• 0 4 Vokzal Murom 2Казанка. Глава 4. Открытие железной дороги на Ковров

    В мае 1878 года состоялось торжество по поводу закладки и освящения первого железнодорожного вокзала на железнодорожной линии Муром –Ковров и к концу года двухэтажный красавец в Муроме был готов принимать пассажиров. Для обслуживания и ремонта подвижного состава 2 декабря 1879 года в Муроме были открыты паровозные мастерские (депо). Такие же мастерские были открыты в Селиванове и в Коврове, но открытие дороги, запланированное на 1879 год, отложили до начала 1880 года. 23 ноября 1879 года Правление Общества Муромской железной дороги сообщило Министерству путей сообщения о завершении строительных работ и просило назначить комиссию для осмотра дороги.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7639 раз Подробнее ...
  • 4 m4lgk3oa97Казанка. Глава 2. Городской выгон и улица Куликова

    «В 1880 году через городской выгон прошла железная дорога, связывающая город через Ковров с Москвой и Нижним Новгородом. Были построены: вокзал…, паровозное депо… Примыкающая к станции территория даже по тем временам имела высокий уровень благоустройства. Непосредственно к железнодорожной платформе примыкал парк с беседкой в центре, с розарием и фонтаном. За железной дорогой был сделан пруд, частично сохранившийся до наших дней. В парке в праздничные дни играла музыка, на пруду устраивались катания на лодках».
    Н.Беспалов, заслуженный архитектор РСФСР. «На месте городского выгона». «Муромский рабочий» 6.05.1987.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7705 раз Подробнее ...
  • Aleksandrov v MIXM 1Групповая выставка художников из Александрова

    Департамент культуры Владимирской области, ГБУК ВО «Муромский историко-художественный музей», ВТОО «Союз художников России» приглашают в Выставочный центр (Муром, Московская, 13) с 26 февраля по 29 марта 2021 года на групповую выставку художников из Александрова: Анатолия Демьянова (графика), Юрия Иватько (скульптура), Виктора Рассадкина (скульптура). На ней посетители смогут увидеть около ста произведений из их личных коллекций. Для муромских жителей новая выставка будет премьерной. Творчество художников из города Александрова представлено у нас впервые.

    Прокомментируй первым! Прочитано 7122 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Среда, 03 Июль 2019 21:31

Столетие МИХМ и «Ночь музеев 2019» Глава 2

Оцените материал
(24 голосов)

d51432a4-9f10-4812-bcbc-7b1d1031af53  Столетие МИХМ и «Ночь музеев 2019» Глава 2

Слухи быстро обрастают подробностями, в которых со временем невозможно отличить реальность от вымысла. Кто-то слышал, кто-то видел, а кто-то и «сам был участником этих событий». И уж не на попутках ли собирались Борисов с Парфёновым отправлять Зворыкиных в обратный путь из города, в котором ещё была свежа рана в руководстве города с силовыми структурами после бунта 30 июня 1961 года? «Most likely», или, в переводе на русский «вероятнее всего», сказали англичане про отравление Скрипалей. А в изданиях музея хотелось бы находить документальные подтверждения событиям, а не вымыслы творческих людей.

Из книги В.П.Борисова «Владимир Козьмич Зворыкин»

«… В 1933 и 1934 гг. Владимир Козьмич посещал Россию как учёный… Встречали его на высшем уровне… Организовывали встречи не только с советскими коллегами в их лабораториях в Ленинграде и Москве, но и с родными… В 1959 г. в СССР в московском парке «Сокольники» была организована Американская выставка... Программа пребывания Владимира Козьмича в СССР не ограничивалась рамками выставочных мероприятий. Была достигнута договоренность о посещении им ряда вузов и предприятий радиопромышленности. Ученый получил также возможность встретиться со своими родственниками в Москве и Ленинграде… В одном из НИИ заместитель директора по режиму распорядился закрыть тканью все приборы, не подлежащие показу. Зворыкину объяснили, что в связи с ремонтом помещения пришлось накрыть приборы, чтобы на них не попадала пыль…

После долгой разлуки Владимир Козьмич встретился со своими сестрами и братом. Надежда Козьминична приехала для этого из Новосибирска, а Николай Козьмич - из Тбилиси. Семья собралась на даче Наливкиных в Комарово. Не узнать было племянников, с которыми Владимир Козьмич познакомился до войны. Прежний студент Василий Наливкин стал солидным ученым… В Америку Зворыкин уезжал с твердым намерением по возможности бывать в России. Такая возможность представилась в 1963 г. в связи с проведением в Москве конференции по медицинской электронике… В дальнейшем Зворыкин использовал для поездок в СССР не только участие в конференциях, но и возможность выезда по путевкам «Интуриста». В период с 1965 по 1975 г. он посетил Россию еще 6 раз. Теперь уже компанию ему, как правило, составляла Екатерина Андреевна…

Muzeju sto let 14

ФОТО: Зворыкины у Наливкиных в Комарово.

Конечно, самым волнующим оказалось посещение СССР в 1967 г. Несмотря на неоднократные поездки на родину, до этого момента Владимиру Козьмичу не удавалось побывать в Муроме, где прошли его детские и юношеские годы, поскольку город был закрыт для иностранцев. Спустя почти полвека после расставания с родным городом, ученый решил вновь побывать в нем и осуществил свой план со свойственной ему предприимчивостью. Для этой цели супруги Зворыкины оформили через «Интурист» поездку в СССР с посещением г. Владимира. Во Владимире пошли с утра смотреть достопримечательности, отказавшись при этом от помощи гида. Затем поймали такси и на нем махнули в Муром…». Не верить доктору технических наук Василию Петровичу Борисову вроде бы нет причин, но:

Где про «тайное» посещение Мурома?
Где нарушение визового режима?
И как таксист-шкуродёр, да ещё с пассажирами из США, проскочил мимо КГБ Владимира, управление которого находилось в двух шагах от площади Свободы?

