ПРОГУЛКИ ПРОВИНЦИАЛА ПО ЗАКОУЛКАМ ДРЕВНЕГО ГОРОДА: Спасо-Преображенский монастырь
Приехав в Муром гости, на экскурсию, к друзьям или в паломническую поездку, никто не проходит мимо Спасо-Преображенского монастыря. Это место - особенное. Это и самый старый монастырь на территории современной России, и уникальная история восстановления, и мощи Илии Муромского и икона Божией Матери «Скоропослушница»... Отвечая на вопрос, что посмотреть в Муроме - сегодняшний рассказ в рамках проекта «Прогулки провинциала» от Ивана Васильевича Костина.
Муром: обзор города с высоты птичьего полёта
Прогулка первая (Прогулки провинциала по закоулкам древнего города)
Прогулка вторая (Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 1)
Прогулка третья (Прогулки провинциала. КАЗАНКА. Часть 2)


«Кто не видел Мурома с Оки,
тот не видел русской красоты»
Максим Горький
Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем не позднее 1015 года, а в «Повести временных лет» фигурирует под 1096 годом. Но как бы ни разнились даты, а с момента основания монастыря до похода Ивана Грозного на Казань это была ещё одна крепость на восточной границе Руси. И в честь удачного похода по приказу царя, как пишут многочисленные исследователи, в Муроме воздвигаются несколько каменных храмов, в том числе в 1554 году построили и главный собор Спасо-Преображенского монастыря.


До Октябрьской революции 1917 года стены монастыря вместе с обитателями пережили многих и многое из истории Руси и Государства Российского, но продолжали выполнять функции православной обители. После белогвардейского мятежа в Муроме 8 – 9 июля 1918 года под руководством полковника Николая Павловича Сахарова, монастырь закрывают из-за обвинения его настоятеля епископа Митрофана в соучастии в мятеже. До 1919 года собор продолжает действовать как приходской храм, а на кладбище хоронят гражданских лиц. В 20-е годы храмы и помещения монастыря переходят под патронаж муромского музея, в 1926 году на территории расположили фабрику «Красный луч», а с января 1929 года занимают военные и частично отделение НКВД. С появлением на территории монастыря военных, начинается уничтожение монастырского некрополя и прекращается доступ на территорию гражданских лиц.
В апреле 1990 года общественность города начинает процесс по возвращению обители в лоно церкви. За идею возрождения монастыря выступил и академик Д.С. Лихачёв, обратившись в октябре 1990 года с письмом к Патриарху Алексию Второму. Весной 1995 года военные освободили территорию.
Наместником был назначен иеромонах Кирилл, который позднее поделится своими впечатлениями о состоянии перед началом восстановительных работ: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин. В 2000-2009 годах монастырь был капитально отреставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации».


Кто не посещал территорию монастыря до весны 1995 года, тому достаточно сравнить воспоминания отца Кирилла с настоящим порядком на территории. А наглядными пособиями для родившихся до 90-х годов прошлого века могли служить культовые здания, не уничтоженные, а приспособленные под светские учреждения и складские помещения колхозов и совхозов в годы агрессивного атеизма.
Для воинской части развалины монастырской ограды не могли быть предметом первой необходимости, поэтому не только дырки в заборе, но даже помещения, приспособленные для жизни и деятельности личного состава, латали, как могли и тем, на что хватало средств. Сейчас монастырская ограда напоминает первоначальный вид, строительство которой началось 7 мая 1807 года и продолжалось четыре года. Тогда же возвели и две часовни: блаженной Ксении Петербургской в юго-западной башне ограды и святителя Николая Чудотворца в северо-западной башне. На территории монастыря действуют Собор Спаса Преображения, 5 церквей, 5 часовен. Кроме того, тут располагаются дом настоятеля, пекарня, некрополь, служебные и хозяйственные постройки, гостиница, монастырский пруд и питомник. И если паломники и просто взрослые верующие, насладившись красотами храмов и приложившись к иконам, заглянут к раке с мощами Ильи Муромского, то малыши обязательно потянут своих родителей к живому уголку.
Время безжалостно к творениям зодчих и только благодаря конкретным настоятелям до наших дней сохранились то, что радует наш глаз. Имя настоятеля Кирилла вписано в летопись монастыря как организатора с 1995 года реставрации после 73-летней рукотворной разрухи. По настоянию митрополита Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых в 1680-е годы были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма. В 1720-е годы монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому, и в 1725 году на его территории было открыто первое в городе учебное заведение для детей священников.
В 1877 году архимандрит Антоний застал обитель в полуразрушенном состоянии, а средств на ремонт не было. В 1878 году он отправляется на Гору Афон и привёз точную копию с иконы Божьей Матери «Скоропослушница» из монастыря Дохиар, о которой упоминал иеромонах Кирилл, и монастырь стал приводиться в порядок. В 1891 году возведён каменный трёхэтажный братский корпус, а в 1907 году в корпусе была освящена церковь в честь мучеников Херсонесских.


Часовня – костница была возведена на месте бывшего некрополя, который, минимум с 1946 года, закатали в асфальт под плац. В 1995 году асфальт иноки сняли, а кости монахов и граждан собрали и поместили в часовню.
Читать подробнее об Иконе Божией Матери «Скоропослушница»
В 2001 году, слева от центрального входа, начали возводить водосвятную часовню Георгия Победоносца. Две часовни освящены в честь икон Божьей Матери «Живоносный источник» и «Спорительница хлебов». Последняя находится при пекарне. Особое любопытство не только среди детей, но и среди взрослых, вызывает надвратный храм Сергия Радонежского. Пройдя мимо живого уголка с птицами, свиньями и пони, взгляд устремляется на заокские дали с рекой, с железнодорожным мостом справа и вантовым мостом слева. А посреди смотровой площадки лестница ведёт вниз, к входу в храм, куда спускаются все желающие не только полюбоваться храмом, но и насладиться звуками звонницы.


Войдя на территорию монастыря через арку надвратного храма Кирилла Белозерского, слева в глаза бросается здание из красного кирпича Духовного училища, а в центре: белоснежные стены с куполами Настоятельского корпуса, Покровского храма (1691г.) с частицей мощей преподобного Ильи Муромца из Киево-Печерской лавры и Спасо – Преображенский собор (1554 г.)




Если учесть, что восстанавливали монастырь «всем миром», в котором принимал участие и наш завод, то капелька и моего труда была вложена в общее дело. На открытие возрождённого монастыря в Муром приезжал Святейший Патриарх Алексий Второй.
И если тебе, дорогой читатель, случайно или специально придётся побывать в Муроме, то обязательно запланируй посещение Спасо – Преображенского монастыря. Даже если ты атеист до мозга костей, то позволь перефразировать Максима Горького: «Если ты не заглянул краешком глаза за монастырскую стену Спасо-Преображенского монастыря, и не окинул взором его окрестности, то ты не видел всей красоты и величия Мурома». И не в залах краеведческого музея, а именно здесь, под открытым небом, на этом пятачке древней земли муромской, сохранилась в веках и доступна взору история города с 16 до 21 веков.
Иван Васильевич Костин