Как только поднялся в выставочный зал, куда потом придут и телевизионщики, и подтянутся создатели работ, сразу выплыл «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н.С. Лескова. Лескову сказ навеян поговоркой: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский подковал». А так как на табличках в зале я не увидел ни одного мужского имени, то для моего визита, особенно в обзоре работ из кожи, больше подходит поговорка: «Тулянки по мужскому мастерству любого молодца за пояс заткнут, и ахнуть ему не дадут».
Если заменить слово «тулянки» на слово «муромлянки», то эту поговорку можно и нашим землячкам приписать. Испокон веков на Руси люди зарабатывали на хлеб различными ремёслами. Мужская часть населения рубила дома, вырезая узоры наличников, а женщины ткали, вышивали, вязали. И ремесло переходило из поколения в поколение, если в семье был лад. И тогда из-под рук мастеров выходила сказочная красота.
Про творческую атмосферу в семье Сидоровой Ларисы Николаевны, муж которой славится резьбой по дереву, я много наслышан из уст работников ДНТ. И я решил, пока посетители выставки под прицелом телекамеры общаются с очередным мастером, тоже поговорить с мастерами, ожидающими своей очереди около своих изделий. Ведь намного интереснее не просто увидеть и полюбить какое-то изделие или произведение искусства, а ещё и заглянуть в историю его рождения.


Официальное открытие выставки «Рукотворные чудеса» прошло 19 февраля. Закрытие планируется 15 апреля. Так что у жителей и гостей города есть возможность насладиться творчеством единиц, а может, под впечатлением увиденного, и самим влиться в ряды мастеров.
Смирнова Марина Григорьевна.




Пенсионерка. Работала на заводе РИП. По специальности инженер-химик. Последнее место работы очистные сооружения РИП. Всю жизнь участвовала в самодеятельности в Кинешме. Муж получил распределение в Муром, так она оказалась здесь. Её работы: вязаные игрушки, вышивка лентами и вышивка гладью.
Сидоран Людмила Мечиславовна.




Встретить коллегу через много лет, пережившую, как и многие педагоги, разруху в образовании, уже событие. Не меньшими событиями были её переходы от работы с детьми на работу в милицию, оттуда на вольные заработки в Москву, а потом судьба довела и до валяния из шерсти.
Про случайную встречу в стенах ДНТ могу только повторить: Как тесен мир! А по поводу выставленных работ не могу брать под сомнение мнение многих, что творческий человек никогда не останется без дела. И приложив немного усилий для преодоления природной лени, всегда найдёт увлечение, которое может и прокормить его. Для Людмилы Мечиславовны таким кормильцем оказалось её нынешнее увлечение валянием из шерсти.
Но позволю дать слово ей самой:
«В Москве нахожу мастериц, которые занимались валянием из шерсти. Два года хожу на занятия в ВВЦ, бывшее ВДНХ, набираюсь у мастериц опыта. Понравилось. Увлеклась этим делом, можно сказать, что заболела, а потом пошли заказы. Лето я провела у дочери в Черногории, там начала поводить мастер-классы.
В гостях хорошо, но дома лучше. Приехала в Муром и предложила свои услуги в Управлении культуры. Первоначально это дел шло со скрипом. Москва уже давно вовсю валяет от одежды до украшений, а здесь я наткнулась на какую-то глухую стену. Ведь это благодатное занятие, как для развития мозгов, так и для реализации своего творческого потенциала.
Но, как в пословице говорится, под лежачий камень вода не течёт. Я обращаюсь Алексутиной Людмиле Владимировне. Она меня сводит с заведующей библиотекой на улице Куйбышева Людмилой Евгеньевной Липиной. Та меня в прошлом году приютила и сейчас у меня в учениках все желающие от 12 до 70 лет. Их я и обучаю этому искусству».
Наш диалог прерывается приглашением автора к группе посетителей, остановившихся около её работ, а я пытаюсь «отловить» следующего участника. Внимание приковывает витрина с фигурками из бисера.
Платонова Альбина Николаевна.




- Вы давно занимаетесь бисероплетением?
- С 1996 года.
- Сколько времени уходит, чтобы создать такую маленькую куколку?
- Если человек обладает терпением и усидчивостью, то у него, в зависимости от размера куклы, уйдёт на изготовление от недели до месяца. Если, конечно, он этим занимается регулярно, а не от случая к случаю. У меня, например, на плетение маленькой куколки уходит неделя, а куколка побольше занимает недели две - три. Всё зависит от задумки. Есть куклы, на изготовление которых уходит до девяти месяцев. У меня и такие работы есть.
- Прежде чем приступить к плетению, Вы рисуете эскиз, делаете наброски?
- Нет. Форма и цвет рождаются в голове сами, а потом это как-то автоматически передаётся в руки.
Семейные альбомы на нижней полке шкафа, в отличии от яркого букета цветов из кожи, расположенного наверху и кукол на подиуме в центре зала, не так привлекают внимание. Но раз их здесь положили, значит, и они имеют какое-то отношение к выставке. Поэтому задаю вопрос автору этой композиции
Кузнецовой Наталье, а в чём секрет появления на выставке этих экспонатов?
- Это скрапбукинг и декупаж.


- Попробуйте объяснить посетителям выставки, а заодно и читателям сайта «Муром-мама», что это за иноземные диковинки «декупаж» и «скрапбукинг» забрались на второй этаж ДНТ?
- «Скрапбукинг» - это оформление фотоальбомов, способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий. А «Декупаж»- это художественное декорирование при помощи приклейки вырезанных картинок, орнамента на любую поверхность из дерева, стекла, пластика. А так как я ещё и художник, то декупажные работы декорирую лепкой, вышивкой и художественной росписью.
- А какое учебное заведение за Вашими плечами?
- Высшее техническое образование получала в МИИТ, так что можно смело писать, что железнодорожник по образованию и художник по призванию.
Изделия из кожи бросаются в глаза своей яркостью, объёмом. И видя эту красоту, как не вспомнить кожаных доспехов воинов, которые были известны чуть ли не всем народам, а в европейских регулярных войсках использовались вплоть до XVIII века. Кожаные бронежилеты были легки и могли долго храниться.
Петрова Татьяна Владимировна.


Выпускница художественно-графического факультета МГГУ имени Шолохова. В 16 лет уехала из Мурома, в 2011 году вернулись с мужем назад. Профессиональный художник декоративно-прикладного искусства, обрабатывает кожу более 20-и лет.
- Работаю на заказ. Мои работы в частных коллекциях, за рубежом. Работаю, в основном, с украшениями: колье, браслеты, бусы. Иногда делаю картины, предметы интерьера. «Сова» и «Древо жизни» созданы в период с 2012 по 2014 год.
- Что-то созвучное с валянием из шерсти?
- Никакой аналогии. Это художественная обработка кожи. Она требует много физических усилий, но я женщина, поэтому мои работы цветные.
- «Сова» у Вас долго рождалась?
- Долго. Года два. Делала эскизы, что-то исправляла в пробах с материалом. Ну, а на изготовление ушло месяца три.
Шульпина Светлана Георгиевна.


ПДО школы № 2 по фольклору. Кроме пения и танцев, как настоящий фольклорист, пробует свои силы в шитье, в вязании. А попутно и с кожей работает. Из хобби это занятие переросло в средство дополнительного заработка, и в предмет для обучения детей.
- Работать с кожей я училась у Некротковой Ольги Алексеевны и сейчас из-под моих рук выходят и игрушки, и украшения, и оклады для икон. На мои занятия по работе с кожей в основном приходят дети-фольклористы и для них это неплохое развитие моторики. Особенно для детей с плохой успеваемостью, и работа с кожей творит с ними чудеса, влечёт к себе как магнит.
БАРАНОВА Александра Ивановна. Директор ДНТ.


