• Lazarev MuromКазанка. Глава 1. Два генерала: С.Л.Лазарев и Н.А.Беспалов

    В начале ХХ века Муром умещался в рамках границ: от Оки на востоке до Успенского оврага на западе с севером и Бучихи на юге. Но строения в городе были деревянными и после пожаров 1792 и 1805 годов, когда выгорел почти весь город, промышленные предприятия, в целях пожарной и санитарной безопасности, вынесли за пределы города в овраги и по берегу реки. А Штабская слобода для гвардейских инвалидов за Успенским оврагом появилась ещё во времена Екатерины II. В XIX веке город стал не только городом ремесленников, но и торгово-промышленным центром, поэтому в 1880 году была открыта железная дорога Муром – Ковров, а в 1912 году через Муром открылось и железнодорожное сообщение Люберцы – Арзамас. 

    Прокомментируй первым! Прочитано 444 раз Подробнее ...
  • Bespalovu100 1Беспалову Николаю Андреевичу сто лет

    Жизнь кого-то в одну строчку укладывается: родился, родил наследников, умер. А про дела даже в семейных архивах информации не найдёшь. С Николаем Андреевичем Беспаловым, как главным архитектором Мурома, я встретился в 1975 году, и с тех пор с его именем встречаюсь во всех уголках города. Улица Жданова, Привокзальная площадь, ДК 1100-летия Мурома, улица Ленина, Былинный камень и многое, многое другое хранит память о нём. Родился - 24.01.1921 года. Умер – 25.03.2009 года.

    Прокомментируй первым! Прочитано 129 раз Подробнее ...
  • Komleva ljudm 2Ушла из жизни Комлева Людмила Александровна

    12 января перестало биться сердце Комлевой Людмилы Александровны.
    «Быть детьми таких родителей, как Александр Алексеевич и Анна Ивановна Свирежевы, - огромное счастье. Это были удивительные люди - обаятельные, красивые, сильные духом, истинные патриоты своего Отечества, великие труженики, глубоко преданные учительскому долгу. В основе их воспитания детей лежали нравственные принципы: «Суди о людях не по словам, а по делам». Не случайно дочери Александра Алексеевича и Анны Ивановны: Людмила, Валентина и Лариса стали учителями».
    В.И.Клещевникова

    Прокомментируй первым! Прочитано 775 раз Подробнее ...
Яндекс.Метрика
Пятница, 11 Июль 2014 10:21

Епанчина Анна Алексеевна: музыка, блокада, ученики…

Оцените материал
(10 голосов)

Epanchina2

Епанчина Анна Алексеевна: музыка, блокада, ученики… 

«… пока живешь, жить «на все сто» и из всего извлекать полезное и приятное»… Можно ли узнать человека, лишь прочитав его дневниковые записи? И да, и нет… Мне не дано было встретиться с автором этих строк лично, однако, я могу издалека прикоснуться к ее типично-необычной судьбе. Судьбе, наполненной музыкой, преподаванием, книгами… Санкт-Петербург, Гатчина, Ленинград, Муром… Сегодняшний рассказ об основателе и первом директоре муромской Музыкальной школы - Епанчиной Анне Алексеевне.

Epanchina10История открытия музыкальной школы в г. Муроме во время Второй Мировой Войны - 10 декабря 1943 года, тесно связано с уроженкой города на Неве. И не случайно именно эта школа с 2003 года стала официально носить ее имя.

Сегодня это - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 1» с обучением по пяти и семилетней образовательным программам. Можно выбрать любую из приглянувшихся семнадцати специальностей, в том числе аккордеон, балалайка, баян, виолончель, гитара, домра, кларнет, скрипка, сольное пение, труба, тромбон, саксгорн альт, саксофон, хоровое пение, флейта, фортепиано, эстрадное сольное пение. 

Кроме того, действуют творческие коллективы учащихся и преподавателей: хоровые коллективы, оркестры русских народных инструментов и духовых инструментов, вокальный и камерный ансамбли, ансамбль виолончелистов. Школа растет и радует успехами молодых талантливых ребят.

Но при чем тут Анна Алексеевна, спросите вы? Обо всем по порядку.

Дочь тайного советника Алексея Алексеевича Епанчина, Анна Алексеевна родилась в 1913 году в Санкт-Петербурге. Окончив Ленинградскую консерваторию, работала с 1937 по 1942 год в Ленинграде, затем с 1943 по 1989 год – в г. Муроме Владимирской области.

Типично – тяготы войны, эвакуация, голод, послевоенные годы, необычно – сила, любовь к детям.

Из блокадного Ленинграда она вынесла воспоминания о молитве: « Господи, если нам всем суждено умереть от голода, то пошли мне смерть последней, надо ведь всех похоронить, а я пока могу». Видно моя молитва была услышана – я отвезла в могилы всех – папу, маму, Капитошу, Вареньку, а сама вот живу и сейчас в 80 лет, а тогда мне было 27 лет». 

Родившись в Ленинграде, я не раз и не два была в музее Блокадного Ленинграда, читала воспоминания выживших, слушала стихи Ольги Берггольц. И каждый раз, читая строки о тех днях, 900 днях нечеловеческой блокады, я поражаюсь, какой простотой и спокойствием веет от этих рассказов и записей. Без надрыва, без нагнетания, со смирением перед неизбежным – «и это было нормальным, типичным явлением, так было везде…». 

Наши мелкие, никчемные глупые «трагедии» и волнения из-за порванного платья, испорченной прически, смешной обиды становятся после этого… без-ценными. Они теряют свою «привлекательность», уже не хочется страдать и плакать зря. Такой вот урок выжившим поколениям. Именно поэтому нам стоит, нет, мы просто обязаны помнить об ужасах войны. И радоваться каждому дню, по капле выдавливая из себя никчемный пессимизм и желание плакаться на судьбу. 

Epanchina2

Лучше, чем сама Анна Алексеевна и не скажешь: « Обычно люди всегда говорят, что раньше, в прошедшей жизни им было гораздо лучше, легче, приятней и счастливее, а вот теперь так тяжко и нудно. А я всегда находила, что данный момент жизни самый интересный и счастливый и что раньше было хуже и неинтереснее… Вот и теперь в 81 опять кажется мне, что это лучшее время моей жизни, такой длинной в прошлом, и которой осталось, вероятно, очень мало впереди.»

Итак, из Ленинграда в Муром: «Этот старинный город с маленькими домами, с остатками городских стен и торговых рядов, Ока с церквями в старинном русском стиле на высоком берегу, заросшие травой улицы и площади… Снова веет духом старины, старой Руси (он еще не выветрился в старых и провинциальных городах, находящихся в непосредственной близости с деревней), снова воздух XVII столетия»…

Анна Алексеевна Епанчина приехала в Муром 7 сентября 1943 года,  работала на кухне в военной столовой, на лесозаготовках в деревне Венец. Потом о ней доложили заведующему ГОРОНО Н.В. Наумову, который много лет мечтал открыть в городе музыкальную школу, и вот уже 10 декабря 1943 года Епанчина была утверждена заведующей открывающейся ДМШ.

На должности директора Анна Алексеевна отработала 5 лет и, покинув пост после рождения сына, продолжила работу в качестве педагога по сольфеджио и музыкальной литературе, по классу фортепианного дуэта, а также библиотекаря.

«…люди, опаленные войной, были перед лицом уничтожения, они сами выбрали этот путь. У них был личный опыт. А сейчас молодежь… Хотя они, может, начитаннее нас, раскованнее. Но дело в том, что это ведь все потребительство. Молодежь зачастую только потребляет. Вот отсюда и нет никакой ответственности».

«… меня интересует и в то же время трогает и еще больше удивляет, отчего это маленькие дети меня так обожают? Они бегут ко мне, ласкаются, и их ясные душонки тянутся ко мне, как к свету. А между тем, я сама их люблю такой же объективной, если можно сказать, любовью, какой люблю природу и животных, включая их в элементы красоты и естественности жизни. Но может быть, они чувствуют бережную осторожность, с которой я отношусь к их детской чистоте, стараюсь не мять хрупкую чуткость их психологии, не задеть, не уколоть. Я уважаю их детство и, может быть, они это чувствуют и бессознательно ценят». 

Наталья Викторовна Артемова, рассказывая об Анне Алексеевне, уточнила: «Она была первым директором музыкальной школы, когда школа еще находилась в старом здании около Оки. Там начинала и проработала пять лет. Проработала в школе вплоть до пенсионного возраста и по собственной инициативе, будучи на пенсии, бесплатно вела вечернюю школу у взрослых учеников… Когда готовили материалы для музея (как молодой преподаватель, я совсем не знала Анну Алексеевну), эта женщина открылась нам как настолько интеллигентная, тонко чувствующая, трепетная…»

Epanchina3

Epanchina4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На сегодняшний день в музыкальных школах города Мурома работают многочисленные ученики Епанчиной, а значит, огонек таланта передается и дальше, новому поколению музыкально одаренных людей.

 «Мне вспомнилась притча о Талантах. Не знаю, сколько их было дано Маме, но все они были пущены ею в рост и дали много прибыли. Мама была Духовна, не в современной, а в истинном смысле, т.е. Религиозном, а путь к Богу лежит через человека. И прибыль с данных ей талантов выразилась в создании школы, формировании коллектива, огромном количестве учеников».

Александр Александровчи Епанчин

А в Муроме теперь действует еще один музей – музей имени Анны Алексеевны Епанчиной в музыкальной школе. Так что ценителям классики, жителям и гостям Мурома, стоит заглянуть и в этот уголок древнего города.

Epanchina1

Epanchina5Epanchina6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Epanchina7Epanchina8Epanchina9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка всегда открывалась мне через конкретного человека – учителя в школе, друзей-ценителей, играющего на гитаре барда, выступающего на концерте певца, ученика музыкальной школы… Не зависимо от стиля, жанра и направления каждая мелодия и песня связаны у меня с каким-то событием или периодом моей собственной жизни. Помнится кто-то сказал, что нам нравятся песни нашей молодости и не нравятся современные лишь потому, что мы не хотим воспринимать новое, не хотим вновь открываться и заставлять работать свои душевные струны. 

Доля правды в этом есть. И в этом смысле дети, познающие мир каждый день, дают нам второй шанс. Задумайтесь: классическая музыка (да-да, то самое брянчание или пиликание вашего ребенка), непонятный ритм современной попсы (самое время скривить нос) или жуткие тяжелые басы – все это музыка. И если она находит отклик в душе моего ребенка, то может стоит хотя бы попытаться услышать ее ЕГО ушами?

Отдельная благодарность преподавателю музыкальной школы Наталье Викторовне Артемовой

Использованы материалы книги А.А. Епанчиной «Воспоминания» (г. Муром, 2003 год)

 

Елена Мальцева ©

Епанчина Анна Алексеевна: музыка, блокада, ученики…

 

«… пока живешь, жить «на все сто» и из всего извлекать полезное и приятное»… Можно ли узнать человека, лишь прочитав его дневниковые записи? И да, и нет… Мне не дано было встретиться с автором этих строк лично, однако, я могу издалека прикоснуться к ее типично-необычной судьбе. Судьбе, наполненной музыкой, преподаванием, книгами… Санкт-Петербург, Гатчина, Ленинград, Муром… Сегодняшний рассказ об основателе и первом директоре муромской Музыкальной школы - Епанчиной Анне Алексеевне.

 

История открытия музыкальной школы в г. Муроме во время Второй Мировой Войны - 10 декабря 1943 года, тесно связано с уроженкой города на Неве. И не случайно именно эта школа с 2003 года стала официально носить ее имя.

 

Сегодня это - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 1» с обучением по пяти и семилетней образовательным программам. Можно выбрать любую из приглянувшихся семнадцати специальностей, в том числе аккордеон, балалайка, баян, виолончель, гитара, домра, кларнет, скрипка, сольное пение, труба, тромбон, саксгорн альт, саксофон, хоровое пение, флейта, фортепиано, эстрадное сольное пение.

 

Кроме того, действуют творческие коллективы учащихся и преподавателей: хоровые коллективы, оркестры русских народных инструментов и духовых инструментов, вокальный и камерный ансамбли, ансамбль виолончелистов. Школа растет и радует успехами молодых талантливых ребят.

 

Но при чем тут Анна Алексеевна, спросите вы? Обо всем по порядку.

 

Дочь тайного советника Алексея Алексеевича Епанчина, Анна Алексеевна родилась в 1913 году в Санкт-Петербурге. Окончив Ленинградскую консерваторию, работала с 1937 по 1942 год в Ленинграде, затем с 1943 по 1989 год – в г. Муроме Владимирской области.

 

Типично – тяготы войны, эвакуация, голод, послевоенные годы, необычно – сила, любовь к детям.

 

Из блокадного Ленинграда она вынесла воспоминания о молитве: « Господи, если нам всем суждено умереть от голода, то пошли мне смерть последней, надо ведь всех похоронить, а я пока могу». Видно моя молитва была услышана – я отвезла в могилы всех – папу, маму, Капитошу, Вареньку, а сама вот живу и сейчас в 80 лет, а тогда мне было 27 лет».

 

Родившись в Ленинграде, я не раз и не два была в музее Блокадного Ленинграда, читала воспоминания выживших, слушала стихи Ольги Берггольц. И каждый раз, читая строки о тех днях, 900 днях нечеловеческой блокады, я поражаюсь, какой простотой и спокойствием веет от этих рассказов и записей. Без надрыва, без нагнетания, со смирением перед неизбежным – «и это было нормальным, типичным явлением, так было везде…».

 

Наши мелкие, никчемные глупые «трагедии» и волнения из-за порванного платья, испорченной прически, смешной обиды становятся после этого… без-ценными. Они теряют свою «привлекательность», уже не хочется страдать и плакать зря. Такой вот урок выжившим поколениям. Именно поэтому нам стоит, нет, мы просто обязаны помнить об ужасах войны. И радоваться каждому дню, по капле выдавливая из себя никчемный пессимизм и желание плакаться на судьбу.

 

Лучше, чем сама Анна Алексеевна и не скажешь: « Обычно люди всегда говорят, что раньше, в прошедшей жизни им было гораздо лучше, легче, приятней и счастливее, а вот теперь так тяжко и нудно. А я всегда находила, что данный момент жизни самый интересный и счастливый и что раньше было хуже и неинтереснее… Вот и теперь в 81 опять кажется мне, что это лучшее время моей жизни, такой длинной в прошлом, и которой осталось, вероятно, очень мало впереди.»

 

Итак, из Ленинграда в Муром: «Этот старинный город с маленькими домами, с остатками городских стен и торговых рядов, Ока с церквями в старинном русском стиле на высоком берегу, заросшие травой улицы и площади… Снова веет духом старины, старой Руси (он еще не выветрился в старых и провинциальных городах, находящихся в непосредственной близости с деревней), снова воздух XVII столетия»…

 

Анна Алексеевна Епанчина приехала в Муром 7 сентября 1943 года,  работала на кухне в военной столовой, на лесозаготовках в деревне Венец. Потом о ней доложили заведующему ГОРОНО Н.В. Наумову, который много лет мечтал открыть в городе музыкальную школу, и вот уже 10 декабря 1943 года Епанчина была утверждена заведующей открывающейся ДМШ.

 

На должности директора Анна Алексеевна отработала 5 лет и, покинув пост после рождения сына, продолжила работу в качестве педагога по сольфеджио и музыкальной литературе, по классу фортепианного дуэта, а также библиотекаря.

 

«…люди, опаленные войной, были перед лицом уничтожения, они сами выбрали этот путь. У них был личный опыт. А сейчас молодежь… Хотя они, может, начитаннее нас, раскованнее. Но дело в том, что это ведь все потребительство. Молодежь зачастую только потребляет. Вот отсюда и нет никакой ответственности».

 

«… меня интересует и в то же время трогает и еще больше удивляет, отчего это маленькие дети меня так обожают? Они бегут ко мне, ласкаются, и их ясные душонки тянутся ко мне, как к свету. А между тем, я сама их люблю такой же объективной, если можно сказать, любовью, какой люблю природу и животных, включая их в элементы красоты и естественности жизни. Но может быть, они чувствуют бережную осторожность, с которой я отношусь к их детской чистоте, стараюсь не мять хрупкую чуткость их психологии, не задеть, не уколоть. Я уважаю их детство и, может быть, они это чувствуют и бессознательно ценят».

 

Наталья Викторовна Артемова, рассказывая об Анне Алексеевне, уточнила: «Она была первым директором музыкальной школы, когда школа еще находилась в старом здании около Оки. Там начинала и проработала пять лет. Проработала в школе вплоть до пенсионного возраста и по собственной инициативе, будучи на пенсии, бесплатно вела вечернюю школу у взрослых учеников… Когда готовили материалы для музея (как молодой преподаватель, я совсем не знала Анну Алексеевну), эта женщина открылась нам как настолько интеллигентная, тонко чувствующая, трепетная…»

 

На сегодняшний день в музыкальных школах города Мурома работают многочисленные ученики Епанчиной, а значит, огонек таланта передается и дальше, новому поколению музыкально одаренных людей.

 

 «Мне вспомнилась притча о Талантах. Не знаю, сколько их было дано Маме, но все они были пущены ею в рост и дали много прибыли. Мама была Духовна, не в современной, а в истинном смысле, т.е. Религиозном, а путь к Богу лежит через человека. И прибыль с данных ей талантов выразилась в создании школы, формировании коллектива, огромном количестве учеников».

Александр Александровчи Епанчин

 

А в Муроме теперь действует еще один музей – музей имени Анны Алексеевны Епанчиной в музыкальной школе. Так что ценителям классики, жителям и гостям Мурома, стоит заглянуть и в этот уголок древнего города.

 

Музыка всегда открывалась мне через конкретного человека – учителя в школе, друзей-ценителей, играющего на гитаре барда, выступающего на концерте певца, ученика музыкальной школы… Не зависимо от стиля, жанра и направления каждая мелодия и песня связаны у меня с каким-то событием или периодом моей собственной жизни. Помнится кто-то сказал, что нам нравятся песни нашей молодости и не нравятся современные лишь потому, что мы не хотим воспринимать новое, не хотим вновь открываться и заставлять работать свои душевные струны.

 

Доля правды в этом есть. И в этом смысле дети, познающие мир каждый день, дают нам второй шанс. Задумайтесь: классическая музыка (да-да, то самое брянчание или пиликание вашего ребенка), непонятный ритм современной попсы (самое время скривить нос) или жуткие тяжелые басы – все это музыка. И если она находит отклик в душе моего ребенка, то может стоит хотя бы попытаться услышать ее ЕГО ушами?

 

Отдельная благодарность преподавателю музыкальной школы Наталье Викторовне Артемовой.

Использованы материалы книги А.А. Епанчиной «Воспоминания» (г. Муром, 2003 год)

 

Елена Мальцева

Прочитано 4046 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Наши друзья

Teatr Frant Murom

Nash krai

jaropolch

0book33

Рейтинг@Mail.ru


 
doroga domoi