Анализирую источники и прихожу к выводу, что самый достоверный – воспоминания Алексея Николаевича Беспалова. http://www.murom-mama.ru/stati/otdyhaem-s-malyshom/stoletie-mihm-i-vkzvorykin-glava-1.html

Книга В.П.Борисова написана на основе материалов, которые
«удалось получить на американских фирмах, в архивах и библиотеках Мурома, Санкт- Петербурга, Москвы».
Выходит, что Василий Петрович не сам слышал, а кто-то что-то сказал, кто-то что-то написал, а что-то и автору пришлось досочинить, особенно с пойманным такси. Татьяна Малова для своего фильма скопировала версию Леонида Парфёнова. А Парфёнов, с 2004 по 2014 год специализировавшийся на создании документальных фильмов, сам камня на камне не оставляет о «тайном» визите, тем паче о «запланированном злостном нарушении советского визового режима», включив в сюжет фильма интервью с начальником муромского отделения КГБ Михаилом Ивановичем Шикиным:
«А иностранцы Муром посещали. Только для них не было доступа на военные заводы».
И авторским текстом:
«…вероятно по указанию Москвы Муромский горком партии подал этот визит как культурный обмен с зарубежными странами».

Смотрю ещё один фильм ВГТРК 2007 года автора сценария Ирины Семашко: «Русский подарок Америке. Человек, который изобрёл телевизор». В котором звучит, что в Муроме Зворыкина встречали пышно. А в интервью с Николаем Андреевичем Беспаловым его внучка Софья вспоминает (конечно же по рассказам родителей), что Екатерина Андреевна попросила в кафе гостиницы "Ока" баночку икры. Но так как в городе икры не было, руководство города посылает во Владимир вертолёт и к отъезду Зворыкиных во Владимир, бабушка вручила гостье баночку икры. Николай Андреевич дополняет рассказ внучки о причине такой роскоши при приёме "тайного" гостя:
«Они приехали совсем ненадолго, даже не ночевали в Муроме. Мы после посещения музея побывали с супругами в Окском саду, посмотрели на реку, зашли на рынок, где Екатерина Андреевна восхищалась обилием грибов на прилавках и даже поторговалась. А при знакомстве с городом мне поручили переговорить со Зворыкиным на тему, что если он захочет переехать в Россию, а мы проезжали мимо Радиозавода, то весь завод он получит под своё руководство. Но Зворыкин отшутился. Поздно, говорит...».

Воспоминание Льва Семёновича Лазарева.
Сына Лазарева Семёна Лазаревича - начальника Муромского отделения железной дороги с 1960 года по 1976 год.
- Про вертолёт за икрой во Владимир внучка Н.А.Беспалова немного нафантазировала. Моему отцу позвонил первый секретарь горкома партии Митрофан Васильевич Яковлев:
«Семён, помогай. Приехал изобретатель телевидения из Америки, просит красной икры. У нас все городские базы закрыты. Привези несколько баночек».
Был выходной, или рабочий день уже закончился, но даже Митрофан Васильевич не мог достать эти баночки. А у железнодорожников и в порту отделы рабочего снабжения работали круглосуточно. Поэтому к ним и обратились. Отец позвонил начальнику ОРСА и тот выполнил просьбу первого секретаря горкома партии. Знаю, что икру привезли ещё и речники! В тот день отец послал меня в город.
- Иди, посмотри на изобретателя телевидения.
- А как я его найду?
- Там с ними Шикин ходит, найдёшь.
Я пошёл, и нашёл. Беспалова я тогда не знал, но хорошо знал начальника КГБ Михаила Ивановича Шикина, так как мы с его сыном Валерой в одной школе учились, и я бывал у них дома… В общем, я видел живого В. К. Зворыкина около его дома, с расстояния метров в 50.
А у Панфёрова в фильме очень много неточностей связанных с приездом Зворыкина в Муром. Про приезд в городе знали заранее. Возможно, что КГБ просто просчитывало возможные варианты, но про приезд гостей отец знал почти за сутки. А ещё, как сказал отец, Зворыкин не в радость городским властям сказал, что Муром за 50 лет почти не изменился. А мы-то всегда думали, что у нас идёт активное строительство...

И сопоставляя источники, как не вспомнить слова Терезы Мэй про отравление Скрипалей «most likely», или, в переводе на русский «вероятнее всего». Слухи, тем более после просмотра передач ТВ, быстро обрастают подробностями, в которых со временем невозможно отличить реальность от вымысла. Кто-то слышал, кто-то видел, а кто-то и «сам был участником этих событий». Например, по воспоминаниям о субботнике в Кремле 1 мая 1920 года помогали нести бревно Ленину порядка 180 – 200 человек.

Lenin 1 maja 1920 g.

И если бы не единственная фотография неизвестного фотографа, где В.И.Ленин зафиксирован шестым носильщиком, то и реальность осталась бы на уровне вымыслов. А в изданиях музея хотелось бы находить документальные подтверждения событиям, а не вымыслы творческих людей. Или, хотя бы, сопровождение ссылками на источники.

Muzeju sto let 24

ФОТО: Закрытые в 2011 году экспозиции и мемориальная доска на ул. Первомайская, 4. 