- Александра Ивановна! Сколько мастеров и откуда представлено на выставке?
- Здесь работы порядка пятнадцати мастериц. Из Москвы, Владимира, Иваново. Но основная масса участников выставки из Мурома. Много работ мастериц дома народного творчества. Авторские куклы «Домовята» Крапивиной Ирины. Сырова Анастасия выставила скрапбукинг, а Акимова Арина, Шаланова Светлана и Некроткова Ольга – декупаж. Мастера в ДНТ есть. Ремесленников в городе, с которыми мы поддерживаем связь, тоже много. И у нас в планах, для всех, кто желает научиться какому-либо ремеслу, организовывать у нас «Дни мастера».
Подтверждение этому слышу из уст Некротковой Ольги, которая десять лет работает в ДНТ и ведёт «Клуб городских художественных ремёсел». Ольга начала показ своих работ с головы дракона, «павшей от меча Петра» и принимавшей участие в «Дне любви и верности» в 2015 году. Работы фрагментарно рассредоточены практически по всем жанрам во всех уголках зала. Коллекция сундуков, батик без резерва, а у изделия из шерсти остановилась, и показала на свою учительницу:




- Это Сидорова Лариса Николаевна. В своё время я её учила обработке кожи, а она меня научила валянию из шерсти. Она основной член клуба городских художественных ремёсел.


Пришлось пригласить учительницу Ольги для фотографии с ученицей и переключить своё внимание на соседний уголок, с работами Сидоровой Ларисы Николаевны. Растит мастеров в межшкольном учебном комбинате. Валяние из шерсти, батик, роспись по дереву – вот неполный список её работ, представленных на выставке. Считает главным своим занятием роспись по дереву.
Ну, а за углом, над лестницей, всё пространство стенки занимают работы Марины Борисовны Добролюбовой


росписью по ткани «Холодный батик». Выпускница Владимирского художественного училища с красным дипломом, затем два курса заочного отделения Народного университета искусств… И всё в творчестве должно было бы идти, как по маслу, но жизнь преподносит испытания неожиданно. И они, как снежный ком, сорвались не только дома, но и в государстве. Многие этой нагрузки не выдержали, опустили руки, скатились по наклонной вниз...
«Холодный батик» стал зацепкой за жизнь, а позже и средством за выживание. С 2001 года начала заниматься батиком, потом Марину Борисовну с этими работами стали приглашать на выставки в городе: ДНТ, библиотеку ЗиО, школу № 1. Стала принимать участие в городских ярмарках ремёсел. Не буду углубляться в катаклизмы её жизни, но она не сникла, и зрителей спектаклей «Контраста» и «Скомороха» в ДК 1100-летия продолжает радовать красотой своего труда в декорациях, костюмах и реквизите.
Радости Кузнецовой Натальи не было предела, когда после её рассказа про декупаж, я решил представить Марину Борисовну. И как участника выставки, и как художника Дворца культуры. А то как-то несерьёзно получается: занимаются одним и тем же делом, работают в одном департаменте, находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки, а знают друг про друга только понаслышке.

Можно часами слушать Марину Борисовну о роли этого вида искусства в оформлении интерьера на мастер-классах в педколледже. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому и предлагаю найти минутку заглянуть на второй этаж ДНТ, что находится напротив стен древнего Спасо-Преображенского монастыря и спуска к пристани с началом благоустроенной набережной и посмотреть своими глазами творения рук человеческих. А ещё лучше, посетить выставку с детьми, чтобы и у них была возможность оценить, а может быть и найти занятие по душе под впечатлением увиденного.
Выставка открыта для всех желающих до 15 апреля 2016 года в рабочие дни с 9 до 17 часов, а по субботам с воскресеньями работники ДНТ готовы принимать посетителей по заявкам. Цена билета 50 рублей.
Заявку можно оставить на улице Лакина,2а. Или позвонить по телефону: 8 (29234) 36149
С частью расписаний мероприятий в других культучреждениях можно познакомиться на форуме «Муром-мама.ру» - Главная – город Муром – Афиша: что, где, когда.
Фото автора, из архивов ДНТ и Сидоран Л.М.
Иван Васильевич Костин