, окружённого забором ЗиД, особняком поликлиники железнодорожной больницы, стадионом им. Гастелло, деревянными ларьками и магазинами, фонмекковскими домами и кирпичной пятиэтажкой. Кстати, пятиэтажка до сих пор стоит в гордом одиночестве среди фонмекковских домов и бараков постройки 1942 года. И в этих домах я встречусь с людьми, которые будут опорой моих первых шагов в профессии режиссёра, а затем и мастера производства на заводе имени Дзержинского.

Александровка, улицы: Караева, Горького, Профсоюзная, Калинина, Гастелло, Физкультурная, Пионерская, как на вилы насаженные улицами Стахановской, Гоголева, Северным проездом, Жданова (после перестройки переименованной в продолжение улицы Московская), Чкалова, Кленовая – микрорайон рабочего посёлка в основном рабочих ЗиД и локомотивного депо, а в просторечии «Собачаевка». С этого микрорайона началась моя трудовая деятельность в Муроме, а затем и семейная жизнь.

С 1975 года я перехожу работать в клуб строителей, и мой путь от Гастелло до клуба будет занимать 25 минут.

Nikolai Franzevich Gastello

Kazanka

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа № 33, железнодорожная больница, стадион, школа № 1, забор ЗиД с входом в заводскую баню и перекрёсток улиц Жданова, Железнодорожной и Лаврентьева завершают границы одноэтажной Собачаевки. А я продолжаю путь по «Казанке», которая до 1956 года была чистым полем и садами совхоза «Плодовый».

Прохожу мимо почтового отделения № 2, аллеи на улице Железнодорожной, которая будет потом носить имя Героя Советского Союза Филатова, часть которой позднее займёт «Хитрый рынок». На его месте выстроят крытый рынок и переименуют в торговый центр «Западный» с продовольственным магазином «Магнит». Затем по улице Жданова прохожу мимо двух, трёх и четырёхэтажных домов, Ждановского пруда, школы № 20. Школу, как и клуб строителей, воздвигнут в 1956 году в чистом поле между железнодорожной станцией Муром-2 и Заводом им. Дзержинского, затем начнётся строительство жилых домов. В школе я проживу не один год, как и в квартирах моих новых друзей: Даниловой Людмилы Петровны, Губиной Евдокии Ивановны, Стрельцова Павла Павловича, Крылова Николая Сергеевича, Лебедева Владимира Александровича, но не буду заглядывать в квартиры ушедших из жизни друзей, а продолжу путь к границе Казанки.

Напротив школы № 20 в 2013 году открылась православная гимназия, а чуть раньше Сбербанк, а ещё раньше активисты афганцы в честь погибших друзей в Афганистане и Чечне воздвигли «Ангела».

 Samolet MuromDve shkoli tserkovnaja 2013 svetskaja 1956

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До морозов под 42 градуса в 1972 году на месте пустыря был сад совхоза Плодовый. Но сад погиб. Планов на этом пустырь было громадьё! И среди них – расширение ПКиО им. 50-летия Советской власти. Но время корректирует планы. Даже самолёт ТУ-134, который подарили ЗиДу авиаторы, убрали на территорию аэродрома, чтобы освободить место под строительство Сбербанка.

Я прохожу мимо входа в парк и открываю входную дверь клуба, в котором проведу с ребятами 32 года. Парк открыли к 50-летию Советской власти в 1967 году на территории хвойного питомника, посаженного в начале века гимназистами для нужд железной дороги. Клуб строителей возвели с южной стороны питомник, на пустыре, и  открыли в 1957 году.

Klub CVR

CVR Murom

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадион с северной сторны питомника был продолжением освоения территории под культурно-массовые мероприятия, и существовали с клубом под крылом УНР-173, расширенного с увеличением роста строительных работ до треста «Муромстрой». Не могу сказать, в каком году стадион сняли с баланса треста. А парк передали на баланс ЗиО и первым директором назначили Осипова Юрия Дмитриевича. Но с перестройкой и переходом страны из социализма в капитализм, поменялись и хозяева. Парк был взят на баланс городского управления культуры, а клуб  был передан на баланс управления образования и новый, 1991 год, детвора встречала в новом Доме пионеров, переименованном в Цент внешкольной работы.

 IdaBeda otKnyazev

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТО: 1) Ида Эвальд ОТВАЖНОЕ СЕРДЦЕ (1973); 2) "БЕДА ОТ НЕЖНОГО СЕРДЦА" Бояркина-Ирина Ильичёва, Золотников-Анатолий Гусев (1973) ДК им.Ленина. 3) Князев В.Я. директор клуба строителей с 19.11.1969 по 14.11.1980.

И это было только начало...

Иван Васильевич Костин


_______________________________________

Прогулка вторая

 

 

Прочитано 7408 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi