
Беда всегда приходит неожиданно, поэтому и помощь на Руси всегда была востребована. Нищие просили подаяния у прихожан на паперти, погорельцы и сироты ходили по населённым пунктам. При Екатерине II стали создавать приюты для сирот и незаконнорожденных младенцев, где работали добровольцы. И приют А.В.Ермакова в Муроме из этой категории благотворительности. Учителя в земских школах бесплатно учили, а земские врачи оказывали бесплатную медицинскую помощь. Сёстры милосердия добровольно отправлялись на фронт. И если до изобретения средств связи слухи разносились странниками, то сейчас «страшилки» про отъём детей с имуществом показывают по всем каналам телевидения. И ежедневно. Соседка бабушки, вероятно, только эти передачи и смотрит. Иначе бы заметила, что волонтёры бабушке с внуками продукты питания везут, а дочка пенсию матери пропивает.
В СССР развивалось добровольческое движение комсомольских отрядов. Добровольцы шли на войну, поднимали страну из руин, принимали участие на всех великих стройках ХХ века. Почти во всех школах были отряды тимуровцев. А коммунистические субботники вообще были всенародными праздниками. Материальную помощь своим работникам оказывали предприятия. В 1990-е годы волонтерской деятельностью стали заниматься бизнесмены, некоммерческие, общественные и благотворительные организации, с созданием разнообразных фондов. А неравнодушные люди фондов не создавали. А просто объединялись в группы для выявления нуждающихся, и шли с помощью по конкретным адресам. Я уже писал о волонтёрах промышленно-гуманитарного колледжа и комитета по делам молодёжи, как, впрочем, и о волонтёрском отряде «Рука помощи», но накануне пятилетия этого отряда у меня появилось желание сравнить реальную помощь с помощью ради пиара.
Елена Осокина: «Иван Васильевич! Раз уж решили написать, постарайтесь избежать какой-либо рекламы». Лена! О какой рекламе может идти речь, если в соцсетях я отслеживаю каждый шаг от Ваших обращений к людям до Ваших, чуть ли не ежедневных отчётов с чеками из аптек с магазинами. Да и благодарности людей за оказанную помощь в комментариях – сплошная реклама! Другой вопрос - к чему она призывает и в какую сумму обходится просителям? И здесь, простите, есть с чем сравнивать. Только, к великому сожалению, не все соседи Ваших подопечных читают эту информацию.
С развалом СССР армия просителей стала подниматься как тесто на дрожжах. И не только у столичного метро, но и в Муроме. У Благовещенского монастыря встретил женщину бальзаковского возраста с баночкой. Разговорились. Взяла кредит на машину. Купила. А тут сын купил квартиру и на погашение кредита денег не осталось. Приняла решение идти на паперть. Часто «погорельцы» шныряют по подъездам. Даже дети. И не хлеба просят, а денег. И эти «страдальцы» пакеты с вещами, которые отдают сердобольные горожане, оставляют у подъездов или выбрасывают в ящики с мусором. В торговых центрах стоят ящички с замочками. И на них нарисованы слова о помощи детям, инвалидам, ветеранам... Но там, где нет учёта, там и отчёт не подразумевается. Если студенты со школьниками ходят на помощь в каникулы, а мамы, как мне кажется, занимаются организацией помощи круглосуточно, без выходных и отпусков, то политики-благотворители активируют свою щедрость перед выборами.
В начале 2000-х в прессе появилось сообщение о делегации, посетившей Муромский дом малютки с игрушками и гостинцами. А так как посещение было накануне выборов, и в делегации оказался мой знакомый, то и в беседе с ним мы пришли к единому мнению, что акция была совершена ради пиара конкретного кандидата в депутаты. Другой кандидат подарили ребятам Детского дома майки. Они, особенно на малышах, висели как мешки. Может кандидат купил их в магазине «Богатырь» или магазин подарил ему неликвид, зато на всех ребятах они были одинаковые и с логотипом партии кандидата в депутаты. На пакетиках с булочками, которые разносили активисты КОСов инвалидам по всей области, красовалось имя депутата Госдумы Г.В.Аникеева, а вот депутат ГД И.Н.Игошин не стал мелочиться, и «подарил Мурому стадион Гастелло». Вот это, действительно, пиар!


ФОТО: Всё, что люди приносят на склад, волонтёры в свободное от своей работы время сортируют: игрушки, одежда, обувь, продукты питания...
А какую рекламу можно сделать Вашему отряду? Если даже имён своих не открывают тем, кто получает помощь?! «Рука помощи» - это единственное имя, которое оказывало помощь и мне, когда семья сына из-за карантина попала в безвыходную ситуацию. Единовременное пособие на дочь они получили только через два с половиной месяца, а через три месяца будут получать и ежемесячные выплаты. Моей пенсии хватало на два месяца, а потом пришлось обратиться к Вам. Звонок встречать волонтёров «Рука помощи» прозвенел на следующий день после обращения. А через пару дней увидел отчёт Елены Осокиной за один день из череды ежедневных забот. Если бы я не знал, что у Елены четверо детей дошкольного возраста и младшему Сашеньке всего месяц; и что помощники с транспортом не всегда имеют возможность выехать по указанным адресам, то, возможно, тоже бы стал сплетням верить. Но, познакомившись с координаторами отряда Еленой и Ириной, зная об участии своих друзей в жизни отряда, могу предположить и меру её счастья, когда исполняется всё запланированное.
«Это был поистине сумасшедший день. Полный новостей и событий.
Две семьи получили продуктовую помощь, в одну семью отвезены лекарства. Одна малышка получила в подарок стульчик для кормления. Один малыш получил средства гигиены, адресно, из рук в руки. Две семьи стали счастливыми обладателями мебели. Ещё двум малышам будут подарены велосипеды, пока что решаем вопрос с доставкой, т.к ребята живут за городом. Три поста отложены на завтра, т.к нет фотографий и чека... Время 1:54. Устала. Но счастлива».
И вот получаю ответ на просьбу назвать имя дарителя моей внучке и публикацию фотографии ребят, которые привезли памперсы с продуктами:
«Иван Васильевич, при всём моём глубоком уважении к Вам, я не имею права называть имена людей, оказывающих помощь. Даже постоянные дарители, которых я ни разу не видела в лицо, и имена которых знаю только по поступающим переводам, предпочитают оставаться инкогнито. С кем-то из дарителей встречаемся на складе, когда они приносят вещи или подарки к новому году и к началу учебного года, но большинство из них даже имён не называет. Принесли, отдали и ушли. И ребята, наши постоянные и верные помощники, в том числе и те, которые приезжали к Вам, тоже просят не упоминать их имён. Ведь все люди, которые берутся помогать отряду, делают это с желанием помочь, а не пропиариться. Вот теперь официальная часть закончена. Ура! Теперь я спокойна за Вас и за малышку».

ФОТО: Семья Осокиных с Южного. Сша разговаривает с папой.
Четвёртому малышу Елены всего месяц. А таких малышек, как моя внучка, у неё за пять лет существования отряда, накопилось, пожалуй, тысячи. И возникают закономерные вопросы: Откуда эта женщина черпает энергию, чтобы и своей семьёй заниматься, и решать проблемы других семей? Да ещё воевать с «сердобольными» соседями подопечных; с мамочками, детей которых волонтёрский отряд, якобы, стороной обошёл? В смысле – не доставил в квартиру подарок и их ребёнку. С одной из таких мамочек и я попытался вступить в диалог. Не переубедил. Она была уверена, что все волонтёры «халявщики», и только «своих да наших» обеспечивают, а её сыну пожалели пакетика конфет.
О доставщиках
Доставить велосипеды ещё двум малышам, которые живут в районе - это вопрос только одного дня. Новогодние подарки детям-инвалидам и детям из многодетных семей, да ещё с Дедом Морозом и Снегурочкой, это тоже стало традицией отряда, в том числе и с проблемами по поиску транспорта. Лена, как координатор, обращается к людям, а люди – кто деньгами, кто подарками, кто мебелью, а кто и транспортом помогает. Безвозмездно! И в свободное от работы время. В 2016 году я впервые задал Лене вопрос о доставщиках, а тогда дочке был всего месяц, и получил ответ, что в свободное от работы время и муж помогает. В одном из отчётов увидел знакомое имя. «Сегодня у Саши и малыша в гостях побывал участник группы Артём. Отвёз необходимые продукты и смесь для малыша. Собрано 2135 рублей, потрачено 2218 рублей. 83 рубля Артём добавил свои. Копилочка закрыта».
- Лена! Надеюсь, что волонтёры найдут возможность «прочистить мозги» соседке Вашей подопечной бабушке с внуками, поэтому поговорим только о ежедневных заботах. Читаю последние сообщения в одноклассниках: Дарья Александровна перевела 100 рублей, Мария Николаевна - 250 рублей, Светлана Валерьевна – 500… В разделах: «Отдам» - 100 сообщений, «Добрый хлеб» - 336 сообщений… Но кроме сборов на хлеб со здоровьем, в отряде появляется ещё одна тема: «Работа. Подработка». Как увязать бескорыстную самоотдачу людей с приглашением отряда «подзаработать»?
- Карантин многих оставил без работы, и без средств к выживанию. Ваша семья тоже испытала прелести самоизоляции. Вот мы и решили пригласить людей рассказать о своих талантах. Кто-то шьёт, кто-то вяжет, кто-то в сантехнике с электричеством разбирается. А подписчиков у отряда много. Может и через информацию в наших группах кто-то найдёт за умеренную плату мастера починить водопровод, забор, крышу. Одним - сделанное дело, а другим хоть какие-то деньги в семейный бюджет. И наш призыв, надеюсь, кому-то и работу помог найти. Если Вы заметили, то мы и к предпринимателям обращаемся за помощью в трудоустройстве. Так что и здесь мы попытались протянуть людям руку помощи. Растёт количество подписчиков, растёт и круг забот, но мы не всесильны. И какие-то вопросы по взаимной договорённости, благодаря и публикациям в нашей группе, люди сами могут решать. А информацию о переводах и тратах я размещаю не для обсуждения, а для ограничения волонтёров от нападок сомневающихся в их искренности и порядочности. Поэтому и чеки публикую в отчётах, чтобы дарители видели, что их деньги потрачены на тех, кому они хотели помочь.
- А кому пришла идея организации отряда?
- У любого дела есть организаторы и исполнители. Наш отряд не стал исключением. Официально группа создана 6 сентября 2015 года. У истоков была я, Светлана Костина и Любовь Волкова. Потом активно начала участвовать Ирина Плотникова. Сейчас в организаторах остались я с Ириной, но увеличилось количество активных помощников. Вдвоём нам не справиться с объёмом возрастающих проблем. Когда четыре года назад Вы зашли к нам на склад, у нас было тридцать помощников и восемьсот подписчиков. Сейчас подписчиков, как и помощников, в разы больше. Только в соцсетях зарегистрировано более шести тысяч, а сколько таких, которых в сетях нет, но они приносят подарки с вещами и переводы присылают. (На 5 июня 2020 года зарегистрировано 6147 человек).

ФОТО: Плотниковы с Казанки.
А идея родилась спонтанно. Был пакет вещей сына. Выкидывать жалко, а продавать - не моё. Вот и пришла в голову мысль о создании группы взаимопомощи. Познакомилась со Светланой Костиной, у которой на тот момент тоже было двое детей, стали предлагать детские вещи своим друзьям, знакомым. Потом Люба Волкова к нам примкнула, появились добровольцы, в том числе и из редакции «ВСЁ для Вас. Регион», так образовался костяк будущего отряда. Как Елена Мальцева начинала собирать новоиспечённых мам на вашем сайте «Муром-мама», чтобы делиться опытом: как вынашивать, рожать, кормить, пеленать, так и мы начали помогать мамам с приобретением вещей. Но слухи о нас, благодаря газете «ВСЁ для Вас. Регион» и социальным сетям, разбежались быстро, а с ростом количества помощников, возрастало и количество проблем, за решение которых мы стали браться. У кого-то дом сгорел, и дети остались не только без крова, но и без куска хлеба. У кого-то кормилец умер или сбежал чужих детей воспитывать, а свои дети голодными остались. Разные ситуации бывают. Конечно, здорово, если людям удаётся справиться самим, но мы очень часто встречаем людей, у которых руки опускаются от бессилия. И многие не обращаются к нам только потому, что боятся злых языков с оглаской. А кто-то опасается, что опека детей отберёт. В нашей практике был случай, когда дети перед сном поделили две конфетки на троих из новогодних подарков. Это был их ужин. А мама сидела и думала, что стыдно просить о помощи, потому что кому-то она нужнее. И хотя я не сторонница осуждения просящих, но, по-моему, стыдиться должны те, кому на стакан пяти рублей не хватает, или кто идёт к собору просить милостыню для погашения кредита за машину. Наш вклад во все дела минимальный, а вот о помощи неравнодушных жителей города стоит рассказывать.
- А как я могу рассказывать о людях, имена которых Вы в строжайшем секрете держите? Даже Татьяна Олеговна Доросевич, которую я бы назвал пресс-секретарём отряда, не даёт разрешения на публикацию своей фотографии.
- Имён без их разрешения я раскрывать не могу, а вот о делах, которые совершает отряд, и о которых часто пишет Татьяна Олеговна, можете смело писать.
- В декабре 2016 года мы с Вами встретились в полуразрушенной квартире без отопления на Первомайской-16. Это было место рождения отряда?
- Нет. С 2015 по 2016 год мы складировались у меня в квартире. В 2016 году пару месяцев обитали в КОСе-10 на Южном. Потом на Первомайской наша волонтёр Анна нам предоставила во временное пользование свою квартиру. А потом и администрация города выделила помещение на Ленина 55а.
- Помещение, по сравнению с Первомайской, уютное. А вопрос об оплате коммунальных услуг тоже Вы решаете?
- Нет. Этим занимается кто-то из руководителей города. Мы же не юридическое лицо, не благотворительный фонд и не государственное учреждение, оказывающее материальную помощь в рамках закона. Мы волонтёрский отряд. Одни помогают вещами, другие продуктами, третьи транспортом. Кто-то помогает что-то отремонтировать, а кто-то и дельным советом. Я же сказала, что наш вклад минимальный и мы не бросаемся на помощь всем желающим. Кто-то обращается за помощью сам, о ком-то узнаём от людей. Мы с Ириной только координируем действия армии волонтёров, чтобы помощь бескорыстных дарителей попала точно по адресу, а не любителям халявы.


ФОТО: Через полгода Дед Мороз со Снегурочкой из отряда "Рука помощи" шестой раз поедут с подарками к своим подопечным.
- Помню, как на Вас набросилась мама, когда Дед Мороз со Снегурочкой в соседнюю квартиру подарок принесли, а её сына обошли стороной. Я её тогда переубедить не смог, что отряд помогает только нуждающимся, а не всем подряд.
- Людишки с червоточинкой в душе ищут в волонтёрах только криминальную составляющую. Они мне напоминают дворняг, которые гавкнут из-под забора и прячутся. Я их называю диванными критиками. Честно сказать - замучили. А без них скучно жить.
- Но как «диванного критика» отличить от человека, обиженного обстоятельствами?
- Тут универсального рецепта нет. Что касается нашей группы, то у нас выработался железный принцип: не помогать «вслепую». Сначала знакомимся, через волонтёров выясняем: что им нужно, и чем мы можем помочь. Это помогает нам не вводить в заблуждение тех, кто делится семейным бюджетом. За что им огромное и искреннее спасибо. Лично мой совет всем, кто готов жертвовать на что-либо конкретное: не ленитесь добираться до конечной точки в этой цепи. Если просят на лечение – поговорите с пациентом. Если уговаривают поддержать беженцев – навестите место, где они живут. Вы рассказывали, как один беженец с Донбасса ни на родине воевать, ни в Муроме работать не хотел, а надеялся получить в России статус беженца с обещанными льготами. И совершенно другая ситуация с отцом и сыном, которых вынудили уехать из Средней Азии, а здесь ни жилья, ни работы. И которым Ваша жена тарелку супа вынесла. Обстоятельства разные, а помощь должна помогать, а не тунеядцев обеспечивать.
- Думаю, что сейчас о добрых делах надо кричать на всех перекрёстках. Негатива по горло хватает и на телевидении с интернетом, и в бульварной прессе.
- Вы правы, о добрых делах нынче мало пишут. Во всех группах или про коронавирус, или про какие-нибудь страшные происшествия. Но мы стараемся не ковыряться в грязном белье семейных отношений, а пытаемся помогать пережить трудную ситуацию. И помощники у нас в большинстве тайные из-за любителей разносить сплетни. Самые активные - Артём, Татьяна Олеговна, Елизавета – они в основном отвозят продукты. Ваша любимая артистка Лена Воробей тоже активный участник группы, и в оказании помощи участвует. Вы сказали, что не смогли разговорить Артёма про отношение к «халявщикам». Он сам отец и знает почём стоит поднять ребёнка на ноги. Если образно говорить, то он готов последней рубахой поделиться со всеми просящими, поэтому и нам помогает. А все теле или газетные репортажи выглядят как пиар на чужой беде. Ни к чему нам это. Мы много историй видели за пять лет. И каждая история - это жизнь семьи или отдельно взятого человека.
-
ФОТО: Осокины с "Красной пресни".
Кстати, про отдельно взятого человека. В прошлом году на сайте «Муром24» увидел информацию, как Ваш отряд спас пожилую жительницу Мурома от «холодной и голодной смерти».
- Эту историю мы размещали на страницах группы в соцсетях, когда обращались за помощью к неравнодушным людям, а потом журналисты пришли. В октябре 2018 года бабушке отключили газ, потребовали замены котла, а в ноябре у неё умер сын. До того как она обратилась к нам, обращалась во все инстанции, но помочь или не могли, или не хотели. То, что прекращение подачи газа накануне зимы являются незаконными, это забота прокуратуры с правоохранительными органами. А мы собрали средства, купили котёл, установили его, потом стали помогать продуктами питания. Но более подробно об этом можете прочитать в статье, которую «Муром24» выложил в интернет.
- Спасибо, что уделили мне время, и последний вопрос: где и когда можно найти волонтёров «Рука помощи»?
- Только по четвергам и воскресеньям с 11-00 до 13-00 на Ленина, 55а, около ЗАГСа. Там мы раздаём детские и взрослые вещи. Всё, что люди приносят. Из-за карантина склад пока открывать не разрешают. После отмены карантина войдём в прежний график. Продукты принимаем только длительного хранения, из которых формируем продуктовые наборы и отвозим своим подопечным. А перед новым годом опять займёмся сбором подарков для детей из малообеспеченных семей. По вопросам передачи вещей по предварительной договорённости, и всего остального, можно звонить в любой день Ирине по телефону: 89042569526. По всем остальным вопросам и за помощью ко мне. Мой номер: 89190256016. Ещё с нами можно связаться по интернету. Адреса групп: https://ok.ru/group52766762008763 и https://vk.com/club111588820
У нас раньше был один день раздачи вещей на складе, а потом людей стало приходить больше, добавили четверг. Чую, что скоро и двух дней мало будет. А чтобы не нарываться на непорядочных людей, которые и от нашего имени собирают средства, предупреждаю, что волонтёры «Рука помощи» по улицам не ходят и ящики в торговых центрах не ставят.
Единственный номер карты, на которую можно переводить пожертвования:
4817 7601 6666 0526 (Сбербанк) получатель Елена Александровна М.
Других номеров карт у отряда нет и по улицам с торговыми центрами и подъездами мы денег не собираем.
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - эти слова я услышал от Лены в 2016 году. А вот и в 2020 –м в диалоге прозвучало: «Просящего не осуждают, независимо от причин его выхода к метро или к храму. Тут либо помоги и промолчи, либо пройди мимо». Спорить не буду. А вот от восхищения по укреплению и расширению круга забот отряда «Рука помощи», навряд ли избавлюсь. Тем более, что не только в подписчиках, но и в рядах помощников есть и мои друзья. А в назидание «диванным критикам» и в благодарность тайным благодетелям, хочу завершить интервью словами Народного поэта Кабардино-Балкарской АССР Танзили Зумакуловой:
Нам, людям, каждый час необходим
ни лишних сил, ни хлеба не бывает,
и отдающий отдает другим
лишь то, что от себя он отрывает.
Ни у кого нет жизни запасной,
Как век ни долог — не хватает века,
Но все же люди жертвуют собой,
оправдывая званье человека.

Фото автора, Т.О.Доросевич и из архива волонтёров отряда «Рука помощи».
Иван Васильевич Костин