Слухи и реальность. Часть 3 про сертификаты и специализацию
С 1 сентября 2020 года государство гарантирует оплату занятий в выбранном кружке или секции по сертификату на дополнительное образование, при наличии у организации, предоставляющей услуги, лицензии на образовательную деятельность. Расхотел ребёнок заниматься в одном кружке, родители пишут заявление о переводе в другой кружок. Указываете номер сертификата, и с Вами заключат договор, по которому «платить» будет сертификат. Но важно учесть, чтобы в секции, где планируете заниматься, были свободные места.

Номинал сертификата определяет муниципалитет. Рядом с Вами могут работать кружки и секции, которые продолжают финансироваться государством. Их дети посещают бесплатно, и средства с сертификата списываться не будут. По одному сертификату можно оплачивать несколько кружков, главное уложиться в сумму в месяц, которую утверждает муниципалитет. Сертификат выдают один раз и на весь срок детям от 5 до 18 лет. Подробности на портале «ПФДО 33» и в Постановлении администрации округа Муром от 31.07.2020 № 398 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории округа Муром».
- Евгений Евгеньевич! Руководителей кружков не первый год волнует вопрос о внедрении в систему дополнительного образования сертификатов. И вот час икс настал.
- Платные кружки, если у руководителей есть лицензия, дети с 1 сентября могут посещать по сертификату. Но у нас есть и бесплатные кружки. Может, я про дополнительное образование скажу и парадоксальную вещь, но это реальность сегодняшнего дня. Дети, которые хотят заниматься каким-то конкретным видом борьбы, ждут, когда освободится место у конкретного тренера. Группы не могут быть безразмерными. Что, собственно, в ВСК имени Саплина и практикуется. Уходят выпускники, на их место набирают новичков. А у других тренеров занимается людей в разы меньше, а зарплату получают одинаковую. А если деньги ребёнка пойдут к конкретному руководителю, то какие-то виды деятельности уйдут в сторону, освободив место для развития более востребованных видов. Например, у нас отличная школа по боксу. Есть четыре тренера, но дети туда не особо рвутся. Если бы бюджет не содержал эту секцию, а ребёнок нёс туда свой сертификат, то деньги давно бы перешли в другую секцию. А нам приходится её финансировать. Почему сейчас Россия уступает в спорте на мировой арене, несмотря на армию легионеров? Потому что весь мир развивает востребованные виды спорта, а наша система консервативная. Сейчас востребованы сноубординг, фристайл, а мы не можем ни специалистов пригласить, ни базу организовать. Деньги уходят на другие, менее популярные проекты. Я не против бокса или других видов развития детей, а только за то, что мы должны постоянно модернизировать систему. И проблема не в сертификатах, а в том, что мы сейчас имеем огромную армию педагогов дополнительного образования, но 2/3 из них не востребованы и не конкурентоспособны. Если сейчас мы отдадим сертификаты всем детям, то должны быть готовы фактически, политически, общественно оставить огромную армию невостребованных специалистов без средств существования. И государство говорит: - ни в коем случае их не трогать.
Вопрос очень сложный, по которому шашкой не махнёшь. А с другой стороны – ну, не нужны вы детям, а зарплату подавай! И приходится родителям отстёгивать часть своей небольшой зарплаты другому педагогу, в платный кружок, к которому выстраивается очередь желающих. И получается, что родители содержат своими налогами и вас, хотя вы их детям не нужны, и частнику платят, потому что видят результат. А по вопросу детей в культуре, это вопрос касты и на городском, и на областном уровне. А знаете, в чём парадокс? На Татьяну Сергеевну Парфёнову, Марту Игоревну Гонозову, Наталью Владимировну Босых тратится бюджетных денег в десятки раз меньше, чем на тех преподавателей, которые вообще никому не нужны. Система настроена на то, чтобы подставить костыль слабому, который сам не то, что не может, а скорее – не хочет напрягаться, потому что зарплату и так получит. А на сильного специалиста машут рукой. Дескать, этот и сам всего добьётся. Кому такая система нужна? Детям точно не нужна. От вас, специалистов, какая помощь требуется? Если я что-то неправильно делаю и нужна корректировка, давайте, предлагайте. Что делать? В какую сторону идти? Зачем я буду разрушать что-то хорошее?