А родной дом В.К.Зворыкина? В трехэтажном каменном особняке, построенном его прадедом во второй половине 1840-х годов, располагались исторические, этнографические экспозиции, древнерусское искусство, основные фондохранилища музея. В 1989 году власти позволили чествовать учёного-эмигранта, и на доме была установлена мемориальная доска. С 2011 года здание закрыто для посетителей в связи с подготовкой к реконструкции, а 31 июля 2013 года напротив дома поставили памятник В.К.Зворыкину. Автор композиции, уроженец Мурома, скульптор Павел Щелов (Москва).

Андрей Вознесенский в Муроме

Muzeju sto let 13

ФОТО: А.А.Вознесекский в Муроме 1982 год.

Встречи Александра Анатольевича Золотарёва с поэтом Андреем Вознесенским не были «тайными». Работая над поэмой о прапрадеде «Андрей Полисадов», Андрей Андреевич жил у Золотарёва и от него получил информацию о службе прадеда в Муроме.

Из интервью Владимирскому ТВ в начале 1980 годов:
- Андрей Андреевич! Что вас связывает с Владимирщиной?
- Я постоянно ощущаю в себе родство с Владимирским краем, его неповторимой природной красотой, его людьми и архитектурой.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован с матерью в Курган. Из эвакуации вернулись в Москву. В 14 лет начал писать первые стихи.

Из интервью Татьяне Душутиной:
- Вы не впервые в Муроме. Но широкая аудитория встретилась с Вами только сегодня. С чем это связано?
- Да, я уже несколько раз приезжал в ваш город. Больше это было связано с личным. Обдумывал направление поэмы, работал с архивом. Кстати, большую помощь мне оказал в этом ваш замечательный краевед А.А. Золотарев. Именно он нашел рукопись, в которой упоминается имя моего предка и рассказывается, как он маленьким мальчиком был привезен во Владимир и отдан в духовную семинарию, а впоследствии стал архимандритом Благовещенского монастыря. А.А. Золотареву я посвятил несколько отрывков, даже называю его Пименом… При описании быта прошлого использовал книгу Д.П. Пудкова «Муром»…

Из биографии А.Полисадова.
Андрей Полисадов (в монашестве – Алексий), привезённый заложником из Грузии был усыновлён во Владимире священником. Окончил Владимирскую семинарию. Служил в селе Шиморское. В 1866 году поступил в Ново-Спасский монастырь, где был пострижен в монахи с именем Алексий. 20 июля 1882 года переведен во Владимирскую епархию, и после возведения в сан игумена утвержден в должности настоятеля Муромского Благовещенского монастыря. 17 октября 1882 года возведен в архимандриты. 1 ноября 1882 года назначен благочинным Благовещенского мужского и Троицкого женского монастырей, а 24 апреля 1884 года и Спасо-Преображенского монастыря. В 1894 году по состоянию здоровья уволен на покой, а 8 апреля 1895 года скончался. Похоронен у Благовещенского собора.

Из описания А. Полисадова мая 31 дня 1887 г.
«В лето седмь тысяшь шесть десят первом году Государь и Великий князь Иоанн Васильевич IV вся Русии приде во град Муром и молятеся в первоначальной церкви Благовещенья (деревянной), помощи прося со слезами: «Аще град Казань возьму, аз повелю здъ устроить храм каменный Благовещения». Государь Казань взял и того же году, в лето, прислал в Муром каменщиков.
«Житие Константина, Феодора и Михаила муромских чюдотворцев» (древнерусская повесть XVI в„ со списка, хранящегося в Муромском музее, к-7165, мм-30152)
...собор основан в 1555 т. близ берега Оки. Называлось же место это Посадом. В память пребывания в соборе в 1812 г. Московской Иконы Иверской Б М установлено празднество каждогодно 10-го сентября».

Строки из пролога поэмы «Андрей Полисадов»

Взойдя на гору, основав державу,
Я знал людскую славу и разор.
В чужих соборах мои кони ржали -
настало время возводить собор.

Немало в жизни видел я чудовищ.
Они пойдут на каменный узор.
Чтоб было где хранить потомкам овощ,
настало время возводить собор.

Меж правого и левого базара
я оставался все-таки собой.
В Архитектуре главное, пожалуй,
не выстроить, а выстрадать собор.

Начало будет в Муроме покамест,
Казбек от его звона задрожит.
Положен во главу лиловый камень.
Под этим камнем человек лежит.

"Ваш прах лежит второй за алтарем", -
сказал мне краевед Золотарев.

В 1971 году А.А.Золотарёв вынужден был уйти с поста директора, взвалив тяготы на плечи выпускницы МГУ Ольги Александровны Лукиной, но связи с музеем не терял. Позднее создал музей ткачества при комбинате «Красный луч», организовал школьный музей А.Н.Некрасова в Алешунино. А про эпизод работы в музее?
«В 1966 году меня уговорили принять должность директора Муромского музея. Мучился в этой должности… но так как, строго говоря, музеи начальству нужны лишь на словах, то, понятно, с оными я не поладил…» (стр. 66).
«Однажды, придя с похорон художника Е.П.Архиреева, который был младшим его приятелем, Александр Анатольевич печально заметил: «Нарушил очерёдность». А через несколько месяцев и сам последовал за ним… В почётном карауле сменялись пионеры в парадной форме с красными галстуками». (стр. 67).

С Ольгой Александровной Лукиной мне, как культработнику, посчастливилось сотрудничать. Это сейчас, как заявляют работники, ни один экспонат из музея ни на шаг не должен отлучаться. А в 1982 году слуга Шурочки Азаровой Иван – Саша Лыщин, на юбилейном вечере в честь 70-летия А.К.Гладкова выходил на сцену ДК 1100-летия с канделябром, который дала для выступления «Контакта» Ольга Александровна. Единственным условием было, «чтобы я не смел ни пылинки с него смахнуть», и вернуть в музей в первозданном виде. Часто придётся встречаться с ней и по работе, и на различных мероприятиях, пока в 1988 году я не перешёл за «куском хлеба» на завод. Печально было услышать, что в 1997 году она сама ушла, или её «ушли», из музея и трудоустроилась в школу № 1 учителем истории. Ещё печальней было известие о её преждевременном уходе из жизни. Но 26 лет руководства музеем – это немалый срок для глубокого следа в развитии музея. В её бытность стали проводиться «Уваровские чтения».

Потом четверть века я буду заниматься проблемами далёкими от музея, хотя частичка и моего труда будет в восстановлении Николо-Набережной, Сретенской церквей, Спасского монастыря и облагораживании набережной Оки. А благодаря своим воспитанникам из театрального коллектива познакомлюсь с будущими администраторами городского музея А.А. Горской и Т.Б.Сарыкалиной. Но новоселья на Первомайской, 6 и Московской, 13 проскочит мимо моего внимания. И уже по выходу на пенсию наступит период знакомств не только с музеями, но и с их обитателями. Всплывут в памяти старые связи и появятся новые имена. И можно только радоваться, что в разруху 90-х здание дома Зворыкиных «не ушло с молотка», а музей стал приумножать территории.

О новосельях

Muzeju sto let 12

1 Dom-muzej Kulikova. 1

1 Dom-muzej Kulikova. 2

ФОТО: Муром. Свердлова, 9.  Жители дома: Беспалов Н.А., Беспалова Т.И., Куликова Е.А. и Лакина Анна, долгое время работавшая смотрителем в Доме-музее.

 15 декабря 1941 года неожиданно умирает академик живописи Иван Семенович Куликов, а ровно через 10 дней Исполком Городского Совета принимает постановление, с согласия семьи, об организации мемориального дома-музея на ул. Свердлова, 9. В феврале 1942 года в одной из комнат на первом этаже состоялась первая посмертная выставка работ художника. Но, в связи с тем, что страна находилась в состоянии войны, музей был открыт лишь в 1947 году. В списке государственных музеев СССР Министерства культуры на 1 января 1973 года под № 77 он числился как «Мемориальный дом-музей академика И.С.Куликова». Директором дома-музея с 15 июля 1945 года приказом отдела культпросвет работы назначена Елизавета Аркадьевна Куликова (28.07.1886  - 2.04.1978). Смотрителями музея до 1974 года работали несколько человек, но А.Н.Беспалов нашёл в архиве фотографию только Лакиной Анны, которая в этой должности пребывала довольно долгое время. В январе 1960 года  генеральным директором Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника становится А.И. Аксенова. Под её руководством Муромский музей в 1974 году становится филиалом Владимиро-Суздальского, а дом-музей Куликова подразделением Муромского музея. С 1 августа 1974 года  Елизавета Аркадьевна освобождается от должности директора по состоянию здоровья, а её дочь Беспалову Татьяну Ивановну (23.12.1919 - 17.01.1997) принимают на должность смотрителя, которую она занимала до 1994 года. Беспалов Николай Андреевич (24.01.1921 – 25.03.2009) после выхода на пенсию в 1984 году работал в МФ ВПИ в должности доцента и по совместительству мл. научным сотрудником в МИХМ. После смерти Татьяны Ивановны принимать посетителей в доме-музее стали работники музея. Если с Николаем Андреевичем я встречался только как с главным архитектором, то водить своих артистов в дом Куликова мне посчастливилось к Татьяне Ивановне. Перестройка и реформы Ельцина вносят коррективы. В 1996 году «Муромский историко-художественный музей» становится  муниципальным учреждением культуры города Муром, а с 1 января 2007 года снова переведен в областное подчинение. В 2007 году закрыли  дом-музей, объявив, что экспозицию на Свердлова закрыли по техническим причинам. 27 декабря 2007 года экспозицию вывезли в МИХМ. В 2009 году к 135-летию со дня рождения открыли экспозицию «И.С.Куликов - художник и собиратель старины» в Выставочном центре, а на бывшем доме-музее осталась только мемориальная доска с надписью: «С 1882 по 1941 год в этом доме жил и работал академик живописи И.С.Куликов».

Muzeju sto let 22

Muzeju sto let 26

ФОТО: Муром. Первомайская, 6.

В 1996 году город передаёт музею соседнее с домом Зворыкиных здание городской управы на ул.Первомайская, 6, где расположилась Художественная галерея. После выезда из дома ЭТУС, в связи с переездом телефонной станции в новое здание на ул.Владимирская, он остался в довольно неприглядном состоянии. Сейчас это комфортное помещение, на втором этаже которого представлены лучшие художественные коллекции музея: собрание русского и западноевропейского искусства XVII – XIX веков; живопись, графика, мебель, фарфор. На стенах залов можно увидеть работы таких мастеров, как Доменико Тьеполо, С. Тончи, В. Голике, А.Иванова, К.Брюллова, И.Шишкина, В. Поленова, В. Сурикова и др. А на первом этаже располагаются научная библиотека, архив музея, работает художественный салон. 

Muzeju sto let 21

Muzeju sto let 27

ФОТО: Муром. Московская, 13.

27 июня 1999 года состоялось торжественное открытие Выставочного центра в бывшем доме купцов Голубевых на ул. Московская, 13, а летом 2000 года открылись и первые выставки, которые сменяются чуть ли не ежемесячно. Жемчужиной центра является собрание древнерусского искусства. Около трехсот икон, уникальные памятники XIV - XIX веков, такие как «Сретенский крест»; икона «Спас Нерукотворный», некогда осенявшей ворота муромского кремля. Покровы 1594 и 1661 годов с мощей местных святых являются уникальными произведениями лицевого шитья. Здесь тоже работает художественный салон.

Muzeju sto let 20

ФОТО: Муром. Советская, 16.

Главным подарком к юбилею стало открытие нового фондохранилища на ул. Советская, 16. Это здание XIX века - бывший Торгово-промышленный банк. Сейчас является объектом культурного наследия, а в советское время здесь размещалась редакции городского радиовещания, куда и меня изредка приглашали. После перестройки здание переходило из рук в руки. И вот, впервые, за прошедшие 30 лет, я снова поднимаюсь на второй этаж. Но не в радиорубку по узкой лестнице со стороны улицы Льва Толстого, а по широкой лестнице шикарного особняка в библиотеку. На ремонтно-реставрационные работы было потрачено 56,3 миллиона рублей. Закуплено специальное музейное, световое, реставрационное оборудование и мебель на сумму более 10 миллионов на средства областного и федерального бюджетов. Это первое, и пока единственное отдельно стоящее музейное фондохранилище во Владимирском регионе, в котором, как в улье, трудятся невидимые посетителям специалисты.

Muzeju sto let 15

Muzeju sto let 16

Muzeju sto let 17

Muzeju sto let 18

 Muzeju sto let 19

Muzeju sto let IMG 4910

ФОТО: Люди, экспедиции, фонды из книги "Музейный век". А юные художники  из ДХШ им. И.С.Куликова "набивают руку", чтобы в недалёком будущем влиться в ряды города художников. 

Muzeju sto let 23

ФОТО: 31 июля 2013 года напротив дома открыли памятник В.К.Зворыкину. Скульптор Павел Щелов (Москва). Ул.Первомайская, 4.

Muzeju sto let 30

ФОТО: Руководили музеем, а значит и поднимали вопросы реконструкции с 1998 по 2004 год Еегения Ивановна и Сергей Вячеславович Сазоновы. С 2004 года руководит музеев Альбина Алексеевна Анучкина.

Вопрос о реставрации дома Зворыкиных поднимался с 2002 года. Усадьба Зворыкиных была включёна в целевую программу «Сохранение и развитие исторических городов 2002 -2010», но деньги ушли, а проекта реставрации не было. Благодаря приезду на экскурсию делегации от полномочного представителя Президента, в 2007 году музей стал областным учреждением культуры, и начались новый круги по поиску проектировщиков. На 1 марта 2017 года завершены научно-проектные работы и пройдена государственная экспертиза проектной документации по созданию собственной котельной памятника истории и культуры «Ансамбль усадьбы Зворыкиных». Построен и сдан в эксплуатацию газопровод. Завершены научно-проектные работы и пройдена государственная экспертиза проектной документации по реконструкции памятника истории и культуры «Хозяйственная постройка» (реставрация и приспособление под газовую котельную и технические помещения музея), разработана рабочая документация. И если реставрация будет проведена на таком же уровне, как и в фондохранилище, то на первом этаже разместятся кассы, гардероб, магазин сувениров, а второй и третий этажи займут экспозиции. «Будет новый музей для нового поколения». Это информация из книги "Музейный век". И хочется надеяться, что усадьбу Зворыкиных, которая находится на крутом берегу Николо-Зарядского оврага, не постигнет судьба спортивного комплекса, который был похоронен оползнем разрушающихся берегов оврага.

fasad -1

ФОТО: Проект реконструкции дома Зворыкиных

Muzeju sto let 28

В конце концов, раскопки, поиск источников и сохранение артефактов – это дело археологов, архивистов, историков, многочисленной гвардии работников музея от смотрителей до хранителей с методистами и реставраторами, а сохранение зданий в руках руководителей города. А.В.Ермаков оставил в память о себе учебные заведения, водопровод, и многие другие уголки напоминают о времени его правления. Школы 6 и 8, мост через выемку и монумент Илье Муромцу оставил потомкам П.А.Кауров. А какое наследие потомкам останется от уходящего поколения мужей города? Какое ремесло, какие моральные ценности каждый из нас передаст подрастающему поколению, в том числе и музей? И акция «Ночь музеев» не исключение из череды мероприятий, на которых дети с подростками имеют возможность познакомиться с профессиями. Не в теории, а своими глазами увидеть, и своими руками попробовать. И первая встреча в этом списке в «Ночь музеев» с художником, модельером, портным.

Шешунов Александр Борисович

Muzeju sto letIMG 4674Muzeju sto letIMG 4673

Ценность любого человека не в словах о нём, а в результатах его труда. Когда смотришь спектакли, фильмы или концерты звёзд эстрады, то не особо задумываешься над вопросом о создателях костюмов. Если игра актёра захватила с потрохами, а костюм помог раскрытию образа, то из телепередач что-то и про создателей костюмов запоминаешь. Или когда звезда эстрады представляет своих портных. Имена Зайцева В.М. с Юдашкиным В.А. слышал неоднократно, а вот про Шешунова А.Б. услышал впервые в музее Мурома.

Российский художник-модельер, мастер костюма для театра, кино, балетных и танцевальных коллективов, профессионалов музыкальной сцены. Его костюмы хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г.Москва). Родился 17 декабря 1955 года в городе Семипалатинск-21 (ныне г.Курчатов) в семье военного. В 1968 году семья переехала в Муром, где в 1973 году Александр окончил среднюю школу № 3. С 1974 по 1976 год служба в рядах СА. Портной в пятом поколении. Но интерес к моде, к театральному костюму, родился не дома, а на съёмках в Муроме фильмов «В огне брода нет» и «Начало», которые Глеб Панфилов снимал в 1969 – 1970 годах.

После службы в армии молодой Шешунов пробовал себя в роли свободного художника по костюмам. Работал с ВИА «Надежда» п/у В.Плоткина. Тот в мае 1978 года организовал встречу начинающего модельера с А.Б.Пугачёвой. В результате этой встречи появилось знаменитое малиново-черное платье-балахон для выступления певицы на конкурсе эстрадной песни «Интервидение-78» в Сопоте. В 1980 году познакомился с В.М.Зайцевым, в Доме моды которого трудился с 1982 по 1984 год. Сначала портным, затем зарисовщиком моделей и заведующим коллекцией. С 1982 по 2000 год в разных формах сотрудничал с пошивочной мастерской Театра «Ленком». 1986–1992 годы учился на постановочном факультете Школы-студии им.Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П.Чехова. Специальность: художник театра и кино. С 2006 по 2011 год работал главным художником-постановщиком Театра «Шалом».

Muzeju sto letIMG 4696Muzeju sto letIMG 4711

Muzeju sto letIMG 4716Muzeju sto letIMG 4724

Разрабатывал и шил костюмы для спектаклей Театра «Ленком», Нового драматического театра, Театра Советской Армии, Московского театра «Мастерская П.Фоменко». Создал костюмы для балетных спектаклей «Национального Балета Испании», «Независимой труппы Аллы Сигаловой», Музыкального театра им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Разрабатывал дизайн балетных костюмов Русского шоу для церемонии передачи эстафеты зимних Олимпийских игр из Канады в Россию в 2009 году. Работал над костюмами для кино. Киностудия им.Горького, х/ф «Земляничное окошко», 1986г.; Мосфильм, х/ф «Официант с золотым подносом», 1991г., и телепередачи «Спокойной ночи малыши». Костюмы для ведущего Амаяка Акопяна, 1996 год.

В разные годы им сделаны костюмы для мастеров музыкальной сцены: пианисток Елены Гилельс и Миры Евтич, женского симфонического оркестра «Вивальди-оркестр», Майи Плисецкой, духовного хора «Благовест», детского хора «Весна», эстрадных групп «Надежда», «Ритм», «Балаган лимитед», «Шиншиллы», «Белый день», «Золотые россыпи», «НА-НА». Концертные платья для Карины и Рузанны Лисициан, Аллы Пугачёвой, Эдиты Пьехи, Ирины Понаровской, Анне Вески… Коллекции костюмов модельеров штучная работа и, как сказал Александр Борисович, «...предназначены не для повседневного пользования, а для подиумов, спектаклей или вечерних выходов состоятельных дам. Какие-то детали фантазии дизайнеров используются в массовом производстве, но в основном цель показа мод реализация изделий. если они сделаны не на заказ». И пока есть спрос, значит будет работа и у дизайнеров. И этот список будет обрастать новыми именами. А на вопрос Маяковского: «Где работать мне тогда, чем заниматься?» есть отличный ответ: чем больше отдаёшь, тем больше получаешь - таков неписаный закон вселенной.

Muzeju sto letIMG 4724-2

На вопрос Елены Александровны Субботиной, которая вела эту и предыдущие встречи: «Насколько нужны такие встречи?», ответ один. Если у людей есть возможность не просто доложить о своих достижениях, а поделится опытом, который принесёт пользу слушателям или зрителям, то есть и смысл организовывать встречи с такими людьми. А труду Елены Александровны – главного научного сотрудника сектора экскурсионной работы ГБУК Владимирской области «Муромский историко-художественный музей», дана оценка в 2019 году. Указом Президента России за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную работу ей присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Безумновы из Велетьмы

masterskaia bezumnov 1masterskaia bezumnov 2 - копия

Ну, а ярмарка мастеров и развлекательная часть программы прошли на высоком художественном уровне. И, возможно, для кого-то из юных зрителей эта встреча на акции «Ночь музеев» станет отправной точкой в выборе профессии. Не первый раз встречаю на ярмарке двух знакомых Викторов: сына и отца Безумновых из Велетьмы. Виктор Петрович в 1981 году, после службы в рядах Советской армии, уехал во Владивосток, окончил мореходное училище, и даже работал в Дальневосточном пароходстве. Но в 29 лет начал рисовать и решил изменить свою жизнь. Поступил во Владивостокское художественное училище на отделение живописи. В 1994 году вместе с семьёй вернулся на малую родину, работал в Велетьминской средней школе учителем рисования, создал кукольный театр «Солнечный зонтик». Потом перешёл на работу в детскую школу искусств, где тоже руководил кукольным театром. Стихи начинал писать ещё в детстве, а в театре пришлось сочинять песни для постановок. Увлечение керамикой началось ещё в 1983 году с миниатюр, потом в жизнь вошла глиняная игрушка, а потом и гончарное искусство. Перестройка не разлучила его с творчеством. Персональные выставки проходили в Арзамасе, Дивееве, Ардатове, Кулебаках, Выксе, Муроме, а в 2001 году при поддержке Всероссийского фонда культуры, состоялась первая персональная выставка в Москве. Там же в 2009 году он принимал участие со своими работами в выставках художественных промыслов «Ладья» и «Жар-птица».

В 2008 году Художественным экспертным советом при Правительстве Нижегородской области керамическим изделиям Виктора Петровича Безумнова присвоен статус художественного промысла, а в 2011 году семейное творчество Безумновых было представлено снова в Москве на XI выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка 2011». На конкурсе мастеров народных художественных промыслов и прикладного искусства «Всероссийскому ЗАО "Нижегородская ярмарка" - 20 лет» в декабре 2011 года семья Безумновых в номинации «Художественная обработка кости, камня, кожи, художественная керамика» за серию работ из керамики удостоена первой премии и награждена Дипломом лауреата. Летом 2012 года на XIII открытом фестивале гончарного искусства «Город мастеров» в Богородске Виктор Петрович признан лучшим в номинации «Иллюзия. Лица-вазы». В декабре 2012 года на третьем областном конкурсе «Нижегородские кудесники» в номинации «Живопись, графика, скульптура» В.П. Безумнов получил Диплом лауреата третьей степени. Ну, а как поэт и музыкант Виктор Петрович участвовал в Грушинском и Нижегородском фестивалях авторской песни. В номинации «Музыкальные, литературно-художественные произведения (рассказы, стихи, песни, музыкально-художественные композиции)» за серию песен о родном крае Виктор Петрович занял второе место, награждён Дипломом лауреата и денежной премией.

В 2013 году и мы заглянули в их дом. И не только пробовали лепить игрушки из глины под его руководством, и за обе щеки уплетать ржаной хлеб, испечённый Татьяной Яковлевной, но и слушали под аккомпанемент гитары его песни в исполнении автора. Сам Виктор Петрович считает, что все его успехи и достижения – это заслуга супруги. А мне, продолжая ежегодно встречаться на ярмарках в Муроме, кажется, что два сапога пара. Вся семья занимается не только гончарным творчеством. Информация В.П.: «Сын Виктор не только Художественную школу и Арзамасский Музыкальный колледж по классу баяна закончил, но и гончарное дело освоил в полном объеме. Татьяна Яковлевна по образованию - товаровед, а по жизни - мастер Велетьминской игрушки. Работаем только по выставкам и фестивалям». Сам Виктор Петрович пишет иконы. А по его стопам, думаю, пошла и дочь дочери Инны - внучка Лариса Прошина. Окончила Палехский художественный колледж и сейчас занимается росписью храмов. А творчество деда, как мне кажется, и в стихах и в глине пропитано любовью к ученикам, детям, и к супруге:
Я бы мог для тебя, без конца,
Расплавляя мечи на орала,
Быть прислугой Отца-кузнеца
И ни в жизнь - денщиком генерала.
Muzeju sto let 25

Veletma 15-1Veletma 10-1

Получил приглашение на персональную выставку, которую Виктор Петрович обещает открыть осенью в Муромском ДНТ. А посмотреть есть на что.

Огромная сцена на Московской

Сколько раз встречался, и писал о театре кукол «Франт», а вот проходя несколько раз мимо игровой площадки с двумя странными дамами, только после голоса Юлии Викторовны Антоновой распознал под слоем грима старых знакомых. Не подай она голос в мой адрес, то загадка: А кто это к нам приехал?, - в суматохе игровых площадок так могла бы и остаться тайной для меня. Но уж если удалось сфотографировать двух чудных тёток, то как я мог проскочить мимо желания запечатлеть мать с сыном из театра «Франт»! Валентина Анатольевна и Глеб Фроловы хоть и торопились свернуть и погрузить в машину свою импровизированную сцену с реквизитом, но на фотографию мне уделили несколько секунд.

«Пластилиновый дождь» 

9e92ccc7-0208-468c-bbe6-014edd6fb4db1534524580 img-20150830105015-826

Второй раз вижу труппу «Пластилиновый дождь» из Самары. Только в прошлый раз мне не удалось на представление протиснуться сквозь окружение огромной толпы к пятачку около эстрады, а в этот раз площадкой стал весь отрезок улицы Московская от сквера Ермакова до Выставочного центра. Смотрю в программе: «19:30 – перформанс-шествие «Между завтра и вчера» в исполнении артистов уличного театра «Пластилиновый дождь» (Самара)».
Читаю в Википедии: Перфо́рманс — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. И вдовесок: Перфоманс — это вид современного искусства, многими отвергаемый, но, тем не менее, очень популярный и привлекающий к себе всеобщее внимание и зачастую шокирующий. ... Трансформации происходят во всех сферах жизни. Искусство не стало исключением.
Не вижу разницы между традиционным театром, в котором и место с временем действия присутствуют, и отношение создателей к спектаклю играет не последнюю роль.

Во время представления не до анализа с выводами. Наблюдая с толпой за работой артистов, вместе со всеми восхищался пластикой, мимикой, сиюминутными перевоплощениями. А при выходе девочки с котурн на мостик, да ещё без страховки на голом асфальте, вообще сердце замирало. Но вот пришёл домой, и начинают прокручиваться картинки. А чем работа этой труппы отличается от работы артистов балета или цирковых гимнастов? Это выходки художника Павленского с зашиванием рта и приколачиванием части тела к брусчатке Красной площади могут вызывать шок, а этот перфоманс вызывал только радость и восхищение публики. И только при ежедневном физическом труде можно было добиться такой лёгкости во время представления. А по вопросу «современного искусства» могу сказать, что всё новое – это давно забытое старое.

Muzeju sto let IMG 4746Muzeju sto let IMG 4748

Muzeju sto let IMG 4752Muzeju sto let IMG 4757

ФОТО: 18 мая 2019 года в Муроме. Начало представления.

И, скорее всего, руководители театра: режиссер Игорь Шадрин и хореограф-постановщик - Вера Шадрина, в отличие от любителей шокировать публику, внедряют в работу своих артистов лучшие находки классиков сцены. За час работы театра на площадке я увидел и элементы биомеханики В.Э.Мейерхольда, который добивался такой физической подготовки актёра, чтобы тот моментально выполнял любое задание режиссёра. А в репертуар чем-то напоминает театр клоунады «Лицедеи», только у Полунина я не видел артистов на ходулях. А по вопросу шокирующего современного перфоманса, разве только создатели сериалов с «мыльными операми», которые забыли, или не успели узнать о том, что театр испокон веков – это синтез всех видов искусства, могут писать диссертации со статьями. Шокирует патология, а не искусство.

