Выходит, что кто-то оторвался от перемывания косточек на кухне, и дошёл до главы. А он не только талантливый агитатор, но и неплохой аналитик своих ошибок. И уверен, что не ошибается только тот, кто сам ничего не делает. Муромское телевидение озвучило только одну его позицию - о необходимости создании в городе театральной школы, прозвучавшую на встрече с журналистами 29 сентября. Но он мечтает и о переустройстве системы воспитания и дополнительного образования в школах. Не каждая мечта бывает реализованной, но ведь и мечта К.Э.Циолковского, который умер в 1935 году, стала реальностью только в 1957 году, благодаря конструкторскому таланту С.П.Королева. Об этом, и многом другом, что касается вопросов развития детей в Муроме, мы и беседовали 30 августа 2020 года.
Центр внешкольной работы






- Евгений Евгеньевич! Слухи об уничтожении Рычковым культуры в Муроме и переводе руководителей коллективов дворца в школы, обвинения серьёзные. Причину объединения ЦВР и Орлёнка Вы уже объясняли в прошлом году, но и оттуда педагогов стали расселять по школам. А какая судьба ждёт детские коллективы в школах, если у директоров нет ни средств на их содержание и развитие, ни площадей для их занятий?
- С вопроса судьбы детских коллективов в Центре внешкольной работы, пожалуй, и начнём. Если мы ставим во главу угла ребёнка, то вся система должна работать на его развитие. А у нас, на мой взгляд, многие виды дополнительного образования не только дублируют друг друга, но и разделены на ведомственную принадлежность. Управление образования сочиняют свои планы, культура – свои, а спортивные организации завлекают того же ребёнка в свои сети. Но для ребёнка такое деление недопустимо. И вот здесь возникают вопросы: а где логика в дублировании многих процессов, и что получают от этого дети?
Есть в городе профессиональные спортивные организации, но почему-то спорт дублируют и в ЦВР. Детский танцевальный коллектив Парфёновой Татьяны Сергеевны находится в Управлении образования, а не менее сильный коллектив Босых Натальи Владимировны почему-то работает под руководством Управления культуры. Детский клуб «Орлёнок» до объединения в 2019 году с ЦВР вообще никакого отношения к Управлению образования не имел, хотя там занимаются дети, за образование которых ответственность лежит на Управлении образования. И такие примеры можно приводить до бесконечности.
Теперь о здании ЦВР, содержание которого обходится налогоплательщикам города в приличную копеечку. Когда-то у нас дети в школах занимались в две, и даже в три смены. Тогда вынос внешкольной работы в отдельные здания домов пионеров и дома технического творчества был оправдан. Сейчас все школы после обеда пустуют. И возникает вопрос: а зачем было при такой системе ЦВР создавать? Бюджетные деньги больше не на что потратить?
Сейчас я вижу цель создания и развития в каждой школе трёх направлений: творческого, спортивного и социального. Это помимо основных учебных задач. И в этой системе должна прослеживаться понятная и детям, и родителям, и педагогам, а не только функционерам-чиновникам, чёткая логика. В школе ребёнок должен научиться и плавать, и танцевать, и в футбол играть, и палатку ставить, и костёр разжигать. Слушать и понимать музыку, играть немного на гитаре или на пианино - этому тоже должны учить в ближайшем к дому учебном заведении, а
не за тридевять земель. Пусть он не будет профессиональным музыкантом, танцором, спортсменом или военным, но он должен в школе познакомиться с разносторонними видами деятельности. А для занятий на тренажёрах по 6 часов в день, у балетного станка на пуанты вставать, на музыкальном инструменте гаммы гонять, с более широким и глубоким изучением предметов - для этого есть специализированные школы. Музыкальные, спортивные, художественные. Особое внимание школа должна уделять социализации ребёнка, чтобы он мог успешно функционировать в обществе. То, чем Евгений Стулов в ВСК занимается. Поэтому в каждой школе должен существовать свой клуб с набором базовых направлений и такую систему я считаю наиболее эффективной.
У нас очень востребованы: танцы, футбол, единоборства, плаванье и художественная гимнастика. Есть виды, которые не так востребованы: конькобежный спорт, стрельба, атлетика, бокс, лыжи, в которых занимается от 100 до 400 детей, поэтому нет смысла организовывать такие кружки в каждой школе. В одной школе создаём футбольный клуб, в другой секцию борьбы, а в третьей ещё какой-то вид спорта.
- Свой лозунг: «Детские площадки в пяти, а спортивные в десяти минутах ходьбы от дома» Вы хотите внедрить и в школах?
- Совершенно верно. Чтобы для каждого ребёнка в городе был доступен набор базовых видов деятельности в своём микрорайоне. И для физиков, и для лириков. Кому-то нравится вышивать, строгать, пилить, паять, конструировать роботов, а кому-то на голове стоять или по ночам в телескоп звёзды на небе считать. А так как детей, желающих заниматься танцами, в городе много, то в каждой школе должен быть свой танцевальный коллектив, поэтому и предлагаю педагогов из дворца приглашать в школы.
Чего нам не хватает для полноценного комплекта в творческом развитии детей - это: городской школы танца, которую, хочется надеяться, возглавит Татьяна Сергеевна Парфёнова. Танцами у нас начинают заниматься чуть ли не с колыбели и в детских садах, и в школах, а школьные образцовые коллективы есть только в 4-й школе у Парфёновой, да в 6-й у Горшенковой. Школы современной эстрады и вокала, которая тоже очень востребована у детей. Театральной городской школы, в которой должны объединиться и драматическое, и цирковое, и танцевальное, и вокальное искусство. В театральной школе должен собраться весь набор искусств, которые могут пригодиться будущим специалистам публичных профессий. А знакомство с ними, и их комплексное освоение возможно только в театральной школе.
Этапы и материальная база для дополнительного образования
Дополнительное образование планируем организовывать в два этапа. Первый этап дети должны проходить в общеобразовательных школах. Во всех школах должны быть кружки по самым востребованным видам спорта, художественного и технического творчества. Но и вопрос наполняемости кружков стоит не на последнем месте. Хочешь заниматься стрельбой, отремонтируем тир, приходи, занимайся. Это максимум 100 – 150 детей из всех школ города. С плаваньем сложнее. Бассейны надо приводить в надлежащее состояние. Если бальным танцам нужен паркет, а классическому направлению с элементами балета оборудованные станками классы, то спортивными и уличными танцами можно заниматься на любой площадке. Для футболистов планируем в каждом микрорайоне постелить футбольное поле, чтобы дети соседних школ в пешей доступности могли заниматься там. За каждой школьной площадкой будет закреплён тренер. В Южном микрорайоне три школы. 4-я, бывшая 10-я и 7-я. В 7-й школе есть духовые инструменты, поэтому эту школу оставляем базовой для занятий в духовом оркестре. Это первое звено, в котором должны заниматься все дети.
Второй этап более профессиональный. Это уже вопросы специализации, к которым и требования должны быть выше. На основе каждой специализированной школы создадим методические центры, в которых педагоги каждой секции будут встречаться до обеда, а после окончания уроков идут заниматься в школы. И каждый педагог будет предоставлен не сам себе, а будет работать на благо своей секции. На базе ДК 1100-летия организуем центр театральной школы. Если увидим, что по количеству детей этот формат будет востребован, то и по микрорайонам будем создавать такие кружки. Я ничего нового не придумываю. Просто беру всё хорошее, что было в советской системе. Если увидим, что в чём-то ошиблись, будем по ходу корректировать. Но возможность заниматься театром должна быть доступна всем детям в городе.
На базе стадиона «Муромец» планируем построить футбольную академию. Работу академии планируем организовать так, чтобы до 14 лет дети занимались в школах микрорайонов, потому что для большинства ребят – это просто физическое развитие, а у кого есть желание или высокая мотивация, с 15 лет переходят в академию и пополняют городскую сборную. И городская команда не самоцель, а очередной этап подготовки. До 19 – 21 года они играют здесь, а дальше пробиваются в клубы высшей лиги, или ищут зарплату в других сферах.
- Родители жалуются, что в школах низкий уровень дополнительного образования. А причина, на мой взгляд, в отсутствия материальной базы.
- Материальная база приходила в негодность потому, что вместо развития школьной инфраструктуры мы долгие годы пускали средства на какие-то другие проекты и объекты. Спортивный инвентарь изношен. На ремонт спортивных залов и приобретение оборудования долгое время средств вообще не оставалось. Актовые залы тоже не в лучшем состоянии. Я уверен на 100%, что школьный спорт и художественная самодеятельность могут достичь очень высокого уровня. Дети идут не в ЦВР или дворец культуры, а к конкретному педагогу.
Вот Вам свежие примеры. Евгений Ларин перешёл из ЦВР в школу, и его воспитанница стала чемпионкой России. Чемпионских титулов по бальным танцам добиваются и дети Крючковых, которые работают в 15-й школе. И, наверное, ничего плохого не будет в том, если мы в школах оборудуем полноценные спортивные площадки, танцевальные классы, актовые залы; если в каждой школе будут танцевальные, вокальные, спортивные кружки. Необходимо расширять и социальное волонтёрство.
Но главная задача всей городской махины: на первом месте дать на бюджетные средства общее образование, а на втором, при помощи дополнительного образования, подготовить ребёнка к социализации. Чтобы после школы выпускник шёл не баклуши бить, с регистрацией на бирже труда, а находил нишу для применения своих сил, знаний и навыков в созидательных делах. Поэтому качество дополнительного образования в школах должно подняться. Классическое музыкальное образование дают в трёх музыкальных школах, а художественной школе имени Куликова из-за нехватки мест требуется расширение. Осталось найти место для танцевальной городской школы, а театр получает прописку во дворце. Вот пять основных направлений, куда планируем вкладываем силы и средства.
Что мешает продвижению объёмного охвата детей – это подножки функционеров, которые пытаются всё грести под себя, всё иметь в своём ведомстве. А результат? Бюджетные средства с дипломами и медалями распыляются по ведомственным кабинетам, но и школа пытается отчитаться за тех же учеников. В результате детям приходится разрываться между культурой, спортом и образованием. Квалифицированные педагоги уходят в репетиторство, а муниципальные бесплатные кружки и секции, которым мы предоставляем помещения, оплачиваем коммунальные услуги, платим зарплату, частнику по результатам отдачи уступают. Мой вывод, что не организована система работы. А надо сделать так, чтобы и ребёнку было комфортно, и чтобы система работала максимально эффективно. Ребёнок пришёл из школы, и должен понимать: чем он должен заниматься после уроков, а не тратить время для поездки на занятия в другой конец города. Для детей в городе должен работать единый центр развития ребёнка, который объединяет и техническое, и художественное, и спортивное направление. А пока единой системы нет. Поэтому в предлагаемой системе упор будет сделан на тех тренеров и преподавателей, которые способны привлечь, увлечь и научить ребят своему ремеслу или искусству, а потом централизованно и соревнования устраивать.
- А где деньги на зарплату руководителям кружков брать? В школе 28 по количеству учеников две ставки ПДО, и директор их делит на 6 или 7 педагогов, которые готовят ребят к тому или иному мероприятию. А пригласить руководителя кружка на полную ставку она не может себе позволить.
- Если пять, десять лет назад по вопросам финансирования образования у нас были большие проблемы, то сейчас в первую очередь деньги выделяются на образование, а уж потом на все стальные сферы жизни. Но у нас очень сложная бюджетная система. Сейчас, кроме затрат на учебную программу, деньги выделяются и на дополнительное образование для каждого ребёнка. И каждый руководитель делит их по своему усмотрению. Это в школах. А у нас ещё есть центр внешкольной работы, художественная, спортивные, и прочие учреждения для детей, на которые тоже уходят бюджетные деньги. А дети одни и те же. Когда система будет простроена, то и деньги на оборудование специальных классов займут своё место в ней. А пока мы вынуждены определять: что будет городским, а что школьным. Главная задача не распылять деньги по мелочам. Для лыжников нужна хорошая лыжная база. Не должно быть двадцать пунктов проката, а одна, настоящая. Можно считать, что в спорте лёд тронулся в нужном направлении. По каждому виду спорта, и по каждому направлению развития детей мы представим жителям города план в какой школе, и какой вид деятельности развивать. Но прежде чем выносить эти вопросы на всеобщее обсуждение, желательно выслушать не обиды про уничтожение чего-то где-то, а мнения специалистов: как с меньшими затратами достичь максимальной отдачи.




Продолжение следует.
Фото автора, Крючковых, В.С.Бедина, ВСК им.Саплина, ЦВР.
Иван Васильевич Костин