- Вы неоднократно озвучивали идею открытия городской школы танца. Дом для театра нашли. А когда ждать открытие дома танца?
- Всё упирается в отсутствие подходящего помещения для танцевальной школы! Мы пересмотрели кучу помещений, 9-я школа пустует, но все они не соответствую требованиям к помещению для школы танцев. Я всё больше и больше думаю, а может сделать пристройку к 4-й школе, и всё?
- Дешевле обойдётся?
- Дело даже не в стоимости. У нас в школах нельзя заниматься не потому, что они маленькие, или их не хватает, а потому, что они находятся уже в изношенном состоянии и морально и физически. Они не приспособлены для многих видов деятельности. Директор с учителями перед новым учебным годом трещины зашпаклюют, стены покрасят, окна помоют, а сами здания капитального ремонта не видели с момента постройки. Из новых у нас только школы: 6, 7, 8 и всё. А остальным от 50 лет и старше. Возьмём ЦВР. Строители с 1957 года до передачи клуба в декабре 1991 года управлению образования ни одного капитального ремонта не сделали, только косметическим обходились. Сейчас и фундамент и перекрытия требуют ревизии. А музыкальные школы? Зданию первой вторая половина века пошла, а третья вообще занимается в купеческом доме XIX века. Какая уж там звукоизоляция с акустикой?! И комнаты для занятий, по сути, помещения с большой стол. У нас избыточное количество зданий, но проблема в том, что нет ни одного специализированного. Что имели, то и приспосабливали.
Но вернёмся к вопросу специализации в дополнительном образовании. Есть клуб Саплина. Он основной. И такие же клубы должны быть во всех школах. А основной клуб должен быть и методическим, и контролирующим центром работы всех своих школьных подразделений. Такой же центр в танцевальной школе, где Парфёнова занимается не только со своими группами, но и курирует работу школьных коллективов. И оценку работы каждому руководителю школьного кружка можно будет давать не внутри каждой отдельно взятой школы, а на фестивалях с конкурсами на городских площадках. Центры должны объединять специалистов своей секции, а по большому счёту, в городе должен быть единый центр развития детей. Не ещё одна структура власти по надзору за педагогами, людьми творческими, а совет из представителей секций, который помогает каждому ребёнку сделать верный выбор. Повторяю слова из Вашей публикации: «Контакт» как наркотик. Хватает одного «укола», чтоб потом уже никогда с него не слезать». И такой процесс развития ребёнка должен охватить всех детей, а не только избранных для побед на олимпиадах. Будут педагоги, которые способны увлечь за собой ребят, будут и последователи их дел. Опять берём Стулова. Его ребята перед призывом в армию нарасхват и в сухопутные войска, и на флот. А всё потому, что занимается воспитанием настоящих мужиков, а не хлюпиков для битья. Его ребята до выпуска из общеобразовательной школы и физически развиты, и стрелки неплохие, и водолазы, и парашютисты. Одним словом – мастера на все руки. А возьмём Парфёнову с Босых. У кого, кроме их воспитанников, есть станок? Ни у кого. А что за танцовщик без станка? На что дети тратят своё время? Дети не всегда понимают, чем с ними занимаются, чему хотят научить. Но когда, так называемые танцоры, разводят детей: иди сюда, повернись так… И это танец? И такое положение, пожалуй, можно найти по всем видам дополнительного образования.
А по охвату? В Муроме 11000 учеников. У Стулова с Моисеевым в клубе 80 ребят. У Парфёновой с Гонозовой и у Босых с Архиповым на сцену выходят гораздо больше сотни. Тренеры по футболу и борьбе не могут похвалиться таким количеством одновременного выхода участников на поле и татами, но ребята и к ним рвутся. Уникальное явление дети в школе олимпийского резерва имени Прокуророва. Мы должны их сохранить, чтобы опыт передавался из поколения в поколение. Сейчас у нас на выходе строительство большой искусственной ледовой дорожки на стадионе «Энергия». Мы должны дать им материальную базу и предоставить возможность для работы. Такие виды спорта надо поддерживать. Армия юных хоккеистов в Муроме тоже не маленькая. При благоустройстве детского городка убрали хоккейную коробку в парке, так меня поторопили сделать её около ледового дворца. На улице Машинистов коробка около дороги стоит. Дорогу будем расширять, а коробка у дороги не только неудобно, но и небезопасно. Надо до зимы найти безопасное место, чтобы сделать её покомфортней, с раздевалкой. И это далеко не полный список ежедневных дел. Так что, администрации не помощники по размножению слухов и сплетен нужны, а критики с деловыми предложениями, чтобы больше сделать успеть.




Фото автора, и из архивов ВСК им.Саплина, Т.С.Парфёновой. В.С.Бедина
Иван Васильевич Костин