ФОТО: Дом и работы академика живописи Куликова И.С.
Как «два генерала», Лазарев и Беспалов, получали проекты стадиона Гастелло и входа в парк 50-летия, можно прочитать (здесь). А вот как у главного архитектора «голова болела» о благоустройстве железнодорожного переезда около автовокзала, это я слышал от Николая Андреевича в 1975 году. Место склада вторсырья рубероидного завода уже освободили под строительство АТС, а с пуском АТС освободилось и здание Городской думы на ул. Первомайская, 6. Закатали в асфальт улицу Жданова, под которой прокладывали новую канализацию. Возвели гостиницу Русь с рестораном, пятиэтажки на Владимирской, вдоль парка 50-летия проложили Владимирское шоссе и железнодорожный переезд стал уже не границей, а помехой для транспорта. В начале 1990-х и железнодорожный объезд на Ковров перенесут к Александровке, а в 1975 году обсуждался проект возведения над ним путепровода для объединения улиц Московской или Советской с улицами Дзержинского и Жданова. Что-то получалось так, а что-то и не так, как бы хотелось, но город очищался от ветхих построек. И это была забота главного архитектора города.
Попробую выстроить в хронологическом порядке хотя бы часть дел, к которым был причастен Николай Андреевич Беспалов. В 1953 году Ленинградский ГПИ «Горстройпроект» завершает работу над Генеральный планом застройки Мурома. С учётом его развития на основании существующих градостроительных норм, перспектив развития инженерных сооружений и сохранения памятников истории и культуры. Николай Андреевич принимает участие в работе всех авторских коллективов и в разработке Генерального плана, и в его доработке в 1955, 1963, 1978 годах; и в разработке проектов детальной планировки центра Мурома в 1958 году и застройки южного района в 1971 году. И неудивительно, что на время строительства драматического театра с 1956 по 1962 год его назначили по совместительству и директором стройки. После завершения строительства денег на содержание профессионального театра у города не было, поэтому его передали на баланс ЗиО и назвали ДК им. 1100-летия города Муром. В 1962 году начинается благоустройство площади им. 1100-летия. Поставили памятник В.И.Ленину скульптора Ю.Г.Нероды. Административное здание за памятником будет строиться с 1962 до 1967 года, как и двухэтажный магазин ЦУМ на месте торговых рядов, в котором сейчас располагаются Управление культуры, центральная библиотека и филиал ГБУ «МФЦ Владимирской области» в г. Муроме. Памятник Ленину напротив ДК пос. Вербовский (скульптор М.И. Ласточкин, архитектор Н.А.Беспалов), поставлен в 1961 году. В 1964 году, к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне, начнётся благоустройство Привокзальной площади. Про участие Н.А.Беспалова в строительстве улицы Жданова и Привокзальной площади предлагаю прочитать воспоминания Е.В.Сумник (читать здесь).
Часть дел архитектора Беспалова на фотографиях
ФОТО:: Улица Жданова 1950-х - 1970-х годов.
ФОТО: Площадь Труда 1950-х - 1970-х годов.
ФОТО: Улица Московская 1950-х годов.
ФОТО: Привокзальная площадь перед 20-летием Победы в Великой Отечественной войне и площадь Победы в 1970 году.
А я, возвращаясь в январе 1965 года на каникулы из Владимира через Ковров, в ожидании автобуса на Меленки всю ночь любовался блеском освещённой прожектором стелы из нержавейки за бюстом Гастелло. Бюст работы белорусского скульптора А.О.Бембеля в 1946 году был подарен Мурому и установлен около дома № 14, где жила семья Гастелло, а с 1964 года встречает пассажиров, выходящих из здания вокзала на автобусную остановку. Но начало знакомства с Привокзальной площадью начинающего и.о.главного архитектора Н.А.Беспалова пришлось на время строительства с 1947 до 1949 года клуба железнодорожников (инженер-строитель К. А. Долгов). Но, лиха беда – начало. В 1950 году его утвердили на должность главного архитектора, в 1953 он уже соавтор Генерального плана развития города. В 1956, по совместительству директор, а по сути - руководитель строительства драматического театра (автор проекта Н.П.Куренной). С 1957 начинает возводить памятник погибшим воинам на Напольном кладбище (художник Р.А.Кутаев). С 1966 до 1973 года благоустраивается площадь Труда. С 1967 года пассажиров из Владимира у деревни Нежиловка начал встречать Былинный камень художника С.А.Николаева.
В 1969, по инициативе Николая Андреевича, не без участия директора ЗиО Н.Г.Лаврентьева, напротив ДК 1100-летия началось благоустройство площади Победы. В 1970 году на площади был установлен и монумент с Вечным огнём. Памятники погибшим воинам возведут в 1969 году на посёлке Вербовский (скульптор Л. Л. Берлин, архитектор Беспалов в соавторстве с архитекторами М.А.Лифатовым и М.А.Синёвым) и в 1971 году в селе Панфилово (скульптор И.В.Бесчастнов). В 1971 году занял место на постаменте бронепоезд «Илья Муромец» (художник С.А.Николаев, инженер К.А.Долгов). Вход в парк им. В.И.Ленина 1961 года с переходом в частные руки поменял конфигурацию (читать здесь), а вход в парк им. 50-летия Советской власти 1967 года ушёл в историю в 2019 году. Проходят годы. На смену старой гвардии приходит новое поколение, которое и облик города меняет по своим лекалам. Но меня радует, что не все дела предков подвергаются ревизии молодых умов. И накануне векового юбилея со дня рождения Николая Андреевича, пока память о делах юбиляра можно подтвердить сохранившимися документами в семейном архиве, за помощью по уточнению деталей биографии отца, обращаюсь к Алексею Николаевичу Беспалову,
- Алексей Николаевич! В статье Ю.И.Морозова «Беспалов Н.А. Человек с большой буквы» очень много провалов в биографии. Николай Андреевич Беспалов родился 24 января 1921 года в городе Муроме в семье рабочих. С 1928 по 1935 год обучался в школе № 17 (36). Закончив 7 классов, был переведен в школу № 3 (33), которую закончил с отличием. Увлечение рисованием привело его в студию академика живописи И.С.Куликова при городском музее. Трудовую деятельность начинал в 1938 году пионервожатым в школе № 3 (33), затем перешёл работать токарем на завод им. Ф. Э. Дзержинского. А когда токарь ПРЗ в институт поступил?
- Поступил в Московский архитектурный институт в 1938 году и окончил в 1948 году. Так в дипломе написано. А фактически приступил к учебе в 1939 году без повторных экзаменов. Отсрочка была вызвана отсутствием в семье средств на оплату общежития, потому что в семье другие дети тоже учились. Этот год он и работал токарем на ПРЗ. На следующий год его поселили в общежитие. Уже бесплатно. На основании предоставленных документов о материальном положении семьи, после приема у Всероссийского старосты М.И.Калинина.
- И ещё вопрос: «Демобилизован до окончания войны по Постановлению ГКО для восстановления городов с учётом состояния здоровья». Демобилизован или комиссован по состоянию здоровья?
- В декабре 1944 папа, будучи в звании старшего сержанта, через командование получил письмо от 12.12.1944 г. № 41 из Московского архитектурного института за подписью директора А.К.Чалдымова. В котором было указано, что в соответствии с Постановлением СНК СССР № 966 от 15.09.1943 г. и ГКО, в целях восстановления разрушенных в войну городов, рядовой и сержантский состав бывших студентов Московского Архитектурного института подлежит демобилизации. 16 декабря 1944 демобилизован и сразу вернулся в Москву для продолжения учебы. В документах так и написано: «уволен в запас (демобилизован)».
- А в каких войсках он служил?
- Об этом точнее, чем Николай Андреевич написал, я не перескажу.
Справка
«Я находился в рядах Советской армии с 08.08.1941 г. по 16.12.1944 г. Начало Великой Отечественной войны я встретил в Москве, где учился в Московском Архитектурном институте. В первые же дни войны в институте был организован маскировочный батальон, в задачу которого входила маскировка промышленных предприятий, жилых и общественных зданий, городских магистралей. Батальон принимал участие в маскировке заводов «Шарикоподшипник», «ЗИС», «Автогенный» и других. Сначала нашей бригаде была поручена маскировка Автогенного завода, общественных зданий на Ленинградском шоссе и самого шоссе. Как показывала проверка маскировочных работ, маскировка сбивала с толку немецкую авиацию. В середине июля 1941 г. немцы разбомбили наше общежитие, расположенное вблизи метро «Аэропорт»; торец пятиэтажного корпуса обвалился, двери и окна вылетели.
Нам было дано задание сделать ремонт сначала гостиницы «Киевская», а затем электромеханического техникума с приспособлением их под госпитали. За короткий промежуток времени эти работы были выполнены. В гостинице мы были обеспечены питанием. Конечно, там же было предоставлено и жильё. В один из последних дней июля студенты решили пойти добровольцами на фронт. Строем с песнями пошли в Ленинградский военкомат, где большинству после медосмотра вручили повестки. К сожалению, несколько студентов, в том числе и я, оказались непригодными к воинской службе по состоянию здоровья. Мы были недовольны таким решением военкомата и отправились в Коминтерновский военкомат по месту расположения института, где нам без медосмотра вручили повестки. 8 августа 1941 г. мы прибыли в воинскую часть, расположенную в лесном массиве по Тулой, вблизи станции Тесницкой. Мы попали в полк конной артиллерии и были зачислены в дивизион особых взводов, который состоял, в основном, из лиц с высшим образованием и студентов.
Как известно, Тула уже через месяц стала прифронтовым городом. Войска не имели необходимого вооружения. Орудия были ещё дореволюционного образца, только карабины были только что с Тульского завода. Немецкая авиация почти ежедневно бомбила, но на вооружении не было зенитных установок, и мы пытались сбить самолёты, которые летали очень низко, из карабинов и пулемётов. В конце сентября под Тулой выпал снег, и мы срочно выкопали хорошие землянки, тем более, что могли пилить любое дерево. В начале октября немецкие танки подошли к Туле, которую оборонял рабочий полк и наши части, практически не имевшие вооружения. В одну из ночей наши части сделали марш-бросок в сторону Тулы, где нас разместили в приготовленные эшелоны, и в следующую ночь мы поехали в сторону Москвы. Вблизи Алексина немцы эшелон разбомбили, несколько вагонов с лошадьми и платформы с орудиями оторвались. Сначала мы двигались к Москве (чему были очень рады), а потом неожиданно по каким-то железнодорожным путям оказались сначала в Коврове, а через два-три дня – на станции Муром, где мы встретились с нашей частью, которая переправлялась через Оку. Через несколько дней наш эшелон был остановлен на станции Вурнары, где мы пробыли до конца декабря.
В первых числах января полк был укомплектован вооружением, связью, обмундированием. Мы погрузились в эшелон с лозунгами на вагонах «Смерть немецким оккупантам!» и отправились на Москву. Под Москвой разгрузились на станции Бронницы в казармах Екатерининского времени. Но я оказался непригоден к службе в артиллерии по близорукости (-4,0 D), и меня направили в пехоту, где я прослужил с февраля 1942 г. по май 1943 г. в запасной дивизии, расположенной в лесах Марийской АССР вблизи станции Суслонгер. Там мне пришлось заняться проектированием и строительством деревянной столовой для комсостава, сооружать полигоны для обучения комсостава. Тогда я был помощником командира взвода. Пехотная дивизия формировалась на чистом месте в лесу, на расстоянии 18 км от железной дороги. Стройматериалы практически отсутствовали, кирпич со станции передавали цепочкой для того, чтобы сложить печи.
Бывшие там до меня солдаты были истощены. Лишь через полгода всё более или менее утряслось. Периодически формировались маршевые роты, куда большинство стремилось, во-первых, из-за патриотизма, и, во-вторых, от голода. Зимой 1943 г. после того, как стали нас подкармливать американской тушёнкой, а маршевые роты одели в полушубки и валенки, солдаты стали еще более стремиться попасть в маршевую роту. Я тоже делал попытку попасть туда, но командующий, увидев меня в строю, приказал сдать обмундирование и оставил меня в воинской части. В мае 1943 г. я в числе 13 сержантов был направлен в Горьковское училище зенитной артиллерии, где пробыл в качестве стажёра до 15 июля 1943 г. Во время зачисления курсантом я попросил комиссию направить меня в действующую армию. Моя просьба была удовлетворена, и я получил направление в распоряжение Штаба 3-го корпуса ПВО в г. Горьком. Откуда получил направление в 238 ОЗАД на оборону Горьковского автозавода, где пробыл 1,5 месяца, а затем был направлен во вновь сформированный 1878 полк зенитной артиллерии для обороны промышленных предприятий г. Дзержинска, где принял участие в проектировании и строительстве КП дивизиона и полка. В это время в Горьком Метростроем было начато строительство КП 3-го корпуса, куда я был откомандирован в качестве архитектора и строителя. В моё распоряжение было выделено необходимое количество специалистов. Мне удалось сделать удачный современный командный пункт, который получил одобрение со стороны Командующего северным фронтом ПВО».
Фотографии из семйного архива
ФОТО: Николай Андреевич и Татьяна Ивановна с внучкой Соней. Николай Андреевич с правнуком Серёжей.
ФОТО: Софья на фоне родителей Любови и Алексея с прибывшей из типографии книгой деда И.С.Куликов. М., 2003 г. Встреча с внучатой племянницей Александрой Суминой.
ФОТО: Диплом и знак академика.
ФОТО: Слева - Беспалов Н.А. с детьми и коллегами по МФ ВПИ Абрамом Моисеевичем и Ириной Марковной Малляр. Справа - с Михаилом Ивановичем Шикиным.
ФОТО: Беспалов Н.А. с Комлевой Л.А. и с семьёй около дома.
По окончании института в 1948 году был направлен в г. Муром на должность областного инспектора по охране памятников архитектуры, а 28 декабря 1948 года утверждён в должности и. о. главного архитектора города. В 1950 году был утверждён Главным архитектором города и проработал в этой должности до выхода на пенсию 1 июня 1984 года. Исполнение обязанностей главного архитектора города некоторое время совмещал с должностью инспектора охраны памятников архитектуры. Периодически выполнял проекты в институте «Владимиргражданпроект». С 1951 года - член Союза Архитекторов СССР. С 1957 по 1984 годы - депутат горсовета. В 1963 году избран почётным строителем города. С 1968 по 1993 годы избирался председателем Президиума Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры C 1972 по 1996 годы, имея ученое звание доцента, работал преподавателем МФ ВПИ. Наряду с административной работой занимался творчеством и научно-исследовательской работой. Много сил потратил на сохранение объектов исторического наследия, на восстановление Козьмодемьянской церкви, на сбор материалов для книг, за что в 2001 году ему вручили диплом академика Академии архитектурного наследия. Смерть родителей, дочери и жены, закрытие в 2007 году дома-музея очень подкосили его здоровье. Но он до последнего продолжал работать младшим научным сотрудником музея. И про это уже писали в статье «Музейный век» (читать здесь).
- Но там полное молчание о Ваших будущих родителях. Про бабушкину машинку Зингер и её варенье – есть, про родителей – ни слова. А для Николая Андреевича, как мне казалось, Татьяна Ивановна была Музой. Может у Вас в памяти сохранилась легенда про их роман?
- Татьяну Ивановну с Николаем Андреевичем познакомил Иван Семенович Куликов в очереди за билетами на Муромском ж/д вокзале приблизительно в 1938 году. Иван Семенович знал Николая по занятиям в студии и попросил его присмотреть за дочерью в Москве. Потом они встречались в Москве, гуляли, ходили в кино, долго переписывались. Он - студент Московского архитектурного института, она - студентка института иностранных языков им. Мориса Тореза. Папу вызвали на учёбу с фронта, а мама в Москву не вернулась. После войны она окончила Муромский учительский институт и Владимирский педагогический институт. Поженились в 1945 году в Муромском ЗАГСе на ул. Московской, где сейчас новое здание ГУВД. В тот момент, судя по документам, они были прописаны еще в Москве в общежитиях своих институтов. Потом они действительно смотрели в одном направлении, а не делили пространство. И это великое счастье быть нужными друг другу и востребованными, как профессионалы.
ФОТО: Хранители наследия дома-музея Куликова Ивана Семёновича до его закрытия в 2007 году: Беспалов Н.А., Беспалова (Куликова) Т.И., Куликова Е.А.
Фото и документы из архива А.Н.Беспалова.
Иван Васильевич Костин.