Настоящее искусство возвышает, что и доказывает театр «Пластилиновый дождь» из Самары. И всё, что они предложили в своей программе, я видел своими глазами.
«Что находится между «завтра» и «вчера»? В ответ на этот вопрос можно получить банальное «сегодня», но мы предлагаем вам другой вариант. Между «завтра» и «вчера» находится одно маленькое, безумное ПутеШествие. Для того, чтобы путешествие стало поистине незабываемым, у нас есть все необходимое: необычный транспорт в виде огромного диковинного велосипеда, потрясающая компания в лице сумасшедших артистов и ходулистов, вагон шуток, головокружительных трюков, щепотка трогательности и искренности. И все только для того, чтобы ты, милый зритель, смог с головой погрузиться в наше безумное приключение и в буквальном смысле «прошествовать» вместе с нами этот маленький отрезок времени - «Между завтра и вчера»!»
Muzeju sto let IMG 4770Muzeju sto let IMG 4782

ФОТО: 18 мая 2019 года финал представления и в тишине коридора Выставочного центра. Уставшие, но счастливые от реакции муромских зрителей. 

И я не мог отказать просьбе «сумасшедших артистов и ходулистов», а в моих глазах наполненных позитивом ребят, сфотографироваться с ними. В Муром 18 мая приезжали: Беляева Галина, Журавлева Татьяна, Мармажова Мария, Давыдова Анастасия, Шадрин Евгений, Шевырев Иван. На фотографиях в коридоре нет Журавлевой Татьяны, которая не пожелала отрываться от упаковки костюмов с реквизитом.

Frant IMG 4758Frant IMG 4775На площади каждый в этот вечер находил дело по вкусу. (На фото В.А.Фролова, Ю.В.Антонова и Глеб Фролов с мамой).

Детей было не оторвать от надувного игрового городка, чтобы попрыгать и покататься с горки; от телескопа, чтобы на луну посмотреть. Благо погода располагала. Не пустовали столы «Хлебной горницы», и кресла в салоне красоты «Мой Париж».

Muzeju sto letIMG 4730Muzeju sto letIMG 4731

ФОТО; Ну, а как пройти не только ребёнку, но и родителям мимо уголка клуба исторической реконструкции?

Muzeju sto letIMG 4734Muzeju sto letIMG 4763

ФОТО: Художники расписывают пряники, а любители кататься с горок тянут родителей в другую сторону.

Muzeju sto letIMG 4739Muzeju sto letIMG 4740

ФОТО: Фото на память.

Muzeju sto letIMG 4753Muzeju sto letIMG 4779

ФОТО: О.В.Свистунова с любителями посмотреть в бинокль с телескопом и с семьёй.

Muzeju sto letIMG 4767Muzeju sto letIMG 4778

ФОТО: М.Гусева берёт интервью у О.Маньковой. Моя встреча с семьёй Титовых через 7 лет.

Muzeju sto letIMG 4765Muzeju sto letIMG 4789

ФОТО: На сцене Владимирские рожечники. Людмила Ивановна Кострова с случайными посетителями музея.

До наступления темноты не иссякал поток желающих сфотографироваться с героями любимых мультфильмов и героями сказок, которые курсировали по площади. В Художественную галерею, соблюдая правила двухстороннего движения по литой лестнице на второй этаж, спешили на встречу с фелт-дизайнером Людмилой Сидоран, с музыкантами из ДШИ № 1 и № 2, с поэтами Натальей Смирновой и Василием Проворовым, и, конечно, прогуляться по картинной галерее.

У работников Выставочного центра только в моменты запуска следующей партии наступали несколько минут передышки.

Muzeju sto letIMG 4735Muzeju sto letIMG 4736

ФОТО: В музее.

Muzeju sto letIMG 4738Muzeju sto letIMG 4774

ФОТО: Группы детей очередь в Выставочный центр пропускала внеочереди.

Muzeju sto letIMG 4769Muzeju sto letIMG 4780

ФОТО: На Московской слушали экскурсоводов, на Первомайской музыкантов. 

Muzeju sto letIMG 4786Muzeju sto letIMG 4787

ФОТО: Передышки после ухода очередных групп и до подъёма на второй этаж следующих двух групп по 25 человек. И так до полуночи.

Люди терпеливо ожидали своей очереди на улице. А выступления коллективов, сменяя друг друга с 18 часов до полуночи, проходили на эстраде. Все работники музея: кто гостей встречал и провожал, кто экскурсии проводил, кто за порядком следил, а поток людей в Выставочный центр с Картинной галереей не иссякал до полуночи. Ведь не каждый день музей организует бесплатное посещение экспозиций и выставок. «Ночь музеев» завершена, а 6 июля улицы с площадями и набережной снова с утра до вечера будут заполняться народом. В одиннадцатый раз мастера разных уголков России и все артисты Мурома будут веселить народ на эстрадах улиц и площадей. А вечером звёзды эстрады России завершат праздник на набережной Оки.

И Муромский историко-художественный музей приглашает, но 8 июля, в День семьи, любви и верности, в Выставочный центр на экскурсии по экспозиции «Муром-град. Сокровища древнего Мурома». Здесь вы узнаете о жизни святых Петра и Февронии, истории их прославления и особого почитания царской семьей Ивана Грозного. Муромский музей хранит уникальные экспонаты, связанные с историей почитания благоверных супругов: покров с гробницы святых 1594 года, житийные иконы XVII века, рукописи.

Продолжение следует.

Фото автора, МИХМ, с сайта театра "Пластилиновый дождь" и открытых источников
Иван Васильевич Костин

Прочитано 2954 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi