В 2006 году и Муромский историко-художественный музей подключился к этой акции.
20 мая 2017 года в Муроме прошла двенадцатая ночь, приуроченная к Международному дню музеев. В 2007 году участие в акции приняли Московские и Екатеринбургские музеи. В 2009 году в ней участвовали уже более 100 творческих организаций России. К слову, до 1977 года профессиональный праздник музейные работники мира проводили в разные даты. А с 1977 года уже более 150 стран, по инициативе российских музейщиков, стали отмечать свою дату 18 мая под крылом Международного совета музеев. А «Ночь музеев», как и «Бессмертный полк», словно цепная реакция, стал набирать обороты. Но это уже история, хотя прошедшая субботняя ночь тоже уже история.




ФОТО: Страницы старины глубокой в залах МИХМ
Двери многих московских музеев, по сообщениям СМИ, были открыты с субботы 20 мая, до понедельника 22 мая. Так много было желающих попасть в музеи, особенно среди гостей столицы. В Муроме очередь жителей и гостей города, желающих попасть в залы музея, тоже долгое время была внушительной. И с каждым годом интерес к ночным посещениям растёт. И не только у молодёжи, которой без разницы где «тусоваться». Главное, что без материальных затрат. Но в толпе «тусовщиков» много людей старшего поколения. С внуками и правнуками. А такое поведение я бы не назвал «времяпрепровождением». Это уже более полезное дело с именем «просветительство». И многие предпочли бы гулять по залам до утра, но когда на Спасской башне пробили куранты, работники Муромского музея попросили посетителей отпустить их домой.
Получив приглашение на участие в «Сентиментальном путешествии», успел не опоздать к открытию. Всё, что было объявлено в программе, продолжалось до полуночи. К моменту моего прихода к входу в залы Выставочного центра уже выстроилась приличная очередь. Артисты готовились к выступлениям, а попутно проводили конкурсы среди публики. Взрослые выбирали сувениры, дрались с завязанными глазами «пыльными мешками», принимали участие в других конкурсах. Дети разрисовывались аквагримом, прыгали на батуте, рисовали мелками на асфальте, расписывали пряники на мастер-классе «Хлебной горницы», кушали сладкую вату, а любители рока слушали громкую музыку. Всем нашлось занятие по душе.
И хотя «Ночь музеев» давно перешагнула рамки музейных залов и перешла в «Ночь народного гулянья», но для большинства посетителей главной целью, всё-таки, было знакомство со стариной. Экспозиции: «Сокровища древнего Мурома» и «Муромская старина. Город и горожане» давно не обновляются, но очередь не рассасывалась до заката солнца. На новой выставке «Муром. Стоп-кадр» не было такого столпотворения, но были эмоции, которые появляются только от встречи повзрослевших дядь и тёть с юностью, с детством. Два зала заполнены стендами с фотографиями «Муром на старых фотографиях». Есть большой список участников, помогавших при создании этих стендов. Фотографии в музей приносили и присылали горожане из семейных архивов, но без сопроводительных надписей. Поэтому на многих фотографиях не указаны ни годы, ни авторы этих страниц истории. И работники музея обращаются к посетителям с приглашением поделиться семейными воспоминаниями о местах, улицах, зданиях, людях запечатленных на фотографиях. Чтобы они стали фотодокументами истории разных периодов жизни города, а не простым набором макулатуры.










ФОТО: Прелюдия в ожидание чудес 20 мая 2017 года на улице Московская в городе Муром. Очередь ждёт входа в залы, артисты - выхода на сцену. Офени не ходят с лотками по улице, а стоят и ждут, что покупатели сами к ним подойдут. Мешками дерутся взрослые люди, а эмоции "вышибал" и публики, как у детей. Семья Козловых в полном составе пришли на праздник с друзьями семьи.
Не вижу смысла повторять слова организаторов мероприятия и начальника Управления культуры Козлова В.В., которые прозвучали на открытии, потому что они больше относились к присутствующим. В преддверии «Дня музеев» был организован конкурс детских рисунков, посвященных теме году экологии. Участие в нем приняли юные художники до 15 лет не только из Мурома, но и близлежащих городов. Более 130 работ было прислано на конкурс. Победители были отмечены. Был отмечен вклад в сотрудничество с городским музеем и школьных музеев города. Благодарственные письма получили многие активисты школьных музеев и руководители: Маракулина Т.В. из музея Якиманско-Слободской школы, Манькова О.В из школы № 15, Филоненко Л.Т из музея образования школы № 16. Если Ольгу Викторовну я успел перехватить с наградами, как старую знакомую, начинала актёрскую деятельность у меня в шестилетнем возрасте, то Людмилу Тарасовну сфотографировала Старкова Т.Н. на фоне списка с её именем.
Но самой приятной информацией стало известие, что сопровождать в «Сентиментальном путешествии» по ближайшим к музею зданиям нас будут активисты музея образования под присмотром Горской Анны Алексеевны. Полная версия воспоминаний о Муроме, озвученная этими ребятами, доступна в бесплатном мобильном аудиогиде, которая доступна по этой ссылке:
https://izi.travel/ru/ef60-sentimentalnoe-puteshestvie-po-staromu-muromu/ru
А мы отправляемся на сокращённую версию путешествия. Начали с дома Голубевых, в котором сейчас располагается Выставочный центр, и завершили у памятника Зворыкину В.К., установленному напротив дома, где он родился и провёл юность.










ФОТО: Выслушали вступительные речи, поздравили победителей, поделились мнениями о новой выставке. Есин Д.В. пришли всей семьёй. Маракулина Т.В. - якиманская школа, Кожемякина В.Н. - школа 20, Манькова О.В. - школа 15 пришли в одиночку и только Филоненко Л.Т. - школа 16 привела ребят, чтобы отправить их с нами в путь. А чтобы не затеряться в очередной толпе игроков и покупателей с продавцами, ориентир на буклеты в руке Горской А.А., вместо сигнального флажка. Кстати, буклетов в конце экскурсии всем желающим не досталось.
Анна Алексеевна рассказывала про историю домов, водонапорной башни, торговых рядов и про события, связанные с людьми и сооружениями. Юные экскурсоводы вставляли в её рассказы фрагменты из мемуаров и дневников жителей этих домов и краеведов: изобретателя телевидения Владимира Козьмича Зворыкина, краеведа Николая Гавриловича Добрынкина, художника Петра Ивановича Целебровского, профессора Всеволода Викторовича Стратонова, представительницы старинной купеческой муромской семьи Надежды Петровны Вощининой-Киселевой и других жителей города. Я уже проходил по этой части улицы в своих прогулках.
http://www.murom-mama.ru/stati/otdyhaem-s-malyshom/progulki-provintsiala-po-zakoulkam-drevnego-goroda-po-moskovskoy-ulitse-k-moskovskoy-zastave.html
Но, во-первых, в моих руках были не все источники, которые прозвучали из уст ребят. А во-вторых, приобщение ребят к такого рода деятельности вызывает моё восхищение. Необязательно быть краеведом, историком или работником музея, чтобы интересоваться историей родины. Но какую бы профессию ребята не выбрали, умение планировать своё время и успевать везде в школьные годы, пригодится на любом этапе жизни. А увлечение историей города может помочь этим ребятам в сохранении истории своей семьи, своего рода для передачи своим потомкам. А за эти знания ребятам сейчас в школах оценки выставляют.
После завершения «Сентиментального путешествия» будущие экскурсоводы с Анной Алексеевной и большинством участников прогулки вернулись на улицу Московская, а я повернул в сторону реки. Решил показать гостье, которая слышала, что Муром стоит на семи холмах, высоту холмов. Начали обследование с оврагов во дворе дома Зворыкиных. А так как до официального открытия праздника на площади времени было достаточно, то после осмотра оврагов во дворе дома Зворыкиных, прошли с бывшей Гостинодворской на бывшую Соборную площадь через часть улицы Первомайская, по бывшему мосту через овраг. Под огромным пластом земли до настоящего времени протекает одетая в бетон речка Муромка. Сейчас засыпанную часть улицы Первомайская отделяет от оврага забор с оторванной доской. Вероятно, оторвали такие-же любопытные, как и мы. Заглянули за висящую на одном гвозде дощечку. От глубины оврага гостья ахала и охала. Прошли до разрушенной лестницы на Окском съезде.

ФОТО: Это реконструкция Беспалова Н.А. Муромского кремля XVI века. Слева речка Муромка, будущий овраг между Окским съездом и съездом Чулошникова. Справа Козья речка, впадающая в Муромку.
А так как моя спутница оказалась человеком любознательным, то решили спуститься по разрушенной лестнице бывшего когда-то на дне оврага стадиона. Да и Николо-Набережную церковь ей очень хотелось увидеть. По лестнице спускались со всеми мерами предосторожности. Нашли путь к церкви по довольно глубокому и широкому руслу, которое пробили потоки талой и дождевой воды. А вот выбираться из русла к съезду Чулошникова пришлось с помощью друг друга. Недалеко оказался и мостик через канаву, а около мостика увидели бок вымытой из земли трубы, по которой речка (ручеёк) Муромка течёт в Оку. Когда-то Муромка , впадающая в неё Козья речка и Ока служили водными защитниками Муромского кремля. Сейчас, как и Неглинка в Москве, речку "загнали" в бетон и в Оку течёт маленький ручеёк между водокачакой и Николо-Набережным храмом.
Подниматься по металлической лестнице к церкви не стали, а пройти мимо Никольского родника не могли. После преодоления зарослей кустарников, завалов сваленных деревьев и берегов канавы, моя спутница наотрез отказалась от возврата по пройденному пути. И тем приятнее для неё оказался путь мимо водокачки к набережной. Про водонапорную башню она узнала от юных гидов «Сентиментального путешествия», а откуда брал начало водопровод Ермакова, увидела своими глазами. Полюбовались набережной с железнодорожным мостом. Хотел показать ей вантовый мост, для чего надо было спускаться к реке. Но после незапланированного путешествия по оврагу, немного устали. Решили подняться в парк, к Илье Муромцу.
Вышли к исходной точке обследования оврага. Посмотрели на приют Ермакова (ДОСААФ), дом Гладковых с Домом охотника. Не могли уйти от соблазна, чтобы не взглянуть на овраг, съезд Воровского, из Окского парка, а попутно и на фонтан, что перебазировался во двор кафе «Крюк». Но не со смотровой площадки, с видом на Оку и облагороженную набережную. Это мы видели, когда выползали из оврага. А прошли мимо предупреждающего знака на хозяйственный двор. Как лестница к стадиону, так и лестница двухэтажного особняком Воинского присутствия, разрушается. Восточная стена тюремной церкви тоже в плачевном состоянии. Но восстановленная стена с южной стороны, новая крыша и барабан для купола, порадовали нас. Потом с улицы и на работающий фонтан посмотрим.












ФОТО: От дома Зворыкиных пошли с Гостинодворской площади на площадь Соборную по мосту через Никольский овраг. По лестнице спустились в Никольский овраг к съезду Чулошникова. Мимо водокачки пробрались к набережной. У реки, внизу, дом Журавлёвых, а на Воеводской горе двухэтажное Воинское присутствие. Тюрьма с запада от дома Гладковых, церковь с востока из хоз.двора. Фонтан в ПКиО им.Ленина. Фонтан у кафе "Крюк".
Конечно, не дело лазальщика по оврагам и отдыхающего в парке искать параграф про охрану объекта регионального значения в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия от 25.06.2002 N 73-ФЗ». Как хотелось, чтобы мой прогноз был ошибочным, но, вероятнее всего, дом Воинского присутствия в ближайшей перспективе ждёт такая же судьба, как и дом Каратыгина на Тимирязева, 3 с домом Киселёва на Первомайской, 23. Чем завершится тяжба между вышеуказанным законом, мыслями церковных властей и хозяина кафе «Крюк» по вопросу восстановления и принадлежности бывшей церкви Иконы Божией Матери Утоли Моя Печали при Муромском тюремном замке, мне неведомо. Но то, что на средства хозяина кафе «Крюк» Волкова Олега Игоревича восстановлена стена с южной стороны, покрыта крыша и каркас барабана под купол на крыше возведён, у меня со спутницей вызвало положительные эмоции.
Около водонапорной башни похвалился чистой родниковой водой, но не смог ответить на вопрос о причине исчезновения часов, о которых она слышала. Понравился гостье и сквер Ермакова. А миновав постового ГАИ, увидели небольшие группы людей около торговцев сувенирами, гуляющих с воздушными шариками, приличную очередь к крыльцу входа в Выставочный центр и огромное скопление народа вокруг эстрады. Пробиться к турникету около эстрады мне так и не удалось, поэтому происходящее в центре фотографировал через головы толпы. Ратников из клуба исторической реконструкции с артистами на ходулях «Пластилиновый дождь» удалось рассмотреть только в момент их выхода с площадки.
Был и возврат на фотовыставку, чтобы более детально познакомиться с фотографиями, которые опубликованы в группе одноклассников "Муром на старых фотографиях" без сопроводительных надписей. А вот «чудаков» около входа в Выставочный центр, прикрепляющих разноцветную целлофановую плёнку к щиту, которых увидел в начале прогулки, не мог обойти вниманием ближе к полуночи. Может быть потому, что первоначально меня удивила около них куча разноцветных целлофановых мешков и пакетов. Как будто без них после окончания мероприятия мусора мало останется?! А когда увидел копию картины Ван Гога «Звёздная ночь», то понял, что и «мусор» может приносить радость окружающим. Было бы только желание радовать людей, с включениями капельки фантазии с воображением, как это делают работники МИХМ при организации мероприятий, и сделали ребята из анти-кафе «Тепло» созданием из мусора копии мирового шедевра.









ФОТО: Планшеты с фотографиями из зала выставки. Е.Козлова с дочкой фото на память с актрисой труппы "Пластилиновый дождь". Художники из анти-кафе "Тепло" за работой, на минуту отвлеклись для фото. Копия из целофановых мешков и пакетов на Московской и оригинал из интернета картины Ван Гога "Звёздная ночь".
Кстати, по подсчётам музейщиков, экспозиции в эту «Ночь музеев» посетило 7500 человек. И решается вопрос о переводе фонда из дома Зворыкиных в новое помещение, чтобы приступить к его реставрации.
Фото автора, Старковой Т.Н., из группы «Муром на старых фотографиях», из открытых источников
Иван Васильевич Костин